От автора

Пространство возможностей, библиотека возможностей… Десять, нет, ещё даже пять лет назад никто такими категориями не мыслил. Библиотеки стояли полупустые и грустные. А мы, библиотекари, размышляли над тем, как понять, что молодёжи нужно, чем мотивировать, чем завлечь её к нам. И зачастую не могли дать чёткого ответа на вопрос: не работай в библиотеке, пришли бы сюда сами в качестве читателей.

Для себя мы определили точную дату (день и час), когда молодёжь «сменила гнев на милость» и дружелюбно развернулась в сторону библиотек, – 15 апреля 2011 года, 05:34 по Москве. Тогда в «Живом Журнале» на странице известного российского блогера Сергея Мухамедова (ottenki_serogo) появился пост о модернизированной Российской государственной библиотеке для молодёжи. Назывался он «Без соплей по книге».

В течение первых трёх дней от молодых пользователей интернета поступило более 400 позитивных отзывов. Это было нетипично для Сети, в которой больше ироничного и конфронтационного, чем лояльного и дружелюбного. Правда, временами слышны были голоса сомневающихся в том, что в нашей стране может быть не одна-две, а много библиотек современных, европейских (именно с ними сравнивали отечественные библиотеки молодые интернет-«всезнайки»).

Такой по тем временам мощный шквал положительных эмоций в связи с библиотекой не остался не замеченным администрацией тогдашнего президента России. И спустя 10 дней на территории Библиотеки для молодёжи состоялась встреча Д. А. Медведева с лидерами IT-сообщества страны. Ещё год потом поступали отзывы на пост «Без соплей по книге», достигнув отметки 915.

Почему я столь подробно остановилась на этой важной для РГБМ странице её биографии? Потому что до того момента я специально просматривала интернет в поисках ответа на вопрос, важный для выработки верной стратегии действий по привлечению пользователей: «зачем идти в библиотеку?».

Но находились только ответы на вопрос, сформулированный самыми молодыми людьми, преимущественно студентами: «почему не стоит ходить в библиотеку?». Сеть пестрила вескими аргументами против походов – как в университетскую, так и в публичную библиотеку.

Создавалось впечатление, что никакие наши усилия не могут повлиять на утвердившиеся в сознании большинства отрицательные стереотипы, связанные с образом библиотеки и библиотекаря.

Читатели поста «Без соплей по книге» писали в комментариях, что испытали «культурный шок» от увиденного образа библиотеки. Но и мы испытали «шок» – от того, что молодёжь, как оказалось, нормально относится к библиотекам. Дело было за малым – чтобы те соответствовали их потребностям и запросам, а также образу библиотеки, почерпнутому из интернета и общения с зарубежными сверстниками.

Применительно к подросткам и молодёжи (а это наиболее желанные, но самые независимые в своих предпочтениях категории пользователей) мы сформулировали концепцию 4С. Смысл её в том, что библиотека должна содействовать самообразованию, самопознанию, самоидентификации, самореализации человека.

По факту, 4С – это дополнительные возможности взаимодействия с социумом, новые социальные лифты, которые – благодаря библиотеке – появляются у человека. И если это будет так, то библиотека на деле, а не на словах станет «пространством возможностей».

То, что за последние несколько лет отношение к библиотекам изменилось, очевидно. Впечатление, что общество, его молодёжный сегмент выдали им карт-бланш.

Это серьёзно. Если библиотеки в полной мере не воспользуются полученным доверием, тогда нынешние молодые, став завтра управленцами и политиками, не будут принимать решения в пользу библиотек и во благо им.

В случае чего они ведь могут сказать: подвиньтесь, господа библиотекари, теперь мы управлять будем и тогда поглядим, так ли уж всё безнадежно.

Однако я уже заступила на территорию самой книги… Потому что «заметки на полях библиотечного дела» – это действительно заметки, опубликованные в номерах электронной библиотечной газеты о молодёжи и для молодёжи «Территория L» в разделе «Актуально» (gazetargub.ru, выходит с марта 2015 года).

Это своего рода реакция, но не спонтанная, а обдуманная и подкреплённая анализом серьёзных массивов данных на ту или иную проблему, которая на момент обращения к ней представляла очевидный интерес для библиотечного сообщества и сохраняет остроту по сей день.

Вопросы, которые стоят в конце заголовков многих «заметок на полях», свидетельствуют о попытках высказать личный, зачастую «перпендикулярный» общепринятому или высказываемому большинством, взгляд на проблемы, которые беспокоят наше профессиональное сообщество.

В книге – 4 раздела.

Для начала разговора – Вместо предисловия – предлагаем подумать о том, как нам, библиотекарям, найти общий язык с пользователями, как научиться не только слушать, но и слышать молодёжь.

В разделе «Библиотека» пойдёт речь об отрицательных стереотипах восприятия библиотеки и путях их преодоления; о книжных магазинах как партнёрах и конкурентах библиотеки (конкуренция – это благо или препятствие для развития библиотек?); о пугающей многих угрозе «коммерционализации» библиотеки и о том, как избежать или, по крайней мере, перестать её бояться; о достоинствах и слабостях столь модных сегодня сетевых дизайн-проектов библиотечных пространств.

