Логопсихология – раздел специальной психологии, посвященный изучению причин, механизмов, симптоматики, течения, структуры психических расстройств, а также механизмов психической адаптации у людей с нарушениями речи первичного характера и разработке системы психологической помощи этим людям.
Предметом логопсихологии являются психические особенности лиц с нарушениями речи и методы психологической помощи (коррекции и терапии).
Цель – оказание психологической помощи лицам с нарушениями речи.
В задачи логопсихологии входит:
1) оценка психики человека, имеющего расстройство речи, с позиций целостного подхода в качестве основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики;
2) изучение психологических особенностей лиц, страдающих различными формами речевой патологии;
3) разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуховой функции, задержки психического развития, сложных недостатков развития);
4) совершенствование методов психологической профилактики и коррекции психики лиц с речевыми нарушениями.
Будучи прикладной, вспомогательной дисциплиной, логопсихология в процессе своего становления следовала за развитием логопедии. Поэтому с некоторой долей условности ее развитие также можно представить в виде трех этапов. Первый (до середины ХХ в.) заключался в накоплении эмпирических фактов и теоретических построений в отношении преимущественно заикания, носивших в значительной мере умозрительный характер. Этот период характеризуют только отдельные упоминания в литературе психологических проблем лиц с различными нарушениями речи (прежде всего страдающих алалией, афазией, заиканием).
Второй период (с середины до 80-х гг. ХХ в.) характеризуется накоплением фактических сведений, в том числе с помощью экспериментально-психологических методик, а также теоретическим осмыслением этих сведений.
Существенный резерв развития логопсихологии содержится в работах, которые можно охарактеризовать как психологическое направление в языкознании, в которых лингвисты «обнаружили» говорящего человека, в том числе склонного к различного рода нарушениям, отклонениям от нормы (Х. Штейнталь, А.А. Потебня, К. Бюлер, Р. Якобсон и др.). Если лингвист, рассматривая нарушения речи в качестве своеобразного естественного эксперимента, уточняет теоретические представления об организации речевых процессов, то логопед использует эти знания для понимания конкретных расстройств, чтобы применить их для совершенствования методов коррекции.
Наиболее ранние представления о связи нарушений речи с психическими особенностями человека формировались в отношении заикания. Они разрабатывались врачами и служили основанием для предлагаемых методов лечения. Так, И.А. Сикорский в своей обстоятельной монографии «О заикании» еще в 1889 г. предлагает метод психического лечения, исходя из представлений, что оно «есть функциональное расстройство в сфере речи».
Позже Г.Д. Неткачев предложил собственную развернутую теоретическую концепцию и конкретные методы терапии, основанные на этой концепции (1909, 1913). Несмотря на то, что он рассматривал лишь одно речевое расстройство – заикание, многие положения, сформулированные им, могут быть применены и к другим речевым нарушениям. Относя заикание к психоневрозам, Г.Д. Неткачев, так же как и И.А. Сикорский, подчеркивает его функциональный характер, отсутствие «заметных органических, патологоанатомических изменений». Исходя из сформулированной позиции о психогенном характере расстройства, он раскрывает механизм его развития и закрепления, по существу предваряя современную концепцию фиксации на дефекте, выдвинутую В.И. Селиверстовым (1994). По Г.Д. Неткачеву, страх приводит к навязчивой фиксации на своем дефекте и с «возрастом больного такой страх захватывает, наконец, уже всю деятельность мышления, чувства и воли». При этом он противопоставляет одностороннему подходу «по дидактическому шаблону» подход, при котором заикание рассматривается «широко во всей полноте картины патологической личности больного с его внутренними и внешними переживаниями».
Г.Д. Неткачев подробно излагает новую систему отношений, складывающуюся у заикающегося с самим собой и с окружающим миром. Эти представления могут быть рассмотрены как предтеча концепции внутренней картины болезни, предложенной в 1939 г. Р.А. Лурия, а затем получившей развитие в исследованиях, посвященных различным психическим и соматическим расстройствам (В.Я.Костерева, 1979; В.А. Ташлыков, 1984, 1989 и др.) и речевым нарушениям (А.Б. Хавин, 1985; В.А. Калягин, 1994, 1996 и др.).
Весьма важным Г.Д. Неткачев считает использование «причинного лечения» (патогенетического в сегодняшней терминологии), а не симптоматического, которое, по его мнению, является не только несостоятельным, но бесплодным и даже вредным. Наконец он подчеркивает: «Такая мера вполне соответствует показанию: «лечить больного человека, а не одну только речь»». Можно сказать, что Г.Д. Неткачев не просто предлагает некоторый новый метод исправления речевого дефекта, но основывает его на четких теоретических позициях, многие из которых сохраняют свою актуальность и сегодня.
