Предисловие

Стандарты обучения практикующих психологов со временем меняются мало. Их для студентов-психоаналитиков в 1920-х годах сформулировал Макс Эйтингон:

• изучение теории/концепций;

• прохождение анализа (training analysis), когда студент получает личный опыт психоанализа;

• супервизия собственной практики.

В дальнейшем возникали новые психологические теории и психотерапевтические подходы, но базовая модель обучения принципиально не менялась. Пожалуй, наибольшим изменениям подверглась супервизия.

Термин «супервизия» в буквальном переводе с латыни – «взгляд сверху», когда более опытный профессионал «обозревает» работу менее опытного коллеги. На сегодняшний день существует несколько вариантов супервизий. Самая ранняя – так называемая сухая супервизия, практикуемая в психоанализе: супервизант рассказывает супервизору о своих сессиях с анализантами.

С развитием новых психологических подходов и технологий появились новые виды супервизий. То, как будет осуществляться супервизия и в каком формате, на что будет обращать внимание супервизор, зависит от психологической теории, которая лежит в основе психотерапевтического метода. Так, для психодинамического подхода очень важен альянс между супервизором и супервизантом. Он повторяет терапевтический альянс между аналитиком и анализантом и предполагает доверие, понимание, экспертизу. В случае супервизии имеется в виду экспертиза супервизора. Супервизант подробно описывает свои сессии – составляет протоколы, которые обсуждаются во время супервизии. Супервизор находится в экспертной позиции по отношению к супервизанту.

В других подходах, например в нарративной практике, супервизор, будучи более опытным, старается находиться в партнерской позиции по отношению к супервизанту.

«Нарративная супервизия – это ситуация, когда консультант приглашает своего коллегу встать рядом, стать его партнером при пересмотре форм, способов и целей работы. Цель нарративной супервизии – формирование рефлексивной позиции консультанта по отношению к собственной практике. Рефлексивная практика ведет к созданию новых путей в терапии»[1].

Появление системной теории породило новые психотерапевтические подходы и формы супервизии. Например, для обучения в системном подходе практикуется так называемая живая супервизия.

В системном подходе принято считать, что супервизор получает больше информации о работе супервизанта, если наблюдает ее непосредственно через веб-камеру или однонаправленное зеркало. Фокус внимания супервизора направлен, прежде всего, на коммуникацию супервизанта с клиентской семьей. Это отражает базовое положение системного подхода: проблемы не находятся внутри людей, они живут между людьми и порождаются особенностями системы коммуникаций, возникшей в той или иной социальной системе. Соответственно супервизор, наблюдая за реальным взаимодействием супервизанта с клиентской системой, получает информацию и о симптоме, и о том, как выстроена система коммуникаций в терапевтической системе (клиентская система + психотерапевт).

Системная семейная психотерапия представлена разными школами или направлениями. Они отличаются друг от друга, в частности, разными правилами проведения супервизий. В этом учебнике описываются особенности проведения супервизий во всех классических направлениях системной семейной психотерапии: в миланской школе, стратегическом подходе Хлои Маданес, структурном подходе Минухина. Предваряют эти тексты две вводные главы. Первая представляет собой обзор поля профессиональной супервизии в системном подходе в целом, включая его классические и постклассические направления. Вторая обобщает принципы системной супервизии как таковой. А завершает учебник глава об особенностях супервизии в современном интегративном подходе – эмоционально-фокусированной терапии пар.

Учебник написан коллективом авторов – активно практикующими системными психотерапевтами и системными супервизорами. Он предназначен для коллег – практикующих психологов, которые интересуются системным подходом; для студентов, обучающихся системной семейной психотерапии, а также для системных терапевтов, повышающих квалификацию.

А. Я. Варга

Загрузка...