В разделе «Молодёжь» мы поговорим о том, почему взрослые решили, что молодёжь мало читает, и как лучше организовать её общение с книгой в пространстве библиотеки; познакомим вас с современной молодёжной лексикой, с которой ежедневно сталкивается библиотекарь, общаясь со своими пользователями (что это: искажение родного языка или новый язык общения молодого поколения?); предложим новый подход к работе и форматам общения с молодыми инвалидами, который они ожидают от нас.

В разделе «Молодёжь в библиотеке» анализируются возможности общедоступной библиотеки как социального лифта для молодёжи, перспективы молодёжных клубов и объединений по интересам, а также актуальные проблемы молодёжного волонтерства в библиотеках.

В последнем разделе «Молодёжная библиотека» подробно раскрывается образ Государственной республиканской юношеской библиотеки, первой в стране библиотеки, системообразующим признаком которой была ориентация не на книжный фонд, а прежде всего на читателя (пользователя); рассматриваются предложения, как сохранить молодёжные (юношеские) библиотеки в числе учреждений культуры, минимально необходимом для той или иной территории.

В завершение разговора – предлагается обобщенная картина того, как энергично и по-боевому осваивает молодёжь библиотечные пространства. Ключевой здесь является фраза, завершившая статьи и книгу в целом: «И если библиотека уместилась в систему ценностей и предпочтений молодёжи, она победила и может уже сама управлять ситуацией».

Для меня и моих коллег (с 20-летним опытом модернизации публичных библиотек) иметь свою профессиональную позицию и отстаивать её – нормально. Это так же нормально, как двигаться «непроторенными тропами», существенно опережая текущую ситуацию, помогать тем, кто идёт следом, не наделать ошибок (ведь их потом придётся исправлять), показывать, как и где можно «спрямить» дорогу к цели.

Считаю справедливым назвать своих единомышленников, в обсуждениях и сотворчестве с которыми «выкристализовывались» те или иные идеи. Это, прежде всего, Антон Пурник, Дмитрий Боганов, Ирина Ефимова, Инна Русиянто, Борис Самохин, Александр Пурник, Сергей Колот, Сергей Берестнев, Марина Захаренко, Лариса Алимова, Ольга Кузьмина, Маргарита Самохина, Валерий Бондаренко.

Безусловно, это весь коллектив Библиотеки для молодёжи – и те, кто успел застать нашего первого директора Ирину Викторовну Бахмутскую, кто мудр и знает что почем в этой жизни, и те, кто ещё молод, амбициозен, учится принимать самостоятельные решения, слушает опытных наставников и готов поделиться с ними новыми знаниями и умениями.

При чтении книги вы, наверняка, обратите внимание на большое число примеров из зарубежной практики. Их подбирают, систематизируют и обобщают специалисты Центра международных программ РГБМ Ирина Соколова и Мария Алексеева. Спасибо им за это.

Было бы неправильным не сказать о замечательном дизайнере книги – Якове Красновском. Мы не раз уже работали с ним. Он чувствует книгу, которую оформляет, как будто является её соавтором, а потому его замечаниям лучше следовать – он редко бывает неправ.

Не сочтите за пафос, но самой большой благодарности достойны пользователи Библиотеки для молодёжи. Потому что ежедневное наблюдение за их поведением и взаимодействием в пространстве библиотеки, за изменениями в их личностных, читательских, общекультурных предпочтениях, постоянное общение с ними позволили сформировать и воплотить в жизнь образ человекоориентированной библиотеки, в которую хочется приходить по любому поводу и… без видимого повода тоже. Просто потому, что здесь человеку хорошо.

Вместо предисловия. Современной молодёжи – современную библиотеку, или Как научиться слышать друг друга.

Если библиотека не будет соответствовать представлениям молодых людей о современной библиотеке, зачем тогда им библиотека? Они не придут в неё, не приведут туда своих маленьких детей. Когда же сами станут управленцами и политиками – не оценят должным образом библиотечную идею и не станут принимать решения во благо её…

Несколько лет назад я блуждала по интернету в попытке понять реальное отношение молодёжи к идее библиотеки. Нашлось всего мало. Но из найденных публикаций практически все были на тему «Почему не стоит идти в библиотеку». И аргументация выглядела вполне убедительной.

Зачем идти в библиотеку, если дома, в институте или у друзей есть интернет, где я найду всё для занятий, скачаю оттуда фильм и музыку, аудиокнигу, теле- или радиопередачу – за деньги или даже с «пиратских» сайтов (да кто ж об этом узнает!). В конце концов, у меня под рукой всегда есть смартфон, на который из интернета или с помощью размещённых даже в трамвае QR-кодов можно закачать кое-что из классики или детективчик какой.

Зачем идти в библиотеку, если хватает денег на то, чтобы раз в месяц покупать парочку книжных новинок. Либо их купит мой товарищ, а я одолжу у него на время. Не «солить» же ему эти книги! Да и посидеть-почитать за чашкой кофе можно спокойно в том же магазине.

