Глава I. Русский сундучный промысел в XIX – начале XX века. Краткий очерк

В XIX веке в России сложилось несколько центров производства сундуков. К числу крупнейших относились Великий Устюг, заводские поселки Среднего Урала, Муромский уезд Владимирской губернии, город Макарьев Нижегородской губернии и город Вятка с округой.

В Великом Устюге мастера развивали художественные традиции, которые сложились в предыдущий период (разнообразные виды сундучных изделий Русского Севера, в частности, Великого Устюга, показаны на фото ниже)14. Большое распространение в XIX столетии получили шкатулки, декорированные жестяными листами с «морозом», и сундуки, которые в виде «белья» привозились из окрестных деревень и расписывались в Устюге15. Этот древний центр производства сундуков и шкатулок в XIX веке продолжал оказывать влияние на развитие сундучного дела в России.


Сундук. Великий Устюг, II половина XIX века (ОНИ ГРМ).


Экспонаты Музея Древностей. Коллекция сундуков (А. Н. Поповцев, 1910 год, фото из коллекции УГИАХМЗ, инв. № Ф-7).


На Урале ко II половине XIX столетия сундучный промысел вырос в одно из самых заметных явлений культурной жизни региона, по словам земского статистика Е. И. Красноперова, «лучшее украшение кустарной промышленности нашего края». Сундуки делались в поселках двух заводов – Нижнетагильского и Невьянского. В производстве сундуков существовали узкая специализация и разделение труда. В крупных мастерских происходило окрашивание ящиков и сборка поступающих из мелких заведений деталей в одно целое. Центральные мастерские были не только местом окончательной сборки изделий и отправки их на широкий рынок, но и распределителями материалов между мелкими кустарями. Последние делали деревянные ящики и крышки, гвозди, петли, скобы, накладки, замки. Кроме того, они производили лужение, мцарирование («морозку»), чеканку, шлифовку железа и печатание на нем различных рисунков16.


Сундук. Средний Урал, II половина XIX – начало XX века (ОНИ ГРМ).


Третьим крупным сундучным центром стал Муромский уезд Владимирской губернии. В деревнях Шишкино, Вырыпаево, Бобынино, Ишутино и других в середине-конце XIX века изготавливалось множество сундуков. Главным рынком сбыта являлась Нижегородская ярмарка, на которую вещи доставлялись по Оке. Как во многих других центрах сундучного производства, здесь существовала строгая специализация: одни мастера делали ящики, другие – красили, третьи – оковывали полосами железа, четвертые – снабжали замками и т. д. Изнутри сундуки обивали тканью или оклеивали бумагой. Иногда на муромских изделиях встречалась техника, перенятая у северных мастеров: просечные полосы железа с цветными подкладками под ними17. Однако сундуки могли делаться и без оковки полосовым железом, неокрашенными и окрашенными. Часто использовался коричневый цвет18.


Сундук. Владимирская губерния, Муромский уезд, II половина XIX – начало XX века (Кузнецкий музейно-выставочный центр, г. Кузнецк, Пензенская область).


О развитии сундучного производства в деревнях Пурки и Бангино в начале XX века приводятся интересные сведения в местной периодике. В деле тогда было занято 1500 человек. Все они работали на нескольких «заводчиков»: А. С. Ягунова, Н. В. Дунаева, Я. Г. Моренова, Н. В. Маркова и А. И. Желтикова (Жолтикова). Мастера трудились в помещениях, предоставляемых хозяевами, но своим инструментом. Известны окованные сундуки мастеров села Вача, пользовавшиеся большим успехом у среднеазиатских купцов. Округа села Чулково в XIX веке также была знаменита своими сундучных дел мастерами. Основателем этого промысла на рубеже XVIII – XIX веков был бурмистр имения князя П. И. Багратиона И. Я. Сметанин. Он основал небольшое заведение в деревне Поляна. В самом селе Чулкове сундучное производство развивал купец I гильдии Н. С. Тулупов19.

В XIX столетии крупный центр сундучного производства существовал в Нижегородской губернии, в городе Макарьеве и близ него20. П. И. Небольсин в 1853 году описывал прекрасные качества изделий местных мастеров. Он также утверждал, что производство сундуков здесь зародилось до перенесения ярмарки в Нижний Новгород (то есть до 1817 года). П. И. Небольсин разделил сундуки на два вида: «простые, штучные, большие, одиночные, имеющие особое назначение, и продающиеся отдельно, и сундуки „станами“, сундук в сундуке, в каждом стане по осьми сундуков, вложенных один»21.

Колоссальное значение в развитии сундучного промысла Поволжья сыграла Нижегородская ярмарка22 (Н.Н.Овсянников привел количество привозимых макарьевских и павловских сундуков, их описания и цены23). Особой популярностью русский сундучный товар пользовался в государствах Средней Азии, Индии, западных областях Китая, Турции. Кроме того, наряду с уральскими и муромскими сундуками, макарьевские и павловские активно сбывались на украинских ярмарках: в Харькове, Полтаве, Кролевце, Елисаветграде.24

О макарьевских сундучниках газета «Вятские губернские ведомости» писала: «Главным занятием некогда славного своею ярмаркой города Макарьева… является изготовление разных видов и размеров деревянных с железной обивкой сундуков… Рисунки и разные украшения на сундуки приготовляются… самими мастерами. Технических приспособлений, в виде машин,… не было и нет»25. Мастера работали на хозяев крупных мастерских. Изделия сбывались не только на Нижегородской ярмарке, но и отправлялись в Казань, Симбирск, Астрахань и другие приволжские города. В год делалось до 14 000 сундуков26. На 1890 год в промысле было занято 150 человек27. Есть сведения, что жители Макарьева начали делать сундуки под влиянием уральских изделий, привозимых в XVIII веке на местную ярмарку28.

