Глава 1. Как насчет Викки?

Прежде чем отправляться в путь, было бы разумно составить некоторое представление о том, куда приведет дорога; так что начнем эту книгу с обзора неоязыческой религии Викки.

Мы изложим краткую историю нашего Ремесла и поговорим о тех, кто внес вклад в становление той религией, что известна нам сегодня.

Также мы рассмотрим, почему Викка, прочно укоренившаяся в глубинах прошлого, становится все более актуальной в настоящем.

Ремесло Мудрых

Поскольку данный термин широко используется в этой книге, пожалуй, стоит начать с пояснения того, что конкретно за ним стоит. Ремесло Мудрых (англ. the Craft of the Wise; англ. wise – «мудрый»), часто фигурирующее как просто Ремесло, происходит от того же англосаксонского слова wica, что и сама Викка. Слово wica, о котором пойдет речь далее в этой главе, означает «мудрый», «мудрая» или «ведьма». Слово «ремесло» подразумевает некоторые навыки или знания, овладение которыми требует времени.

Хотя Викка и Ремесло Мудрых в целом взаимозаменяемые термины, мы предпочитаем использовать последний; он несет в себе подтекст необходимости в обучении и самоотдаче, чтобы получить навыки и знания, позволяющие успешно заниматься своим ремеслом.

Что же такое Викка?

Викка обычно определяется как неоязыческая религия, однако, согласно некоторым представлениям, она являет собой нечто большее, и описывать ее как «просто религию» – значит принижать Ремесло.

Так или иначе, нельзя отрицать тот факт, что Викка получила официальное признание в качестве религии по всему миру. В зависимости от точки зрения этот статус может нести пользу или вред – во всяком случае, он дает определенную правовую защиту от религиозной дискриминации. По крайней мере, так это работает в теории – к сожалению, законное право исповедовать свою религию не является гарантией того, что вы не подвергнетесь дискриминации. Иногда лучше всего обратиться к мудрости, сокрытой в Пирамиде ведьм («Знать. Желать. Дерзать. Молчать») и понимать, когда стоит держать рот на замке, а личные убеждения – при себе.

Теперь, когда мы установили, что Викка может быть описана как неоязыческая религия, перейдем к тому, что придает Викке ее идентичность, и рассмотрим ее отличия от других языческих традиций.

Несомненно, существует множество видов Викки, но чтобы не увязнуть в многообразии различий между ними, сосредоточимся на сходствах.

Есть масса вариаций и в других религиях. В христианстве есть католики, методисты, лютеране, англикане, протестанты, баптисты, евангелисты, мормоны, свидетели Иеговы, адвентисты седьмого дня и многие, многие другие. Можно было бы написать тома о различиях между этими вероисповеданиями, но все они имеют одну общую черту – веру в Христа.

Итак, какая связующая нить пронизывает Викку? Что делает ее единой? Хотя исключения найдутся всегда, Викка в целом может быть достаточно точно описана как политеистическая неоязыческая религия, основанная на ритмах Земли. Здесь есть несколько слов, которые требуют пояснения. Мы уже говорили о религии, но что насчет неоязычества? Приставка «нео-» происходит от греческого neos, что означает «новый». Таким образом, неоязычество можно понимать как новую или переосмысленную форму язычества.

Теперь остановимся на слове «язычник». Следует заметить, что термины «язычник» и «колдун» не означают одно и то же. Разумеется, все колдуны – язычники, но не все язычники – виккане. Латинское paganus (англ. pagan – «язычник») изначально использовали римляне во времена раннего христианства как уничижительное обозначение людей, обитавших за пределами городов, – сельских жителей, которые ничего не знали о цивилизации и тогдашней модной новой религии. Точно так же английское heathen, «язычник» (от англ. heath – «пустошь»), сначала относилось к жителям диких пустошей, хотя сейчас оно чаще звучит применительно к последователям нордических неоязыческих и реконструкторских традиций, таких как асатру[4].

Несмотря на свое первоначальное употребление, пренебрежительное латинское слово, по-видимому, прижилось; для очень многих последователей религий откровения термин «языческий» с тех пор стал относиться почти к любой вере или духовной практике вне рамок основных авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама. Однако такое употребление этого термина является грубым упрощением, поскольку на сегодняшний день в мире существует более пяти тысяч религий и/или духовных традиций, очень немногие из которых можно назвать языческими.

