Мы привыкли к тому, что психодиагностика понимается как синоним психологического тестирования. В разных источниках можно встретить перемежающееся использование терминов «психологическое измерение», «психологическая диагностика», «тестирование». Ян тер Лаак прямо указывает, что понятие «психодиагностика» выступает эквивалентом категории «оценивание» (Лаак, 1996). Существующее терминологическое смешение обусловлено как минимум двумя обстоятельствами.
Первое из них связано с историей становления и развития психодиагностики как научной области. Термин «психодиагностика» был введен Г. Роршахом в 1921 г. и подразумевал «процесс обследования с помощью теста чернильных пятен». В это же самое время начали стремительно разрабатываться методы, позволяющие оценить те или иные когнитивные функции (память, внимание, мышление). Психология активно доказывала свою принадлежность к группе естественно-научных дисциплин и стремилась объективизировать свой инструментарий. На помощь пришли математические методы обработки данных, а теория тестов получила поле для своего развития. В научную психологическую лексику вошли понятия «психологическое тестирование»», «психометрика», «психологическая оценка».
Сопоставляя определение этих понятий, можно увидеть как общие, так и специфические признаки, подчеркивающие их различия.
Психометрика – наука о свойствах психологических тестов (Майкл Фер, Бакарар, 2010), теория и практика измерения психической деятельности (Бурлачук, Морозов, 1999) или, по определению Ф. Гальтона (Galton, 1879, с. 149), «искусство приложения измерения и количественных показателей к операциям ума».
Психологическое тестирование (Бурлачук, Морозов, 1999) – 1) процесс обследования с помощью психологического теста (тестов); 2) направление исследований, связанных с разработкой и использованием тестов как инструментов измерения индивидуально-психологических различий.
Психологическое измерение – приписывание некой меры (определение количества) психологическому свойству. Основу психологического измерения составляют разные шкалы (интервальная, порядковая, номинальная и др.), в соответствии с которым измеряемому объекту придается некоторое значение. Существование разных шкал показывает, что одно и то же явление может быть измерено в разный единицах.
Психологическая оценка – результат исследований, целью которых является раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности, степени их выраженности в сопоставлении с нормой, эталоном или другими испытуемыми.
Второе обстоятельство связано с отсутствием единой точки зрения на предмет психодиагностики среди самих психологов. Например, некоторые авторы в качестве предмета психодиагностики рассматривают разработку средств психодиагностической деятельности (Анастази, 1982; Гуревич, 1986; Шмелев, 1996 и др.), Л. Ф. Бурлачук (1989) определяет предмет психодиагностики через содержание психологического диагноза, Б. Б. Косов (1985) – через психологические характеристики объекта психодиагностики, а А. Ф. Ануфриев (1993) – через познание индивидуальности, описание интеграции психических свойств в конкретных условиях, задаваемых требованиями окружающей среды.
В этой связи нельзя не вспомнить знаменитую фразу А. Анастази «Измеряет не тест, а человек» (1982). Эта фраза довольно четко указывает на роль специалиста в психодиагностике, которая не сводится к «калькулированию баллов» по ключам и шкалам. Психодиагност работает с конкретным человеком или конкретным феноменом, пытаясь его понять и описать различными методами (не только психометрическими). Это требует глубокой, кропотливой работы, включающей сопоставление различных данных, их анализ, объяснение, интерпретации, категоризацию, чтобы в конечном счете понять, каким образом та или иная психологическая особенность связана с поведением человека. Более того, сам термин «психодиагностика» прямо указывает на познавательную составляющую этого процесса. Таким образом, сводя психодиагностику исключительно к измерению и оценке, мы исключаем ту часть работы психолога, которая связана с процессом познания и установления причинно-следственного характера наблюдаемых поведенческих характеристик и психологических причин их вызвавших.
С этой точки зрения психологическую диагностику следует определять как специфический вид познавательной деятельности, направленный на распознавание внутреннего состояния психической системы и отнесение выявленных особенностей к определенному классу (типу) явлений, которые осуществляются на основе известной системы научных понятий и в рамках поставленной цели (коррекционно-развивающей, профилактической или прогностической) (Костромина, 2007).
Большинство авторов в качестве специфики психодиагностики рассматривают ее междисциплинарный характер. Психодиагностика связана с такими областями психологической науки, как общая психология, медицинская, возрастная, социальная и пр. и опирается на их достижения и разработки, поскольку, с одной стороны, изучает разнообразные феномены, а с другой, – востребована в самых разных областях жизни человека (образование, медицина, сфера труда, организации).
А. Г. Шмелев (1996) пишет, что психодиагностика – это мост между наукой и практикой (наукой об индивидуальных психологических отличиях и практикой постановки психологического диагноза).
По своему функционалу психологическая диагностика выступает и как теоретическая дисциплина, и как сфера прак тической деятельности психолога. В первом случае психодиагностика ставит задачу создания теоретико-экспериментальной основы для решения задач в практической сфере. Во втором – она решает задачи конкретной профессиональной области. Это различие между научной и практической деятельностью в психодиагностике четко проявляется по следующим конкретным критериям:
1. Новизна получаемых результатов. Психодиагностическое обследование, являясь особой деятельностью распознавания, всегда имеет своим предметом конкретного человека, отдельную группу, индивидуальный случай. В научном исследовании специалист ориентирован на обнаружение и описание закономерностей и механизмов общепсихологического характера. В этом случае участвующие в исследовании выступают для диагноста только как члены экспериментальной выборки. Деятельность же практика направлена «на поиск известных науке закономерностей у “неизвестных” обследуемых». Осуществляя процесс распознавания состояния объекта психодиагностики на уровне причинных оснований, специалист опирается на имеющиеся у него знания об основных закономерностях и механизмах функционирования систем подобного рода. От него не требуется «раскрытие новых закономерностей каких-либо явлений». Он должен уметь распознавать и классифицировать эти явления.
2. Способ разворачивания психодиагностического процесса. Диагностика в научном исследовании идет в направлении от реального объекта к идеальному и связана с установлением общих закономерностей развития, выделением типичного, характерного для существования объекта, в результате которого возможно определение статистических норм. Психологическое распознавание в практике реализуется «от идеального объекта к реальному, к психике конкретного человека». По своему содержанию оно отражает механизм включения психологического знания в реальную жизненную ситуацию, в процессе которого формируется индивидуальное представление об психологических особенностях конкретного человека в специфических для него условиях жизнедеятельности.
3. Форма результата психодиагностической деятельности. Итогом психодиагностики в решении научно-исследовательских задач является описание общих закономерностей и форм существования изучаемого явления. В основе получения результата практической психодиагностики лежит категоризация явления, представленная в виде обозначающего состояние объекта психодиагностики понятия или умозаключения (утверждения) о психологических причинах, обусловливающих данное состояние объекта.
4. Характер диагностических умений, необходимых для реализации психодиагностической деятельности. В научно-исследовательской работе психодиагностическая компетентность в большей степени определяется широтой и качеством владения специалистом психодиагностическими методиками. Важным является умение подбирать диагностические средства, адекватные поставленной познавательной задаче или, если они отсутствуют, конструировать новые в соответствии с теорией психологического измерения. Компетентность практического психодиагноста связана с умением объединить получаемые результаты, связывая различные диагностические данные в единую многоуровневую причинно-следственную систему (Костромина, 2007). Установление предмета психодиагностики