Примечания

1

Когда мы говорим о психологии народов, то не сводим ее к простой сумме психических свойств, а имеем в виду отражение множества тех связей и отношений, в которых реально формируется и развивается психология и социология людей.

2

Под этносом мы подразумеваем устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований.

3

См.: Летопись русской литературы древности. 1859. № 1. Т. II. С.45.

4

Там же. С. 46–47.

5

Следует отметить, что русские этнографы поняли новизну взглядов М. Лацаруса и X. Штейнтеля. В 1899 г. в России был опубликован реферат статьи М. Лацаруса и X. Штейнтеля, составленный лингвистом А. Дювернуа в «Летописи русской литературы древности» (М., 1859. Т. II. С. 44–60).

6

Понятие «психический склад» в литературе интерпретируется весьма по-разному, причем не всегда достаточно четко и последовательно.

7

Общее в понимании психического склада ограничивается лишь тем, что под ним, как правило, подразумеваются особенности психики, причем нередко подчеркивается их устойчивость.

8

Душков Б.А. Ноопсихология и ноосоциология народов. М., 2000. Он же. Ноопсихосоциология народов и эпох, М.,2001; Основы этнопсихологии и ноопсихосоциологии, М., 2001 и др.

9

Наиболее детальный анализ этнопсихологической и психосоциологической терминологии рассмотрен нами при составлении классификации отдельных процессов и этнотипов этнопсихогенеза народов.

10

Под нормами здесь понимается коллективная установка этического сознания, имеющая важное значение для формирования коллективной научной мысли как планетарного явления.

11

Большинство этих процессов осуществляется бессознательно, во влиянии которых субъекты не отдают себе отчета.

12

Подробнее см.: Душков Б.А. Ноопсихология и ноосоциология народов, М., 2000.

Загрузка...