Глава 1. Личность как субъект деятельности

Известно, что, начиная с древнейших времён, развитие человека происходило в деятельности, преимущественно, трудовой. Труд во все времена являлся и основой физического выживания представителей человеческого вида, и существенным стимулом совершенствования. Социализация, выполняя функции обучения и воспитания подрастающего поколения, выступала в качестве инструмента обобщения и передачи накопленного опыта. Развитие цивилизации, улучшение условий труда и быта способствовали раскрытию человеком своих способностей и талантов, что, в свою очередь, расширяло возможности его самореализации.

В процессе эволюции, особенно с расширением технических возможностей, в производственно-экономической деятельности всё большее значение приобретали особенности человека не только как субъекта труда, но и как личности и индивидуальности.

Влияние человеческих особенностей на проявление активности и результативности в трудовой деятельности занимали умы выдающихся учёных в различных научных областях на протяжении десятилетий. Но основной интерес к этой проблеме был вызван ускоряющимся техническим прогрессом в конце XIX – начале XX века.

С увеличением интенсификации производства, усложнением технологических процессов, а также в результате урбанизации особую роль приобрела человеческая личность, её особенности и влияние на процесс труда.

Изучением личности как одной из составляющих человека в разные исторические периоды и с разных позиций занимались как зарубежные учёные, так и наши соотечественники.

Человека как личность характеризует система отношений, в которые он включён в качестве субъекта. Но сущность личности выражается не только в том, что она является объектом и субъектом общественно-исторического процесса, но и тем, что она выступает субъектом познания, общения и деятельности.

Личность как систему можно представить в виде пяти форм активности: переживание, деятельность, поведение, общение, самоуправление.

Б. Г. Ананьев в своей концепции человека основным системообразующим принципом обозначил принцип целостности, в соответствии с которым в структуру человека как субъекта входят не только собственно личностные свойства и состояния, формируемые социумом, но и природные, индивидные характеристики – свойства человека в целом [3, 4].

Понятие личности, по Б. Г. Ананьеву, это не весь человек, а его социальное качество, его психосоциальные свойства. Исходным моментом структурно-динамических свойств личности является её статус в обществе.

Изучая личность как субъекта деятельности, исследуют то, как личность преобразует предметную действительность, в том числе и себя, вступая в активное отношение к своему опыту, к своим потенциальным мотивам, способностям, к продуктам своей деятельности. И хотя по-прежнему совместная деятельность определяет и направляет развитие личности, но, как замечает А. Г. Асмолов, «личность, всё более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, а порой и тот образ жизни, которые определяют её развитие» [10].

Термин «личность» в том значении, как его используют зарубежные психологи, отражает ядро, неповторимую глубинную природу человека. Подчёркивается устойчивость личности, её автономность от изменяющихся социальных ситуаций, общества в целом.

В основе целостности и активности личности, единства её материальных и духовных проявлений лежит общественно-историческая обусловленность сознания и поведения человека. Свойства личности зависят от социальной ситуации, её образа жизни, деятельности и общения. В иерархии этих свойств, определяющих психическую составляющую человека, существенное место принадлежит сознанию и самосознанию, системе интересов и ценностей человека.

Многообразие свойств личности предполагает её единство, в котором одни свойства играют определяющую роль, другие – подчинённую. Уровень развития личности определяется уровнем развития тех отношений, которые являются существенными и доминирующими в её жизнедеятельности.

Субъективно-личностные отношения, как отмечает Б. Ф. Ломов, также тесно связаны с целями и мотивами, которые «…образуют своего рода вектор, направляющий деятельность личности, её общение с другими личностями, поведение в целом» [30, с. 8].

Для понимания источников и механизмов мотивации и целеобразования, необходимо рассматривать деятельность в контексте объективных законов развития общества.

В любой деятельности реализуется какая-либо потребность людей. Именно потребности как объективная необходимость детерминируют человеческую деятельность. Являясь источником активности личности, потребности лежат в основе возникновения её мотивов. Поскольку мотивы являются отражением потребностей и вместе с тем важнейшими регуляторами поведения и деятельности, они непосредственно связаны с направленностью личности, её целеустремлённостью. Если направленность выражает устремлённость к цели, то мотивы определяют её постановку.

Мотивационная сфера личности динамична. Динамика мотивов может быть как положительной, так и отрицательной по отношению к эффективности деятельности.

Наряду с мотивационной сферой выделяют и другие: эмоциональную, волевую, когнитивную сферы. Зависимость мотивационной сферы от когнитивной заключается в том, что первая формируется и развивается при участии второй. От особенностей волевой сферы зависит устойчивость мотивационной сферы. Эмоциональная сфера оказывает влияние на мотивацию с энергетической стороны. От её особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, динамика её протекания в процессе поведения и деятельности.

Мотивы, цели, способности, определяя психологическую структуру деятельности, составляют индивидуальную динамическую систему, которая зависит от отношения к деятельности, способа включения в неё, позиции и уровня развития личности.

К числу приоритетных задач психологической науки по-прежнему относится исследование психологических особенностей личности, закономерностей их формирования. Эта группа задач включает, прежде всего, изучение иерархической структуры личности, её познавательной, смысловой, ценностной и эмоциональной сфер, выявление места сознания и самосознания в структуре личности. Решение этих задач предполагает разработку методов исследования личности для всесторонней и глубокой диагностики её особенностей.

«Целостность личности, – пишет К. А. Абульханова-Славская, – достигается только при целостном способе её жизни. Целостность жизни личности в свою очередь является предпосылкой её активности, инициативы, её индивидуальных проявлений, которые невозможны при внутренней раздвоенности» [1, с. 18].

Сохранение личностью своей целостности предполагает её качественную определённость, своеобразие и самостоятельность в разнообразных социальных условиях. Личность не может существовать и развиваться, не обмениваясь информацией со средой. Нарушение общения, недостаточный обмен информацией, дезадаптация в среде ведут к оскудению духовного мира личности и отклонениям в её развитии. Духовный мир личности, сформировавшись под воздействием объективных процессов жизнедеятельности личности, выступает активной силой в её преобразующей деятельности, в ходе которой изменяется и окружающий мир, и сама личность.

Загрузка...