Последний тезис обращает нас к целостному системному личностно ориентированному подходу к пониманию и коррекции речевых нарушений. В свою очередь целостный патогенетический подход смыкается с концепцией структуры дефекта Л.С. Выготского и ее развитием в школе А.Р. Лурия в виде нейропсихологического понятия «синдром» [А.Р. Лурия, 1983; Л.С. Цветкова, 2004; Н.Я. Се-маго, М.М. Семаго, 2005 и др.].
На сегодняшний день можно констатировать наличие двух ведущих психологических концепций, представленных в логопсихологии нейропсихологическую, восходящую к работам Л.С. Выготского и А.Р. Лурия, и личностную, основы которой закладывались Г.Д. Неткачевым и Р.А. Лурия.
В настоящее время логопсихология в России переживает третий этап – разработки обобщающих теоретических концепций и совершенствования на их основе методов психологической диагностики и помощи. К нынешнему моменту накоплен уже довольно существенный багаж результатов психологических исследований лиц, страдающих нарушениями речи, но пока они остаются разрозненными и не имеют общепризнанной концептуальной базы.
Наибольшее количество исследований посвящено двум расстройствам – афазии и заиканию, причем первое изучается преимущественно с позиций нейропсихологии (Т.В. Ахутина, Л.С. Цветкова, Ж.М. Глозман и др.). Редким исключением является работа Т.А. Виноградовой (1979), в которой представлен личностный подход, являющийся типичным для работ второго направления, посвященных заиканию (В.М. Шкловский, Г.А. Волко-ва, А.Б. Хавин, В.А. Калягин, Е.Ю. Pay, Л.М. Кроль, Е.Л. Михайлова, Б.К. Осокин и др.).
В процессе своего становления логопсихология заимствовала теоретические положения у таких дисциплин, как психология (общая, медицинская, патопсихология, специальная, возрастная, педагогическая, нейропсихология), лингвистика (общее языкознание, прагматика, психолингвистика), логопедия и ряда других наук.
Будучи вспомогательной по отношению к логопедии, логопсихология способствует оптимизации логокоррекционного процесса, имеет с логопедией взаимодополняющие связи, так как знания о расстройствах речи позволяют уточнять конкретное значение речи для становления высших психических функций, развития личности, интеллекта и деятельности. В свою очередь знания о психологии лиц с речевыми нарушениями уточняют и углубляют знания о симптоматике расстройств, соотношении речи и психических процессов в структуре речевого дефекта.
Являясь частью психологической науки, логопсихология использует ее категориальный аппарат и концептуальные установки, прежде всего – теории личности, позволяющие представить психику как систему иерархически организованных элементов, обеспечивающих функционирование различных видов деятельности, включая речь. Логопсихология использует накопленные психологией методы исследования психических явлений и оказания психологической помощи. Отдельные области психологии представляют самостоятельный интерес для решения задач логопсихологии.
Социальный генезис речи, ее коммуникативная функция делает обязательным для логопеда знание социальной психологии. Формирование и развитие личности происходит в общественных отношениях, которые в значительной степени реализуются при участии речи. Именно с помощью речи ребенок усваивает систему ценностей, которая определяет его поведение в течение всей жизни.
Психологии мышления посвящены фундаментальные работы таких крупных психологов, как Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев. Высшее словесно-логическое, или абстрактное, мышление невозможно без речи. В силу отвлеченности от непосредственного восприятия, возможности обращения к прошлому, причем не только собственному, но и общественному опыту, слово наделяет человека способностью постигать законы природы, недоступные непосредственному наблюдению и ситуативному опыту.
Психология деятельности имеет прямое отношение к проблемам логопсихологии, так как, с одной стороны, речь является уникальным средством планирования и регуляции поведения человека, с другой – она представляет собой один из видов деятельности. Вся практическая деятельность человека, все его достижения по преобразованию мира, в котором он живет, были бы невозможны без речи. Немаловажным является то обстоятельство, что речь, возникшая как результат человеческих отношений, способна оказать благотворное влияние на сами эти отношения.
Существенное значение для логопсихологии имеет возрастная психология, так как диагностика и коррекция должны строиться с учетом закономерностей психического развития. Необходимо учитывать не только возрастные нормы тех или иных психических характеристик, но и закономерности их взаимодействия на разных этапах развития. Важную роль играет понимание возрастных кризисов не только с точки зрения возможности их преодоления, но и как своеобразных универсальных сензитивных периодов, создающих благоприятные условия для психокоррекционного воздействия.
