В уголовно-процессуальном праве одним из традиционных пониманий системы уголовного процесса является ее представление как совокупности производств, состоящих из определенных стадий. Под стадиями уголовного процесса общепринято понимать взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части процесса, отделенные друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризующиеся непосредственными задачами, органами и лицами, участвующими в производстве по делу, порядком процессуальной деятельности и характером уголовно-процессуальных отношений1.
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством возбуждение уголовного дела является начальной, самостоятельной стадией уголовного процесса, в ходе которой устанавливаются поводы и основания к возбуждению уголовного дела, в том числе достаточность данных, указывающих на признаки преступления, их юридическая квалификация, обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, а также принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению его следов, обеспечению последующего расследования и рассмотрения дел в соответствии с установленной законом подследственностью и подсудностью и т. п.
Актом возбуждения уголовного дела начинается публичное уголовное преследование от имени государства в связи с совершенным преступным деянием и создаются правовые основания для последующих процессуальных действий органов дознания, предварительного следствия и суда. В соответствии с этим правила о порядке возбуждения дела предваряют регулирование расследования, т. е. той досудебной стадии уголовного процесса, в ходе которой на специальные указанные в законе органы и должностных лиц возлагаются обязанности по раскрытию преступлений, изобличению виновных, формулированию обвинения и его обоснованию, для того чтобы уголовное дело могло быть передано в суд, разрешающий его по существу и тем самым осуществляющий правосудие2.
Реализация прав потерпевшего, гарантированных статьями 45 (ч. 1), 46 (ч. 1) и 52 Конституции Российской Федерации, осуществляется, в частности, посредством использования механизмов уголовно-процессуального регулирования, предполагающих обязанность органов предварительного расследования при выявлении признаков преступления возбуждать уголовные дела, осуществлять от имени государства уголовное преследование по делам публичного и частно-публичного обвинения, обеспечивая тем самым неотвратимость ответственности виновных лиц и защиту прав лиц, пострадавших от преступлений; невыполнение или ненадлежащее выполнение данной обязанности, выражающееся в том числе в длительном затягивании решения вопроса о наличии оснований для возбуждения уголовного дела, в неоднократном необоснованном прерывании проверки по заявлению о преступлении, приводит к нарушению разумного срока рассмотрения дела и ограничению доступа потерпевших к правосудию3.
Ряд нововведений привнес в эту стадию Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» № 23-ФЗ от 4 марта 2013 г., которым уполномоченные органы получили значительное подспорье процессуальных возможностей получения и проверки информации о преступлении. Многолетняя научная дискуссия об институте возбуждения уголовного дела в связи с этим получила новый виток различных по своему характеру мнений.
Значительную поддержку получила идея исключения стадии возбуждения уголовного дела из уголовного процесса России. Общеизвестно, что составленная «дорожная карта» реформы МВД России предусматривает упразднение института уголовного судопроизводства – стадии возбуждения уголовного дела.
Вместе с тем анализ изменений, внесенных в ст. 144 УПК РФ, позволяет констатировать, что идея исключения стадии возбуждения уголовного дела из уголовно-процессуального закона пока не поддерживается законодателем. Наиболее оптимальным считается путь расширения полномочий должностных лиц, правомочных принимать итоговые процессуальные решения по результатам проверки сообщения о преступлении.
Внимательное прочтение нововведений ст. 144 УПК РФ приводит к выводу о том, что некоторые формулировки закона требуют дополнительного толкования, разъяснения, более глубокого понимания. Особенно это важно для правоприменителя, поскольку складывающаяся практика должна быть единообразной.
В настоящей работе материал изложен в двух вариантах: 1) приведен теоретический анализ норм, регламентирующих стадию возбуждения уголовного дела; 2) изложено исследование судебной и следственной практики, рассмотрены основные проблемные вопросы правоприменения. Если первый вариант будет полезен для преподавателей, молодых исследователей института возбуждения уголовного дела, то второй вариант – для сотрудников прокуратуры, следователей, дознавателей, сотрудников органов дознания и всех тех, кому небезынтересна практика применения норм уголовно-процессуального законодательства. Надеемся, что изыскания и рекомендации, приведенные в работе, будут полезны и использованы в обучении, а также в следственной практике.
Заранее благодарим за то время, которое будет уделено на изучение представленной монографии.