Сегодня 4 июля 2022 года. Я нахожусь в Кала-ен-Портер, на Менорке, и уже несколько дней занимаюсь тем, что дорабатываю эту книгу, а также занимаюсь другими профессиональными делами, например привожу в порядок видео на своем YouTube-канале.
Просматривая видеоролики, я обратил внимание на несколько фактов. Во-первых, ведение канала – дело трудоемкое; во-вторых, у меня скопилось огромное количество видеозаписей и информации; в-третьих – и это больше всего относится к теме нашего разговора – практически половина всех видеозаписей, сделанных мной с самого начала, то есть с 2015 года, посвящена токсичным людям, семьям и взаимоотношениям. Похоже, эта тема меня не отпускает. Теперь, прочитав вступление к этой книге, вы, наверно, догадываетесь почему.
Когда я выкладываю какой-нибудь видеоролик или статью о людях токсичного типа, кто-нибудь пишет в комментариях, что токсичных людей не существует, что термин «токсичный» унижает и дискриминирует личность, и далее следует длинный список нареканий в том же духе.
Мне очень жаль, но от всех этих аргументов использованный термин не перестает быть максимально точным и полезным. Когда человека отличает токсичное поведение, мышление, поступки, мотивация и личностные качества, мы вправе в описательных целях называть его «токсичной личностью», поскольку от них нам необходимо защищаться. Все предельно просто: подобно тому, как мы описываем людей, опираясь на их характеристики с целью определить свои ожидания: «высокий», «инженер», «отец», точно так же мы называем «токсичной» любую личность, от которой ожидаем боли, страданий и злонамеренных манипуляций.
Существуют ли токсичные личности?
Говоря о токсичном типе человека или токсичной личности, можно долго и бессмысленно спорить о том, стоит ли их так называть или нет. Я никогда не участвую в такого рода дискуссиях, а под конец всегда говорю одно и то же: если кто-то причиняет вам боль, ограничивает ваши права, контролирует вас, применяет к вам насилие, такой человек вам не подходит – только это и надо помнить. Все. Точка. Называйте его как вам будет угодно, но я и впредь буду называть таких людей токсичными, тиранствующими и паразитирующими изуверами, в зависимости от обстоятельств.
С токсичными персонами дело обстоит так же, как с грибами. Человек не должен отказываться от грибов, но должен хорошо понимать, что существуют съедобные грибы, слегка ядовитые грибы, способные вызвать боль в животе, очень ядовитые грибы, наносящие тяжелый вред здоровью, и есть грибы смертельные.
И дело не в том, что я хочу подорвать самооценку грибов, вызвать в них неуверенность в себе или нанести им оскорбление, я просто описываю данность в простых, всем понятных терминах. То же самое происходит и с людьми. Да, я знаю, вы скажете, что люди не грибы, я и не спорю, но они тоже делятся на категории, которые можно классифицировать, описывать и распределять в зависимости от их характеристик, чтобы ясно понимать, чего от них ожидать.
Кстати, обычно я использую различные термины для описания определенных действий, видов поведения и даже личностных качеств, потому что, на мой взгляд, всегда лучше думать образами. Человеку трудно представить, как выглядит высокая башня, если просто назвать ее высокой, но мы все отлично понимаем, как выглядит башня в тридцать этажей. Поскольку психологическое насилие держится на чем-то неявном, едва уловимом, на скрытой игре, нам совсем не помешает говорить об этом в ясных терминах, обнажающих суть того, что происходит.