Те, кто привык к бесплатности государственной медицины, могут спокойно закрыть эту книгу, она не для вас.
Эта книга не для тех интеллектуальных врачей, которые свято верят во всемогущество таблетки и с нетерпением ожидают появления очередного чудодейственного лекарства.
Эта книга не для тех великих хирургов, кто обожествляет собственный скальпель и непоколебимо верит в свою исключительность, основанную на том, что никто в его уездном городе или районном центре не может лучше него прооперировать холецистит.
Эта книга не для тех широкообразованных психологов, кто убежден в силе собственного духа и верит, что только он способен наложением рук исцелить любого, и кто пренебрегает отпуском, поскольку за долгие годы практики убедился, что уход в отпуск грозит потерей части клиентов.
Эта книга для тех практикующих врачей, кто привык во всем сомневаться, для тех больных, кто устал ходить по врачам, кто мучается от боли.
Эта книга для тех думающих людей, кто хочет обрести новое видение, открыть для себя новые горизонты.
Nosce te ipsum – Познай себя сам,
учили древние, и этот тезис по-прежнему актуален.
Среди психоаналитиков распространено мнение, что люди, страдающие психосоматикой, лишены воображения. Вполне возможно, но совершенно точно они не глупы, скорее психосоматика – это горе от ума. Они сильны в интеллектуальном плане, но эмоциональный интеллект слабо развит или вовсе отсутствует.
Помню женщину, которая была на приеме пару десятилетий назад, на вид очень воспитанная, образованная. Пришла она с болями в животе и сказала буквально следующее: «Отрежьте мне этот ливер!»
И показала на свой живот.
Это заставило меня задуматься, что может подвигнуть просвещенного человека настолько брезговать своим телом?
Эта книга для тех, кто готов пройти тяжелый путь исцеления, тех, кто понимает, что простых путей в жизни не существует.
Те вещи, о которых будет сказано, не для среднего ума, привыкшего к коротким постам в соцсетях. Хотя Ваш покорный слуга и пытался максимально без заумностей описать взгляды психоаналитиков, в том числе ортодоксальных, на причины и течение психосоматических заболеваний. Далеко не все они мной разделяются, но для полноты картины упоминаются.
В этой книге осуществлена попытка осветить нелекарственное или хирургическое лечение, без которых не может быть полноценного исцеления от многих болезней, а показать, что глубинные причины возникновения большинства болезней находятся в самом человеке.
Должен заметить, что это по большей части, художественная книга, не претендующая на научность, все события и персонажи вымышлены, любые совпадения случайны.
Итак, люди, выросшие в СССР, считают больницу некоей тихой гаванью, так как в советские времена врачи добродушно встречали этих больных, дарили тепло и участие.
Но времена изменились, больницы должны зарабатывать деньги, как и врачи, а тех воспитанных на принципах уездной медицины, таких как Чехов, Булгаков, уже не осталось.
Как известно, в Англии, например, медицина бесплатная, однако даже там больницу через 50 лет после постройки разрушают до основания и кирпичи утилизируют. Там они точно знают, что за 50 лет кирпичи в больнице пропитываются микробами.
У нас же больницы реконструируют, и пациенты лежат на тех матрасах, на которых до них, быть может, умерли не один десяток, а быть может, сотня людей. С точки зрения эзотерики, такие матрасы нужно сжигать. Мне кажется, у нас они лежат годами.
Такие простые истины не доходят до большинства наших людей.
Мой кабинет находится в отделении гинекологии, и проходя каждый день мимо этих умиротворенных, молодых женщин, которые размерено занимаются бытовыми делами, становится очевидно, для них это – санаторий!
С другой стороны, невозможно без боли в сердце смотреть на толпы людей, в отчаянии штурмующих больницы.
Как-то одна пожилая женщина сказала в ответ на мой вопрос «Зачем вам в больницу?»:
–Для чего-то же эти огромные красивые здания построили.
Этой женщине, проведшей всю жизнь в районе, хотелось просто побыть внутри дворца, каковым на первый взгляд является грандиозное сооружение – областная больница. Да и подружки регулярно хвастаются пребыванием в той или иной городской или республиканской клинике.