Слово «политеизм» просто описывает практику почитания многих богов, хотя традиционную Викку можно в равной степени рассматривать как дуотеистическую, поскольку она почитает Бога и Богиню. Существуют также формы, которые почитают только Богиню – например, Дианическая Викка[5], – но здесь мы не будем на этом останавливаться.

В рамках традиционной Викки Бог олицетворяет божественное мужское начало и обычно представлен Солнцем, в то время как Богиня олицетворяет божественное женское начало и представлена Луной и/или Матерью-Землей. Как правило, вместо общих и несколько расплывчатых определений (например, «божественное»), в своих обрядах и ритуалах виккане почитают конкретных божеств, особенно в групповой практике. Многократное обращение к одним и теми же божествам может принести бо́льшую пользу для установления тесной связи с энергиями природы. В нашей традиции мы чтим Керидвен[6] и Кернунна[7], что будет описано подробнее в главе 7.

Вопрос о том, являются ли божества богами и богинями сами по себе (истинный политеизм) или же на самом деле являются аспектами единого Бога, Богини или божественной сущности (генотеизм), остается источником постоянных дискуссий среди виккан. Не волнуйтесь, мы не собираемся склонять вас на ту или иную сторону – в конце концов, этот вопрос личного выбора никак не влияет на вашу способность интуитивно выстраивать отношения с избранными божествами.

Рассмотрев политеистическую неоязыческую часть религии, перейдем к ее связи с Землей. В сущности, это то, что делает Викку такой, какая она есть. Как уже упоминалось, есть много других политеистических языческих религий, которые сильно от нее отличаются. Продвигаясь по этому пути, вы также увидите, что существует множество форм Викки, и они значительно отличаются друг от друга. Общая нить, которая связывает их все воедино, – это естественные планетарные ритмы, циклы Земли, связанные с влиянием Солнца и Луны.

Благодаря научным наблюдениям мы теперь знаем, что Земля – это сферическая планета, которая вращается вокруг Солнца в центре нашей Солнечной системы, а не плоский участок земли, где Солнце восходит в одной части неба и заходит в другой, как когда-то считали наши предки. Кстати, геоцентрическая модель была официальной позицией католической церкви вплоть до 1992 года, когда Папа Иоанн Павел II официально признал выводы Галилея и даровал ему прощение за ересь. Галилей пришел к выводу, что Земля является не центром Вселенной, как утверждала церковь, а планетой, вращающейся вокруг Солнца, от чего он был вынужден отказаться перед инквизицией в 1633 году под угрозой пыток.

Тем не менее мы наблюдаем с того места, где стоим, поэтому имеет смысл взглянуть на это движение с геоцентрической точки зрения. Викка чтит нескончаемый танец Солнца и Луны в постоянной гонке по небу, непрерывное убывание и возрастание дней и ночей в бесконечном цикле времен года. Это Колесо года празднуется во время саббатов – особых церемоний, отмечающих ключевые моменты в течение года. Циклы Луны празднуются на эсбатах – церемониях, посвященных определенным фазам Луны по отношению к Колесу года. Хотя в некоторых традициях могут отмечаться только саббаты (притом их число может варьировать – иногда празднуют только четыре основных праздника), эта практика является общей для всех виккан.

Прежде чем мы погрузимся в историю Викки, важно обратиться к теме колдовства. Справедливо будет сказать, что даже сегодня слово «ведьма» вселяет страх в сердца многих людей. Еще со времен позднего Средневековья, когда церковь официально признала существование ведьм и дала полное одобрение на создание инквизиции для их поиска и устранения, они были предметом неустанного нагнетания страха, кульминацией которого стали судебные процессы над ведьмами в XVI–XVIII веках. Несмотря на то что массовая истерия «огненных времен» давно прошла, ведьмы и колдовство по сей день остаются излюбленной темой для авторов фильмов ужасов. Мы приносим извинения, если вы принадлежите к числу тех, у кого слово «ведьма» вызывает волнение и тревогу, но этот факт никак не приукрасить: Викка – это современное колдовство.

