О чудесах и чудотворцах Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

11 мая 2014 г.

г. Москва, храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке


Сегодня за Божественной литургией мы слышали чтение о том, какие чудеса совершал святой апостол Петр: как он исцелил расслабленного и воскресил умершую (Деян. 9, 32–42). И слышали рассказ из Евангелия от Иоанна о том, как Господь Иисус Христос исцелил расслабленного, находившегося на одре болезни в течение 38 лет (Ин. 5, 2–9).

Святая Церковь в эти пасхальные дни представляет нам два параллельных ряда чтений – из Евангелия от Иоанна и из книги Деяний святых апостолов, показывая, что те чудеса, которые совершал Господь наш Иисус Христос, по благодати Божией совершали и апостолы. Господь исцелял – и они исцеляли; Господь воскрешал мертвых – и Его ученики воскрешали.

Когда мы слышим эти рассказы из Евангелия и книги Деяний, то невольно задаемся вопросом: почему в те времена все это могло происходить, а сейчас не происходит? Почему раньше были чудеса, а сейчас их вроде бы нет? На самом деле, и тогда, в первые века христианства, совершались чудеса, и сейчас, в наше время, они тоже совершаются.

Из Евангелия мы слышали о том, как ангел Божий сходил в воду, возмущал ее, и всякий человек, который после движения воды первым входил в нее, выздоравливал. Сейчас многие вопрошают: «Может ли чудо быть регулярным? Может ли быть чудо, которое совершается по расписанию?» Например, схождение Благодатного огня в Великую субботу в Иерусалиме. Что это – «чудо по заказу», происходящее всякий раз именно в Великую субботу? Но ведь и ангел Божий тоже сходил для того, чтобы возмутить воду в купели в определенное время, с определенной регулярностью.

Разве не является чудом, совершающимся «по расписанию», преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя в таинстве Евхаристии за Божественной литургией? Ведь если литургия назначена на семь часов утра, значит, это чудо произойдет около восьми. Если литургия назначена на десять часов, значит, в зависимости от скорости пения хора, это чудо произойдет в одиннадцать, в половине двенадцатого или, в самом крайнем случае, в полдень.

О чем все это говорит? О том, что Господь Свою благодатную силу вверяет в руки человеческие и готов совершать чудеса в соответствии с нашим расписанием, чтобы чудеса происходили тогда, когда это нам необходимо. Так было в эпоху древней Церкви, так это происходит и теперь.

Мы знаем, что не так давно – в прошлом веке – святой праведный Иоанн Кронштадтский, великий чудотворец земли Русской, совершал многие чудеса, которые были засвидетельствованы тысячами людей. И мы читаем о них не так, как читаем о древних чудесах в Деяниях апостольских, ибо понимаем, что святой Иоанн Кронштадтский жил в недавнюю эпоху. А сколько чудес совершили святые новомученики и исповедники Церкви Русской, которые кровь свою проливали за веру и за Церковь!

Чудеса в Церкви совершались всегда, и будут они совершаться до скончания века. Главным чудом, совершаемым в Церкви ежедневно, является чудо Святой Евхаристии, когда хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Чудом является и то, что люди грешные, немощные, каждый со своими недостатками или пороками, подходя к Святой Чаше и причащаясь Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина, изменяются, «прелагаются» – становятся новыми людьми, получают духовную силу для дальнейшего несения своего жизненного подвига. Это чудо совершается над очень многими людьми во всех без исключения храмах, и то исцеление от духовных болезней и воскрешение от духовной смерти, которое мы, пастыри Церкви, наблюдаем во многих людях, происходит всегда и будет совершаться в Церкви до скончания века.

И все же мы задаемся вопросом: почему в нашей современной жизни так мало чудотворцев? Почему чудеса, подобные тем, что описаны в книге Деяний святых апостолов, или те, о которых мы узнаем из жития святого Иоанна Кронштадтского, совершаются так редко? Да потому, что очень мало людей, способных жить так, чтобы через них Господь совершал чудеса.

Иоанн Кронштадтский был единственный в своем поколении, других таких не было. И хотя в его время жило много людей добродетельных, праведных и близких к святости, только он один удостоился от Бога особого дара чудотворения. Это говорит о том, что нет предела святости и приближению к Богу. Человек в духовной жизни может достичь очень больших высот, но дар чудотворения получают только те подвижники, которых Господь удостаивает сего дара за их особую жизнь, отмеченную непрестанным подвигом самопожертвования. Ведь мы знаем, что Иоанн Кронштадтский каждый день совершал Божественную литургию, ежедневно принимал сотни людей, почти не ел и не спал; будучи женатым священником, он жил такой аскетической жизнью, какую, наверное, вел мало кто из древних монахов-подвижников. И Господь ему за такую святую жизнь, за то особое дерзновение, с которым он обращался к Богу в молитве, ниспослал дар чудотворения, чтобы в смутное время, предшествовавшее революции и эпохе гонений, уверить многих людей, что Бог существует, что Он руководит Церковью, действует в ней и совершает чудеса через Своих избранников.

И сегодня Церковь продолжает жить благодатью Святого Духа – той самой, что была дана апостолам в день Пятидесятницы. Благодать изливается непреложно через все святые таинства Церкви: таинство Евхаристии, таинство Крещения и другие. В каждом из них подается особый благодатный дар. Под действием благодати мирянин становится чтецом, иподиаконом, затем диаконом, священником, а священник – епископом.

Божественная благодать изливается любовью Бога Отца, и поэтому чудеса происходили и будут происходить в жизни Церкви, когда это угодно Богу и нужно людям, подобно чуду схождения Благодатного огня в Иерусалиме, которое происходит каждый раз в Великую субботу, когда тысячи людей собираются, чтобы увидеть это чудо и участвовать в нем. А потом этот Благодатный огонь развозится по разным странам, чтобы от него верующие возжигали свои лампады.

Господь наш Иисус Христос создал Церковь для того, чтобы она стала вместилищем Его благодати, чтобы каждый, кто пожелает, мог прийти в храм и, если болен духовно, получить исцеление, а если духовно мертв – воскреснуть для новой жизни во Христе; чтобы с каждым человеком совершалось то чудо, в котором он нуждается, для укрепления его веры, дабы он с новыми силами продолжал свой жизненный путь, ведущий ко спасению и Царствию Божию.

Загрузка...