Однако статистика сурова. Наши медицинские деятели уже давно сопоставили медицину у нас и за рубежом. Помню в одном из ведущих изданий Минздрава РФ статью, в которой приводились следующие цифры.
В городе Марсель (Франция) – 1 млн. жителей, столько же, сколько и в Уфе. В то же время в Марселе всего две 500-коечные больницы: одна частная, другая – государственная.
В Уфе – 22 больницы, из которых семь каждая с фондом около 1000 коек.
Конечно, можно сослаться на наш суровый климат, и это действительно важный фактор, с приходом холодов уровень сахара в крови резко повышается, это такой адаптивный механизм выработанный за столетия эволюции. И, пожилые люди буквально стаями слетаются в отделения гнойной хирургии, у них на фоне климатических изменений, повышается уровень глюкозы крови и, как следствие, обостряются и атеросклероз, и гнойно-инфекционные заболевания, такие как рожа, фурункулез, возникают некрозы, гангрены и пр.
Наши государственные мужи вынуждены сокращать расходы на здравоохранение. Но никто не задается вопросом, как они там за рубежом справляются.
Простой пример. За границей нет такой специализации, как проктолог, то есть основную массу колопроктологических больных (включая такие тяжелые заболевания, как болезнь Крона, неспецифический язвенный колит и др.) лечат психоаналитики. У нас в Уфе три отделения колопроктологии, не считая поликлинических проктологов. Что, разумеется, вызывает усмешку у зарубежных коллег: как можно 15-ти см кишки посвятить целую врачебную специальность, научно-исследовательский институт (НИИ проктологии), сотни диссертаций?
Напомню, в СССР было два НИИ проктологии: один в Москве, другой – в Тбилиси.
И таких безобразий огромное количество, ни говоря о гинекологической патологии, онкологии, которые, безусловно, нуждаются в психоаналитической терапии, и т.д.
Впрочем, в последние годы уровень психологической поддержки онкобольных сильно вырос.
Теперь, когда у меня за спиной почти 30-летняя практика хирурга, звание член-корреспондента РАЕ, отличника здравоохранения РБ, степень доктора медицинских наук и пр., можно оглянуться на прожитый путь и сделать некоторые выводы.
Главный вопрос, который мне задают: «Почему профессор-хирург занимается психоанализом?»
Мое мировоззрение кардинально изменилось после прочтения книги Фрейда "Введение в психоанализ".
А началось все в 1993 году, когда пришло время интернатуры по хирургии; уже тогда стало понятно, что в основе большинства болезней лежат расстройства души, поскольку долгими зимними вечерами, когда проводил обход в отделении абдоминальной хирургии, заметил, что отделение заполнено до отказа женщинами с хроническим холециститом.
Нередко это были немолодые, повидавшие жизнь особы.
Поразил факт, что достаточно изменить фокус вопроса и вместо того, чтобы спрашивать больных «Где болит?», спросить «Что беспокоит?», тут же начинался словесный понос.
Пациентки рассказывали о своих любимых дочерях, которые не посещают их перед операцией, о холодных зятьях, о мужьях, не исполняющих свой супружеский долг.
Эти измученные жизнью женщины говорили о чем угодно, только не о своих болезнях.
То выражение, которое всем знакомо: «Все болезни от нервов, только сифилис от удовольствия!»– теперь получало реальное подтверждение.
Напоминаю, это было отделение хирургической гастроэнтерологии, но если с животом все понятно, ведь в мединституте нас учили: «Хирурги – порождение плохих терапевтов», то, как быть с травматологией? Причем здесь душа? Этот вопрос я задавал себе неоднократно.
Казалось, что травма дело случая, фатум, так сказать.
В 2002 году, продолжая свои исследования, перешел в отделение микрохирургии; мне казалось, что люди попадают под пилу и отрезают себе руки, пальцы не по своей воле, а по «случайности».
Микрохирургия недалеко в смысле «случайности» повреждения ушла от травматологии.
Но однажды прекрасным майским субботним вечером привезли, из другого города, находящегося за 200 км, 18-летнего мальчика, который отрезал себе руку в районе предплечья. На осмотре – ровная рана и отрезанная рука, было ощущение, что это – специально.