Зачем идти в библиотеку, где меня ни на секунду не оставит без внимания библиотекарша (вдруг вырежу из книги страничку, начну громко разговаривать или, не дай Бог, смеяться). А нужно ещё не забыть взятую на дом книгу вовремя вернуть и не залить её случайно чаем – иначе нарвёшься на штраф или, в лучшем случае, на укоризненный взгляд сотрудника библиотеки.

И вообще, у меня не так много времени, чтобы тратить его на библиотеку. Во всяком случае книга не есть мой хлеб насущный. Мне больше нравится кино, клуб, спорт, общение с друзьями. Да мало ли что ещё есть, помимо библиотеки…

Нельзя сказать, что эти аргументы неправомерны, несправедливы, необъективны. Каждый сможет добавить к ним что-то своё.

Действительно, стремясь «соответствовать», библиотекам придётся учитывать ряд препятствий объективного характера, которые, являясь сами по себе позитивными факторами, при определённых обстоятельствах способны оказывать нежелательное влияние на отношение молодёжи к библиотекам. Назовём наиболее очевидные из них:

• свободный книжный рынок и ожесточённая конкуренция на нём вынуждают производителей и продавцов ориентироваться на широчайший спектр потребностей покупателя; они осознанно выделяют книги для молодёжного чтения в наиболее перспективный сегмент, при этом активно используют в общении с покупателем традиционно библиотечные формы и методы работы;

• возможности получения информации с помощью мобильных технологий, стремительно расширяющиеся и модифицирующиеся благодаря техническому прогрессу, становятся для молодых людей жизненно необходимыми, привычными и часто вполне достаточными;

• увеличивается число мест для проведения досуга молодёжи (как на коммерческой, так и на безвозмездной основах), учитывающих её быстро меняющиеся потребности, ориентированных на общекультурные приоритеты, на разнообразные форматы молодёжных субкультур;

• молодёжь осведомлена (свободная информация в интернете, личные наблюдения и общение с зарубежными сверстниками), как работают и как выглядят публичные и университетские библиотеки разных стран, и это знание не совпадает с обликом большинства российских библиотек.

Каков же он, «загадочный», привлекательный для молодёжи, образ библиотеки?

Однажды, гуляя по блогосфере, мы натолкнулись на высказывание молодого человека, который опоздал на заседание клуба, но, пройдясь по нашей библиотеке, описал впечатления на своей странице: «Это очень странное место… Там бродит довольно много людей, все молоды и несильно огрублены возрастом, они работают за компьютерами, ищут нужные книги, просто беседуют друг с другом, складывается такое впечатление, что их никто туда не загонял читать классику или другую сурьезную лит-ру… т. е. они пришли туда по своей воле! Это действительно странное место…».

Он – умница, заметил и подчеркнул именно те моменты, на которые мы сами обращали внимание, в частности, на уважение библиотекарей к «свободе волеизъявления» отдельной личности. Но увиденное молодого человека всё-таки удивило! Почему? Да потому, что в сознании молодёжи, как бы обидно это ни звучало, библиотека по-прежнему в значительной степени ассоциируется с суровым образом читального зала «Ленинки» из фильма «Москва слезам не верит».

Если попытаться одним словом определить характер библиотеки, в которую захочет пойти современная молодёжь, то это будет слово «дружелюбие». Современная библиотека – это библиотека, дружелюбная и дружественная (что не одно и то же) к пользователям. Когда на улице холод и дождь, когда занятия в институте или школе уже закончились, а идти домой «не в радость», когда хочется пообщаться с друзьями, интересно провести свободное время, человек из всех возможных вариантов привлекательных мест выбирает библиотеку. Это то главное, к чему должна стремиться современная библиотека!

Но как этого добиться?

Пару лет назад, будучи на Дальнем Востоке, мы с коллегами присутствовали при разговоре студентов с библиотекарями. Молодые люди поделились тем, что их может завлечь в библиотеку: от бесплатного вай-фая и оперативного появления на полках книжных новинок до снековых и кофейных аппаратов. А библиотекари столь же аргументировано отвечали, что они просто не в состоянии выполнить все «требования» молодёжи.

В ходе этой дискуссии стало понятно, почему молодые люди и библиотечные работники не могут, да и не хотят понять друг друга. Они говорили на разных языках: молодые читатели на языке своих нужд и потребностей, а библиотекари – на языке своих возможностей и ограничений.

Вопрос о дружелюбии и дружественности библиотеки тут даже не стоял. Между тем, если библиотека не будет соответствовать представлениям молодёжи о современной библиотеке, зачем тогда ей библиотека? Не придут в неё молодые, не приведут туда своих маленьких детей. Когда же сами станут управленцами и политиками – не оценят должным образом библиотечную идею и не станут принимать решения во благо её…

Ведь молодым совершенно безразлично, какими возможностями располагает библиотека. В случае чего они ведь могут и сказать: подвиньтесь, господа библиотекари, теперь мы управлять будем и тогда поглядим: так ли уж всё безнадежно.

Загрузка...