Примечания

1

Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. 1998. № 1.С. 120.

2

Здесь и далее в круглых скобках указаны страницы, относящиеся к настоящему изданию. – Примеч. ред.

3

Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е.Ю. Завершневой и Р. ван дер Веера. М.: Канон+, 2017. С. 456.

4

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл, 2004. С. 121.

5

См. в частности: Завершнева Е.Ю. Две линии развития категории «смысл» в работах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 3.С. 116–132; Завершнева Е.Ю. Представление о смысловом поле в теории динамических смысловых систем Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2015. № 4.С. 119–135.

6

Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е.Ю. Завершневой и Р. ван дер Веера. М.: Канон+, 2017. С. 465.

7

Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. С. 264.

8

Василюк Ф.Е. В чем сила? // Нескучный сад. 2004. № 3 (10). С. 28–31.

9

Vasilyuk F. The Psychology of Experiencing. L.: Harvester Wheatsheaf, 1991. 258 p.

10

Василюк Ф.Е. Структура образа: к 90-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева // Вопросы психологии. 1993. № 5.С. 5–19.

11

Василюк Ф.Е., Карягина Т.Д. Личность и переживание в контексте экспириентальной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 3.С. 27.

12

Там же. С. 25.

13

Творческая способность человека формировать собственное переживание позднее будет использована Ф.Е. Василюком при создании техники «Режиссерская постановка симптома» (см.: Василюк Ф.Е. Режиссерская постановка симптома (психотерапевтическая методика) // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 2.С. 105–144).

14

Куликов К.Л. Тематический анализ публикаций, развивающих концепцию переживания утраты, предложенную Ф.Е. Василюком // II Международная конференция памяти Ф.Е. Василюка «Консультативная психология: вызовы практики»: Сб. материалов / Под ред. Е.В. Букшиной, В.А. Земцовой. М.: ПИ РАО, 2020. С. 153–159.

15

Термины «память-восприятие» и «память-мысль» введены мной. – М.Ч.

16

Ср. утверждение И.М. Сеченова: «Между действительным впечатлением с его последствиями и воспоминанием об этом впечатлении, со стороны процесса, в сущности нет ни малейшей разницы. Это тот же самый психический рефлекс с одинаковым психическим содержимым…» (Рефлексы головного мозга. М.; Л.: АН СССР, 1942. С. 109) и замечание Ф.Е. Василюка: «Это первое, только-только родившееся воспоминание еще очень похоже на восприятие (“я вижу нас”), но в нем уже есть главное – разделение и согласование времен (“вижу нас в прошлом”)…» (с. 237).

17

Мэй Р. Мужество творить. СПб.: Питер, 2020. 160 с.

18

Битюцкая Е.В. Определение критериев трудности жизненных ситуаций на основе экспертных оценок // Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А.В. Брушлинского и 300-летию основания РАН, 12–14 октября 2023 г., Москва / Отв. ред. Д.В. Ушаков, А.Л. Журавлев и др. М.: ИП РАН, 2023. С. 1113–1118.

19

См. описание клиентского случая А.А. (с. 268–270).

20

См.: Спиноза Б. Этика. М.: Рипол Классик, 2022. 328 с.

21

Здесь и далее цифры в квадратных скобках означают отсылку к соответствующему номеру раздела «Комментарии и дополнения».

22

В этом ряду не упомянуты эмоциональные процессы не потому, что их здесь замещает переживание, это не так. Просто они в этот ряд вообще не входят как равноправный его член, так как не являются процессами деятельности. Действительно, специфически деятельностные проблемы «как?», «с помощью каких средств?» и проч. могут стоять в практической плоскости, познавательной и в плоскости переживания («Нынче весной, – рассказывает герой пьесы А.Н. Островского “Не было ни гроша, да вдруг алтын”, – один закладчик повесился: обокрали его на двадцать тысяч. Да и есть от чего. Как это пережить? Как пережить?»), в эмоциональной же сфере они неосмысленны: нет такой озадаченности – как, с помощью каких средств ощутить радость, боль, тоску; не вызвать в себе, а именно ощутить уже возникшее чувство?

23

Пользуясь случаем, автор выражает признательность О.И. Генисаретскому за необычайную щедрость, с которой он делился своими знаниями и методологическим искусством [2].

24

За время, прошедшее с момента первой публикации «Психологии переживания», появились новые издания и переводы книг из библиографического списка. В отдельных случаях ссылки обновлены редакторами. – Примеч. ред.

25

В таком самом общем определении понятие переживания совпадает с картезианским «cogito». «Под словом мышление (cogitatio), – пояснял Декарт, – я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его сами собой; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также и чувствовать означает здесь то же самое, что и мыслить» (Декарт, 1950, 429).

Загрузка...