Для знатоков "травматических ампутаций сегментов конечностей" отмечу, парень был абсолютно трезв.
10 часов пришлось провести за микроскопом, руку пришил. Но потом 3 недели ходил и не мог разогнуться.
Дело в том, что это очень сложная операция и приходится отдавать большую частицу себя, души и тела, а результаты не очень обнадеживающие. Мало кому удается воспользоваться пришитой рукой. Что называется верхняя чакра открылась и голос свыше спросил:
–Вы хирурги можете пришить все, но быть может лучше понять, что заставляет людей себя калечить?
Поэтому пришлось мне глубже заняться психологией, психоанализом и психосоматикой.
Большинство врачей в потоке бытия редко останавливаются, захваченные суетой сует, бытовыми проблемами, поэтому мало кто задумывается о глубинных причинах болезней, да и сама система высшего медицинского образования у нас и за рубежом основана на принципе: "primum non nocere" – прежде всего не навреди.
То есть лучше ничего не делать, чем навредить больному.
Или 100 раз отмерь, один раз отрежь.
Для закрепления этого принципа в медуниверситетах студентам жестко промывают мозг, заставляя изучать предметы, никак не нужные во врачебной практике.
27 лет преподавания в медицинском университете позволяют мне это заявлять со всей ответственностью.
Недавно пересмотрел фильм с Василием Лановым «Офицеры», один эпизод потряс своей точностью. Напомню.
Жена Шакурова сидит и зубрит анатомию, повторяя как мантру: musculus mylohyoideus, musculus digastricusит.д.
Что поразило, так это то, что мы точно также почти через 100 лет после того времени, о котором снимали фильм, учили эти мышцы, не пригодившиеся в хирургической жизни, потому что они имеют отношение к стоматологии, челюстно-лицевой хирургии, но не к абдоминальной хирургии или микрохирургии.
Все бы ничего, если бы анатомия была ознакомительной, но ведь на занятиях по ней просто жесточайший террор. А потом все эти "важные" мышцы благополучно забываются через полгода.
И таких предметов в медицинском ВУЗе абсолютное большинство.
В результате практикующие врачи следуют алгоритмам лечения, которые прописывают каждый их шаг.
Конечно, предвижу возгласы номенклатуры от здравоохранения: «А как же персонализированная медицина!»
В этом-то и проблема. Вначале врача беспощадно заставляют следовать строго определенным законам, а потом, когда ветер подует в другую сторону, чиновники думают, что человек может измениться по мановению их волшебной палочки.
Вначале 90-х была распространена идея так называемой "индивидуализированной" медицины, потом пришли веяния из-за рубежа и мы стали лечить по "стандартам".
Теперь флюгер здравоохранения повернулся на 180 градусов и нужно заниматься "персонализацией".
Но вернемся к преподаванию, в медвузе преподают 3 химии: общую, биоорганическую и биологическую. Как они могут пригодиться хирургу?
Не буду утверждать за всех, мне они никак не пригодились, хотя по двум из них у меня «5».
Неоднократно обращался к заведующим кафедрами не только в БГМУ, но и других ВУЗах с предложением принять меня на работу в качестве преподавателя психоанализа, конечно везде встретил отказ, я прекрасно понимаю, что эти уважаемые профессора боятся конкуренции, они судя по себя думают, что я мечтаю о кресле заведующего кафедрой! Мои надежды оставить свой долголетний опыт психоаналитика потомкам, разбились о рифы трусости и жадности академических психологов, никогда не принимавших пациентов.
Таким образом, существуют многочисленные проблемы и в здравоохранении и психологии врачей облеченных властью и снобизме психологов.
Дорогой читатель! Надеюсь, мне будут прощены многочисленные орфографические, грамматические и стилистические ошибки, излишняя эмоциональность и прямолинейность в обличении существующего порядка вещей. На самом деле, не все так плохо в отечественной медицине, есть настоящие праведники и труженики, которым и посвящена эта книга, а также тем моим пациентам, кто терпел мои ошибки в лечении, стойко переносил категоричные высказывания и малоутешительные советы.
