Никто не любит критику, даже если она конструктивна.
Все мы испытываем злость и стыд, когда нас отчитывают или в чем-то упрекают родители, учителя, супруг, босс, коллега или даже собственный ребенок. Когда кто-то наскакивает на нас и начинает перечислять недостатки нашего характера или поведения, это уязвляет. Мы склонны видеть в критических замечаниях злой умысел и ненависть. В лучшем случае они вызывают у нас защитную реакцию. Резкое слово ранит. И его влияние может остаться с нами надолго, а то и навсегда. Мы постоянно вспоминаем подобные замечания.
Критические замечания остаются с нами навсегда.
Вот поэтому искусство конструктивной критики – жизненно необходимый навык, который способен принести много пользы как вам, так и окружающим.
Мы склонны недооценивать других. Очень часто не желаем видеть их вклад, и нас заботит только то, что они сделали не так. Мы не обращаем внимания на их положительные качества, сосредоточиваясь на отрицательных, и обвиняем в чем-то гораздо чаще, чем благодарим. Мы скоры на критику и не спешим с похвалой.
Почему так происходит? Потому что человеческий мозг реагирует на то, что нам не нравится, эмоционально, а не логически. Согласно исследованию, проведенному профессором Университета Дьюка Скоттом Хьютеллем, обвинения и похвалы обрабатываются разными областями мозга. Обвинения рождаются в зоне, которая ответственна за эмоции, а похвалы – в зоне, связанной с логическими рассуждениями. В результате люди по умолчанию подразумевают, что хорошее поведение – это чистая случайность, а плохое – результат умысла. Поэтому нас так часто раздражают сущие пустяки и мы находим зло где угодно.
Подумайте только, сколько браков распадается из-за критики. Прожив с партнером много лет, вы вдруг обнаруживаете, что он недостаточно аккуратен, плохо водит машину или просто мало вам отдает. Даже если критика конкретна и конструктивна, она лишь настраивает людей против нас, и мы очень редко получаем желаемый результат.
Давайте не будем уподобляться остальным и начнем признавать положительные качества других людей и сообщать им об этом, прежде чем указывать на недостатки и критиковать. Если вы хотите высказать критическое замечание коллеге, подчиненному, члену семьи или впечатлительному ребенку, лучше всего смягчить его комплиментом.
Любую критику начинайте с похвалы.
В то же время не стоит расточать бессмысленную лесть направо и налево. Да, действительно, люди естественным образом начинают относиться к вам хорошо, если удастся польстить им. Но со временем они перестают обращать внимание на комплименты. Ваша похвала теряет для них ценность, и вы лишаетесь их уважения. И более того – вы лишаетесь уважения к себе. Можно обмануть человека и обрести его расположение, но добиться уважения таким образом нельзя. Понравиться кому-то легко, добиться уважения – гораздо труднее. Поэтому старайтесь уравновешивать критические замечания честной похвалой. Вот и все.
Чтобы быть и оставаться уважаемым супругом, родителем, другом, коллегой или боссом:
Не скупитесь на честную похвалу, а критикуйте коротко и по делу.
А самое главное – высказывайте критические замечания спокойно и уважительно. Проглотить критику гораздо легче, если она выражена в дружеском тоне.
Вот типичный сценарий.
Допустим, вы владелец мелкого бизнеса. Ваша помощница Пенелопа уже много лет прекрасно справляется со своей работой – организует встречи и исполняет поручения. Но в последнее время она почему-то начала допускать ошибки. Самое печальное – она забыла вовремя отправить в инспекцию налоговый отчет, и в результате вам начислили кругленькую пеню.
Вы сильно разозлились. Первое, что в таких случаях возникает, – это желание устроить взбучку. Но это будет большой ошибкой. Поступив так, вы нанесете непоправимый урон взаимному доверию и уважению, которые выстраивались годами. Лучше всего поступить так. Скажите спокойно, но твердо: «Пенелопа, у тебя есть минутка? Хочу, чтобы ты знала: я очень ценю твою работу, ведь на тебе ответственность за все организационные моменты в нашем бизнесе. Для меня это действительно очень важно». Затем добавьте: «Но я заметил, что в последнее время ты стала какой-то рассеянной. Ты не послала вовремя данные о моих доходах, и теперь мне придется заплатить штраф».
Начав с положительной оценки, вы затем излагаете проблему ясно и четко, но в таком виде это не воспринимается как личные нападки. Это сбалансированный, дипломатичный подход.
Видели ли вы диснеевский фильм «Аладдин»?
Там злобный визирь Джафар в сопровождении своего хитрого попугая Яго хочет найти волшебную лампу, спрятанную в пещере чудес. Но всемогущий Джафар никак не может ее получить. У него нет того, что для этого необходимо.
Всего один человек обладает этим. И это самый скромный и ничем не примечательный бродяжка Аладдин. Несмотря на внешность оборванца и беспечное отношение к жизни, только он обладает талантом, необходимым для того, чтобы найти лампу.
Аладдин – неограненный алмаз, талант, скрывающийся под непрезентабельной внешностью.
На самом деле у каждого из нас есть такой алмаз. Просто удивительно, как часто мы грызем себя за свои недостатки и слабости, совершенно не обращая внимания на сильные стороны. То же самое происходит и с нашим восприятием других людей. Мы с легкостью замечаем то, чего им не хватает, и нам очень сложно по достоинству оценить то положительное, что у них есть. Поэтому первое, чему нужно научиться, – не отвлекаться на явные недостатки, упуская из виду скрывающуюся внутри драгоценность.
Один из моих жизненных принципов:
Каждый человек – неограненный алмаз, который может стать бриллиантом!
Это относится и к вам, и ко всем, кто вас окружает, независимо от того, какое впечатление они производят.
Итак:
Ищите в каждом его бриллиант.
Не надо пытаться скрести его поверхность. Копайте глубже и доставайте скрытое сокровище. Старательно ищите положительные черты в людях и говорите им о них, прежде чем обратить внимание на недостатки и перейти к критике.
А когда вы это сделали:
Не скупитесь на комплименты и поумерьте критику.
Самое важное дело в моей жизни – обучение хирургов-стажеров. Это молодые врачи, уже получившие образование и почти готовые отправиться в свободный полет. На то, чтобы приобрести и отточить все необходимые хирургу навыки, у них уходит от 12 до 15 лет. Это очень образованные и мотивированные люди.
В некоторых медицинских учреждениях основной метод обучения таков: стажеров учат, как правильно оказывать медицинскую помощь и оперировать, внимательно следят за ними и указывают на то, что они делают не так и что нужно делать вместо этого. Иными словами, это метод, основанный на исправлении ошибок.
Но в начале своей преподавательской деятельности я решил, что в общении со стажерами отрицательная обратная связь должна сочетаться с положительной. В процессе работы со стажерами я многое узнаю о них. Я наблюдаю, выявляю их сильные и слабые стороны, а затем указываю на то положительное, что у них есть, и лишь потом – на недостатки.
В Университете Макгилла мне предложили учить лицевой пластической хирургии стажеров отделения хирургии головы и шеи. Я не только читал лекции по их основной специальности, но и вел целый ряд дополнительных курсов, в том числе «Универсальные правила хирургии».
Этот курс я читал в Центре медицинского моделирования при университете – прекрасно оснащенном корпусе, где стажеры практикуются на манекенах и трупах животных. На занятиях я демонстрировал приемы хирургии, например технику выполнения разреза и его зашивания, на видео, где камера была сфокусирована на моих руках, потом просил присутствовавших повторить процедуру самостоятельно, а сам следил за тем, как они работают.