Эта книга об эмоциях, а также о теле и его связи с эмоциями. Речь пойдет о том, как развить в себе способность переносить эмоции. Цель издания – научно доказать возможность вырабатывать в себе умение переносить эмоции, особенно неприятные, распространяя эмоциональный опыт на как можно большую область тела. В книге показано, как этот процесс приводит к улучшению не только эмоциональных, но и физических, энергетических, когнитивных, поведенческих, реляционных и даже духовных результатов во всех видах терапии.
Цель этой книги – предложить конкретные шаги и инструменты для «воплощения эмоций» и развития способности переносить эмоции путем распространения их проживания на как можно большую область тела с целью улучшения ряда результатов. Книга предназначена профессионалам всех терапевтических направлений, находящимся в поиске способов улучшить результаты любой работы, которую они выполняют, и тем, кто ищет инструменты самопомощи для управления бурными эмоциями в повседневной жизни.
Люди обращаются за помощью, когда чувствуют себя плохо из-за чего-то, с чем не в состоянии справиться сами. В основе почти каждой ситуации, с которой клиенты приходят к терапевтам, лежит проблема с эмоциями. Существует множество эффективных способов разрешить этот вопрос: можно научиться думать о ситуации по-другому (познание), иначе справляться с ситуацией посредством выражения или действия (поведение), изменить состояние мозга или тела с помощью препаратов или широкого спектра других способов и инструментов, таких как физические упражнения, питание, медитация, эфирные масла, работа с телом и даже электрошок. Или мы можем оставаться с эмоциональным переживанием, в какой бы форме оно ни проявлялось, столько, сколько необходимо, пока оно не трансформируется, – так обычно поступают в духовных практиках.
ТРИ ВАЖНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ: ПОЗНАНИЕ, ЭМОЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ – ЗАВИСЯТ НЕ ТОЛЬКО ОТ МОЗГА, НО И ОТ ТЕЛА И ЕГО СВЯЗИ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Люди обращаются к нам, терапевтам, чтобы мы облегчили их страдания. Почему бы не уменьшить их душевную боль или не избавить от нее с помощью одного из вышеперечисленных методов, не погружая людей глубже в их переживания, а развивая способность их переносить, распространяя эмоциональный опыт на максимально большую область тела? Ответ кроется в последних открытиях в сфере нейробиологии, которые показывают, что три важные психологические функции: познание, эмоции и поведение – зависят не только от мозга, но и от тела и его связи с окружающей средой; что подавление участия тела в эмоциях ставит под угрозу здоровье, познание и наше поведение относительно ситуации, связанной с эмоцией. Эти выводы в сочетании с центральным тезисом этой книги – о том, что вовлечение большей области тела в эмоциональный опыт усиливает способность переносить эмоции и оставаться с ними в течение более длительного периода, – позволяют улучшить результаты познания и поведения даже в терапии, которая фокусируется в первую очередь на когнитивных или поведенческих методах.
МОЗГ, У КОТОРОГО БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЭМОЦИИ, ПОСКОЛЬКУ ОН ЛУЧШЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ БЛАГОДАРЯ ТОМУ, ЧТО СИЛЬНЕЕ РАСШИРЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ТЕЛО, ИМЕЕТ БОЛЬШЕ ШАНСОВ ГЕНЕРИРОВАТЬ БОЛЕЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЕ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СИТУАЦИИ
Эмоция – это суммарная оценка влияния ситуации на самочувствие человека. Мозг, у которого больше времени для обработки эмоции, поскольку он лучше регулируется благодаря тому, что сильнее расширяется через тело, имеет больше шансов генерировать более функциональные познания и поведение в зависимости от ситуации. Если я терплю свой гнев в отношениях, то мои мысли и поступки в этой ситуации, скорее всего, будут более регламентированными и соответствующими этой обстановке. Таким образом, даже методы лечения, которые направлены на содействие когнитивным и поведенческим изменениям для облегчения симптомов, становятся эффективнее за счет включения практики воплощения эмоций.
