Глава 1 Йога мысли

…первый шаг в этом путешествии начинается с любого места, в котором бы вы ни находились.

Дэниел Гоулман, из предисловия к книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья»

Йога начинается не на коврике и ковриком не заканчивается. Йога начинается с намерения что-то улучшить в жизни – своей или ребенка. Это «что-то» может быть сначала лишь физическим – часто родители формулируют свои запросы как желание улучшить осанку и координацию, избавиться от косолапости или гипертонуса. Шаг за шагом практикующие йогу приходят к потребности, к необходимости менять отношение ко всем сферам жизни: питанию, будущему, каждодневным делам. Главное происходит у нас в голове.


Йога учит замедляться и не упускать момент той самой осознанности, благодаря которой мы чувствуем настоящий вкус еды, слышим детский смех или пение птиц по утрам. Учит прислушиваться к нашим близким и друзьями, уделять им время, быть с ними по-настоящему, не на бегу. Учит изо дня в день совершать сознательный выбор: быть счастливым или расстраиваться, обижаться, злиться. Учит быть благодарным – большинство даже не замечает множество маленьких и больших вещей, воспринимаемых как должное, хотя они даны далеко не всем.


Благодаря йоге мы начинаем «вселенскую уборку» – вычищаем все лишнее в голове, в теле, в отношениях, в пространстве вокруг. Настоящий детокс – это не про похудение. Это про избавление от токсинов, и самые страшные из них – наши обиды, привязанности, ложь, особенно ложь самим себе. Йога помогает осознать, что нам не нужно такое количество вещей, такое количество «друзей» в соцсетях, такое количество еды. Больше чем достаточно, нам не нужно. Практика приносит новое отношение к делам, которые без нее часто воспринимаются как тяжкие обязанности, – например, наведение порядка в доме. Представляете, мне НРАВИТСЯ подметать пол, мыть посуду, развешивать сушить свежепостиранное белье, поливать цветы. Эти действия как медитация – упорядочивают мое сознание, пространство, мою жизнь в конечном итоге.


Осознанность и пребывание в моменте, в свою очередь, приносят понимание, что страхи наши беспочвенны, – в большинстве случаев мы боимся каких-то гипотетических событий, разговоров, моментов. Либо переносим в будущее проекции из прошлого – «боюсь, что будет как в прошлый раз». На самом деле, того прошлого уже нет, а как будет в будущем, никому знать не дано. И способность принимать и наблюдать все, что нам дается жизнью, – это тоже йога.


Йога – это еще и то, как мы едим и пьем. Как и что мы готовим, какие используем продукты, от чего отказываемся, смакуем ли пищу, чувствуем ли пользу воды, омывающей наши клетки. Как мы лечимся и относимся к болезням – все та же йога. Быть здоровым или не быть им – тоже наш выбор.


Но самый главный вопрос, на который мы находим ответ в практике: кто в голове хозяин? Вы управляете потоком мыслей, или мысли управляют вами? Мы можем выбирать свои мысли – так же, как выбираем пищу или одежду. Благодаря медитации мы обретаем способность концентрироваться на тех мыслях, которые нас делают сильнее, счастливее, спокойнее, здоровее, позитивнее. И не осуждать «ненужные» или «плохие». Они все – часть нас. Поэтому полностью в нашей власти создать поток мыслей, а в итоге – и событий, несущих созидание и свет, а не разрушение и боль.


Йога – целая система знаний, которая, не являясь религией, содержит мощнейшую духовную основу. Структуру йоги составляют 8 дисциплин, и асаны – лишь одна (!) из этих восьми наряду с пранаямой (дыхательными техниками), дхьяной (медитацией), ямой (ограничениями) и ниямой (практикой, соблюдением) и другими.


Если присмотреться к яме – ограничениям, которые становятся частью практики йоги – в них вы увидите общечеловеческие духовные ценности: ахимса – не что иное, как ненасилие, непричинение вреда; сатья – правдивость; астея – неворовство; брахмачарья – воздержание; апариграха – отсутствие алчности, корыстолюбия. В древних йога-текстах – йога-сутрах – о ямах говорится как о могущественных универсальных обетах. И эти обеты человек дает сам себе естественным образом, приходит к ним через практику. «Что такое хорошо и что такое плохо», которым мы обучаем детей изо дня в день, но только другими словами: не отбирай у девочки игрушку, не жадничай, не толкай мальчика, реши спор словами, не юли – скажи, как есть, выпусти божью коровку – пусть летит. Эти мгновения как раз и формируют человека, становятся той благодатной почвой, где прорастут те или иные семена.


