Система звеньев психологической подготовки к соревнованию

Сложный процесс психологической подготовки к соревнованию представляет собой определенную систему взаимосвязанных звеньев, реализующуюся на протяжении того отрезка времени, который имеется в распоряжении до начала соревнования. Этот процесс может длиться несколько месяцев и может быть равен всего двум-трем дням. Он всегда требует совместных творческих усилий тренера и спортсмена. Можно сказать, даже в большей мере спортсмена, так как ему предстоит самостоятельно бороться в соревнованиях за достижение лучшего результата. Поэтому и в психологической подготовке к соревнованию тренер должен быть ближайшим, направляющим, но не думающим за спортсмена партнером.

Несмотря на то что в каждом конкретном виде спорта система звеньев психологической подготовки к соревнованию имеет свои особенности, вытекающие из специфики вида спорта, она может быть представлена и в определившемся уже сейчас общем виде. В состав системы входят следующие звенья:

1. Сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и, в особенности, о противниках.

2. Пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды и перспективах их изменения к началу соревнования.

3. Правильное определение и формулировка цели участия в соревновании.

4. Формирование или актуализация[7] соответствующих цели общественно-значимых мотивов выступления в соревновании.

5. Вероятностное программирование соревновательной деятельности. Оно совершается в ходе умственных и практических действий с возможным моделированием условий предстоящего соревнования и направлено на определение тактического плана, т. е. оптимального варианта вероятностной программы действий в предполагаемых условиях соревнования.

6. Специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении.

7. Предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний.

8. Отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнования, восстановления ее в ходе соревнования.

Первые два звена системы психологической подготовки к соревнованию служат исходными предпосылками для введения в действие всех остальных звеньев.

В самом деле, только при наличии достаточно полной и достоверной информации о будущем соревновании, о времени, месте и всех других условиях внешней среды, в которой оно будет происходить, о составе участников, особенно основных соперников, о их индивидуальных особенностях (физических и психических), подготовленности (технической, тактической, физической, волевой) в сочетании с информацией о возможностях самого спортсмена или команды на определенном этапе их спортивного развития можно реально определить цель и строить планы действий в предстоящем соревновании.

Следует иметь в виду, что предполагаемые обстоятельства будущего соревнования, как правило, не бывают известны во всех деталях. С этим связана большая или меньшая точность отражения его в голове спортсмена, этим обусловлен характер отношения к нему – неизвестному или недостаточно хорошо известному, но ожидаемому, с нетерпением или со спокойной уверенностью, иногда с тревогой или с боязливой неуверенностью и в очень редких случаях безразлично. Преодолеть нежелательные отношения спортсмена к соревнованию – одна из основных задач психологической подготовки.

При отсутствии необходимой информации нельзя обеспечить формирование состояния психической готовности к соревнованию. Это может явиться дополнительным фактором, отягчающим борьбу за достижение лучшего результата.

В таком положении оказались, например, наши лыжники перед гонкой на 15 км в Холменколлене на первенстве мира 1966 г., где они заняли 8, 11, 15 и 24-е места. При обсуждении причин столь неуспешного выступления выяснилось, что одной из них явилось отсутствие информации о победителях – норвежских гонщиках. «Бороться надо, – говорили лыжники. – А с кем бороться? Мы того же Эллефсэтера (2-е место) или Эггена (победитель гонки) в лицо даже не знаем, встретимся на улице – не оглянемся. А как они бегут? На что способны, в чем особенно сильны?».

В данном случае это, может быть, была и не главная причина, но она, несомненно, явилась фактором, отягчающим действия наших гонщиков.

Можно было бы привести и противоположные факты, когда тренер в целях обеспечения у своих воспитанников состояния психической готовности к соревнованию тщательно собирает и систематически обновляет сведении о их возможных противниках. Их фотографии развешиваются в зале, под каждой из них дается текст, содержащий краткую характеристику общих (возраст, рост, образование и т. д.) и специфических (физические и волевые качества, технический арсенал и излюбленные приемы, типичная манера, тактика ведения схватки и т. д.) особенностей каждого спортсмена.

Более того, при подготовке к крупным соревнованиям такой тренер моделирует основных (одного-двух) противников. Например, в борьбе подыскивает более или менее подходящих борцов и специально готовит их как модели будущих противников для своих питомцев. Затем эти моделированные «противники» выступают в схватках в качестве спарринг-партнеров, против которых борец должен применить адекватные тактику и систему приемов, защит и контрприемов.

Таким образом обеспечиваются исходные предпосылки для создания у спортсмена состояния психической готовности к выступлению в предстоящем соревновании.

Большое значение имеют третье и четвертое звенья системы психологической подготовки спортсмена к соревнованию – правильное определение цели и мотивов

Загрузка...