Толкование сновидений – это королевская дорога к знаниям бессознательной активности ума.
В 1900 году Зигмунд Фрейд опубликовал свой главный труд – «Толкование сновидений», легший в основу психоанализа. Сновидение рассматривалось Фрейдом как компромиссное образование: с одной стороны, оно удовлетворяет потребность человека на время сна прерывать свою связь с внешним миром, с другой стороны, оно дает человеку возможность удовлетворять вытесненные влечения в форме галлюцинаторного исполнения желания. Во время сновидения сводятся вместе подходящие к случаю данные из прошлого и настоящего, а затем, в замаскированной, облекаемой в символы форме, ищется намек на решение, который не встревожит человека до такой степени, чтобы его разбудить.
Каким бы ни было специфическое содержание вытесненных стремлений, с точки зрения Фрейда, они всегда представляют «теневую» сторону человека, антисоциальное, примитивное его содержание, противоречащее тому, что считается достойным цивилизованного человека. Впечатления дня («дневные остатки») лишь оживляют вытесненные в подсознание запретные детские побуждения. Они проявляются в искаженном и замаскированном виде, поскольку даже во сне взрослый человек избегает полного их осознания.
Истинное сновидение, которое представляет выражение тайных желаний, Фред называет «скрытым сновидением». Искаженная версия сновидения – это «явное сновидение», а процесс искажения и маскировки – это «работа сновидения».
Фрейд выделил приемы, с помощью которых бессознательное создает наши сны. Вот эти приемы с примерами.
Вторичная обработка заключается в дополнении и перегруппировке элементов явного сновидения в более понятную связную историю. Причинно-следственные отношения зачастую заменяются последовательностью во времени (после этого значит вследствие этого). Вторичная обработка – это последний, «лакировочный» штрих, который придает сновидению рациональный и приемлемый вид. «В конце концов болтливый кролик сообщает мне, что бывшая жена моего мужа решила жить на Марсе».
Сгущение состоит в том, что скрытые элементы, имеющие что-то общее, сливаются в одно целое. Сближение элементов во времени и пространстве соответствует тесной связи скрытых мыслей. Смешение двух лиц или замена одного лица другим, в результате чего одно лицо оказывается в ситуации, характерной для другого, указывает на какое-то сходство между ними. «В доме, где я выросла, я спорю со своим шефом, у которого то же имя, что и у моего старшего брата, который долгое время помыкал мной и другим братом».
Смещение делает второстепенные детали ярче основного смысла, который заменяется намеком, как в анекдоте. Используется превращение в другие объекты: людей, животных, чудовищ, неживую природу, героев сказок и кино. При этом применяется проекция: это не я, а кто-то или что-то ведет себя так или хочет поступить так со мной. «Во время праздника я встречаю бывшую жену моего мужа, которая меня презирает. Она только и делает, что аккуратно складывает бумажные салфетки».
Используется преувеличение и преуменьшение, возвышение и унижение. Авторитет выступает в унизительном, смешном виде, преувеличиваются его неприятные черты. Обратное чувство подслащивает горькую пилюлю или отвращает от запретного соблазна. Скупость замещается расточительством, сожаление – злорадством, обида – самоупреком. Самоупреки и самопрощение служат магическому искуплению греха, вины вместо возмещения причиненного ущерба. Часто используется отрицание (человека, препятствия, угрозы, желания, себя, времени и пространства, норм, границ и ограничений).
Изобразительность превращает скрытые мысли в зрительные образы и наглядно разыгрываемые ситуации. Калейдоскоп образов позволяет выстроить последовательность, чтобы сновидение напоминало связный кинофильм, что, однако, скрывает суть. Метафора в целом играет важную роль в выражении образов сексуального порядка. «В кино сосед подбрасывает нож в мою сумку».
Сновидение использует обычную речь как ребус: если спящему снится, что он на чем-то сидит (sitzt), то это может означать, что он обладает (besitzt) этим предметом или хочет им обладать. По Фрейду, увидеть во сне шкаф (Schrank) означает, что кто-то ограничивает себя в чем-то (schrankt sich ein); извлекать кого-либо откуда-либо (hervorcieht) – отдавать ему предпочтение (Vorzug); какой-либо разрыв (Bruch) или перелом (Beinbruch) – нарушение супружеской верности (Ehebruch). Каждая мысль выражается несколькими образами, нередко противоположными ей по смыслу, а ассоциативные нити многократно переплетаются.