СТРАТЕГИЯ ПРЕБЫВАНИЯ С ПЕРЕЖИВАНИЕМ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ПРОИЗОЙДЕТ ТРАНСФОРМАЦИЯ, С НАИБОЛЬШЕЙ ВЕРОЯТНОСТЬЮ ПОВЫСИТ АФФЕКТИВНУЮ ТОЛЕРАНТНОСТЬ
Все привычные методы работы с эмоциями, особенно стратегия оставаться с осознанием переживания до тех пор, пока не произойдет трансформация, позволяют людям развить некоторую способность выдерживать эмоции. Однако степень, в которой эти методы могут развить толерантность к эмоциям, ограничена, поскольку либо они не работают с телом, либо, если даже это и происходит, акцент сосредоточен не на расширении эмоционального опыта до максимально возможного уровня. Из всех методов именно стратегия пребывания с переживанием до тех пор, пока не произойдет трансформация, с наибольшей вероятностью повысит аффективную толерантность.
Однако трансформация, к которой стремится человек, порой занимает больше времени или вообще не происходит, если он не знает, что эмоциональный опыт, особенно трудный, потенциально затрагивает всю физиологию мозга и тела. Люди также должны знать, что необходимо работать с физиологической защитой от эмоций и распространить эмоциональный опыт на как можно большую область тела. Это повысит способность выносить эмоцию в течение более длительного периода и полностью осознавать влияние, которое ситуация оказывает на самочувствие. При пассивном сохранении эмоции, где бы она ни находилась, существует риск повторной травматизации. Зато активная работа с телом, направленная на регулирование эмоционального переживания путем его расширения, снижает вероятность травмирующего рецидива.
По всем вышеперечисленным причинам воплощение эмоций – распространение эмоционального опыта на как можно большую область тела для обретения большей способности его переносить – предлагает потенциал для улучшения самых разных результатов в сочетании со всеми видами терапии и всеми обычными методами работы с эмоциями, включая медикаментозное лечение.
Тем, кто не занят в помогающих профессиях, книга поможет осознать свои эмоциональные трудности, большие и малые, и послужит руководством к тому, как с ними работать. Если вы намерены использовать книгу для самопомощи (даже если вы психотерапевт), пожалуйста, не забудьте обратиться за профессиональной помощью, если оказались в трудном положении. Помните: в том, что касается эмоций, нам для разрешения ситуации всегда требуется поддержка других людей, кем бы мы ни были.
Я хотел бы кратко поделиться с вами личным и профессиональным опытом, который привел меня к работе по воплощению эмоций, и выразить благодарность тем, кто помогал мне на этом пути. Затем я представлю обзор издания по главам, после чего последуют рекомендации по стратегиям, которыми вы можете воспользоваться, дабы извлечь из этой книги максимальную пользу.
В проницательной книге Faces in a Cloud: Intersubjectivity in Personality Theory представители интерсубъективного подхода в психоанализе Атвуд и Столороу доказывают, что разнообразные психологические теории, разработанные Фрейдом, Юнгом и Райхом, были сформированы индивидуальными историями, потребностями и личностями этих психологов1. Мой юнгианский аналитик Ричард Аугер часто отмечает, что мы учим тому, чему нам самим нужно научиться. Оглядываясь на свою жизнь и свой выбор направлений в психологии, я прихожу к выводу, что мои отношения с работой по воплощению эмоций в интегральной соматической психологии (ISP) не являются исключением. Я разработал ISP как комплексный психологический подход к задействованию всех уровней психики, индивидуального и коллективного, с воплощением эмоций в качестве основной клинической стратегии, для улучшения когнитивных, эмоциональных и поведенческих результатов во всех видах терапии.
Жизнь моя начиналась трудно. Мы с мамой чуть не погибли во время моего рождения. Я застрял в родовом канале, слишком узком для головы, а пуповина плотно обернулась вокруг шеи. Роды затянулись и проходили под присмотром крайне неопытной акушерки. Мы чудом выжили, как вспоминала бабушка по отцовской линии. Из-за родовой травмы я был близок к церебральному параличу; я узнал об этом по симптомам, которые испытал, прорабатывая родовую травму в терапии, и во сне о том периоде. Тот общий травматический опыт сблизил меня с мамой. Повторяющиеся длительные разлуки с ней, которые я переживал в возрасте от десяти месяцев до пяти лет, являлись, вероятно, еще более травмирующими из-за родовой травмы и тесной связи между нами. Добавьте сюда физическое, вербальное и эмоциональное насилие, которому подвергал меня отец, и вы поймете, что моя история не из простых! Однажды мне приснилось, что я зашел в комнату в хорошо охраняемом полицейском участке и обнаружил картотечный шкаф, полный папок с описаниями всех видов травм, которые я пережил в своей жизни.