Педагогическая психология ориентирует на создание предпосылок для наилучшего усвоения навыков нормативной речи. Современная педагогика все шире применяет психологические знания для оптимизации решения своих задач, в частности, использование различных форм активного обучения, учет индивидуальных особенностей ребенка, таких как темперамент, когнитивные стили и т. д.
Физиологическая психология помогает объяснить, с помощью каких физиологических процессов реализуются психические явления. Основным понятием психофизиологии является функциональная система, то есть такая активность различных отделов мозга, которая определяет отражение действительности (в том числе опережающее). Именно системный характер психофизиологии обеспечивает прогноз изменений изучаемого объекта психики с учетом состояния физиологических функций мозга.
Специальная психология , частью которой является логопсихология, рассматривает общие механизмы психических нарушений и адаптации в условиях того или иного дефекта, компенсаторные возможности, а также принципы организации помощи с учетом специфики имеющихся нарушений.
Патопсихология способствует пониманию речевых нарушений, отягощенных психопатологией.
Медицинская психология ориентирует на принцип «лечить больного, а не болезнь», то есть на личностный подход к субъекту с нарушениями речи, позволяет понять «взаимоотношения» дефекта и личности (внутренняя картина дефекта), располагает многочисленными методами психологической помощи (психотерапии), которые успешно адаптируются для решения задач логопсихологии.
Нейропсихология разрабатывалась с целью помощи невропатологу в постановке диагноза психологическими методами и для понимания связи нарушенных функций с определенными структурами головного мозга. Многочисленные исследования посвящены изучению механизмов нарушений речи (афазии) при локальных поражениях мозга. В настоящее время активно разрабатываются методы нейропсихологической диагностики для разных возрастных категорий, позволяющие оказывать наиболее эффективную помощь лицам с разными речевыми нарушениями, опираясь на выявление механизмов их возникновения.
Необходимость обеспечения индивидуального подхода требует знаний дифференциальной психологии.
В той или иной мере логопсихология обращается и к таким разделам современной психологии, как психология личности, интеллекта, деятельности, памяти, внимания и другим.
Большое значение для логопсихологии имеют лингвистические науки, которые исследуют сущность, функции, структуры языка. Знание норм и законов языка, а также последовательности их усвоения ребенком необходимо психологу для понимания того, как те или иные отклонения от этих норм будут сказываться на психологических особенностях ребенка. При этом следует помнить, что в своем становлении языковая система опирается на психические функции, нарушение которых может стать одной из причин ее отклонений от нормы.
Многие проблемы, затрагиваемые психолингвистикой, близки логопсихологии. К ним относятся множественность интерпретаций текста, культуральная обусловленность речи, использование паралингвистических средств общения – мимики и жестов и ряд других проблем. А.А. Леонтьев (1969), характеризуя различия между лингвистом и психологом в исследовании речевой деятельности, писал, что первый изучает что усваивается, а второй – как говорящие конструируют и понимают речевые сообщения.
Огромную значимость для логопсихологии имеют вопросы психосемантики и психологии грамматики, разрабатываемые психолингвистикой; первая изучает происхождение, строение и функционирование индивидуальной системы знаний, вторая – особенности восприятия и понимания высказываний в зависимости от их грамматических форм.
В отношении отдельных речевых нарушений психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта с учетом его психологических составляющих; при анализе афазии – оценить состояние операций восприятия и порождения речевого высказывания при различных ее формах.
Объединяет психолингвистику с логопсихологией также то, что обе дисциплины ориентированы на динамическую организацию речи, речевую деятельность. А в истоках их происхождения стоит задача формирования «новой» речи (для психолингвистики в виде усвоения нового языка, а для логопсихологии – восстановления утраченного).
Логопсихология связана с прагматикой человеческой коммуникации – разделом современной лингвистики, которая сочетает в себе элементы социологии, информатики и психологии личности.
Физиология высшей нервной деятельности позволяет строить логопедическую помощь, основываясь на понимании динамики основных нервных процессов, возбуждения и торможения в коре головного мозга при том или ином нарушении речи.
С психоневрологией логопсихологию связывает теория, согласно которой речевое нарушение включено в структуру сложного нейропсихического расстройства, во многом определяющего специфику коррекционной или медикаментозной помощи больному. Логопед и психолог должны знать неврологические основы речевых расстройств, ориентироваться в вопросах детской психопатологии, иметь представления о наиболее частых формах детских психических расстройств, которые проявляются в поведенческих, эмоциональных нарушениях и задержке психического развития. Это крайне важно учитывать в раннем дошкольном возрасте, когда неврологическая симптоматика часто является ведущей в структуре нарушения и для того, чтобы подготовить базу для дальнейшей логопедической работы, необходимо в первую очередь оказать ребенку комплексную медицинскую помощь.