Символизация превращает сексуальные и агрессивные объекты в невинные, например фаллос – в указку. Фрейд подробно описал сексуальную символику сновидений. «Все продолговатые предметы, такие как трости, стволы деревьев и зонтики (раскрывание последних можно сопоставить с эрекцией), могут заменять мужской орган – так же, как и всё длинное и острое оружие, как, например, ножи, кинжалы и пики. Другой, часто встречающийся, но не вполне понятный символ того же самого – это пилочка для ногтей – возможно, по причине трения вверх-вниз. Коробки, саквояжи, ящики, буфеты и печи представляют собой вагину, как и пустотелые предметы, корабли и всевозможные сосуды. Комнаты в сновидениях – это обычно женщины: если представлены различные пути входа и выхода, в интерпретации едва ли стоит сомневаться. В этой связи легко понять интерес к тому, закрыта комната или открыта…
Сновидение о прохождении через ряд комнат – это сновидение о борделе или гареме… Ступени, лестницы, стремянки или, как это бывает, поднятие или спуск по ним – это представление полового акта… Поскольку „постель и стол“ составляют брак, последнее часто замещается первым в сновидениях, и сексуальный комплекс идей переводится, насколько это возможно, в пищевой комплекс. В сновидениях мужчин часто в качестве символа пениса выступает галстук. <…> оружие и инструменты используются как символы мужского органа: например, плуги, молотки, винтовки, револьверы, кинжалы, сабли и т. д. Также многие ландшафты в сновидениях, в особенности те, где есть мосты или поросшие лесами холмы, могут явно быть признаны описанием гениталий…
Играть с маленьким ребенком, бить его и т. д. – частое изображение мастурбации в сновидениях. Для символического представления кастрации работа сновидения использует облысение, обрезание волос, выпадение зубов и отрубание головы. Если один из обычных символов пениса появляется в сновидении в двойном или большем количестве, это следует рассматривать как отвращение угрозы кастрации. То же значение имеет появление в сновидениях ящериц – животных, у которых оторванный хвост отрастает вновь. Многие из зверей, выступающих в роли генитальных символов в мифологии и фольклоре, играют ту же роль в сновидениях: например, рыбки, улитки, кошки, мыши (по связи с лобковыми волосами), и, прежде всего, самые важные символы мужского органа – змеи. Маленькие животные и паразиты представляют собой маленьких детей, например нежелательных братьев и сестер. Страдать от паразитов – частый признак беременности.
<…> багаж часто оказывался безошибочным символом собственных гениталий сновидца. <…> … число 3 является символом мужских гениталий. <…> в некоторых сновидениях происходит общая инверсия пола, так что мужское представлено женским и наоборот. Такого рода сновидения могут, например, выражать желания женщины быть мужчиной. Гениталии могут быть представлены в сновидениях и другой частью тела: мужской орган рукой или ногой, а женское генитальное отверстие ртом, ухом или даже глазом. Секреции человеческого тела – слизь, слезы, моча, семя и т. д. – могут в сновидениях замещать друг друга» (З. Фрейд, 2001, с. 18–22).
Дом с гладкими стенами обозначает мужчину, с балконами и другими выдающимися частями – женщину. Одежда и стыд наготы – защита от желания соблазнить. Наставить рога – кастрация наоборот. Похотливый самец – козел, черт рогатый. Рождение связывается с водой, умирание – с отъездом. Предмет, из которого течет вода, – водопроводный кран, чайник, фонтан – может быть мужским символом. Детскую писю называют Петей. Петя-петушок, золотой гребешок, красная бородушка, клюв и шпоры – сплошь фаллические символы. Ведьма использует помело для грязного секса (между ног фаллос, летает на помеле – агрессия, летает на шабаш – оргия).
Веник или помело как мужской символ в загадках обычно встречается в паре с баней или печью. Парные отгадки, включающие параллели мужских и женских символов: пест и ступа, перо в чернильнице, игла и нитка, крючок или пуговица и петля, палец и кольцо, рука и рукавица, ключ и замок, нож (кинжал) и ножны.
Подъем, обнажение, полет символизируют эрекцию и оргазм, падение – импотенцию и грех. Поскольку во время сна утрачивается контроль двигательной сферы, сексуальные искушения становятся особенно опасными. Возникает страх инцеста и кастрации, которой невозможно избежать вследствие обездвиженности. В случае неудачного вытеснения этих страхов во время сна сновидение становится кошмаром.
