Эта глава посвящена в основном начинающим репетиторам или тем, кто только присматривается к этой профессии. Также будет полезна родителям для общего кругозора. Здесь я отвечу на первые возникающие вопросы, такие как формат занятий, мотивация, деньги, время, кому идти в репетиторы и что для этого нужно.
Любой школьник вам скажет, что это тот, кто помогает подготовиться к ОГЭ, ЕГЭ или любому другому экзамену. Все годы в школе можно учиться отлично, можно кое-как, но вот в 9 и 11 классе все, как один, должны выдать результат. А где ему взяться?
Вот и приходит к вам Фрекен Бок и натаскивает вас или вашего ребёнка на русский, на физику, на шведский… Любой каприз за ваши деньги.
Википедия гласит1, что репетитор – это преподаватель, дающий частные уроки на дому или дистанционно. То есть это такой специалист, цель которого – помочь ребёнку освоить определённую часть программы и отчитаться хорошим результатом.
В отличие от обычного педагога, который может заниматься много лет и переходить из класса в класс вместе с ребёнком, история с репетитором всегда конечна. Была проблема – позвали репетитора – проблема исчезла – репетитор ушёл. Подготовить к экзамену, подтянуть до четвёрки, устранить пробелы в знаниях – вот его весьма конкретные задачи.
Обычно репетитор похож на портного. Ему приносят дырявые брюки, он ставит на них заплатку и отправляет довольного хозяина домой.
Иногда репетитор похож на пункт сортировки мусора. Его задача – перебрать эту кучу в голове, что-то разложить по контейнерам, что-то отбросить, что-то отправить на переработку, чтобы принесло пользу – в общем, навести порядок.
Реже репетитор похож на художника. Он вдохновляет ребёнка увидеть прекрасное в своём предмете, зовёт выходить за рамки и творить.
И всегда репетитор похож на переводчика. Он переводит со взрослого языка на детский, с умного на понятный, с языка теоретической науки на язык практической жизни.
А какой вы репетитор? На кого похожи вы, когда учите своего или чужого ребёнка?
Считается, что диплом об окончании педагогического университета в самый раз. Тогда вы убиваете сразу двух зайцев: вы и педагог, и разбираетесь в предмете.
Второй вариант – диплом по вашей специальности. Хорошо окончить институт иностранных языков, чтобы преподавать английский, или биофак для занятий биологией. Это логично и понятно, вопросов тут не возникает.
Третий вариант – любой другой диплом. Это, конечно, не идеальный вариант. Ведь он может быть далёк от того предмета, который вы хотите преподавать.
Но, по большому счёту, даже диплом другой специальности может быть в помощь. Например: «Я окончил технический вуз, у нас была сильная математика». Или: «Вообще-то по образованию я юрист, очень дотошный по натуре, но в своё время жил год в Германии, где и научился немецкому, и полюбил его». Или: «Учился я на физфаке, но у меня все в семье биологи, и биология всегда была моим любимым предметом. Зная физику, я более полно владею биологией».
Людям должно быть понятно, почему вы не просто увлекаетесь этим предметом, но считаете себя в нём профессионалом и ещё готовы брать с них деньги. Почему они должны вам доверять?
Не страшно, если ваш диплом не соответствует преподаваемому предмету. Главное – будьте честными. Лучше поискать в чертогах своего опыта то, что действительно про вас. Придуманная легенда, какая бы красивая ни была, не зацепит так людей, как ваша собственная.
Открою вам тайну. За все десять лет, что я общалась с родителями моих учеников, диплом у меня не спросили ни разу. Уже потом, когда я устраивалась работать в репетиторский центр, начальница заикнулась о дипломе. Я честно ответила, что где-то валяется, надо поискать. А пригодился он мне позднее, только при официальном трудоустройстве.
