Структура психического аппарата

На мой взгляд, главная заслуга психоанализа заключается в детальном описании трехчастной структуры человеческой психики, что позволяет лучше понять особенности человеческого восприятия и мышления. Знакомство с этой концепцией необходимо для изучения материала, изложенного далее в этой книге.

Согласно психоаналитическому учению, наша психика состоит из трех взаимосвязанных инстанций: бессознательного «Оно», сознательного «Я» и предсознательного «СВЕРХ-Я».



Рисунок 1. Структура психического аппарата


Бессознательное – самая глубинная часть нашей психики. Его первоначальное наполнение, получаемое при рождении, состоит из архетипов, инстинктов и комплексов, наследуемых от наших родителей. К этой общей для всех людей компоненте (видовой или филогенетической части) в течение жизни постепенно добавляется индивидуальная (или онтогенетическая) часть, состоящая из вытесненных и подавленных желаний.

Не претендуя на исчерпывающую полноту и научность изложения, попытаемся перечислить наиболее значимые особенности бессознательного мышления:

Принцип амбивалентности. В бессознательном противоположности представлены как неразрывное единство. Логика, которой руководствуется бессознательное, может быть проиллюстрирована, например, следующим образом: тьма – это не противоположность света, а его отсутствие; страх – это не противоположность отваги, а его отсутствие и т.д. Поскольку противоположности при подобном подходе отсутствуют, бессознательному мышлению неизвестно и отрицание.

Принцип настоящего времени. Бессознательное мышление не вариативно, в нем отсутствуют представления об условном наклонении («если бы…») и альтернативности («или-или»). Как следствие, все ситуации и желания представлены в бессознательном одновременно, в полностью реализованном виде и в осуществленной форме.

Принцип символизации. Даже абстрактные идеи в бессознательном мышлении представлены в виде вполне конкретных визуальных образов. Эти символы и являются языком бессознательного мышления, которым оно общается с нами, например, через сновидения.

Принцип ассоциативных связей. Отдельные элементы бессознательного взаимосвязаны друг с другом через подобие и сравнение. При необходимости организовать взаимодействие между двумя слабосвязанными идеями, они дополняются промежуточным звеном, содержащим признаки обоих. Таким образом, превращение одного представления в другое осуществляется путем сдвига вдоль цепочки ассоциативных представлений. Этот принцип объясняет такие феномены, как появление смещения и сгущения в сновидениях.

Принцип однозначного трактования. Любые слова и речевые обороты, допускающие иносказательное понимание или двусмысленную трактовку («У меня болит сердце за своих детей», «Я не могла вздохнуть от ужаса», «Я остолбенел, услышав эту шокирующую новость»), воспринимаются бессознательным только в буквальном смысле.

Со временем, в результате взаимодействия бессознательного с окружающей действительностью, образуется новая инстанция, обладающая личностными характеристиками и наделенная уникальным индивидуальным своеобразием – сознательное «Я», которое ответственно за восприятие объективной реальности и его последующую классификацию либо как «удовольствие», либо как «неудовольствие». Важнейшее свойство сознательного «Я» заключается в его нарциссизме. Кроме того, именно сознательная часть нашей психики является неиссякаемым источником психической энергии, которая лежит в основе всех желаний и влечений.

Кратко перечислим основные свойства и функции сознательного «Я»:

– осуществляет взаимодействие с объективной реальностью;

– наделено личностными характеристиками и способно к персонификации внешних объектов;

– нарциссично, эгоцентрично и аутоэротично;

– способно мыслить в категориях противоположностей;

– идентифицирует все поступающие извне впечатления и ощущения в соответствии с бинарным принципом удовольствия и неудовольствия;

– является источником психической энергии.

Наконец, в процессе социализации, из нашего сознательного «Я» выделяется заключительная часть психики – «СВЕРХ-Я», которое топологически располагается между сознательным и бессознательным. «СВЕРХ-Я» включает в себя все наши представления о морали и социальных нормах взаимодействия с обществом. Кроме того, существованием такого феномена как «культура» во всех его проявлениях, – религия и мифология, изобразительное искусство и литература, балет и актерское мастерство, философия и поэзия, – мы в значительной степени обязаны нашему «СВЕРХ-Я».

Ядро «СВЕРХ-Я» закладывают родители, затем к ним присоединяются воспитатели, наставники, которые и формируют представления об общественных запретах и ограничениях, религиозных заповедях и предписаниях. Однако задача «СВЕРХ-Я» не ограничивается реализацией функций совести и морального цензурирования. Именно «СВЕРХ-Я» имеет непосредственных доступ к латентным воспоминаниям.

Поясню последнее утверждение на простом примере. Сейчас, когда я пишу эти строки, уже вечер, и очередной прожитый рабочий день остался позади. С утра я встал, умылся и позавтракал, поехал на работу, где в течение дня исполнял свои должностные обязанности, а также взаимодействовал с коллегами, руководством и подчиненными. Потом была дорога домой, ужин и общение с семьей. За день накопилось много впечатлений от произошедших событий, однако это не означает, что все они одновременно находятся сейчас перед моим внутренним взором. Разумеется, в моем сознании присутствуют лишь те образы и события, о которых я думаю непосредственно в данный момент. Однако при желании я могу без особого труда воскресить в подробностях и впечатления прошедшего дня, и события давно минувших лет. Где же находилась вся эта информация до того, как я пожелал ее воспроизвести? Все доступные нашему восприятию впечатления всегда присутствуют в латентном состоянии в нашем «СВЕРХ-Я».

Возможность неограниченного контроля над всеми воспоминаниями и впечатлениями позволяет «СВЕРХ-Я» выполнять другую немаловажную функцию – вытеснение. Каждое из наших влечений взаимосвязано со вполне определенными воспоминаниями. Желания (точнее – воспоминания, ассоциированные с этими желаниями), не прошедшие цензорный контроль со стороны «СВЕРХ-Я», подлежат вытеснению в бессознательное. Со стороны сознательного «Я» это выглядит как частичная амнезия, то есть забывание или потеря памяти об определенных событиях прошлого.

Однако вытесненные желания, погребенные в бессознательном, не исчезают бесследно. Они продолжают жить своей жизнью, объединяются со свежими дневными впечатлениями, стремятся проявить себя через сновидения, а также иными способами непрерывно пытаются прорваться к реализации и сознательному воплощению.

Вытеснение заключается не только в однократном подавлении нежелательных влечений, но и дальнейшем непрерывном их контроле и удержании в границах бессознательного. Поэтому вытесненные желания на пути к сознанию сталкиваются с предсознательным «СВЕРХ-Я», выполняющим роль неподкупного критического стража. Но в состоянии сна цензорная деятельность предсознательного ослабляется, и доступ к сознанию немного приоткрывается.

Резюмируем вышесказанное о «СВЕРХ-Я»:

– формируется как результат взаимодействия с обществом;

– содержит представления о моральных, религиозных, социальных и культурных нормах, а также об «идеализированном Я»;

– предоставляет сознательному «Я» доступ к латентным воспоминаниям;

– выполняет функцию морального цензурирования;

– осуществляет защитные механизмы вытеснения и компенсации;

– позволяет конвертировать психическую энергию посредством процедуры сублимации.

Я понимаю, что доставил своему читателю неудобство, преждевременно употребив некоторые специфические термины («вытеснение», «нарциссизм», «компенсация»). Но пусть Вас это не смущает. Я лишь вкратце наметил тематический план дальнейшего повествования, и на следующих страницах эти концепции будут изложены более подробно.

И начну я с того, что открою самую захватывающую тайну человеческой психики – тайну сновидений.

Загрузка...