В повторяющихся снах обычно проявляются навязчивые страхи. При переживании страха происходит безопасная разрядка напряжения, но источник остается, и беспокойство нарастает снова. До понимания источника страха дело не доходит из-за ужаса перед состоянием беспокойства. Это связано с опасностью утратить самоконтроль – главную защиту тревожно-мнительной личности.
Несколько сцен того же сновидения, следующих одна за другой, могут иметь то же содержание, проявляющееся в них со всё более возрастающей ясностью. Несколько сновидений в течение одной ночи обычно изображают различными способами то же содержание. В парных снах второй раскрывает скрытое содержание первого. За одну ночь могут присниться сны с противоположными тенденциями. Это отражает колебания человека и помогает исследовать две стороны конфликта по отдельности. Преобладание одной из этих тенденций может привести к забыванию сна, отражающего противоположную тенденцию. На следующую ночь это соотношение может измениться.
Главное действующее лицо сна – это сам сновидец. Исполнять его желания, особенно невозможные для него, может и другой персонаж. Сновидец во сне – это сознательное Я, другие персонажи – бессознательное Я. Персонаж сновидения может объединять черты нескольких людей. Часто он символизирует определенную особенность сновидца или важной для него фигуры. При этом необязательно всех людей, которые присутствуют в сновидении, считать отколовшимися частями и представительствами собственного «Я» сновидца.
Только мазохисты видят неприятные сны как осуществление желания. У невротиков в роли мальчика для битья выступает второстепенный персонаж. При этом сновидение отражает детский конфликт: «и хочется, и колется, и мамка не велит». Перенесение в детство, регресс выражается в увеличении размеров объектов и расстояний. Удаление и приближение объектов может отражать детские воспоминании о доступности родителей. Их недоступность в детстве отражается в снах с поиском спасителя или спасения.
Если вам приснился Фрейд, значит, вам нужна женщина.
Фрейд разделил психику на бессознательное, предсознание и сознание. Бессознательное включает лишь предметные представления, в предсознании образы имеют названия, поэтому человек может припомнить их, извлечь из своего подсознания. Интерпретации аналитика, сопровождающие переживания пациента, способствуют этому процессу. Его удачное завершение сопровождается инсайтом – чувством озарения, когда полутьма освещается молнией догадки. Во время сновидения такой процесс совершается беспрепятственно, поскольку цензор, стерегущий древо познания от непосвященных, спит.
В бессознательном борются два инстинкта: Эрос и Танатос. Эрос – в древнегреческой мифологии бог любви. В более широком смысле Фрейд использует понятие либидо[6]. Танатос – у древних греков бог смерти. Психоаналитики говорят о мортидо[7].
Инстинктивные влечения составляют основу Ид[8], его тормозят угрызения совести Суперэго, между ними находится Эго, обеспечивающее сознательный выбор. Психосексуальное развитие проходит четыре стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. На оральной стадии эрогенной зоной является рот, на анальной стадии – анус, фаллической – фаллос. Некоторые девочки испытывают пенисную зависть, что делает их фаллическими (мужеподобными) или кастрирующими (мужененавистницами). Генитальная стадия гармонично объединяет предыдущие стадии способностью любить человека и телом и душой.
В возрасте 2–5 лет развивается эдипов конфликт между влечением к родителю противоположного пола, ненавистью к родителю своего пола как к сопернику и страхом инцеста и кастрации у мальчиков и генитальной травмы у девочек. Кастрация может проявляться в образах зубастого и поглощающего влагалища. Вариантом генитальной травмы служит страх зачатия, связанный с образом плода, пожирающего изнутри. Вместо родителя может быть брат или сестра, тогда речь идет о сиблинговом[9] конфликте.
В 1923 году Фрейд обобщил свои рекомендации по толкованию сновидений в «Замечаниях по теории и практике толкования сновидений»:
1. Двигаться хронологически и стимулировать сновидца приводить свои ассоциации к элементам сновидения в том порядке, в котором эти элементы встречаются в его сообщении о сновидении.
2. Начать работу по интерпретации с какого-либо одного отдельного элемента сновидения, который выбирается из его середины. Например, можно выбрать наиболее впечатляющий отрывок или фрагмент, отличающийся наибольшей ясностью или сенсорной интенсивностью; или опять же можно начать с некоторых произнесенных в сновидении слов, ожидая, что они приведут к воспоминанию каких-нибудь слов, произнесенных в состоянии бодрствования.