Предисловие во второму изданию
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu
Очевидно, что само название "Психосоматика для чайников", было достаточно тенденциозно, однако за моей иронией скрывается понимание сверхдетерменированости человеческой психики, ведь в любом человеческом творении отражается внутренняя сущность человека, мы проецируем, вольно ли невольно свои паттерны поведения, гештальты, фантазии на художественные произведения, музыку и пр. После первой публикации «Психосоматики для чайников» прошло совсем немного времени, но медицинская наука, психология развиваются с огромной скоростью, поэтому возникла необходимость пересмотра некоторых положений, представленных в данном манускрипте.
Конечно, одной из моих целей была популяризация психоанализа, без излишней апелляции и восхваления Фрейда. Теперь пришло время поменять название и немного расширить тему.
Еще одной причиной послужившей написанию этой книги стала тенденция молодых врачей все проявления психологических особенностей человека страдающих соматическим расстройством сводить к диагнозу «психосоматика».Восторженность неофитов, пропагандирующих учение, уже набила оскомину, агрессивная реклама психоанализа, вызывает отторжение у существенной части нашего населения.
Ни в коей мере не отрицая заслуги Фрейда, который был настоящим гением и подвижником науки, последователи восторженными отзывами превратили в научном медицинском сообществе психоанализ в некую догму, квазинауку, это на своей шкуре я испытал в полной мере.
В то же время, колоссальный поток никчемной, токсичной информации заполнившей поле человеческой мыслительной деятельности привел к разочарованию значительной части ученых-медиков в успехах традиционной медицины.
Психиатры в Советском Союзе и новой России монополизировали эту область медицины, и, прикрывшись психиатрической терминологией, надолго забаррикадировали для интернистов этот священный Грааль.
Уже давно стало понятно, что геном человека его активация происходит под влиянием внешних факторов, и попытка привязать пациента к какому-то психотипу, это дань нашему незнанию. Этот ярлык, обезоруживает человека, а психологи, психоаналитики не могут в полной мере оценить важность телесных проявлений в генезисе страдания.
Поэтому важным считаю необходимость совместного лечения психосоматозов врачами и психологами.
Телесная природа сознания уже не вызывает сомнения у большинства прогрессивных авторов, а открытия последних лет в области ментального здоровья, в частности феномен «множественной личности», подрывают устоявшиеся схемы преподавания медицины, и мне как профессору кафедры хирургических болезней больно смотреть на то, как мастодонты медицинской науки, отрицают эти открытия. То, что множественная личность при переходе из одного состояния психики в другое способна изменять группу крови, нивелировать сахарный диабет, не укладывается в их ригидные олдскульные парадигмы.
С другой стороны, открытия последних лет в области локализации в головном мозге очагов, якобы ответственных за соматические проявления, вызывает двойственные чувства, во-первых, давно понятно, что «зоны Брока» и прочие локации, это попытка подтвердить идеи Вирхова с его редукционизмом, и они не выдержали проверки временем, ведь головной мозг функционируют в ритме нейронных сетей, и эти сети могут брать на себя выпадающие функции, они могут мигрировать, образовывать новые связи.
В то же время, стремление психоаналитиков, психиатров, психологов стандартизировать подогнать под определенный параметр, поставить диагноз человеку, определить тип личности вызывают удивление.
Определенная разорванность в изложении животрепещущей проблемы психосоматики связана с моим искренним желанием объять необъятное, достучаться и до молодых врачей и новоиспеченных психоаналитиков, и до «простых» читателей интересующихся механизмами объединяющими психику и тело. Эволюция психоанализа показала, что в человеке зарыты нечеловеческие возможности, и скрытые резервы можно индуцировать, в каждом из нас присутствует и «демонстративный» тип личности и обсессивно-компульсивный, и прочие, и при должном старании и везении, можно их активировать.
Значительное влияние социальных факторов на психическое развитие давно отмечают специалисты в области ментального здоровья, и в этой области достигнуты грандиозные успехи, а уж роль семейных констелляций в развитии психических дефицитов давно не вызывает сомнений. Однако, проблема заключается в том, как человеку вырваться из под влияния миросоциального окружения?
Проблема лечения зависимостей, все еще вызывает вопросы, хотя специалисты работающие в этой области, давно используют программу «Десять шагов», которая показала свою относительную эффективность, и сводится в сущности, к формированию новых отношений.