Другое дело, что он у меня всё-таки был. Хоть и не совсем подходящий – где уж журналисту преподавать математику. Но был. И придавал мне уверенности, что я всё-таки умная и имею право преподавать.
А что, если нет?
Значит, ваша легенда не просто должна быть сильнее и убедительнее. Вам в помощь нужны факты. Всё это называется ваш багаж. Он поможет вообще в любой профессии. Он нужен, чтобы о вас могли сделать вывод как о профессионале. Чтобы продавать себя дороже и вообще продавать. Чтобы иметь возможность устроиться на работу, если захочется.
Например, вы – читаемый блогер, пишите грамотно и интересно, разбираетесь в тонкостях русской литературы. Периодически отвечаете на вопросы по школьной программе. Такому человеку можно доверить преподавание русского и написание сочинений. И мало кто вспомнит про какой-то диплом.
Или вы влюблены в математику, постите у себя на странице логические задачки, научные новости и открытия, восхищаетесь симметричными рисунками и время от времени разбираете сложные примеры из ЕГЭ. Разве кому-то придёт в голову усомниться в вашей квалификации?
Или вы просто профессионал. Если вы уже достигли этой высоты, то совершенно неважно, какое у вас образование. К вам будет очередь из учеников. А мне интересно, как вы в таком случае отвечали на вопросы о дипломе, были ли они вообще, если-таки вы начинали свою карьеру без него.
Главное опять же, не пытайтесь обмануть себя. Если у вас красивая легенда, а за ней пустота, вы не получите удовольствия от работы, да и вопросы об образовании могут вам задавать довольно часто. Может, в этом случае стоит задуматься о вузе, или хотя бы о курсах, или о какой-нибудь стажировке? Опыт работы в интересующей сфере является хорошим подспорьем, если нет диплома.
Чаще всего репетитор – это школьный учитель, который хорошо разбирается в своей области и умеет преподавать. Зарплата учителей, как известно, в России оставляет желать лучшего, поэтому желание подзаработать здесь вполне естественно.
Вторая группа – это специалисты в своей отрасли, научные работники, профессионалы в своей области. У них много знаний, но может не хватать педагогического опыта работы с детьми.
Третья – это студенты и выпускники педагогических и прочих вузов, которые чувствуют в себе склонность к преподаванию, ценят свободный график, полны сил и надежд.
Четвёртая – это родители, которые проработали в другой сфере и решили себя попробовать в роли учителя, которого ни к чему не обязывают.
Важно понимать, что каждая группа имеет свои достоинства и риски. Учителя могут быть слишком «зашколенными», стараться давить своим авторитетом и насильно вести ребёнка к знаниям, хотя они, как правило, умеют работать на результат. Если в вашей картине мира ребёнок для ЕГЭ, а не ЕГЭ для ребёнка, то вам нечего переживать. В противном случае ваша задача – найти такого педагога, который постоянно совершенствуется и готов учитывать индивидуальность и личность ребёнка в своих занятиях.
Специалисты могут привить интерес к предмету и расширить кругозор, но они могут быть не в теме современной школьной программы и её особенностей. Разве что если имеют детей школьного возраста. Эта категория обычно не про экзамены, а про процесс, что тоже важно.
Студенты также могут увлечь, потому что сами молодые и энергичные, плюс многие подходят к делу творчески. Но их надо контролировать, требовать с них план, спрашивать, как они движутся, поскольку целеустремлённости и ответственности у них меньше.
Родители обычно могут легко наладить контакт с детьми, владеют жизненным опытом и проверенными на практике педагогическими приёмами, но им не хватает знаний, причём современных знаний и фишек, поскольку они учились в школе 20 или больше лет назад. С них можно спрашивать, как они повышают свою квалификацию. И, конечно же, план, но о нём подробнее в части 3.
Конечно, это схематичные деления на группы, примерные достоинства и недостатки. В каждом случае нужно смотреть на человека в целом и выбирать по важным для вас критериям, о чём мы поговорим в части 4.