3. Сначала совершенно игнорировать явное содержание и вместо этого спросить сновидца, какие события предыдущего дня ассоциируются у него со сновидением, которое он только что описал.
4. Если сновидец уже знаком с техникой интерпретации, не давать ему никаких инструкций и позволить самому решить, с каких ассоциаций к сновидению он начнет.
Ассоциации сновидца по поводу сна важнее его содержания, поэтому не стоит записывать сны.
Актуальные ассоциации важнее анализа сновидения.
Новое сновидение важнее старого.
Полезно предложить сновидцу повторить рассказ о сновидении и сравнить оба варианта.
Дневные остатки являются связующим звеном между желаниями прошлого и потребностями настоящего.
Следует искать Я сновидца в том персонаже, который в сновидении подвергся воздействию.
Собственное понимание сновидца важнее толкования аналитика.
К инфантильным вытесненным желаниям необходимо обращаться, когда недавний конфликт начинает резонировать с неразрешенным инфантильным конфликтом.
Продолжать работу толкования сновидения на следующей сессии стоит только в случае, если у пациента на первый план не выдвигается ничего другого.
Биографические сны понятнее в конце анализа.
Анализ сновидения выявляет подсознательный конфликт и помогает пациенту найти способ его разрешения.
Приведу «фрейдовское» сновидение моей клиентки, которое показывает, как тревога блокирует у нее контакт сознания с ее естественными потребностями и терапевтический контакт.
Я живу в высотке в вашем районе, там в реальности живут и мои родители. Началось землетрясение, у соседней башни обрушился верх, у моей тоже. И вот я на втором этаже двухэтажного дома, как снимаю сейчас. Начался пожар, все убегают, соседи тоже. Проваливается пол, остается каркас, я иду по нему, он может в любой момент рухнуть. Я упаду в бассейн на первом этаже, а там уже кипит вода. Стало так страшно, что я даже встала, чтобы прекратить сон.
Перед этой ночью они с братом долго обсуждали его отношения с женой. Он такой потерянный… Она разволновалась за него. Он заразил ее своим напряжением, своей тревогой. Он не чувствует сейчас почвы под ногами. А перед этим ей позвонила его жена. Она отвратительно высказала свою претензию: мол, забери, что оставила в холодильнике, воняет, достало уже! Клиентка оставила у них дагестанскую сухую домашнюю колбасу, которая ей очень нравится своим ярким вкусом. Женщина когда-то была замужем за дагестанцем. Клиентка оставила колбасу у брата в холодильнике, чтобы потом сварить. Ведь жена брата ни черта по дому не делает!
Я говорю о соперничестве за брата с его женой, с которой клиентка самоутверждается в роли кормилицы. Для клиентки это открытие. Она замечала только, что брат – кормилец для жены, а та – как его неумелая дочка. Соглашается, что ревнует брата к его жене и настраивает его против нее. Крепкий кавказский дух должен отравить противницу, а брату придать сил. Клиентка догадывается, что колбаса – фаллический символ, и признает, что символически кастрировала бывшего мужа. Клиентка понимает и про проекцию своей тревоги на брата: теряет почву под ногами она сама, поэтому и обратилась за помощью. Ее родители и брат имеют семью, а она нет.
Какие у нее мысли по поводу сна? Жить можно только на безопасной высоте. Землетрясение ассоциируется у нее со страхом потерять самоконтроль. Ей не надо никаких потрясений в терапии, никаких инсайтов. Своими чувствами она никогда не делилась даже с родителями, не собирается делать это и со мной – я же не отвечаю на ее вопросы о моей личной жизни!
Процесс самоанализа во сне идет поэтапно: сжигание моральных запретов – страх свариться в кипятке страстей – прекращение смертельно опасного эксперимента. Можно увидеть в этом сне и попытку зарождения новой личности, которая боится выпасть из сонной утробы в кипящую пучину реальности и предпочитает аборт. Анализ грозит клиентке гибелью устоев: горит родной дом, а там и соседний, что делает масштаб катастрофы тотальным. Убегающие соседи тиражируют «Я» клиентки с его защитой избеганием. Аналитик становится объектом проективной идентификации: в него помещается конфликт между Эросом и Танатосом, становящийся неуправляемым.