Чтобы семена проросли нужные, лучшее средство – воспитание личным примером. Пусть дети видят, как вы умеете расслабляться (вы умеете? Они вас видят хоть иногда сидящими или лежащими на полу? Или только мелькающими кухня-работа-магазин?). Пусть дети наблюдают, как вы владеете дыханием. Как вы занимаетесь своим телом – будь то йога, спорт или любые другие подходящие вам нагрузки; как помогаете родителям, как поддерживаете друзей. И, конечно, как вы готовите и едите вкусную и здоровую пищу.


И еще о силе мысли. Не могу в этой связи не рассказать вам историю, которую я услышала от Джо Мэньюэл, моего учителя по йоге для особых детей. Однажды ее позвали посидеть с умирающим мальчиком, помочь ему подготовиться к уходу. Врачи отводили ему несколько дней. Родители отвезли его в дом на берегу моря, туда же приехала Джо. Мальчик был парализован, мог двигать и «говорить» только глазами. Казалось, он угасает, и жизнь в нем еле держится. Джо сказала ему, что ее попросили помочь ему уйти. И спросила:

– Ты готов уйти?

– Нет (движением глаз).

– Ты хочешь жить?

– Да.

– Ты поможешь мне помочь тебе?

– Да.


Она занималась с ним самой настоящей йогой: они дышали, она пела мантры, но главное – просила его представлять, что руки и ноги у него двигаются, что он может их поднять, может встать, может нагнуться.


Вскоре мальчик начал набирать мышечную массу и стало очевидно, что он вовсе не собирается уходить. Джо уехала через неделю, оставив его и ошеломленных родителей с наказом продолжать занятия. И с записями своих инструкций на диктофоне.

Вспоминайте эту историю, когда у вас нет сил или возможности двигаться, – в самолете, на скучном совещании или при плохом самочувствии. Такова уж особенность человеческого мозга – он проводит одни и те же импульсы при реальных и при воображаемых ситуациях, информационный поток все равно идет. Пользуйтесь этим!


1. Вселенская уборка

Рекомендую замечательную книгу Доминик Лоро «Искусство жить просто. Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь». В ней три части: «Вещи», «Тело», «Разум» и масса советов: с чего начать вселенскую уборку, как не сдаться, как подготовиться к переменам и впустить их в свою жизнь. Она про внутреннюю и внешнюю экологию вашей жизни – ликвидация лишних вещей, минималистский уход за телом и лицом, умеренность и утонченность питания, очищение души, порядок в адресной книге, альтруизм, тишина. Она о том, как стать счастливым, расчищая место для новых энергий, правильных людей, событий, которые непременно притягивает ум, где наведен порядок. Начать жить просто… весьма непросто. Мой учитель дал мне такую технику для практики непривязанности к вещам: каждый месяц нужно дарить людям один любимый предмет, без которого, как вам кажется, вы не можете жить. Это может быть чашка, или украшение, или книга – все, что угодно. Отдавать важно с легким сердцем, зная, что другому человеку ваш подарок принесет добро, пользу или новые знания.


2. Дисциплина

Если вы стараетесь осознавать то, что вы делаете и думаете, это уже дисциплина. Она совсем не про принуждение – ни себя, ни тем более ребенка нельзя заставлять что-то выполнять из-под палки. Это про ваш выбор и следование ему. И это ваша ответственность перед собой. Дисциплина предполагает качество, а не количество. Суть не в том, чтобы принудить себя проводить на коврике по полтора часа в день. Если вы выбрали находить 5 минут каждое утро, чтобы подышать в тишине и настроиться на день, это тоже дисциплина. Не допускать бранные слова – не только при ребенке, но даже мысленно, не есть на ночь, полуфабрикаты или на ходу, не пить алкоголь, не ругать себя по любому поводу, находить время хотя бы в выходные на любимые занятия, до которых почему-то все время не доходят руки, не придумывать отговорки, а научиться необидно говорить «нет»… Вашим «упражнением» может стать все что угодно. Составьте список того, что вам хотелось бы практиковать, – от чего избавиться, или что привнести в свою жизнь и жизнь своей семьи. И сделайте первый шаг – ничто не мешает начать практиковать хоть в эту секунду. Не старайтесь взяться сразу за несколько пунктов, не форсируйте себя, не ставьте цели, от которых вы чувствуете сплошное напряжение. Пусть это будет хотя бы один пункт в день. Осуществимый, простой. И не забывайте себя хвалить – привыкайте думать о себе хорошо. Прямо сейчас.


