Кинотерапия и психоанализ кино – это два разных способа обращения с кинематографом. В первом случае фильмы становятся инструментом для психологической поддержки и лечения, во втором случае цель анализа – понимание и интерпретация скрытых символов, мотивов героев, и их конфликтов. Вместе с тем, общей основой является само визуальное повествование, которое помогает нам метафорически выстраивать свои мысли.
За последние два десятилетия мы стали свидетелями растущего использования кино в лечении психических заболеваний [1]. Во-первых, специалисты в области психического здоровья все чаще используют кино как часть своей практики. Субъективное восприятие и анализ фильма позволяет клиенту лучше донести свою проблему, а специалисту в свою очередь лучше понять специфику затруднений. Во-вторых, фильм может стать средством для самопомощи и самоанализа. Можно найти списки фильмов, имеющих клиническую ценность для бесчисленного множества состояний. В-третьих, кино используется в учебных программах для будущих клиницистов.
В людях всегда присутствуют желания и страсти, которые скрыты в бессознательном. Приблизиться к ним сложно, поскольку срабатывают психические защиты. Причин может быть множество. Например, человек часто не хочет знать правду о себе, потому что думает, что это выявит его ненормальность, и выбирает забыть. При этом нет никаких оснований считать, что бессознательное обязательно скрывает что-то ненормальное. В любом случае, постоянно убегать от себя и защищаться от своих истинных желаний не выйдет. В моменты горя, конфликтов, жизненных перемен и болезней психике сложно удерживать прежний баланс. Психические защиты не выдерживают нагрузки и меняющейся реальности, и что-то оказывается так близко, будто чужеродное вторгается в сознание и преследует, но при более детальном рассмотрении проступает знакомыми чертами.
Психоаналитик, указывающий прямо на внутренний конфликт, может причинить клиенту боль, а в кинотерапии, тем временем, работает проективная «магия». Выражая своё мнение о картине, персонажах, рассказчик на самом деле подбираетесь ближе к себе.
Существует достаточное количество исследований, подтверждающих «полезность» кинотерапии в качестве психологической помощи, но есть нюанс. При работе с психикой дискуссионна не только сама эффективность, но и её критерии. Например, мы пойдём стандартным научным методом. Нам нужен будет психологический эксперимент. Для него необходимо набрать две группы людей с определёнными симптомами, одна из которых будет подвергнута воздействию, а другая станет контрольной. Перед началом исследования участники пройдут тесты, которые подтвердят наличие определенных симптомов. Эксперимент также завершится тестами, а сравнение результатов подтвердит или опровергнет изменения в исследуемой группе по сравнению с контрольной.
Интересное исследование о влиянии юмора провели с людьми, страдающими хронической шизофренией [2]. Лечение состояло из ежедневного просмотра комедий5 дней в неделю в течение 3 месяцев. Контрольной группе людей показывали нейтральные фильмы. Результаты показали снижение уровня тревоги, депрессии и гнева у пациентов.
Попробуйте спросить себя: сколько фильмов вы смогли бы смотреть в неделю, в месяц? Что было бы с вами, если бы вы смотрели каждый день комедии, особенно если у вас депрессивные симптомы? Обычно психологические эксперименты всегда строят таким образом, чтобы по полученным результатам составить рекомендации для коррекции, самопомощи или методики работы со специалистом. «Побудьте с этим» как говорят некоторые психологи. Побудьте с мыслью, что рекомендацией при депрессии может стать просмотр комедий. Это нужно, чтобы запустить внутренние рассуждения о том, что такое психология как наука, не пропадает ли в этом подходе какой-то гуманистический фактор?
Давайте оставим в стороне психологические эксперименты и перейдём к психотерапии. Основная цель кинотерапии – использование фильмов в качестве инструмента для психологической поддержки и лечения. Индивидуальные рекомендации к просмотру фильмов клиент получает от специалиста. Киноленты выбираются с учетом конкретных потребностей клиента с целью дальнейшего обсуждения полученных впечатлений со специалистом. Добавим, что дискуссии бывают индивидуальными, а также групповыми.
Например, клиент не может управлять своим гневом. Психотерапевт порекомендует фильм, где герой имеет похожую проблему. Клиент увидит, к чему приводит неспособность управления гневом, а также как герой выбирается из своей непростой ситуации. Такой подход позволяет исследовать свои мысли, чувства и фантазии в безопасной ситуации, когда события происходят с кем-то другим. В этом случае нет страха оценки себя, нет пристального взгляда, вся возможная цензура направлена на героев фильма. Дистанция расслабляет, а субъективная реакция на персонажей, может помочь клиенту обнаружить «тени», слепые зоны своей собственной психики, в которых заключен огромный потенциал для всех желаемых изменений.
Из этого следует, что кинотерапия расширяет видение проблемы, вдохновляет на изменения, но при таком подходе мы попадаем в ловушку нахождения «правильных» и «подходящих» фильмов. Для правильного и полезного воздействия на клиента важен правильный жизнеутвеждающий герой, который социально приемлемым образом решает свою проблему. Герой произведения должен заслужить право на то, чтобы представлять норму и быть примером для подражания. Такую психотерапевтическую цензуру я подсмотрела у американского блогера и психотерапевта Майкла Шелтона. Он делит фильмы на потенциально терапевтичные и нет. М. Шелтон утверждает, что для кинотерапии подходят только фильмы, оставляющие надежду. Мы обязательно должны знать, что с героями всё будет хорошо. По этой логике нужно забыть все фильмы с трагическими финалами, с неопределёнными концовками, и, конечно, сюжеты про психопатов и маньяков. Но ведь никто же не может сформировать за Вас ту необходимую массу переживаний, которая нужна лично Вам? Тогда как освободиться от идеи полезности и начать следовать за своими желаниями?
Представьте, что кино – это просто сон. Если нам снится что-то странное или деструктивное, это не делает нас такими же. Позвольте и фильму стать Вашей личной метафорической картой или проективным тестом, где Вы всегда видите или буквально себя и/или то, что имеет важное отношение к Вам. И если мы всё-таки выбираем психоаналитический путь, то кино для нас – сновидение, мечта, фантазия, язык которых пробуждает бессознательные силы.
Полезные ссылки:
1. Çelik D., Elmacı T. The Unconscious as Cinematographic Form: A Psychoanalytic Reading of Inception. – 2024.
2. Gelkopf M. et al. The effect of humorous movies on inpatients with chronic schizophrenia //The Journal of nervous and mental disease. – 2006. – Т. 194. – №. 11. – С. 880-883.