В конце 30-х годов двадцатого века в одном небольшом итальянском поселке жил молодой человек по имени Луиджи. Как-то раз он возвращался с работы и увидел в траве у дороги маленького дрожащего щенка. Он поднял дворняжку, погладил. Щенок лизнул его в нос, и этого стало достаточно, чтобы Луиджи бережно прижал трясущийся комочек к груди и отнес его домой. Щенка назвали Фидо. С тех пор каждое утро Фидо сопровождал своего хозяина до железнодорожной станции, расположенной примерно в двух километрах от дома. Оттуда на поезде Луиджи добирался до маленького городка, где работал плотником, так как в поселке для него работы не было.
Обычно молодой человек возвращался с работы в 17:30. К этому часу Фидо уже преданно ждал хозяина на станции. После многочисленных подпрыгиваний и громкого лая, выражавших радость встречи с хозяином, Фидо начинал забегать вперед и возвращаться назад, носиться вверх и вниз по пригоркам, демонстрируя всю дорогу до дома свою нескончаемую преданность. Так продолжалось изо дня в день до тех пор, пока внезапно все не прервалось. Итальянское правительство в 1943 году призвало Луиджи в армию и отправило на фронт в далекую Россию.
Прервалось все для Луиджи, но не для Фидо. Он не провожал больше своего любимого хозяина по утрам, но зато каждый вечер пунктуально ожидал его возвращения на вокзале.
Фидо задолго до появления улавливал шум движущегося по рельсам состава, тотчас напрягался всеми мышцами и так встречал прибытие поезда. Когда поезд останавливался, он, помахивая хвостом, переходил от вагона к вагону и обнюхивал нижние ступеньки лестниц и всех спускающихся пассажиров, пытаясь обнаружить запах своего хозяина. Поезд уходил, люди тоже. Пес еще какое-то время проводил в ожидании и лишь потом, печальный, с уныло опущенной головой и хвостом, одиноко брел домой, где родители Луиджи все еще питали надежду увидеть живым своего любимого сына. Луиджи так и не вернулся. Он стал еще одной жертвой Второй мировой войны, на которой погибли десятки тысяч невинных людей.
Проходили месяцы, годы. В начале пятидесятых Фидо уже с трудом передвигался, он страдал артритом, старость брала свое. Но Фидо не терял надежды. Преодолевая боль, он продолжал ежедневно ходить на станцию встречать хозяина. Участок дороги, который раньше с легкостью преодолевался им за 15 минут, теперь занимал у него 2 часа. Он еле возвращался домой, полностью обессиленный.
Это был зимний день. Дул сильный ветер, мел снег. Фидо с трудом передвигал лапы, оставляя свои последние следы на белой дороге. Его качнуло, он неуклюже завалился на бок, и его благородное сердце остановилось… Его нашли на следующий день.
Весь поселок знал Фидо, у всех на глазах проходили его ежедневные бесплодные походы к железнодорожному полотну. Узнав о случившемся, все плакали.
Похоронив Фидо, простые, небогатые, но добрые люди решили установить ему памятник и сделали это. Он и сейчас расположен рядом с железнодорожной станцией, на которую ежедневно на протяжении многих лет с надеждой на встречу приходил когда-то Фидо. Эпитафия на памятнике гласит: «Фидо. Примеру верности».
Каждая история со временем обрастает некоторыми правдивыми или придуманными подробностями. В нашей у Фидо меняются хозяева, места ожидания. Но не меняется Фидо, его личная собачья история и память о нем, запечатленная в камне.