Жизнь, развитие и становление человека неразрывно связаны с деятельностью. Основу любой деятельности составляют умственные и физические усилия с целью получения какого-либо результата, то есть то, что принято называть трудом.
Цели труда могут быть различны в зависимости от личных целей субъекта деятельности, его потребностей и интересов.
На эффективность труда человека непосредственно влияет степень его удовлетворённости процессом труда и полученным результатом. Достижение удовлетворённости трудом, в свою очередь, зависит от комплекса индивидуальных особенностей субъекта труда.
Технический прогресс, интенсификация процесса труда могут служить повышению производительности и улучшению качества производимого продукта. Однако опыт последних лет показал, что без учёта и раскрытия личностных особенностей человека-субъекта труда невозможно рассчитывать на его полную самоотдачу и, соответственно, высокую эффективность труда.
Существующие на сегодняшний день проблемы в производственном секторе связаны не столько с технической стороной процесса, сколько с качественными характеристиками субъекта труда – индивидуальными особенностями человека и его отношением к труду.
Кроме того, без учёта психологических особенностей трудоспособного населения объективно спрогнозировать дальнейшее экономическое развитие страны представляется маловероятным.
Существующая проблема находится на стыке предметов психологической, экономической, социологической, этнической и культурантропологической наук и отражает связь индивидуально-психологических особенностей личности с эффективностью её трудовой деятельности.
Знание и учёт личностных компонентов субъекта трудовой деятельности и основных закономерностей формирования и развития системы мотивации личности является важным условием для разработки эффективных систем стимулирования труда и может служить прогнозированию дальнейшего развития производственно-экономических отношений.