Цели занятия: закрепление теоретических знаний по данной теме; знакомство с особенностями обследования пациентов с заболеваниями органов дыхания, отработка методики друг на друге, анализ полученных сведений.
Студент должен знать:
♦ алгоритм исследования больных с заболеванием органов дыхания;
♦ субъективную и объективную симптоматику заболеваний органов дыхания (удушье, кашель, кровохарканье);
♦ правила осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации органов дыхания, их диагностическое значение;
♦ типы грудной клетки в норме и патологии;
♦ типы дыхания;
♦ типы одышки;
♦ границы легких;
♦ патологические шумы;
♦ характеристику дыхания здорового человека;
♦ инструментальные и лабораторные методы, применяемые при обследовании больных легочной патологией;
♦ понятия «экссудат», «транссудат»;
♦ показатели анализа мокроты;
♦ правила этики и деонтологии.
Студент должен уметь:
♦ собирать жалобы и анамнез у больных с заболеваниями органов дыхания;
♦ проводить осмотр грудной клетки и давать оценку полученных данных (норма-патология);
♦ проводить и давать оценку полученных данных при пальпации грудной клетки;
♦ проводить сравнительную и топографическую перкуссию легких с оценкой полученных данных;
♦ проводить аускультацию легких, оценивать полученные данные;
♦ назначать дополнительные методы исследования, оценивать их;
♦ готовить больного к сдаче мокроты на микобактерию туберкулеза, атипичные клетки, чувствительность к антибиотикам, общий анализ мокроты.
I. Расспрос (рис. 2.1).
II. Объективное исследование (рис. 2.2).
III. Предварительный диагноз.
IV. Дополнительные исследования (рис. 2.3).
V. Окончательный диагноз.
Рис. 2.2. Объективное обследование больных с заболеваниями органов дыхания
Рис. 2.3. Методы исследования больных при заболеваниях органов дыхания
1. Каковы основные признаки нормальной грудной клетки?
2. Каковы основные признаки патологической формы грудной клетки?
3. Что приводит к асимметрии грудной клетки?
4. Какие бывают типы нормального дыхания?
5. Какие известны типы патологического дыхания?
6. Что представляет собой голосовое дрожание, механизм его возникновения и техника определения?
7. Какие разработаны способы перкуссии?
8. Каковы цели и задачи сравнительной и топографической перкуссии?
9. Каковы особенности сравнительной перкуссии легких спереди, сзади?
10. Какой перкуторный звук при повышенной воздушности легких?
11. Какой перкуторный звук при уплотнении легких?
12. Какой перкуторный звук в легком над полостью в легких?
13. Какой перкуторный звук при наличии жидкости в плевральной полости?
14. Каков перкуторный звук при наличии воздуха в плевральной полости?
15. Какова высота стояния верхушек легких спереди и сзади?
16. По каким линиям определяется нижняя граница легких слева и справа?
17. Какова причина смещения границ легких вниз?
18. Какие известны способы аускультации?
19. Какие дыхательные шумы относятся к основным?
20. Какова характеристика везикулярного дыхания?
21. Чем отличается жесткое дыхание от везикулярного?
22. Что собой представляет бронхиальное дыхание и в каких местах лучше выслушивается?
23. Что собой представляет амфорическое дыхание, механизм его возникновения?
24. Что собой представляют побочные дыхательные шумы?
25. Что собой представляют сухие хрипы, их разновидности и механизм возникновения?
26. Что собой представляют влажные хрипы, их разновидности и механизм возникновения?
27. Что собой представляет крепитация, механизм ее возникновения?
28. Что собой представляет шум трения плевры, механизм его возникновения?
29. Чем влажные хрипы отличаются от крепитации и шума трения плевры?
30. Каковы причины появления бронхофонии, техника ее определения?
31. Какова аускультативная картина при повышенной воздушности легочной ткани?
32. Какова аускультативная картина при уплотнении легочной ткани?
33. Какова аускультативная картина при сужении просвета бронхов?
34. Какова аускультативная картина при наличии полости в легком?
35. Какова аускультативная картина при наличии в бронхах жидкого содержимого?
36. Какова аускультативная картина при наличии жидкости или воздуха в плевральной полости?
Выберите правильный вариант ответа.
1. Типичные жалобы при заболевании органов дыхания:
а) кашель, сонливость, диарея;
б) одышка, сердцебиение, АД;
в) кашель, температура, одышка;
г) одышка, отеки, раздражительность.
2. Экспираторная одышка – это:
а) трудно вдохнуть;
б) трудно выдохнуть;
в) трудно вдохнуть и выдохнуть;
г) трудно дышать лежа.
3. Инспираторная одышка – это:
а) трудно вдохнуть;
б) трудно выдохнуть;
в) трудно вдохнуть и выдохнуть;
г) трудно дышать лежа.
4. В норме над легочными полями выслушивается дыхание:
а) бронхиальное;
б) везикулярное;
в) ослабленное;
г) легочное.
5. Частота дыхания в норме:
а) 10–12 в мин;
б) 16–20 в мин;
в) 20–25 в мин;
г) 18–23 в мин.
6. При выстукивании грудной клетки в области обширного пневмоторакса (скопления воздуха в плевральной полости) перкуторный звук будет:
а) ясный легочный;
б) коробочный;
в) тупой;
г) тимпанический.
7. Дыхательный шум, выслушиваемый при вдохе и в начале выдоха, похожий на легкий звук «ф», называется:
а) везикулярное дыхание;
б) бронхиальное дыхание;
в) жесткое дыхание;
г) ослабленное дыхание.