1. Библиотека

Как преодолеть отрицательные стереотипы восприятия библиотеки?

Стоит только начать размышлять на эту тему, как тут же понимаешь, что все мы живем в окружении стереотипов, отрицательных, положительных – разных. Мы мыслим стереотипами. Они управляют нашими поступками. Как учили в советской школе? «Идея, овладевшая массами, становится движущей силой истории» (Маркс – Ленин)

А стереотип – не что иное, как убеждение, овладевшее сознанием большинства или отдельного человека, которое на определённый период становится традиционным.

Друиды (жрецы у древних кельтских народов) считали, что у каждого человека есть три лица. Первое лицо такое, каким человек видит себя сам. Второе – то, каким его видят другие. Третье таково, каков человек есть на самом деле.

Так и у библиотеки есть три лица: она такая,

• какой её видим мы сами, библиотекари,

• какой её видят другие (реальные и потенциальные пользователи, а также СМИ, власти, благотворители и т. п.),

• какова она есть на самом деле.

Понятно, что мы, библиотекари, никогда не согласимся выстраивать библиотеку исключительно в соответствии с нуждами, потребностями, представлениями «других». Потому что у государственной библиотеки есть продиктованные её статусом социокультурные, гуманитарные задачи. Но игнорирование или недостаточный учёт мнения «внешнего мира» чреваты потерей для библиотеки самого главного – пользователей, ради которых, собственно говоря, мы и работаем. Итак, первое «лицо»: библиотека, какой её видим мы, библиотекари.

Это целый набор, как правило, позитивных стереотипов, которыми мы оперируем, называя их спецификой профессионального сознания и самооценки, взглядом на профессию изнутри.

Стереотипы эти бывают самые разные: идущие, можно сказать, из глубины веков, тянущиеся из недавнего прошлого, новые и совершенно «свежие»; стереотипы адекватные и ложные, полезные и вредные, навязанные и навязываемые…

Так, разговоры о высокой гуманистической миссии библиотеки, рассуждения о её кардинальной значимости для духовного развития общества, о значительной роли её в формировании личности – это неизменные во времени, исторически оправданные стереотипы восприятия библиотеки, прежде всего, самими библиотекарями и людьми, понимающими глубинную сущность библиотеки как социального института.

Библиотека вправе и в состоянии воспитывать пользователя, «делать человека человеком» (даже если он уже отец семейства), а библиотекарь, безусловно, знает, «что такое хорошо и что такое плохо» – это стереотип нашего профессионального сознания, перешедший из советского времени, суждения, с которыми пользователи, особенно молодые, вряд ли так уж согласны.

Загрузка...