• Второй закон Йеркса – Додсона.
• «Дерево целей».
• Задача.
• Заключительный контроль.
• Критерии SMART.
• Конструктивная критика.
• Норма управляемости.
• Обратная связь.
• Объем контроля.
• Оперативные задачи.
• Первый закон Йеркса – Додсона.
• Похвала.
• Предварительный контроль.
• Результат.
• Ресурсы.
• Стандарты.
• Стратегические задачи.
• Тактические задачи.
• Текущий контроль.
• «Управленческая пирамида».
• Цель.
• Этапы контроля.
Работа менеджера (с учетом занимаемой должностной позиции) состоит в том, чтобы обеспечивать достижение поставленных целей на уровне всей организации, подразделения, отдельных сотрудников.
Достигнут или не достигнут необходимый результат – вот ключевой вопрос, ответ на который позволяет оценить профессиональный уровень менеджера. При этом недостаточно только обеспечить достижение результата, надо сделать это с минимальными затратами времени, сил, ресурсов.
Но управление подчиненными, процессами, бизнесом требует от менеджера специфических навыков. Как организовать работу своих сотрудников? Как поставить задачу? Как контролировать результат? Эти и многие другие вопросы зачастую оказываются «критическими» для руководителя.
Грамотно поставить задачу, объяснить, что и как нужно сделать, что получить в итоге, – вот основные шаги, предпринимаемые менеджером, когда он решает вопросы, направленные на достижение поставленных целей. Большое значение при этом имеет и мотивация подчиненных, и то, как будет осуществляться контроль процесса достижения результата.
Чтобы в своей текущей практике избегать ситуаций, когда подчиненные могут неправильно трактовать поставленные перед ними задачи, менеджеру необходимо научиться правильно их формулировать.
По мнению многих специалистов, умение ставить четкие цели и задачи своим сотрудникам – это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.
В соответствии с базовым принципом эффективности мы можем определить эффективность постановки задач как соотношение результата (выполнено ли задание) и затрат времени и сил на объяснение задания, мотивацию, контроль.
Как видно из рис. 2.1, на котором приведена формула для оценки эффективности постановки задачи, повышение уровня эффективности, если мы говорим о постановке задачи, становится возможным, когда реализуется один из двух вариантов:
– либо происходит снижение затрат времени на непосредственное взаимодействие с подчиненным (объяснение задания, мотивация, контроль);
Рис. 2.1. Эффективность постановки задач
– либо при тех же временных затратах обеспечивается более глубокое понимание задания, большая мотивация, повышается степень ответственности.
Управленческое воздействие, обеспечивающее изменение в желаемом направлении тех или иных характеристик организации, включает четыре основных звена: планирование, организацию, мотивацию, контроль (рис. 2.2).
Рис. 2.2. Управленческое воздействие
Планирование состоит в определении целей организации и путей их достижения.
Организация заключается в создании механизма использования управленческих ресурсов.
Мотивация означает побуждение подчиненных к определенным действиям.
Контроль подразумевает установление критериев, по которым будут оцениваться результаты деятельности, а также анализ и корректировку осуществляемых действий.
Все эти звенья важны, если мы говорим об эффективной постановке задач.
В этой главе мы рассмотрим основные аспекты управленческого воздействия, которые играют существенную роль при эффективной постановке задач.
Желаемый для организации результат выражается в целях и задачах.
Цель – смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние, итог работы.
Задачи – это шаги по достижению цели; действия, за счет которых достигается цель; путь достижения цели.
Подчеркнем, что одну и ту же цель можно достигнуть разными способами, решая различные задачи. Например, целью является повышение объема продаж. Какие задачи поставит в данном случае менеджер? Каким путем он хочет достичь необходимого результата?
Здесь возможно использование самых разных вариантов. Скажем, можно стремиться к таким результатам, как повышение цен, расширение ассортимента, проведение рекламной кампании. А могут быть поставлены и прямо противоположные задачи: снижение цен, распродажи, скидки оптовикам.
Таким образом, если мы рассматриваем деятельность организации в определенном масштабе в определенный момент времени, то видим, что всегда есть деятельность (задачи), а есть итог этой деятельности (цель). Поэтому в «статическом» варианте цель – это результат, задачи – шаги по достижению этого результата. В этом смысле цели и задачи – совершенно разные понятия.