Басов И.А. Взаимосвязь смысла жизни и субъективного благополучия в период поздней взрослости (результаты диссертационного исследования) / И.А. Басов – Москва: ЛитРес: Самиздат, 2019.
Психология старости: хрестоматия: учебное пособие по психологии старости: для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004, с. 700.
Цит. по С.А. Белорусов, Психология старости, 2004, с. 701.
цит. по С.А. Белорусов, Психология старости: хрестоматия: учебное пособие по психологии старости: для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004, с. 716.
Там же, с. 716.
Лишаев С.А. Старое и ветхое. Опыт философского истолкования. – СПб.: Алетейя, 2010, с. 177, 196.
Психология старости: хрестоматия: учебное пособие по психологии старости: для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004, с. 489.
Генерализация наша – И.Б.
Генерализация наша – И.Б.
Там же, с. 686, 689.
Там же, с. 693, выделение автора – И.Б.
Басов И. А. Экзистенциальные задачи позднего возраста // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). 2017г. № 10. – С. 508-518.
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 534, выделение автора – И.Б.
Цит. по Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 575.
Психология старости: хрестоматия: учебное пособие по психологии старости: для факультетов: психологических, медицинских и социальной работы / ред.-сост. Д.Я. Райгородский – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2004, с. 456.
Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 710-711.
Хайдеггер М. Бытие и время. – М.: Ad marginem, 1997, с. 305.
Цит. по Сапогова Е.Е. Экзистенциальная психология взрослости. – М.: Смысл, 2013, с. 723.
Басов И.А. Холистический взгляд на дуальную природу личности (первые тезисы) // Сборник статей LIX Международной научно-практической конференции «WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS». – С. 294-297. (публикация представлена в приложении№1).
Курпатов А.В. Как начать мыслить эффективнее? Феномен противоречия. [видеозапись] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=TsrZCj7cJ0M. Time 12:40.
Материалы приводятся с опорой на нашу публикацию: Басов И.А. Основы психологического сопровождения процесса умирания (экзистенциальные и холистические аспекты) // Сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса «ADVANCED SCIENCE 2021». – С. 72-76.
Это не обвинение! Просто прямой результат выбора, который нужно уметь видеть.
Ялом И. Д. Экзистенциальная психотерапия. М.: Римис, 2008.
Не специально, а именно сознательно.
Вспоминается притча, когда за путником гнался тигр, и он повис на ветке над пропастью. Над ним тигр, а внизу камни. И вот он увидел ягодку земляники, сорвал её и съел… какой же она была вкусной!
Как, например, в фильме «достучаться до небес».
Буквально на днях (относительно написания данных строк) у нас «угасла» проживающая, мы прямо могли видеть как это произошло, потому как это длилось всего несколько часов – угасание сознания. Больше она в него не придёт. Т.е. тело здесь, а человек, как мы его знали, уже нет.
И мы это не подвергаем сомнению.
А вот это мы уже сомнению подвергаем, нещадно.
В этом нет обвинения. Здесь не о том, что если около тебя никого нет, то потому что ты сам дурак.
Или «Бошетунмай» В.Цоя – не продавайся.
Не раз подчёркнём, что здесь работают далеко не столько слова, сколько внутренний мир, содержание самого психолога (или человека, который выбрал быть рядом); и мы говорим не о фанатичной приверженности экзистенциальной психологии, а о резонансе её идеям (см. подробней: Басов И. А. Психологическое сопровождение людей в позднем возрасте (на примере программы психологического сопровождения проживания престарелых и инвалидов в доме-интернате на основе экзистенциального подхода): Учебно-методическое пособие. / И. А. Басов – СПб.: НИЦ АРТ, 2017.).
What-really-matters-at-the-end-of-life-or-BJ-Miller. [видеозапись] // YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=apbSsILLh28&t=30s
Об отчуждении подробней см.: Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно историческая психология 2007. № 4.
То, что в психологии отражено как «Кризис 3-х лет», когда ребёнок «открывает», что он такой же человек, как другие, а в его речи появляется местоимение «Я». Т.е. до этого периода ребёнок ещё не отождествляет себя с телом, с личиной; он говорит, например, «Илья хочет кушать, Илья упал, Илья играет с машинкой».
В которой мы бы особо выделили, и даже отдали пальму первенства, экзистенциальной школе
Что привело бы к разделённости, продолжению внутренней и внешней войны, уходу с холистической позиции (утрате целостного видения).