Макарьевские сундуки имели продолговатую форму. Они были сделаны из ольхи, ели или дуба, окрашивались красной, синей или зеленой красками и обивались полосами железа с печатными узорами или «морозкой» и фигурными угольниками и личинами. Также использовалось сусальное золото, которое продавалось на ярмарке в виде книжечек. На передней стенке мастера писали красками вазы с цветами или букеты с плодами и птицами. Роспись носила живописный характер с разделкой белильными оживками, лишь золотистая рамка была расписана мелким графическим узором. Подобная роспись напоминала украшение подносов, поэтому часто называлась «подносной». В целом, в зависимости от декоративного оформления, сундуки делились на три вида: «глухие», «брусковые» и «простые»29. Замки для макарьевских сундуков изготавливались лысковскими мастерами (из села Лысково Нижегородской губернии)30.

В других местах губернии также делали сундуки. Известно о крупном производстве сундуков на рубеже XIX—XX веков в Горбатовском уезде. Они представляли ящики на невысоких ножках. Поверхность сплошь покрывалась листами и полосами жести золотистого цвета. На лицевой стороне и крышке полосы образовывали простые геометрические фигуры. Нарядность, праздничность изделиям придавали подкладки различных цветов, особенно синего, черного, красного31.

Многие заведения в Нижегородской губернии были относительно не крупными, скупщиков и заказчиков было мало32. Клейма на изделия ставились не всегда. Изготовление сундуков и приобретение материалов были сезонными, они целиком зависели от положения дел на Нижегородской ярмарке.


Фото. На Ветлужском базаре, 1940 г. Торговля сундуками, решётами (коллекция ВКМ, № ВТМ 4084).


В этот период производство расписных сундуков и шкатулок развивалось и в Вологодской губернии. С. Д. Оленев разделил местные сундуки на несколько типов, отличающихся по конструкции и особенностям росписи.33 Особенно часто мастера делали сундуки прямоугольной формы с нависающей плоской крышкой, крепление – «в ласточкин хвост», замок привешивался на два литых кольца, укрепленных в крышке и лицевой стенке (по классификации С. Д. Оленева, это – первый тип). Сундуки были украшены яркой росписью, в которой преобладали локальные красный, синий, зеленый, желтый, коричневый цвета. Лицевая стенка и крышка разбивались на два (реже – три) поля, которые заполнялись различными геометрическими мотивами. Роспись боковых стенок имитировала кованые железные полосы34. Но мастера украшали свои изделия не только геометрическими, но и растительными мотивами («стебли и плоды в вазоне»), а также парными изображениями птиц. Редким сюжетом можно считать изображение часов35. Все названные типы сундуков широко представлены в местных музеях, особенно в ВГИАХМЗ36. Особым видом стала т.н. роспись «под резинку», делавшаяся по невысохшей краске37. Мастера обслуживали нужды местного рынка, общероссийского значения это производство сундуков не имело.

В других регионах страны в XIX столетии также сложились центры производства сундуков и шкатулок. В Тверской губернии его средоточием был Калязинский уезд. В деревнях Поречской, Пятигорской и Расловской волостей делали много сундуков38. Но промысел имел исключительно местное значение. Вещи почти не вывозились на дальние рынки. Сегодня судить о них можно в основном исходя из сведений статистической литературы конца XIX века. То же самое можно сказать о сундучном производстве Рязанской губернии. Оно было развито в Касимовском и Спасском уездах, в Поминовской, Старовасильевской, Семеновской и Васильевской волостях.

Сохранились сведения о существовании на рубеже XIX – XX веков небольшого центра по производству сундуков в Пензенской губернии. Он в основном сосредоточился в двух уездах: Городищенском и Краснослободском39. Но главным занятием крестьян этого региона было земледелие, сундучный промысел имел по отношению к нему второстепенное значение. Специальных мастерских не было, работали только члены одной семьи.

Гораздо более сундучный промысел был развит во II половине XIX века в Курской губернии. В статистических исследованиях указано: «Производство сундуков исстари ведется в Великой – Михайловке и Слоновке Новооскольского уезда, в котором переписью зарегистрировано 165 человек сундучников. Наиболее крупные предприниматели ведут производство у себя на дому, скупают сундуки у мелких самостоятельных производителей и раздают лес наиболее нуждающимся, платя им за работу поштучно»40. Сундуки производились трех размеров. Они в свою очередь подразделялись на «белевые» (то есть не расписанные), «гладкие» (одноцветные) и «цветные» (расписанные изображениями цветами). Кроме того, были изделия расписанные «под орех». Росписью в Курской губернии, как во многих других центрах, занимались женщины.

В южных регионах страны, например, на Кубани, сложились свои центры производства сундуков. Последние играли очень значительную роль в жизни девушек. Сундуки, по словам местных исследователей, были «частью женской субкультуры»41. Они заранее приобретались на ярмарке для приданого невесты или заказывались у известных мастеров. Было распространено несколько типов сундуков, которые могли бытовать в пределах одной станицы. Вещи украшались росписью. Ее главными мотивами были растительные: букеты, листья, ветви, иногда дополненные полосками или «горошинами». Сундуки кубанских мастеров пользовались особой популярностью у соседних народов, например, черкесов.

Бытовали также специальные казацкие сундуки. Они были больших размеров, оковывались железными полосами и часто снабжались различными надписями в виде фамилии и имени владельца.

Таким образом, в XIX столетии сундуки делали почти повсеместно42. В одних регионах это было побочным занятием населения, ориентированным исключительно на собственные нужды, в других – сложилось в крупный промысел, чьи изделия можно было встретить не только в России, но и далеко за ее пределами. К таким значительным центрам производства сундуков относилась и Вятская губерния.

Загрузка...