3. Осознанный прием пищи

Индусы говорят, за едой лучше молчать. В шумной компании, с историями и анекдотами, мы поглощаем больше, чем нужно, и часто не замечаем, что вообще съели. Тем более вредно есть, если вы расстроены. Еда может как пополнять энергию, так и отбирать ее. Что вы едите, как, когда, с кем, в каком количестве, напрямую влияет на качество вашей жизни. Лучше голодать, чем заглатывать куски на бегу, есть невкусную или несвежую пищу. Лучше не доесть, чем положить на тарелку тройную порцию – глаза часто хотят больше еды, чем желудок. Лучше говорить (если это так уж необходимо) о вкусе и послевкусии того, что вы едите, из каких ингредиентов приготовлено это блюдо, как оно попало к вам на стол, чем о политике или сплетнях. И конечно же, ни о каком осознанном приеме пищи речь не идет, если вы не отрываетесь от гаджетов или телевизора. Механическим потреблением вы нагружаете организм и создаете почву для проблем со здоровьем.


4. Контроль

Тотальный контроль – величайшая из иллюзий. Чем больше мы пытаемся контролировать все вокруг, тем чаще вещи выходят из-под контроля. Чем больше мы отпускаем, тем больше контролируем. На самом деле, единственное, что реально контролировать, – это мы сами, наши мысли, дела, слова. Мы не можем и не должны контролировать других. И уж тем более пытаться контролировать чью-то жизнь или обстоятельства. Очень важно определиться, где действительно важно «держать руку на пульсе», а что важно отпустить. Иногда грань очень тонка – чтобы прочувствовать это, примените такой прием: всего один день понаблюдайте, как часто вы настаиваете на своем. На работе, дома, в транспорте, на занятиях. Попробуйте уступать, особенно в незначительных вопросах. Как расставлены на полке тарелки, какая звучит радиостанция, куда поехать на выходные, в какую кружку налить чай, справа или слева лежит ваша любимая расческа – все это мелочи, из-за которых люди порой разводятся. Разводятся – то есть считают невозможным мириться с этим, устают от шагов навстречу, не хотят проиграть эту бесконечную битву за контроль. Как же можно не контролировать детей? Не выучит уроки, не придет вовремя домой, не почистит на ночь зубы – список того, что вы пытаетесь проверять, бесконечен, правда? Поверьте, можно! Чем больше вы давите, манипулируете, принуждаете, торгуетесь, тем худший результат имеете. И что самое печальное – при такой модели поведения вы не стимулируете ответственность самого ребенка за свою жизнь. Вы подавляете его управленческие навыки, хотя скорее действуете из обратных побуждений. Определитесь: вы растите исполнителя, действующего сугубо по указаниям старшего, или менеджера, креативщика, финансиста, исследователя, стартапера, ученого, который имеет смелость и навык отвечать за свои решения и выбор, а не ждет директив.


5. Принятие

У вас в жизни так бывало, что сначала события кажутся просто ужасно несправедливыми, выбивают почву из-под ног, расстраивают до слез, а потом оборачиваются удачей? У меня – много раз. Главное, приучить себя в эти моменты разочарования и огорчения вспоминать, что все к лучшему. Что эти обидчики – наши учителя и что все встречи в жизни неслучайны. Говорят, если нас ПРЕдают, нас ПЕРЕдают на новый уровень. И еще: если мы не можем изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Смотрите выше: кто кем управляет – вы мыслями, или они вами? Возьмите себе за правило не делать поспешных выводов, не клеить ярлыки «неудача», «провал», «не повезло». Если вы опоздали на поезд, ищите вопрос, от чего вас уберегли, какие возможности открыла перед вами новая ситуация. А не проклинайте пробки, погоду и небесные силы. Напротив, обратитесь к ним с благодарностью.


6. Активное слушание

На одном семинаре по детскому развитию мне предложили такое упражнение: выйти с диктофоном на улицу, пройтись полчаса и записать все звуки, привлекающие мое внимание по ходу. Каждый раз, услышав что-то интересное, я должна была нажать кнопку «запись». Потом все эти звуки предстояло свести в единый ролик – звучание города. Надо сказать, что я визуал, и когда вижу что-то интересное, у меня возникает порыв сфотографировать, запечатлеть, как это выглядело. Поэтому поначалу я ловила себя на невольном движении руки в поисках смартфона. Практика с диктофоном показала мне, насколько я была не включена в звуковую картину. Среди моих находок: звон велосипедного звонка, сирена «скорой помощи», гулко падающие на асфальт капли кондиционера, журчание воды, утекающей в водосток, испанская речь проходившей мимо женщины с телефоном, грохот закрывающихся жалюзи на витрине магазина, жужжание троллейбусных проводов, детские визги на площадке, собачий перелай, радио из стоявшего у обочины такси, скрип калитки и курлыканье голубя. Скажите, вы часто слышите это? Вы рассматриваете звуки? Вы вникаете в то, что говорят вам ваши дети, или киваете на автомате?