Ведь гений Фрейда состоял в том, что он признавал свою роль компилятора, его идеи, объединенные в слове «психоанализ», звучали и в текстах Гегеля, и Шопенгауэра. Сарказм в названии книги обусловлен вызовом, брошенным мной авторам, пишущим под диктовку спичрайтеров.
Особо хочу поблагодарить своих студентов, которые отличаются проницательностью и креативом. И, конечно, Серена Кьеркегора стал одним из основных вдохновителей основателя психоанализа, и, тем не менее, именно он создал более или менее полноценную схему исследования функционирования человеческой психики, показал, что деятельность человеческого мозга и тела имеет тенденцию эволюционировать, и в то же время держаться устоявшихся паттернов.
Нон-фикш, жанр крайне сложный для творчества, особенно для ученого, популяризация науки состоит в искусстве пройти по тонкой грани между желанием донести важную научную информацию и не свалиться в зубодробительные формулировки, не понятные ни врачам, ни психологам. Эта идея становится практически невыполнимой в связи с тем, что и медицина крайне неопределенная наука и психоанализ наука об иррациональном, о тех лечебных факторах, которые с древнейших времен позволяли излечивать неизлечимое, о Вере, Надежде и Любви.
Поэтому в очередной раз надеюсь на снисхождение уважаемый читатель. Хотел бы выразить слова благодарности преподавателям Башкирского государственного медицинского университета за поддержку и понимание.
Отдельная признательность профессору кафедры хирургических болезней и новых технологий с курсом ИДПО БГМУ Суфиярову Ринату Сабитовичу, за ценные советы и рекомендации.
Не могу не отметить своих клиентов, пациентов, за их мудрость терпение, понимание, каждый из которых индивидуальность.
Больничная симфония, или в чем разница между врачом и психоаналитиком
Это краткое эссе создано для оценки различий в миропонимании врачей и психологов.
Больничная симфония состоит из огромного количества различных врачебных инструментов.
Днем это вагнеровские мотивы, тяжелая поступь скрипящих колесниц каталок, которую регулярно перекрывает звон тарелок с кухни. Литавры хлопающих дверей заглушают шум приезжающего больничного лифта, в который вклинивается сердитый крик лифтера, прерываемый арией раздатчиц: «Обед!»
Многоголосье хора медсестер к тихоопускающемуся вечеру позволяет проявиться воющему шуму сирен подъезжающих скорых, иногда перекрываемых визгливыми клаксонами нетерпеливых родственников у пропускного пункта, приехавших забрать своих выздоровевших больных.
Что это? «Полет шмеля!» Николая Римского-Корсакова.
Но, Вагнер мне не по вкусу; самый утонченный мотив звучит темной ночью, когда оглушительный цокот туфель одинокой медсестры отдается в наковальне слухового аппарата в ответ на жуткие стон переведенного из реанимации тяжелобольного.
«Октябрь» великого Чайковского, это мелодия тоскливой больничной ночи.
Самая амбивалентная история – середина больничной ночи, когда вдруг слышен шум шин подкрадывающейся неотложки, после которой музыка больницы оживает, громко хлопают двери приемного покоя, затем резкий, но ожидаемый звон телефона, и усталый голос медсестры приемного покоя вызывает тебя из сказочной дремы тревожного сна на бесконечный бой между жизнью и смертью.
Резким выстрелом звучит скрип двери грузового лифта, и лифтер с сочувствием вопрошает, как Харон:
–Приемный покой?
И ты медленно спускаешься под гудение софитов в преисподнюю.
Несколько звонков, и приемник (приемный покой) оживает, лаборантка гремит ксилофоном пробирок и стекляшками свирели. ЭКГ – лаборантка вступает виолончелью завывания аппарата, трубно гудит баритоном рентгенология, просвечивая лучами стонущего пациента.
И вот громогласный бас старшего хирурга включает половецкие танцы:
–Развертываем экстренную операционную!
И вдруг вступает выверенный «Турецкий марш» Моцарта, в котором все продумано, все просчитано и слаженно. Лязг блестящих хирургических инструментов, которыми дирижирует операционная сестра, завывание отсосов и умные вздохи дыхательных контуров камерного оркестра анестезиологии.