Репетитор – профессия индивидуальная. Репетиторы не сидят в общей организации, не встречаются друг с другом по утрам, не проходят совместные курсы повышения квалификации. Можно проработать в этой сфере и ни разу не встретить своего коллегу вживую или в Интернете.
И я в этом вопросе не исключение – братья по профессии мне встречались довольно редко. Однако, когда встречались, первый вопрос мой к ним был – об их мотивации. С чего они пошли именно в эту деятельность?
Знатоки репетиторского ремесла, своего рода эксперты, которые умеют делать своё дело хорошо, отвечали примерно следующее. Им эта работа в радость. У них реально получается круто объяснять, и они наслаждаются процессом превращения своего подопечного из двоечника в успешного человека.
Были те, кто говорит, что хочет делиться своими знаниями. Их переполняет, у них много разнообразного опыта, и им просто необходимо иметь под рукой нескольких восхищённых учеников, чтобы отдавать им свою премудрость.
А для других репетиторство ассоциировалось с эдакой счастливой работой под старость лет. В основном в глазах школьных учителей. Педагог может легко переквалифицироваться из группового специалиста в индивидуального, если захочет. Он отработал много лет в школе, в стрессе и суматохе, и теперь мечтает на пенсии спокойненько, не спеша, с удовольствием и со смаком заняться делом своей жизни, быть сам себе хозяином, достигать реальных результатов, общаться с благодарными родителями. Пожалуй, это наиболее часто встречающаяся причина, почему люди идут сюда.
Я так и не добралась до этой мотивации. Может, потому что мне до пенсии не так скоро, а может, потому что я никогда до того времени не работала учителем в школе.
Но я отчётливо помню, что когда я во время учёбы в университете и после неё занималась разными проектами, я не могла себе позволить всё бросить и уйти в найм на пять полных рабочих дней. Поэтому идея о репетиторстве мне очень легла на душу. Я подумала: ну, к этому-то у меня всегда были склонности. Плюс свободный график, конечно.
Я стала работать и поняла, что это действительно увлекательная деятельность. Но не только из-за тех плюсов, которые были на виду. Я заметила, что получаю особое удовольствие, когда объясняю сложное понятным языком. Когда у ребёнка что-то щёлкает – и появляется ясность в глазах! Я придумывала различные фишечки, штучки, которые позволяли детям лучше понять и быстрее запомнить. В этом было моё творчество, которое вдохновляло меня работать дальше.
Позднее, когда я окрепла в этом деле, стала замечать за собой другую мотивацию. Мне стало интересно решать живые задачки. Каждый ребёнок – это сундук, полный тайн и секретов. И моя задача – подобрать ключик к этому сундуку, чтобы он открылся. Я пыталась понять ребёнка как целое, и подобрать, а если нет, то придумать те методы, которые позволяют открыть именно его. И мне не жалко было своих разработок, которые я создавала под конкретного ребёнка, если они мне больше никогда не пригождались. Мне нравился сам процесс поиска ключа и того, как сундук открывается.
«А как же результат?» – спросите вы. Конечно, результат тоже сильно мотивирует. Я даже забыла сначала о нём написать, потому что это само собой разумеется. Если ребёнок с гордостью показывает хорошую отметку, если у него получается то, что трудно было раньше, если он выбивается из отстающих в первые ряды, если сдаёт непростой экзамен – всё это предмет радости репетитора и за ребёнка, и за самого себя. Всё это подтверждает, что вы на верном пути, что так держать, и всё получится. Особенно после периодов уныния, когда кажется, что ничего из наших занятий не выйдет (что тоже бывает).
Наверное, первоклассный специалист – это тот, кто держит баланс между удовлетворением от процесса и от результата. Уходя в одну крайность, мы либо перестаём быть эффективным, либо интересными.
