Глава 2 Постановка задач

Второй закон Йеркса – Додсона.

• «Дерево целей».

• Задача.

• Заключительный контроль.

• Критерии SMART.

• Конструктивная критика.

• Норма управляемости.

• Обратная связь.

• Объем контроля.

• Оперативные задачи.

• Первый закон Йеркса – Додсона.

• Похвала.

• Предварительный контроль.

• Результат.

• Ресурсы.

• Стандарты.

• Стратегические задачи.

• Тактические задачи.

• Текущий контроль.

• «Управленческая пирамида».

• Цель.

• Этапы контроля.

2.1. Эффективная постановка задач

Необходимость навыка постановки задач

Работа менеджера (с учетом занимаемой должностной позиции) состоит в том, чтобы обеспечивать достижение поставленных целей на уровне всей организации, подразделения, отдельных сотрудников.

Достигнут или не достигнут необходимый результат – вот ключевой вопрос, ответ на который позволяет оценить профессиональный уровень менеджера. При этом недостаточно только обеспечить достижение результата, надо сделать это с минимальными затратами времени, сил, ресурсов.

Но управление подчиненными, процессами, бизнесом требует от менеджера специфических навыков. Как организовать работу своих сотрудников? Как поставить задачу? Как контролировать результат? Эти и многие другие вопросы зачастую оказываются «критическими» для руководителя.

Грамотно поставить задачу, объяснить, что и как нужно сделать, что получить в итоге, – вот основные шаги, предпринимаемые менеджером, когда он решает вопросы, направленные на достижение поставленных целей. Большое значение при этом имеет и мотивация подчиненных, и то, как будет осуществляться контроль процесса достижения результата.

Чтобы в своей текущей практике избегать ситуаций, когда подчиненные могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, менеджеру необходимо научиться правильно их формулировать.

По мнению многих специалистов, умение ставить четкие цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.

Эффективность постановки задач

В соответствии с базовым принципом эффективности мы можем определить эффективность постановки задач как соотношение результата (выполнено ли задание) и затрат времени и сил на объяснение задания, мотивацию, контроль.

Как видно из рис. 2.1, на котором приведена формула для оценки эффективности постановки задачи, повышение уровня эффективности, если мы говорим о постановке задачи, становится возможным, когда реализуется один из двух вариантов:

– либо происходит снижение затрат времени на непосредственное взаимодействие с подчиненным (объяснение задания, мотивация, контроль);


Рис. 2.1. Эффективность постановки задач


– либо при тех же временных затратах обеспечивается более глубокое понимание задания, большая мотивация, повышается степень ответственности.

Управленческое воздействие

Управленческое воздействие, обеспечивающее изменение в желаемом направлении тех или иных характеристик организации, включает четыре основных звена: планирование, организацию, мотивацию, контроль (рис. 2.2).


Рис. 2.2. Управленческое воздействие


Планирование состоит в определении целей организации и путей их достижения.

Организация заключается в создании механизма использования управленческих ресурсов.

Мотивация означает побуждение подчиненных к определенным действиям.

Контроль подразумевает установление критериев, по которым будут оцениваться результаты деятельности, а также анализ и корректировку осуществляемых действий.

Все эти звенья важны, если мы говорим об эффективной постановке задач.

В этой главе мы рассмотрим основные аспекты управленческого воздействия, которые играют существенную роль при эффективной постановке задач.

Цели и задачи

Желаемый для организации результат выражается в целях и задачах.

Цель – смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние, итог работы.

Задачи – это шаги по достижению цели; действия, за счет которых достигается цель; путь достижения цели.

Подчеркнем, что одну и ту же цель можно достигнуть разными способами, решая различные задачи. Например, целью является повышение объема продаж. Какие задачи поставит в данном случае менеджер? Каким путем он хочет достичь необходимого результата?

Здесь возможно использование самых разных вариантов. Скажем, можно стремиться к таким результатам, как повышение цен, расширение ассортимента, проведение рекламной кампании. А могут быть поставлены и прямо противоположные задачи: снижение цен, распродажи, скидки оптовикам.

Таким образом, если мы рассматриваем деятельность организации в определенном масштабе в определенный момент времени, то видим, что всегда есть деятельность (задачи), а есть итог этой деятельности (цель). Поэтому в «статическом» варианте цель – это результат, задачи – шаги по достижению этого результата. В этом смысле цели и задачи – совершенно разные понятия.

Загрузка...