Потом снова гробовая тишина.
А ты сидишь на первом этаже, среди обрушившейся тишины пробуждающегося утра, в котором вдруг становятся слышны крики певчих птиц, недовольных скачкой белок среди начинающих желтеть лиственниц, что растут во дворе больницы.
Разумеется, никакой шрифт, ни стиль писанины не могут отразить всего бурлеска больничной жизни, всего перформанса, состоящего из запахов жареного минтая, доносящегося из столовой, и удушливой вони распадающейся опухоли прямой кишки, когда эшерихия коли начинает свою сумрачную дискотеку в темных лабиринтах микробиоценоза чрева.
А как можно описать первобытный ужас 17-летней девочки, впервые попавшей в операционную в качестве санитарки, когда ее голубые глазенки, блестящие над туго затянутой маской, вдруг темнеют от поминального грома падающей в таз ампутированной, черной от гангрены ноги, отрезанной под самый пах?
Какой Брейгель, какой Босх в состоянии написать ужас смерти и хорор трупов?
Больничная симфония – это реквием и опера человеческому мужеству и трусости, героизму и предательству, честности и пустому морализаторству.
Очевидно, что чем раньше врач надевает на уши, обоняние и зрение, невидимые фильтры, защищающие его психику от всех этих кошмаров, тем дольше он проживет, потому, что невозможно постоянно находиться в нечеловеческом хоре стонов и жалобных криков умирающих больных в реанимации.
С другой стороны, психоаналитик обязан быть полностью открытым к любым звуковым, обонятельным и визуальным проявлениям, которые приносит с собой клиент.
В этом кардинальное отличие психоаналитика от врача.
В этом и заключается проблема диагностики и лечения психосоматики.
Врачи зачастую бывают, глухи к чувствам и сильным эмоциям, скрываемым психосоматиками, а психоаналитики не знают проявлений соматических болезней.
О возрасте
В медицине выделяют календарный возраст – это сколько человеку лет, и биологический возраст, который рассчитывается на основании ряда объективных параметров. Одним из наиболее простых тестов является умение стоять на одной ноге или ходить по рельсу не падая. То есть умение держать равновесие является одним из важных критериев молодости.
Еще один тест – глубина наклона вперед. Если вы можете кончиками пальцев достать до земли – хорошо, если при наклоне Вы ладонями касаетесь почвы под ногами – прекрасно.
Помню несколько лет назад, привез родственницу, которой было 79 лет к известному профессору-травматологу. Она жаловалась на боли в спине, и когда он попросил ее наклониться, она резко наклонилась и лихо достала ладонями рук пола, его очки вспотели. Было очевидно, что он, несмотря на свою моложавость на подобное неспособен. Профессор, криво улыбаясь начал расписывать обширную программу диагностики, включавшую вычурную сцинтиграфию.
Описанный тест был хорошо известно создателям знаменитой системы ГТО (готов к труду и обороне).
Немаловажный критерий – психологический возраст. Известно, что люди в браке чувствуют себя старше. Армия тоже вносит свои коррективы во внутреннее мироощущение собственного времени.
Люди с высшим образованием отличаются от людей, не достигших их социального положения.
Вопрос состоит в том, как связаны календарный, биологический и психологический возраст.
В медицине известно состояние – прогерия (раннее старение).
Кроме того, выделяют ретардацию – задержку пубертатного развития и его торможение.
Широко известен факт, что люди у власти дольше сохраняют интеллект, спортивную форму и прочее.
Вполне очевидно, что здоровье и продолжительность жизни как минимум на 50% зависят от генов. Ведь дети аборигенов Австралии, вынужденные в три года копаться в земле, чтобы найти корешок и съесть его, не от пустого любопытства этим занимаются, а для того, чтобы выжить. Они рано взрослеют, но и долго не живут. Условия жизни не те.
С другой стороны, есть свидетельства того, что евреи, пережившие холокост, концлагеря и прочие кошмары, нередко доживают до 100 лет. То есть тяжелые жизненные испытания не сокращают продолжительность жизни.