Меня всегда поражало, как люди выбирают себе профессии, которые предлагают им оптимальные условия и возможность не только приносить пользу и служить другим, но и исцелять себя самого. Особенно часто я наблюдаю это у психотерапевтов, решающих стать специалистами в области психического здоровья и в терапевтических методах, которые они выбирают как для обучения, так и для лечения. То же самое верно и для меня.
Ранние травмы способствовали тому, что я утратил связь со своими эмоциями и телом и рос умным ребенком, больше интересовавшимся математикой, чем музыкой. Однажды я отправился на свидание с девушкой, которая любила музыку, и с гордостью предложил ей математический анализ музыки. Можете представить, чем это обернулось! Не удивительно, что с самого начала профессионального развития в области психологии меня привлекали системы работы с телом, такие как постуральная интеграция, йога и системы телесной психотерапии, такие как райхианская терапия, биоэнергетика и бодинамический анализ. Именно так я впервые узнал о физиологических защитах от эмоций и других психологических переживаний и о том, как работать с такими защитами мягко (и не очень), чтобы соединить голову с телом, получить доступ к эмоциям и работать с ними регрессивно или катартическим методом.
Вильгельм Райх, современник Зигмунда Фрейда, считается основателем традиции телесной психотерапии на Западе. Разработанная им система называется райхианской терапией. Подходы телесно-ориентированной психотерапии, например биоэнергетический анализ, которые берут свое начало в райхианской терапии, относятся к неорайхианской терапии. В настоящее время область телесно-ориентированной психотерапии состоит из таких неорайхинских подходов и других методов. Я считаю, что на сегодняшний день бодинамическая соматическая психология развития, также известная как бодинамический анализ, является самой сложной системой телесной психотерапии с ее эмпирически выведенной картой психологических функций основных произвольных мышц, основанной на их психомоторных функциях, и сложной теорией структуры характера с семью стадиями развития ребенка. Возможно, эта система на годы опередила свое время, учитывая, насколько ограничена ориентация на тело в более широкой области психологии. Я многому научился, преподавая в течение ряда лет бодинамический анализ, психологию мышц и теорию структуры характера. Не могу не поблагодарить Лисбет Марчер и ее коллег из Института телесно-ориентированной терапии за то, что внесли вклад в мое личностное и профессиональное развитие, предложив подробную карту эмоциональных потребностей ребенка на каждом этапе его развития2.
ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС, ОСОБЕННО В РАННЕМ ДЕТСТВЕ, ЧАСТО СОПРОВОЖДАЕТСЯ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ, НАРУШЕНИЕМ РЕГУЛЯЦИИ И РЕАКТИВНОСТИ В ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЕ И УПРАВЛЯЕМЫХ ЕЮ ВНУТРЕННИХ ОРГАНАХ, А ТАКЖЕ В ОБЛАСТЯХ ГОЛОВНОГО И СПИННОГО МОЗГА ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Многие ранние травмы в моей жизни связаны с настолько сильным стрессом и нарушением регуляции в теле и мозге, что я долгое время страдал от симптомов посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), таких как чувствительность к шуму, нарушения сна и крайняя реактивность в отношениях, не осознавая, что все это – последствия ПТСР. Травматический стресс, особенно в раннем детстве, часто сопровождается высоким уровнем психологического влияния, нарушением регуляции и реактивности в вегетативной нервной системе и управляемых ею внутренних органах, а также в областях головного и спинного мозга центральной нервной системы.
Мне помогло участие в телесно-ориентированном тренинге по травмам под названием соматическое переживание [Somatic Experiencing (SE)] – это метод лечения психической травмы, ориентированный на ощущения в теле и работающий с вегетативной нервной системой человека, – а затем обучение этому подходу по всему миру от имени его основателя, доктора Питера Левина. Этот опыт оказался полезен не только как способ избавления от симптомов травматического стресса, но и тем, что предоставил лабораторию для развития моей работы по воплощению эмоций. Доктор Левин, чья книга «Пробуждение тигра. Исцеление травмы» продолжает оставаться бестселлером в своей категории более двадцати лет с момента публикации, является прекрасным клиницистом и обладателем невероятного ума3. Он мастер в подавлении перевозбужденной вегетативной нервной системы, которая часто вызывает симптомы травматического стресса. Я многим обязан лично и профессионально этому исключительному человеку и благодарен за то, что познакомился с ним на заре своей карьеры в психологии.
