Великая Китайская стена, пирамиды, зиккураты[1], величественные храмы, руины древних городов – картинками этих объектов заполнены школьные учебники. С ними ассоциируется древность, достижения цивилизации, возникшей в результате прямого перехода от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, создавшей мощные системы орошения и построившей великие города, обеспечившей людям законный порядок, стабильную жизнь, безопасность и процветание.
История, которую мы знаем и изучаем, – это история прогресса: того, как дикий homo sapiens сделал ряд полезных открытий и сотворил свое главное достижение – государство. Государство стало синонимом слова «цивилизация».
Но что если реальная история сложнее? Что если эволюция человеческих обществ не происходила линейно «от дикости к цивилизации»? Что если цивилизация и государство не были однозначным благом? Что если у стен, пирамид, зиккуратов и других знакомых всем образов есть менее величественная и более мрачная сторона и она, сторона, показывает, как человечество и цивилизация на самом деле развивались в древности?
Чтобы ответить на эти вопросы, нужно начать со времен, когда человек только приступил к преобразованию мира по своему усмотрению, и закончить временами, когда государства полностью подчинили себе планету.