В нашем исследовании приняли участие 58 респондентов, все из которых женщины. И мы сразу переходим к вопросам и ответам на них, к некоторым их них будут представлены дополнительные комментарии.
Как мы видим – этот вид кулинарного искусства требует сосредоточенности, что свойственно более зрелому поколению. Кроме того, пряники – это увлечение, которое не только становится бизнесом, но и является долгоиграющим увлечением, абсолютное большинство наших респондентов занимаются им более 3-х лет.
Вот тут вырисовывается несколько закономерностей: пряничное искусство аутентичное – сильнее всего развито в маленьких городах, что добавляет пряникам особого шарма и оттенка сувенирной продукции. С другой стороны – мы видим, где спрос, там и предложение. А почти равномерное распределение промежуточных вариантов говорит только, что пряники – это не тренд, это уже давно повсеместное ремесло.
А вот это и объясняет популярность пряников. Вам не нужно быть поваром или кондитером, что начать их готовить.
Как и любое ремесло – пряники приносят доход, и хочется подчеркнуть что для 49% респондентам пряники приносят достаточно дохода, чтобы быть основным доходом.
Как и всегда в данном случае мы не можем делать какие-то глубокие выводы на основе этого ответа: в каждом городе разная стоимость жизни, у каждого разные потребности, но важно вот на что обратить внимание: по данным Мосстата в 2023 году средняя зарплата в Москве – 128 000 руб. Вывод тут однозначный, что если заниматься пряниками всерьез – это действительно бизнес, который может покрывать расходы.
Как и в любом деле, команда может быть полезной для роста компании, но в данном случае большинство пряничных мастеров работают в одиночку. И так, мы можем сделать косвенный вывод, что у 25% респондентов есть возможность оплачивать услуги команды.
А вот и вопрос, который заботил многих. Да, ожидаемо большая часть дорогих заказов – это заказы до 50 000 рублей, включая корпоративные подарки. Это очень хорошие цифры, для довольно простого продукта, производить который можно без выдающихся кулинарных навыков.
А вот что было очень и очень необычно: 3 респондента продавали заказы более чем на миллион рублей! А самый дорогой заказ был на 2 миллиона рублей. К сожалению, по нашим правилам исследование анонимное и не можем публиковать подробности этой сделки, но это впечатляет.
Еще один любопытный факт: 2 из 3 топ заказов были сделаны в команде и все заказы больше 200 000 рублей были в городах миллионниках. А вот самый крупный заказ в городе менее 500 000 человек был 80 000 рублей.
Тут ничего необычного, большинство производителей хотят наращивать производство или развивать сбыт. Но очень интересна история с обучением и сетью франшиз. Это говорит что на рынке есть бренды и рынок растет.
На самом деле это любопытно. Секретные рецепты и ингредиенты – это скорее в духе пищевых корпораций, а вот фамильные рецепты передаются буквально в каждой семье, и нет ничего необычного в том, что у кого-то есть свои ноу-хау.
Помимо кулинарных секретов, рецептов довольно много. И это просто интересный факт, которой отображает глубину и возможный ассортимент пряничной империи. И самое главное, мы не спрашивали сами рецепты, поэтому какие-то из них даже и не пересекаются.
Кроме того, мы спросили наших участников, какие вкусы пряников они любят. Мы собрали самые популярные и удивительные ответы, изобразили их на графике. И это очень разнообразие пряников впечатляет, но еще впечатляет количество комбинаций и сочетаний – их счет уходит куда больше чем тысячи.
Пряничный мастер – это кондитер, кулинар, повар, но точно не пряничный мастер. Они готовят практически все, кто-то делает ставку на известные продукты с понятным спросом вроде леденцов или тортов, а кто-то пытается делать то, чего не делают другие. Возможно, этим людям просто нравится готовить вкусные блюда.
Самые необычные открытия из нашего опроса:
– Заказ на пряники больше миллиона рублей – если честно, в голове до сих пор не укладывается.
– Пряники – это судьба. Прочитав исследование и текста наших соавторов, можно сделать удивительное открытие, среди пряничных мастеров есть и балерины, банкиры и много кто еще! Но все они стали готовить пряники!
– Пряники – это не продукт питания. И даже не туристический бренд. Это практически искусство, которое не имеет рамок и которое можно съесть!
– Невозможное количество рецептов, я всю жизнь считал – что пряник, это просто пряник, ан-нет!
– История пряников – о да, о ней еще будет речь, и я скажу просто: это не история, а многовековая традиция!
Если честно, практически все в этой истории приятно удивляет и вдохновляет, но будет гораздо интереснее, если мы как можно быстрее перейдем к самой захватывающей части – к историям наших героев.