Россия – великая держава, у которой свой путь и своя история.
От язычества до Крещения Руси, несколько столетий жизни по «Домострою», реформы Петра Великого, дружба с Европой, Революция 1917 года, Советский Союз – все это сформировало менталитет, быт и культурную жизнь русского народа.
Ниже представлены отрывки из исторических источников, посвященных правилам поведения.
Да самому тебе, господину, и жене, и детям, и домочадцам – не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым, всякое дело править без волокиты и особенно не обижать в оплате работника, всякую же обиду с благодарностью претерпеть ради Бога: и поношение, и укоризну, если поделом поносят и укоряют, с любовию принимать и подобного безрассудства избегать, а в ответ не мстить.
А домочадцев своих учи страху божию и всякой добродетели, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость. Если же небрежением и нерадением сам и жена, наставлением мужа обделенная, согрешит или что нехорошее сотворит, и все домочадцы, мужчины и женщины и дети, хозяйского наставления не имея, грех какой или зло совершат: или ругань, или воровство, или блуд, – все вместе по делам своим примут; зло сотворившие – муку вечную, а добро сотворившие, угодно богу прожившие, – жизнь вечную получат в царствии небесном.
Домострой (кодекс норм поведения, принятых на Руси в ХVI веке).
Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, да не явится яко бы оные бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде бярызгало, не сопи, егда ешь, первый не пей, будь воздержен и бегай пьянства, пей и ешь, сколько тебе потребно, в блюде будь последний, когда часто тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому и возблагодари ему, руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай (рта) губ рукою, но полотенцем, и не пей, пока еще пищи не проглотил, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою, и одною рукою прикрой рот, когда зубы чистишь, хлеба, приложа к грудям, не режь, ешь, что пред тобою лежит, а инде не хватай, ежели перед кого положить хочешь, не примай перстами, как некоторые народы ныне обыкли, над едою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне, часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже. Когда ешь яйцо, отрежь нарепед хлеба и смотри, чтобы при том не вытекло, и ешь скоро, яичной скорлупы на разбивай, и пока ешь яйцо, не пей, между тем не замарай скатерти и не облизывай перстов, около своей тарелки не делай заборов из костей, корок хлеба и прочего, когда перестанешь есть, возблагодари бога, умой руки и лицо и выполощи рот.
Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению… (русский литературно-педагогический памятник XVIII века, подготовленный по указанию Петра Великого)
«Наш советский этикет решительно осуждает любое проявление развязности, пошлости. У нас нетерпимо поведение, свидетельствующее о том, что человек думает только о самом себе, любуется собой, не замечает, как окружающие реагируют на его поступки».
«В этой книге вы найдете размышления о том, что представляет собой советский этикет, каким основным требованиям должны соответствовать его правила, чем он принципиально отличается от фальшивого буржуазного этикета».
«О советском этикете последнее время говорят все чаще и серьезнее. Необходимость его соблюдения людьми всех возрастов и профессий очевидна рабочим и инженерам, учителям и студентам, публицистам и педагогам, артистам и писателям. Народная артистка СССР Наталья Уржувий замечает: «Уверена, что культура в поведении человека свидетельствует о душевной красоте, той черте, за которой можно предполагать и чуткость, и доброту…»
«Нравственной основой советского этикета являются гуманизм и коллективизм. Речь идет о социалистическом гуманизме. Не абстрактная и созерцательная любовь к человеку, не одни лишь воздыхания о его невзгодах и страданиях, пронизывающие гуманистические концепции, распространенные на Западе, а решительная борьба с социальным злом в любых его проявлениях, возможная только на классовой основе, активное стремление ликвидировать все, что мешает счастью человека труда, – вот что собой представляет социалистический гуманизм».
Царской России и Советского союза не стало, открылся железный занавес. Во-первых, привет, Америка, и здравствуй, Голливуд! Западная информация (и разрушительная, и созидательная) во всю начала формировать наших людей. Во-вторых, наш человек понял, что ему нужно учиться правилам этикета.
Так как многие стали выезжать за границу и стало понятно, что здесь по понятным причинам у нас пробел, начали появляться специалисты по этикету, которые переводили книги все подряд, не разбираясь в традициях. Берет такой специалист книгу американского автора и французского, например, и учит россиян, не понимая, что это совершенно разные культуры и их нужно разделять. Это все равно что взять какие-то правила японского этикета и китайского, для кого-то возможно это одно и то же, но точно не для японцев и китайцев. У тех и тех есть чайные церемонии, но они абсолютно разные, у тех и тех есть палочки, но они отличаются по размерам, и в сервировке их положение так же отличается. У них отличается абсолютно все. Это две разные, абсолютно независимые друг от друга цивилизации.
Вот почему книги русских авторов имеют отличия и разночтения, и возникают споры вокруг всех этих интернациональных правил. Потому что нет системы и понимания о разных традициях, культурах и о том, как формировался этикет в России.
Теперь мы понимаем, как системно подходить к изучению этикета, с оглядкой на прошлое в целях объективности.
Скажем честно, в СССР как такового этикета не было, конечно, какие-то правила несомненно были, была мораль, которую скопировали из Священного Писания, и автора при этом «забыли» упомянуть («Моральный кодекс строителей коммунизма»). Хорошие манеры стали считать пережитком буржуазного прошлого. Пропагандировались совсем другие интересы.
Если говорить об этикете, который существовал при дворе Николая II, последнего императора дома Романовых, то мы можем здесь отметить два факта. Первый – это то, что семья императора была глубоко верующей, и это никак не противоречит хорошим манерам, а наоборот прививает и способствует их росту. И второй факт – это то, что супруга Николая II Александра Федоровна после смерти матери воспитывалась бабушкой, британской королевой Викторией. Манеры, культуру поведения, этикет – все это отчасти императрица привнесла в культуру царского двора Российской империи.