Могут ли деньги быть мотивацией в этой профессии? Почему нет. Особенно для начинающих, которые рассчитывают продать себя дорого и уже готовят широкие карманы. Но на этой мотивации долго не продержишься. Когда начинаешь считать, сколько времени уходит на подготовку, на распечатку материалов, на дорогу, сколько занятий отменяется по болезни или другим причинам… Понимаешь, что если это подработка, то она не про деньги. А что же тогда про деньги?
Про деньги – это как раз в случае, когда именно педагог решил заняться подработкой. Или уйти со школы и открыть частную практику. Вот такая несправедливость. Но этому есть обоснования.
Во-первых, педагог в совершенстве знает программу, разные виды программ в разных классах. А знаете ли вы? Все эти «Гармонии», «Школа 2000», «Школа России»… Пожалуй, только если у вас есть дети или близкие племянники школьного возраста. В противном случае вам потребуется много сил на погружение в тему. А школьному учителю не нужно время, чтобы читать разные учебники и понимать, что в этой программе уже проходили, а что нет.
С этой проблемой я столкнулась, когда одним из первых моих учеников был шестиклассник. Я ему пыталась объяснить тему через известные мне понятия, а он заявлял, что они это не проходили. Я поняла, что мне надо поднять всю программу с первого по шестой класс, причём именно тех авторов учебников, чтобы таких промахов больше не было. А это, знаете ли, большая работа.
Кроме того, педагог может заработать на хайпе перед ОГЭ и ЕГЭ. Набирать себе группы или индивидуалов и целый день подряд работать: одни пришли, другие ушли. И педагогу опять же проще: он знает не только вопросы, но и подводные камни подготовки, на чём чаще всего спотыкаются, что и как проверяют. Он в теме, даже когда ситуация быстро меняется.
Если вы не педагог, вам нужно изучать вопрос самостоятельно и тоже потратить на это немало времени.
Кроме того, если вы не в теме и хотите подработать, то вся эта подготовка ради одного ученика по большому счёту того не стоит. Вы не можете быть уверены, что семиклассник будет интересоваться только тем, что в учебнике 7 класса. Вероятно, вам потребуется заглянуть и в предыдущие года, и вспомнить забытые темы… А вот если вы один раз всё изучили и применяете на многих семиклассниках, тогда кпд вашего труда повышается.
Педагог, ко всему прочему, имеет копилку приёмчиков, которые он может на раз-два-три вытащить из памяти в любой момент. Его подготовка будет заключаться лишь в поисках методов для этого конкретного ребёнка, для его особенностей. А ваша, если вы не в теме, будет по всем фронтам.
Сколько же стоят услуги репетитора? Откройте сайт avito.ru, введите в строке поиска «репетитор», и вы увидите разбег цен. На апрель 2021 года в Иркутске за урок такой специалист берёт от 400 до 1500 руб. Цена по большей части зависит от предмета и от того, насколько репетитор сам себя оценивает. В онлайне считается, что цены несколько ниже, но в настоящее время эта тенденция уходит, и в целом цены не сильно отличаются.
Поэтому, прежде чем считать деньги пачками, оцените имеющиеся у вас ресурсы. О них подробнее – в следующей части.
К огромному ресурсу относятся, как мы сказали выше, весь опыт репетитора и знания по теме. Повторюсь, педагогам в этом вопросе проще, они имеют преимущество перед непедагогами.
Внешность, речь, уверенность, умение общаться и быть убедительным – тоже являются ценными в нашей работе. Но о качествах мы поговорим ближе к концу первой главы.
Ресурсом может быть мобильность – способность легко добираться до разных мест города. В первое время, пока не наработано имя, это особенно важно, чтобы иметь возможность набрать нужное количество заказов. Мобильность здесь не обязательно автомобиль, это может быть готовность добираться самоходом или стартовые условия – проживание в центре города, откуда легко доехать до разных закоулков спальных районов. Или же, если город большой, проживание в густонаселённом спальном районе с несколькими школами внутри, где до потенциальных клиентов рукой подать.