Однако в СМИ есть много информации о нацистских палачах, доживших до 100-летнего возраста. Выходит, совесть не влияет на физическое здоровье. Хотя нельзя исключить факт того, что у гитлеровцев не было совести.
Если раньше считалось, что для того, чтобы прожить большую жизнь, нужно избегать стрессов, то теперь большинство ученых полагают, что стрессы необходимы, что нужно разгружать надпочечники от адреналина, что задержка адреналина приводит к ожирению, депрессии и прочим психосоматическим неприятностям.
Даже внешний вид не всегда является критерием прекрасного здоровья, ведь при сахарном диабете люди долго выглядят юными.
Кроме того, на память приходит один профессор анатомии, которая рассказывала, что ее учитель всегда ходила с прямой спиной и контролировала себя, чтобы не морщить лоб.
Это ей помогло до преклонного возраста сохранить гладкость лица.
Иногда достаточно съездить на собрание одноклассников, однокурсников, чтобы с ужасом убедиться, как быстро летят годы, и что многие врачи выпивают как в годы своей бурной юности, не подозревая, что печень уже давно не та, и что выпить бутылку водки без серьезных последствий уже не получится.
Но как обратить время вспять?
Все как всегда просто – ЗОЖ (здоровый образ жизни). Но мало кто говорит о психологической гигиене, о том, что надо регулярно избавляться от информационного мусора, который скапливается в памяти, нужно проводить «чистку реестра» эмоционального интеллекта, форматирование памяти. Все эти идеи о том, что нужно жить настоящим, не оглядываться назад, плохо соответствуют жизненному опыту. И очевидно, что попытки утопить плохие воспоминания в стакане вина приводят к циррозу печени.
С течением жизни, мы ездим на работу привычным маршрутом, заходим в одни те же магазины, общаемся со старыми друзьями и знакомыми и т.д.
Так и тело, действует по пути наименьшего сопротивления, использует рефлексы. Это называется мышечная память, мы делаем стереотипные движения, включаем в течение дня одни и те же определенные группы мышц.
Так же и разум, привыкает думать определенным образом. Как это происходит?
Простой пример, в середине 90-х заглядываю в токсикореанимацию проконсультировать больного, который отравился грибами. Разговорился с врачами, оказалось, токсикологи не употребляют грибы ни в каком виде. То есть, работа с отравлениями грибами произвела сильное впечатление, сравнимое с посттравматическим психическим расстройством (ПТСР). И подобные психотравмы, впитываются мозгом, становятся нашим характером, и чем дольше живет человек, тем больше фобий он накапливает.
В свою очередь, это ограничивает репертуар наших способов поведения, с возрастом мы становимся жесткими, ригидными
Из-за этого мы теряем гибкость реагирования на внештатные ситуации, это в свою очередь повышает агрессивность.
Кроме того, перенесенные тяжелые события развивают гордыню, человек в глубине души думает:
–Я прошел армию!
–Я перенесла тяжелую болезнь!
–Я смогла отбиться от насильников!
То есть разум борется с психической травмой превращая ее в героизм.
Как сохранить молодость души?
Об этом я уже неоднократно писал, но повторюсь.
Нужна очитка разума от подобных впечатлений, ре-переживание психотравм в процессе психологической работы исправляет ситуацию.
Еще один способ написание мемуаров.
Но опять же, многое зависит от превалирующего канала, по которому мы принимаем информацию, если Вы привыкли через глаза постигать мир, то лучше писать, если Вы воспринимаете окружающих через слух, то конечно Ваш путь лежит на кушетку психоаналитика.
Если Вы кинестетик, то есть у Вас кожная, проприоцептивная чувствительность, то лучше к последователям Вильгельма Райха, телесно-ориентированным психотерапевтам.
Проработка своих фобий приводит к тому, что психологи живут в среднем дольше среднестатистических жителей планеты Земля.
Но как прожить счастливую жизнь – об этом медицина умалчивает, это не входит в сферу ее компетенций.
Таким образом, так называемая идентичность, то есть понимание себя во времени и пространстве, достаточно сложная процедура. Набившая оскомину фраза "быть в гармонии с собой", иногда невозможна без посторонней помощи. Но как отбросить корону, которая намертво прилипла к макушке?
Об этом чуть позже.