Обучение биодинамической краниосакральной терапии у доктора Майкла Ши помогло мне понять, как работать со стрессом и нарушениями регуляции в областях центральной нервной системы у других людей и у меня самого4. Функция основных областей головного и спинного мозга все чаще нарушается при тяжелых травмах, таких как родовые травмы и травма детской брошенности, которые присутствовали и в моей истории. Краниосакральная биодинамика дала мне возможность работать с телом на глубоком квантовом или субатомном уровнях, однако оно может стать менее регулируемым, когда интенсивность травмы увеличится. Этот подход также научил меня восстанавливать связь тела с коллективными исцеляющими энергиями в его окружении – связь, которая нарушается в той или иной степени в зависимости от серьезности травмы.
Я испытывал большие трудности с доступом к своим эмоциям и их регулированием, а также с ощущением своего тела, хотя и был знатоком в этой области, пока не заинтересовался формальным изучением психологии и не стал обучаться на лицензированного клинического психолога. Это побудило меня углубиться в результаты исследований эмоций и их физиологии, особенно в парадигмах аффективной неврологии и телесной психотерапии, и найти ключ к тому, как получить доступ к эмоциям и телу и лучше работать с ними как моим клиентам, так и мне самому.
ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ДОСТУПА К ЭМОЦИЯМ И ДЛЯ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОМАТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ БОЛЬШЕ ФОКУСИРУЕТСЯ НА РАБОТЕ С ЗАЩИТНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ И НАРУШЕНИЯМИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Телесно-ориентированная психотерапия, в частности райхианская терапия, биоэнергетика и бодинамический анализ, работает с защитными силами организма прежде всего в мышечной нервной системе, чтобы получить доступ к эмоциям и выразить их. В последнее время фокус телесной психотерапии расширился, обратив внимание на роль автономной нервной системы. Так, для получения доступа к эмоциям и для их регулирования соматическое переживание больше фокусируется на работе с защитными механизмами и нарушениями вегетативной нервной системы. Подходы, основанные на медитативных практиках Востока, например снижение стресса с помощью осознанности, также подразумевают работу с эмоциями. Интерсубъективный и кляйнианский психоаналитические подходы и аналитическая юнгианская психология работают с эмоциями главным образом через познание. Когнитивно-поведенческие подходы регулируют эмоции посредством познания и поведения. И тонкая работа, проводимая с телом и энергией, контролирует эмоции, регулируя тело или энергию соответственно. Все это – либо основанные на фактических данных, либо проверенные временем и рынком методы, эффективно помогающие клиентам с различными клиническими проблемами. Однако я обнаружил, что в них чего-то не хватает: они либо отнимают много времени, либо их подход к работе с эмоциями неполноценен, по крайней мере, для некоторых моих клиентов и в первую очередь для меня!
Углубленное изучение физиологии эмоций в аффективной нейронауке, особенно в области, называемой воплощенным познанием, преподнесло мне немало сюрпризов. Одним из них было осознание того, что наше понимание физиологии эмоций и физиологии познания за последние двадцать лет претерпело парадигмальные сдвиги, перевернув с ног на голову более ранние открытия. Я был поражен, увидев, как мало из того, что мы понимаем в физиологии эмоций и познания, интегрировано в практику психологии, даже в системы телесной психотерапии. Кроме того, я заметил, что большая часть исследований сосредоточена на ограниченном количестве первичных эмоций, таких как гнев и печаль, и игнорирует большинство постоянно присутствующих эмоций, которые я начал называть сенсомоторными. Это эмоции, испытываемые вами, когда просто чувствуете себя хорошо или плохо в связи с ситуацией, в которой оказались. Наконец, более поздние открытия в области аффективной нейронауки в новых парадигмах исследований воплощенного и ситуативного (контекстного) познания предоставляют существенные теоретические и эмпирические доказательства эффективности метода воплощения эмоций в улучшении когнитивных, аффективных и поведенческих результатов с помощью терапевтических методов, которые я обнаружил опытным путем некоторое время назад.