Наряду с тем, что все виккане – язычники, верно и то, что все виккане – ведьмы. По крайней мере, так обстоят дела в нашей традиции. С другой стороны, не все ведьмы являются викканами. Конечно, можно практиковать народную магию или ведовство без религиозного или духовного компонента Викки. Но по мере прочтения этой книги станет ясно, что невозможно следовать по пути Викки, не практикуя магию. Даже если вы никогда в своей жизни не произносили заклинаний, те обряды и ритуалы, что формируют Ремесло Мудрых, сами по себе являются актами естественной и симпатической магии. Тем не менее оба автора встречали многих людей, утверждавших, что они виккане, но точно не ведьмы. Видимо, слово «ведьма» имеет для них такие негативные ассоциации, что единственный выход – только отрицание.

История Ремесла

Хотя Ремесло опирается на врожденную мудрость и знания, возможно, столь же древние, как само время, викканская религия, которую мы знаем сегодня, на самом деле вполне современна.

Существует много споров о том, как первоначально возникло название Викка, но не может быть никаких сомнений относительно того, кто привлек к нему внимание всего мира во второй половине XX века – эксцентричный и весьма состоятельный англичанин по имени Джеральд Броссо Гарднер (1884–1964). Справедливо будет сказать, что практически каждая викканская традиция, существующая в наши дни, имеет свои корни в гарднеровской Викке. По этой причине Джеральд Гарднер стал известен как отец современного колдовства. Гарднер родился в состоятельной семье, его родители занимались торговлей лесом. Фирма, специализировавшаяся на импорте экзотических лиственных пород, была основана прапрадедом его отца Эдмундом Гарднером – человеком, сумевшим успешно подняться по социальной лестнице и удостоиться почетного титула «свободного гражданина города Ливерпуля»[8], что в обстоятельствах середины XVIII века было действительно редкой честью. Этот титул означал, что Гарднеру удалось избавиться от оков крепостного права и стать уважаемым членом поместного дворянства. Словом, Джеральд Гарднер был представителем старой финансовой аристократии.

Однако детство Джеральда едва ли можно назвать особенно легким, поскольку он был довольно болезненным ребенком и страдал от тяжелых приступов астмы. Состояние его серьезно усугублялось загрязненным воздухом индустриального Ланкашира, в котором жили Гарднеры. Особенно тяжело мальчик переносил густой зимний смог. Большинство детей из семей высшего и среднего классов того времени в основном воспитывали няни, а не родители. В случае Джеральда это была молодая ирландка по имени Джозефина Маккомби, которую он ласково называл просто Ком.

Хотя есть масса предположений относительно ее истинных мотивов, Ком подала идею отвезти ребенка в теплые края, чтобы облегчить его страдания, хотя и за счет отца. Итак, они путешествовали, причем так долго, что Джеральд не посещал школу и не получил формального образования. Но будучи человеком деятельным и любознательным, он сам научился читать и писать. А читать он любил. Книгой, наиболее повлиявшей на него, стала «Там нет смерти» Флоренс Марриэт[9], в которой раскрывалась захватывающая тема бессмертия души.

На рубеже XX века Ком встретила на Цейлоне (ныне Шри-Ланка) родственную душу, Дэвида Элкингтона, и собралась за него замуж. Элкингтон управлял весьма успешной чайной плантацией, поэтому было решено, что молодой Джеральд продолжит жить с молодоженами и изучать торговлю чаем.

Ком и ее муж Дэвид обосновались в Канди – городе, который, помимо того что был одним из самых духовно почитаемых мест в буддийской вере, также находился по соседству с жилищем прославленного (или, в зависимости от вашей точки зрения, печально известного) Алистера Кроули. То, что они оказались соседями, в последующие годы оказалось очень важным.

Большинство из нас – тех, кто ступил на путь Викки, – может, поразмыслив, отметить поворотную точку, когда мы начали подвергать сомнению все, чему нас учили в годы становления. Для Джеральда Гарднера такой переломный момент наступил, вероятно, именно в это время, когда он начал пересматривать свои основные убеждения.

Ради краткости не будем вдаваться в детали трудовой жизни Гарднера и перейдем сразу к его отставке, когда все стало по-настоящему увлекательным. Достаточно сказать, что он вращался в интересном обществе, был на короткой ноге с весьма примечательными людьми и приобрел пристальный интерес к фольклору, истории, археологии, антропологии и спиритизму.