7. Осуждение

Йога – идеальное средство для того, чтобы отучиться осуждать себя и других. Начинаем с себя, конечно же. Выберите любое сложное для вас занятие: черчение, математические расчеты, иностранный язык, программирование – нечто, куда придется вложить серьезные усилия. Практикуйте это занятие каждый день. И замечайте свои внутренние комментарии и диалоги. Умеете ли вы себя подбодрить или похвалить? Или вы склонны награждать себя всевозможными «ну что я за растяпа» и так далее. Привыкните не выносить суждения о том, что делаете вы. И вам будет просто привыкнуть не осуждать других. Вы никогда не знаете истинных мотивов поступков людей – мы свои-то не всегда можем объяснить. И, конечно, никакого осуждения в йоге. «Ты неправильно делаешь!», «Ну что же ты такой негибкий/слабый/неловкий» и тому подобное. «Посмотри, как у Пети хорошо получается, а ты что меня позоришь» – не обходится группы без родителей, которые так «стимулируют» интерес к практике. Хвалите за попытку, за старание, за усилие, за желание, за интерес – все это первые шаги, и они в тысячу раз важнее идеального надуманного результата.


8. Терпение

Терпение – это наши отношения со временем. Практика йоги приведет вас к новому ощущению и восприятию времени. Вы поверите, что все происходит в нужное и правильное время, что никакое время не может быть потерянным – в пробке, в очереди, в зале ожидания – никакое, если вы вовлечены в момент и не несетесь в будущее, не стараетесь ускорить его наступление. Терпение – это еще и про то, чтобы давать себе время, не загонять себя. И про то, чтобы не торопить ребенка. Научитесь считать до пяти, прежде чем делать что-то за него, выхватывать из рук – подскажите, но пусть сделает это сам. Дождитесь, верьте, что он справится, – просто чуть позже, чем вы ожидаете. Это в полной мере относится и к практике на коврике, и к каждодневным делам – принять определенную позу может быть так же непросто, как завязать шнурки или намотать макароны на вилку. Вспомните, как вы осваивали какой-то сложный навык – поначалу вам требовалось больше времени.


9. Честность

По мере углубления практики и познания себя многие сталкиваются с тем, что наружу выходит разное, – поднимаются такие пласты эмоций, переживаний, которые долгие годы накапливались и не прорабатывались. Все компромиссы с собой, вся полуправда и откровенная ложь самому себе, все это, вытесненное в подсознание, заляжет в вашем теле и, скорее всего, всплывет на поверхность рано или поздно. Путь йоги – это путь познания своего Я, соединения с настоящим собой, соединения с окружающим миром. Поверьте, не будет потребности что-то придумывать, кем-то казаться, кого-то из себя строить, если вам хорошо и спокойно с самим собой. Такая форма честности преобразует вашу жизнь: появляются люди, принимающие вас такими, какие вы есть. Нет никаких причин врать. Ни детям, ни взрослым, ни себе. Приучите ребенка задаваться вопросами «Я правда этого хочу?», «Что я думаю на самом деле?», «Почему я выдумал сейчас эту отговорку – разве сложно или страшно было сказать правду?». Честность сначала в мыслях, потом – в словах и делах.


10. Благодарность

Благодарность – лучшее средство от обид, апатии, грусти, эликсир счастья и молодости, живительный и неиссякаемый источник, который всегда в нашем распоряжении, – стоит только вспомнить. На Востоке учителя часто завершают практику словами: «Поблагодарите себя за то, что подарили себе сегодня это время на коврике. Поблагодарите свое сильное и гибкое тело. Свой ум и душу». Способность быть благодарным – величайшее обретение. Перед благодарностью отступает все плохое: благодарите за испытания и уроки, и события предстанут в новом свете. Благодарите за встречи на вашем пути. Благодарите, что у вас есть крыша над головой и питьевая вода, и одежда, и вы умеете читать, – всего этого лишены очень многие люди на планете. Благодарите за солнечный день, за свежий воздух, за пищу на столе, за ценный совет, за плечо рядом, за улыбку прохожего, за возможность кому-то помочь, за мир без войны. За то, что у вас две руки, две ноги, вы видите и слышите, – это тоже дано не всем. Благодарите за красоту, озарения, удачу, мудрость, великодушие, верность, щедрость. Благодарите за пустяки. Говорите детям «спасибо» почаще. «Спасибо» – это «спаси, Бог» – все ли задумывались над этим?

Загрузка...