Если колбаса символизирует фаллос, то желание сварить его и с наслаждением съесть выдает пенисную зависть и кастрационную тенденцию в форме орального садизма. Землетрясение с огнем бывает при извержении вулкана, а когда к этому добавляется горячая жидкость – по Фрейду думается о семяизвержении. Возможно, сон обнаруживает страх зачатия и инцеста. Кстати, клиентка бездетна. Всепроникающий огонь символизирует мужскую агрессию. Клиентка пылко влюбляется в мужчин, добивается взаимности, и вскоре ее интерес испаряется. Если вода символизирует женственность, а водоем (бассейн) – материнство, то у клиентки они выжжены. Она не любит сантиментов и «телячьих нежностей», не читает художественной литературы.
Сознание и подсознание выглядят в этом сне как верх и низ высотки, это представление дублируется в образе двухэтажного здания. Если у нее снесет башню, начнется кипение страстей. Крыша – защита, пол – опора в физическом смысле и сексуальность. Клиентка совершает два действия: во сне она идет по ненадежному каркасу дома, при пробуждении она встает с постели. Перед этим все (спроецированная она) убегают от пожара. Каркас воплощает связующий объект между подсознанием и сознанием, то есть полуосознанное предсознание. Клиентка не полагается на него и включает сознательный контроль.
Клиентка простоволоса, без макияжа и украшений. На ней футболка, джинсы и кроссовки. Ее движения резковаты, речь грубовата, она бывает бестактной, категоричной и упрямой. Клиентка считает себя папиной дочкой. Она не любит мать, с трудом терпит начальницу, доминирует в личных отношениях. Мужа привела в родительский дом, который исподволь разрушает. Выжила мать если не из спальни, то из кухни, где стала полноправной хозяйкой – отец предпочитает ее готовку.
Я специально не назвал имени клиентки и убрал подробности, по которым можно было бы ее узнать. В дальнейшем я буду поступать так же или придумывать имя клиенту – чтоб никто не догадался…
Никому не рассказывайте своих сновидений. Вдруг к власти придут фрейдисты?
Self – это я сам. Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Пусть с каждым выдохом выходит все постороннее. Сосредоточьтесь сейчас на своей позе, проверьте, удобно ли вам, и при необходимости измените положение. Мысленно произнесите:
У меня есть тело, но я – не только тело. Мое тело может быть усталым или отдохнувшим, здоровым или больным, но это относится к моему телу, а не к моему Я. Я ценю свое тело как инструмент познания и деятельности в материальном мире, но мое тело – это лишь инструмент моего Я. У меня есть тело, но я – не тело.
У меня есть чувства, но я – не только чувства. Мои чувства многообразны и изменчивы, иногда противоречивы. Они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю, тогда как мое Я остается неименным. Я могу наблюдать и понимать свои чувства, сдерживать их и приводить к согласию. У меня есть чувства, но я – не чувства.
У меня есть желания, но я – не только желания. Мои желания изменчивы и противоречивы. Я могу удовлетворять их или сдерживать. У меня есть желания, но я – не желания.
У меня есть ум, но я – не только ум. Мой ум – важный инструмент понимания внешнего и внутреннего мира, но он не представляет собой моей сути. Мои мысли постоянно меняются, появляются новые идеи, знания и опыт. Я проверяю свои мысли практикой, исправляю их. У меня есть ум, но я – не ум.
У меня есть воля, но я – не только воля. Моя воля помогает мне выполнять намеченное. Я могу заставить себя делать то, что не очень хочется, но надо. Я могу противостоять противнику, бороться до конца. С помощью воли я побеждаю лень и страх. Но воля – лишь инструмент в моих руках, у него исполнительная функция.
У меня есть роли, но я – не роль. В детстве у меня была роль ребенка, потом – школьника, студента, профессионала. Я принимаю эти роли или отказываюсь от них, наблюдаю за ними и вношу изменения в свою игру. Я и актер, и режиссер, и сценарист этого представления. У меня есть роли, но я – не роль.
Я – это творческий центр моей жизни. Это моя изначальная сущность, моя человеческая природа. Я отвечает за мое благополучие, организует всю мою жизнь. Для этого у меня есть тело, чувства, желания, ум и набор ролей. Я отождествляюсь со своим Я и хочу постоянно находиться в центре самосознания. Я наполняю свою жизнь смыслом, делаю ее целенаправленной и счастливой.
Сновидение, которое не истолковано, подобно письму, которое не распечатано.