Ни одна работа не является достижением одного человека. В ее основе – целая пирамида, которая уходит далеко вниз, в прошлое. Я должен многих поблагодарить за полученное образование в сфере взаимосвязанной физиологии эмоций, познания и поведения. Однако я ограничу список и поблагодарю лишь тех, кто находится близко к вершине этой пирамиды накопленной мудрости. О том, что тело и мозг вовлечены в эмоции, я узнал от нейробиолога Антонио Дамасио (в чью профессиональную историю Бад Крейг в последнее время внес выдающийся вклад) и от нейробиолога и психонейроиммунолога Кэндис Перт5, 6, 7.
Работа ряда блестящих умов научила меня тому, что эмоции, мышление и поведение являются функциями не только мозга, но и тела и окружающей среды; что познание, эмоции и поведение принципиально неразделимы в физиологии мозга и тела; что воплощение эмоций способно улучшить когнитивные способности и поведение; что эмоции динамичны и предсказуемы. Эти блестящие умы принадлежат Юджину Гендлину8 из Чикагского университета, Марку Джонсону9 из Университета штата Орегон, Лизе Фельдман Барретт10 из Северо-Восточного университета, Сайен Бейлок из Барнардского колледжа11, Джованне Коломбетти12 из Эксетерского университета в Соединенном Королевстве, Эвану Томпсону13 из Университета Британской Колумбии в Ванкувере, Пауле Ниденталь14 из Висконсинского университета в Мэдисоне и Ребекке Хуфендик15 из Базельского университета в Швейцарии.
ЛЮБАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ ТРЕБУЕТ ПОНИМАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ ОТ НЕВЫНОСИМЫХ ИЛИ НЕПРИЕМЛЕМЫХ ЭМОЦИЙ, А ТАКЖЕ АДЕКВАТНОЙ ВНЕШНЕЙ ПОДДЕРЖКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Любая эффективная работа с эмоциями требует понимания психологических защит от невыносимых или неприемлемых эмоций, а также адекватной внешней поддержки эмоциональных переживаний. Мне повезло, и я учился работать с психологической защитой от эмоций и поддерживать их не в одном, а в нескольких направлениях: гуманистическая психология Карла Роджерса, гештальт-терапия Фрица Перлза, селф-психология, или психология самости, Хайнца Кохута, теория объектных отношений Мелани Кляйн и интерсубъективный подход в психоанализе Роберта Столороу.
Я вырос в Индии и в двадцать шесть лет переехал в Соединенные Штаты получать высшее образование. Я вырос в семье, в которой сны считались значимыми посланиями коллективного сознания. В моей культуре квантовое энергетическое тело человека реально, а опыт индивида глубоко укоренен в коллективе и формируется им. Поэтому естественно, что меня почти с самого начала изучения психологии тянуло к юнгианскому направлению этой науки из-за его широкого взгляда на человеческую психику. Также естественно, что в конечном итоге я вернулся к восточной психологии, предлагающей еще более обширный взгляд на психику: Адвайта-веданте, школе индуистской философии. Адвайта-веданта не только включает в себя все уровни психики из юнгианской психологии, но и утверждает, что индивид в конечном счете неотделим от коллективного сознания и идентичен ему.
Для работы с эмоциями – самыми сложными из наших переживаний, нужно охватывать все уровни психики, которые на них влияют: физический, энергетический и коллективный. Юнгианская психология, Адвайта-веданта16, йога, полярная терапия Рэндольфа Стоуна17 и биодинамическая краниосакральная терапия18 дали мне необходимое понимание и инструменты для работы со всеми уровнями психики в отношении эмоций. Развитие большей способности к восприятию противоположностей в опыте, или формирование аффективной толерантности, подчеркивается в интерсубъективном психоанализе для психологического здоровья, в юнгианской психологии – для индивидуации, в Адвайта-веданте – для просветления. Понимание важности, которую разнообразные системы придают аффективной толерантности, послужило ранним источником вдохновения для становления работы с воплощением эмоций в качестве основной клинической стратегии в более широких рамках ISP, моего комплексного подхода к психике.
Когда двадцать лет назад я решил в качестве терапевтического инструмента разработать подход воплощения эмоций, направленный на развитие способности переносить эмоциональные переживания, у меня не было всех доступных сегодня научных доказательств того, что оно того стоит. За прошедшее время в нашем понимании роли тела как в эмоциях, так и в познании произошла революция. Вначале меня вдохновили на эту работу две простые идеи. Первая заключалась в том, что развивать способность переносить эмоции – это хорошо, как подсказывало мое изучение интерсубъективного психоанализа, юнгианской психологии и Адвайта-веданты. А вторая – в том, что всю физиологию мозга и тела, вероятно, можно использовать для того, чтобы облегчить переживание эмоций. Вторую идею я развил после того, как в самом начале изучения физиологии эмоций узнал (особенно от невролога Антонио Дамасио и молекулярного ученого Кэндис Перт), что большая часть – если не вся – физиологии мозга и тела может быть вовлечена в генерацию эмоциональных переживаний. Из нескольких подходов телесной психотерапии я также узнал, что разные физиологические защиты от невыносимых переживаний для уменьшения страдания формируются как в мозге, так и в теле.