Когда Джеральд ушел в отставку с государственной службы в Малайе, жена Донна убедила его вернуться в Англию, и они поселились в деревне Хайклифф, графство Хэмпшир, на южной окраине Нью-Фореста. Гарднер вскоре обнаружил, что более холодный климат по-прежнему ему вреден, у него вновь начались проблемы со здоровьем. Лечащий врач посоветовал попробовать нудизм, к которому Джеральд поначалу был настроен скептически. Но пришлось признать, что беспокоящие симптомы проходят, и Гарднер стал ярым сторонником этой практики.

Именно в Хайклиффе Джеральд некоторое время заигрывал с идеями розенкрейцеров, но быстро разочаровался в их лидере. Тем не менее он завязал крепкую дружбу с несколькими участниками группы, которые по большей части держались особняком. Вскоре Джеральд узнал, что они были членами ковена Нью-Форест, который он считал одним из последних уцелевших ковенов древнего ведьмовского культа, существовавшего еще до христианства. Вероятно, стоит отметить, что в конце 1930-х годов колдовство все еще было незаконным в Британии в соответствии с актом о колдовстве 1735 года. Следовательно, члены ковена вынуждены были держаться обособленно.

В конце концов Гарднер завоевал их доверие и одной судьбоносной сентябрьской ночью 1939 года отправился вместе с ковеном в дом «Старой Дороти» Клаттербак, где, сбросив все одежды, прошел ритуал посвящения в Ремесло. Именно в середине этого ритуала Джеральд услышал термин wica, который, как он знал из своих исследований, в переводе с древнеанглийского означал «ведьма». Сам Гарднер не использовал это слово для описания практики ковена Нью-Форест или даже группы, которую он впоследствии основал, но именно после его посвящения Викка как система верований начинает приобретать особое значение.

После инициации Джеральд продолжал исследовать другие духовные пути. Натуризм оставался для него важной практикой, и он регулярно посещал нудистскую колонию близ Брикет-Вуда в графстве Хартфордшир. Именно там он стал близким другом Росса Николса. В то время Гарднер увлекался друидизмом[10] и присоединился к Древнему ордену друидов, а затем познакомил Росса с этой религией. Эта встреча оказалась весьма знаменательной, поскольку Росс Николс пришел в восторг от этой традиции, стал председателем Древнего ордена друидов, а позднее основал Орден бардов, оватов и друидов (ОБОД).

В конце Второй мировой войны Гарднер с супругой решили покинуть Хэмпшир и переехать в Брикет-Вуд. Джеральд купил бывший клуб натуристов «Четыре акра», членом которого когда-то был, вместе с прилегающим участком земли, который переименовал в «Пять акров». Он также приобрел «Домик ведьм» XVI столетия, который по его распоряжению был разобран, перевезен и вновь собран на этом месте.

Опасаясь, что «старая религия», как он ее называл, может исчезнуть, Джеральд создал собственный ковен, проводя собрания в Доме ведьм в Брикет-Вуде, и с нетерпением начал искать единомышленников.

Примерно в это же время он вновь встретился со старым другом, с которым познакомился еще до войны, – Арнольдом Кроутером, фокусником-иллюзионистом, который показывал на сцене различные магические трюки (magic): например, вытаскивал кроликов из шляпы. Несмотря на это у Кроутера также оказались серьезные связи с высшей магией (magick[11]).

Кроутер представил Гарднера своему другу, оккультисту Алистеру Кроули – тому самому человеку, с которым он жил буквально по соседству на Шри-Ланке в подростковые годы. Признав богатство эзотерических знаний Кроули и желая почерпнуть как можно больше от этого почтенного мага, он быстро с ним сблизился.

Со своей стороны, Кроули полагал, что Гарднер может помочь возродить британскую ветвь Ордена восточных тамплиеров (Ordo Templi Orientis – O. T. O.)[12], главой которой был сам Кроули. Соответственно, он поднял Джеральда на четвертую степень внутри Ордена и передал ему настоящий кладезь информации, описывающей их обряды и ритуалы.

Велись некоторые разговоры о том, что Гарднер станет главой британского отделения О. Т. О., но по ряду причин этого не произошло. Однако материалы Кроули не пропали даром; по мнению посвященных, они стали основой первой гарднерианской «Книги Теней» (Ye Book of Ye Art Magical).

Поскольку жена Гарднера Донна не интересовалась колдовством, он убедил Эдит Вудфорд-Граймс, члена ковена Нью-Форест, в который был посвящен Гарднер, стать Верховной Жрицей его нового ковена Брикет-Вуд.

Загрузка...