Также это может быть специально подготовленная комната в квартире или наличие кабинета для занятий. Иногда родители не хотят, чтобы ездили к ним, они готовы возить ребёнка к репетитору.
Ваше имя в социуме и социальный капитал в виде друзей, коллег, знакомых и различных связей всегда могут помочь. У вашего окружения могут быть дети, в которых они готовы вкладываться. Вас могут знать в определённых кругах как специалиста или ответственного человека, кому можно доверять.
В Интернете тоже всё может быть вашим багажом – страницы в соцсетях, блоги, статьи, сайт, имя. У вас может быть некоторая лояльная к вам аудитория, которая вам доверяет и уже готова покупать ваши услуги. Напротив, если ваши сети не продуманы, не говорят о вас, как о профессионале, то они могут оттолкнуть от вас клиентов.
Наличие устойчивого Интернета и тихого уголка дома помогут вам брать учеников дистанционно.
Вот так плавно мы переходим от ресурсов к теме форм обучения.
Самый большой вопрос: учить очно или онлайн. Каждая из этих форм имеет свои преимущества. Достаточно вспомнить недавнюю пандемию, которая заставила всех в срочном порядке овладеть навыками работы в сети. Поэтому с первым тезисом можно даже не спорить: будете вы злоупотреблять онлайном или нет, уметь им пользоваться вы обязаны.
Итак, ОЧНЫЙ ФОРМАТ.
Из плюсов:
– легче найти и сохранить контакт с ребёнком и родителями;
– проще удержать внимание ребёнка;
– занятие может длиться полноценный час;
– больше возможностей для использования подручных средств – разных наглядных материалов, учебников и тетрадей, игровых элементов;
– проще сразу же увидеть и проверить, что ученик написал;
– ребёнок не отвлекается на сообщения на компьютере или на телефоне;
– можно быть уверенным, что он не списывает тайком с гаджета;
– цена за час немного больше онлайна.
Минусы:
– много неоплачиваемого времени и моральных сил тратится на дорогу;
– на дорогу тратятся деньги;
– при небольшом недомогании со стороны вас или ребёнка занятия отменяются;
– занятия могут отменить в последний момент, когда вы уже стоите под дверью и потратили своё время, чтобы приехать;
– при большой занятости сложно найти время, удобное для обеих сторон;
– не всегда комфортно заниматься в чужом помещении, к себе звать может не быть возможности; а за кабинет надо платить.
Если говорить про ОНЛАЙН, то здесь нужно плюсы и минусы поменять местами. В целом каждый вариант по-своему и хорош, и плох.
Я рекомендую при выборе формата опираться на два самых значимых критерия. Во-первых, понятное дело, это место. Если вам несложно добиться до квартиры, то никаких проблем. Если же семья живёт далеко, на другом конце города, страны, мира, то, разумеется, кроме скайпа, других вариантов нет.
Второй критерий – это возраст. С младшими школьниками сложнее выстраивать занятия через экран. Им нужен интерактив: побегать, попрыгать, задействовать пространство. Они не смогут долго сидеть перед экраном и удерживать внимание. Да и для глаз вредны длительные занятия.
Со старшими ребятами уже можно работать онлайн, для них сейчас этот формат знаком и понятен. Хотя это не значит, что они не будут отвлекаться на всплывающие сообщения в чатах или на какие-нибудь новости. Но их проще организовать и вовлечь, даже не присутствуя.
Кстати, если вы с ребёнком знакомы или уже работали очно, то на онлайн перейти проще, поскольку не нужно постоянно выстраивать и поддерживать взаимоотношения, они у вас уже сформированы.
Ну, и, конечно, многое зависит от вас самих, насколько вы готовы и комфортно себя чувствуете в разных форматах. Возможно, идеальный вариант – это совмещение.
Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Вообще репетитор больше склонен работать один на один с ребёнком, поскольку эффективность таких занятий значительно выше, чем групповых. По моему опыту, даже если взять двоих, скорость обучения резко снижается.
Какова обычно цель репетиторства? Устранить пробелы и довести до определённого результата. Сложно найти детей с одинаковыми пробелами и с похожим восприятием, чтобы одно и то же объяснение помогло им обоим. Тем более если ребят в группе четверо, шестеро, десять… Также сложно всех их мотивировать, поскольку с каждым работает своё, трудно создать со всеми сразу устойчивый контакт… Трудно удержать их внимание…
Я говорю за себя, поскольку всегда была и остаюсь больше индивидуальным специалистом. Мой характер и мои навыки помогают мне в общении один на один, в то время как с группой я чувствую себя менее уверенно.
Если же, напротив, вы обладаете сильной харизмой и способны удерживать внимание аудитории, если вы имеете громкий голос и можете легко вести за собой, то репетиторство группы определённо для вас.
Или, например, если у ребят нет пробелов, они начинают с нуля либо имеют одинаковую базу и цель. А также если успех усвоения материала зависит от групповой работы. Тогда можно их объединять. Что часто делается для практики языка, для повышения мотивации или для разнообразия используемых методов.
Важно отметить, что целевая аудитория групповых занятий не готова платить деньги как за индивидуального специалиста, поскольку в мини-группах урок стоит примерно в два раза дешевле. Так что вам, как организатору такого процесса, важно задуматься над местом и просчитать, будет ли комфортно приводить толпу домой или что-то снимать дополнительно.
Вы можете принимать у себя, ездить к ребёнку или снимать кабинет. Эти три варианта имеют свои преимущества и недостатки. Важна в первую очередь деятельность, которой вы занимаетесь, и ваш график.
Я знала логопеда, которая ездила на машине по детям и таскала с собой большой контейнер разных игрушек и логопедических штук для занятий. Я тогда отметила, что без машины с таким багажом я бы вряд ли решилась ездить по домам.
У логопедов действительно много подручных материалов, поэтому они снимают кабинет и делают так, чтобы к ним записи шли одна за другой, и можно было легко окупать аренду. Похожая ситуация у педагога дошкольников с их кубиками Зайцева и развивающими материалами для младших школьников.
У обычного репетитора, как правило, нет такого багажа. Ему легко приехать домой к ребёнку, да и родителю так удобнее – не надо своё чадо никуда возить или беспокоиться о том, доехал ли он. Обычно репетитору с ребёнком выделяют комнату или она у него есть, где они могут закрыться и спокойненько грызть гранит науки.
Бывают ситуации, когда дома у ребёнка нет условий для занятий. Например, многодетная семья, мало места или просто куча родственников, а может, это деревянный дом, куда не очень-то хочется звать посторонних. Тогда родители предлагают ездить к вам.
Принимать у себя – определённого рода искусство. Нужно создать деловую обстановку, чтобы маленькие дети, если они есть, не хныкали и не ломились в дверь. Лучше, чтобы никого из мелких в квартире не было, т. е. уметь организовывать тишину заранее. Чтобы эта самая дверь была, а за ней – оборудованный кабинет, настраивающий на учёбу, а не кухня, где запахи мешают сосредоточиться. Нужно самому уметь настраиваться на работу и не расслабляться, сидя в кресле за чашкой кофе.
Я, например, более собранно и ответственно чувствую себя в чужом доме, нежели в своём. И нужно понимать, что ребёнок, напротив, чувствует здесь себя сковано и неуверенно, поэтому ему нужны дополнительные усилия, чтобы хорошо заниматься и не отвлекаться на мысли, уместно ли мне сейчас сходить в туалет. Ваша задача в этом случае – максимально расслабить его, заранее налить воды и объяснить, где можно помыть руки и сделать другие дела.