ПЕРЕЖИВАНИЕ СТРАХА ПРОИСХОДИТ У РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ В РАЗНЫХ ТОЧКАХ ТЕЛА И У ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫХ МЕСТАХ ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ: ИНОГДА В ГРУДИ, ИНОГДА В НОГАХ, ЖИВОТЕ, СПИНЕ, ГОЛОВЕ ИЛИ МОЗГЕ
Наблюдая за эмоциональными переживаниями, я и мои клиенты поняли, что переживание страха происходит у разных людей в разных точках тела и у одного и того же человека в разных местах от случая к случаю: иногда в груди, иногда в ногах, животе, спине, голове или мозге. Например, когда я однажды спросил клиентку, где она испытывает страх, она сначала сообщила, что ощущает его только в мозге. Когда я попросил ее прикоснуться к задней части шеи, где мышцы часто служат защитой от ощущения, распространяющегося от головы к телу (и наоборот), она удивилась, вскоре ощутив этот страх во всем теле.
Наблюдение, что мои клиенты и часто я сам изо всех сил пытались преодолеть сложные эмоции, которые проявлялись лишь в немногих частях нашего мозга и тела, заставили меня задаться следующим вопросом: может ли обработка энергии трудной эмоции в бόльшем числе локаций мозга и тела (так сказать, обработка в более крупном контейнере) сделать эту эмоцию более терпимой, чтобы человек мог оставаться с ней и прорабатывать до прекращения ее влияния на него. Вот как я позже объяснял это своим клиентам, желая мотивировать их к воплощению сложных эмоциональных переживаний: сумку легче нести двумя руками, чем одной; точно так же легче переносить эмоцию, когда ее берут на себя больше частей тела.
Таким образом, работа с воплощением эмоций имела для моего профессионального и личностного роста решающее значение. Я чрезвычайно доволен этим слиянием, которое продолжает развиваться благодаря новому клиническому опыту и потокам знаний. Воплощение эмоций принесло пользу мне, моим клиентам, ученикам и, в свою очередь, их клиентам. При написании книги я с нетерпением ждал возможности поделиться этой работой с как можно большим количеством людей по всему миру – как специалистов в области психического здоровья, так и непрофессионалов.
Книга состоит из трех разделов: обзор данной области (часть I, «Обзор», главы 1–4), исследований лежащих в ее основе теорий (часть II, «Теория», главы 5–9) и подробности, касающиеся практики воплощения эмоций (часть III, «Практика: Четыре шага воплощения эмоций», главы 10–14).
Главы 1–4 части I – это подробное введение в данную работу. Они содержат в себе основы теории, концепции, практику воплощения эмоций и ее преимущества с иллюстративными клиническими примерами в разных контекстах и с клиентами с разным уровнем аффективной толерантности или способности переносить эмоциональные переживания. Глава 1 посвящена людям с высокой аффективной толерантностью, высоким уровнем эмоций и эмоциональной интенсивности, широким и глубоким распространением эмоций в теле и длительными циклами обработки эмоций. Глава 2 посвящена работе с клиентами, находящимися на другом конце спектра аффективной толерантности: с низким уровнем эмоций и эмоциональной интенсивности, узким и поверхностным распространением эмоций в теле и короткими циклами обработки эмоций. В главе 3 представлены клинические примеры, подчеркивающие успехи, которых можно достичь благодаря воплощению эмоций: улучшение когнитивных, эмоциональных, поведенческих, физических, энергетических и духовных результатов. В этой главе представлен пример из практики воплощения эмоций в долгосрочной перспективе и возможные ограничения метода. В главе 4 рассматриваются клинические случаи работы воплощения эмоций при лечении тяжелых травм, которые связаны со значительным нарушением регуляции мозга и физиологии тела. Я надеюсь, что после прочтения части I у читателей появится представление о подходе и они приступят к практике воплощения эмоций в себе и других.
Часть II, раздел теории (главы 5–9), представляет убедительные научные доказательства, на которых основана практика воплощения эмоций. В главе 5 подробно рассматривается физиология эмоций и утверждается, что возникновение и проживание эмоций происходит при участии всей физиологии мозга и тела человека. В главе 6 приведены самые актуальные данные о том, что познание, эмоции и поведение зависят не только от мозга, но и от тела и окружающей среды (эти три фактора неотделимы, поскольку возникают в физиологии мозга и тела), и рассматривается значение этих данных для работы с воплощением эмоций. В главе 7 представлена структура семи физиологических процессов, с помощью которых генерируются эмоции и происходит защита от них в физиологии мозга и тела – процессов, которые можно наблюдать и на которые можно воздействовать при воплощении эмоций. Глава 8 посвящена аффективной толерантности и, основываясь на выводах, представленных в главах 5, 6 и 7, и на простой модели физиологической регуляции, развивает главный тезис книги о том, что расширение эмоционального опыта в физиологии укрепляет способность человека переносить переживания. В главе 9 обсуждаются разные виды эмоций, в том числе постоянно присутствующие и часто упускаемые из виду сенсомоторные, такие как просто хорошее или плохое самочувствие, чтобы создать более широкий спектр эмоциональных переживаний, которые можно воплощать с клиентом уже с первого сеанса.
Часть III, состоящая из глав 10–14, посвящена основным моментам практики воплощения эмоций. В главе 10 «Ситуация» обсуждается, как определить и проработать ситуацию, чтобы она вызывала эмоциональную реакцию, необходимую для дальнейшей терапии. Глава 11, «Эмоция», предлагает всевозможные способы работы с психологическими и врожденными защитами от эмоций для получения доступа к ним, а также способы поддержки эмоциональных переживаний в себе и других. В главе 12, «Расширение», рассматривается подход к физиологической защите от эмоций и способы работы с ней, с разными отделами мозга, и физиологией тела с целью влияния на распространение эмоционального опыта на как можно большую область тела. Глава 13, «Интеграция», описывает дополнительный этап слияния части с целым. В этой главе обсуждается, как использовать определенные ресурсы (такие как рост физической энергии, коллективная энергия, а также когнитивные и поведенческие сдвиги, которые часто автоматически возникают в процессе воплощения эмоций), для того чтобы сделать эмоциональные переживания более стабильными, сдержанными и терпимыми и ускорить устранение симптомов. В главе 14, «Эмоциональный резонанс», представлены доказательства того, что люди обладают врожденной способностью напрямую обмениваться друг с другом информацией с помощью биоэлектрических и биомагнитных энергий ближнего действия и квантовых энергий дальнего действия. В этой главе показано, как использовать межличностный резонанс для понимания и поддержки эмоциональных состояний других людей.
В последней главе, «Заключение: будущее», обсуждается интересная тема для неврологических исследований, связанная с воплощением эмоций, и возможные новые измерения (тонкий или квантовый уровень, а также коллективный уровень психики), которые практика воплощения эмоций способна добавить для улучшения результатов всех видов терапии.
Читателю, который испытывает дефицит времени или плохо усваивает теорию, я бы порекомендовал начать с части I, пропустить часть II и сразу перейти к III, а затем вернуться к части II и узнать больше о теоретических основах практики воплощения эмоций. Я настоятельно рекомендую всем приступить к этой практике в себе и других сразу, как только вы начнете читать эту книгу. Мы постоянно генерируем эмоции, и сложные переживания, большие и маленькие, рождаются в нас ежедневно. Чего же вы ждете? Если не хотите начинать расширять в своем теле неприятные эмоциональные переживания, начните для пробы с приятного опыта.
Возможности книги как средства передачи информации о том, как практиковать воплощение эмоций, мягко говоря, ограничены. Чтобы преодолеть эти барьеры, мы создали бесплатный безопасный онлайн-доступ к видеозаписям полных сеансов работы с воплощением эмоций, а также к более коротким иллюстративным видеороликам с демонстрацией шагов, связанных с практикой воплощения эмоций. Для доступа к этому бесплатному онлайн-ресурсу зайдите на сайт www.integralsomaticpsychology.com, перейдите на страницу книги, а затем найдите ссылку «Бесплатные дополнительные цифровые медиаресурсы».