Действительно, почему просто нельзя вываливать информацию на слушателя потоком, что, к сожалению, большинство спикеров и делает?
Причина – в психологии восприятия человеком информации. Задача любого выступления – убедить. И без логики это сделать практически невозможно. Но именно логика-то и не включается по щелчку пальцев.
Вы наверняка знаете про прокрастинацию – состояние, в котором человек не может заставить себя работать. Так вот, с мозгом то же самое. Мы постоянно занимаемся думанием – перебиранием тех мыслей (наших или чужих), которые уже есть в нашей голове, а вот мышление предполагает некий синтез уже имеющихся мыслей и создание новых – собственных.
Как раз для того, чтобы включить рациональное, логическое мышление, мы и должны пройти в своем повествовании разные этапы. Каждый из них отражается в речи отдельной частью.
Многие мои коллеги сравнивают публичную речь со званым ужином. Дескать, в ней есть начало – закуска, основная часть – горячее, и заключение – десерт.
Но логичнее, как мне кажется, было бы поделить речь на пять частей. Исходя из их задач и контента, я выделяю зачин, вступление, основную часть, заключение и финал.
Причем ассоциация речи с ужином начинает играть новыми красками. Зачин – это аперитив, вступление – закуска, основная часть – горячее, заключение – десерт, финал – посошок.
Зачин и вступление, заключение и финал легко объединяются, что и делают многие мои коллеги. Есть одно но – у каждой из пяти частей не только своя задача, цель, но и свое содержание. Именно поэтому я настаиваю на разделении на пять частей.
Размеры частей:
• Зачин – 10 %
• Вступление – 10 %
• Основная часть – 60 %
• Заключение – 10 %
• Финал – 10 %
Зачин
Если задача аперитива – разбудить аппетит, то задача начала любой коммуникации – разбудить интерес аудитории или собеседника. Вокруг современного человека ежеминутно происходит много интересного: на смартфон приходят свежие новости, шутки, сообщения, вокруг нас много людей, с каждым из которых хочется пообщаться.
События вокруг нас конкурируют между собой. И первая задача, которая ставится перед современным оратором, – доказать аудитории, что он – самое интересное, что происходит вокруг. Задача амбициозная и нетривиальная. И очень важная: потому что если нам не удастся этого сделать, слушать нас не будут (помните правило 30 секунд?).
Если в первые 7 секунд мы должны произвести приятное впечатление, то за первые 30 секунд мы должны сказать что-то такое, что буквально зацепит вашего слушателя, как рыбу, которая попадается на крючок.
К сожалению, большинство современных спикеров нарушают это правило. Именно в первые 30 секунд они что-то мямлят в микрофон, а нередко и мимо него, проверяют аппаратуру, представляют себя, хотя за секунду до этого их уже представили.
Современный оратор должен доказать аудитории, что он – это самое интересное из того, что происходит вокруг.
Первая из задач – привлечь внимание. Заметьте: про логику и мозги пока что речи не идет. Этим мы займемся в следующей части.
В первой части нашего выступления мы работаем с инстинктом – только обращаем на себя внимание слушателей. Для этого обязательно нужно сказать что-то нетривиальное, то, что выделит нас среди множества других ораторов.
Я никогда не рекомендую начинать с представления себя. Так начинает речь 99,9 % спикеров. Наша задача – выделиться и войти в эту 0,1 %. Тем более, что выступающих, как правило, представляет кто-то другой.
С чего же можно начать речь? А вот тут, как говорится, кто на что горазд.
На американских конференциях TED я наблюдал, как люди, выходя на сцену, делали разные вещи. Первый спикер, например, открыл выступление раздеванием – этаким стриптизом, второй вышел на сцену с ромашкой и начал как бы гадать, третий – разливать воду по сцене. В общем, это, конечно, творчество.
В первой части нашего выступления мы работаем с инстинктом.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Однажды мне нужно было вести концерт с моим другом – пародистом из «Большой разницы».
Представьте себе – до концерта одна минута, свет в зале горит, на сцене ничего не происходит, и вдруг – голоса (как бы из ниоткуда):
Я: Владимир Владимирович, можно начинать?
Друг (голосом Путина): Да, ребят, начинайте, с Богом.
Я: А как же насчет званий заслуженных артистов? Мы договорились. Можно будет завтра прийти?
Д: Ну вы сначала концерт хорошо проведите, потом посмотрим.
Я: Постараемся, Владимир Владимирович. Вы в зал пройдете или прямо отсюда посмотрите?
Д: Я из-за кулис, не беспокойтесь.
Вы не представляете себе ту звенящую тишину, которая возникла в этот момент в зале. Внимание всех слушателей было приковано к сцене и к тому, что на ней происходит. При этом на самой сцене, повторяю, ничего не происходило.
Это был отличный зачин, концерт прошел замечательно.
Безусловно, каждый раз придумывать подобные мизансцены довольно сложно, особенно если у тебя выступления каждую неделю, например. Именно поэтому позвольте предложить вам, друзья, несколько шаблонов для начала любой речи.
Демонстрация
Один из самых популярных способов начать любую речь – продемонстрировать то, о чем вы говорите.
Продаете или презентуете смартфон – покажите его.
Говорите о природе – принесите на выступление цветок в горшочке.
Вещаете о вреде курения… Ну, впрочем, да, не всегда демонстрация доступна. В некоторых случаях даже вредна.
Подумайте о том, не будет ли вещь, которую вы демонстрируете, интереснее вашего рассказа о ней.
Может быть такое? Легко. Поэтому демонстрация – сильный ход, но опасный. Желательно вовремя ее прекратить.
В идеале демонстрация должна сопровождать не все выступление, а только сам зачин – 10 % всей речи.
Необычный вопрос
Это очень популярный способ начать выступление в наше время. Многие спикеры, даже не понимая, почему они это делают, начинают именно с вопроса публике. И совершенно правильно делают.
• Во-первых, вопрос обозначает лидирующую позицию спикера. Главный всегда тот, кто задает вопрос. Это закон коммуникации.
• Во-вторых, задавая вопрос, мы вовлекаем аудиторию, просим ее помощи. И как правило, люди очень хорошо реагируют на такие просьбы. Даже если слушатели в зале не ответят на заданный им вопрос, они, по крайней мере, захотят это сделать, ответят внутри себя, а значит пусть и неосознанно, но начнут вам помогать.
• В-третьих, вопрос нейтрализует критику сидящих в зале. Им просто некогда умничать: они заняты поиском ответа, погружаются в тему. Как раз это нам и нужно.
Причем вовсе не обязательно, чтобы вопрос был по теме.
С помощью инструмента риторики под названием «ассоциация» (см. главу «Три главных инструмента ораторского искусства») вы можете связать любой вопрос со своей темой.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Друзья, скажите, пожалуйста, кто из вас пил с утра кофе? Поднимите, пожалуйста, руки.
Я тоже пил кофе, и вы знаете, как правило, когда я пью кофе, мне в голову приходят очень светлые, креативные мысли. И вот сегодня я подумал – а почему бы нам не поговорить на лекции об эстетических принципах Йенской школы немецких романтиков?
Однажды мне предложили придумать речь о пользе алкоголя, я придумал два зачина, и оба они начинались с вопросов.
1. Вы никогда не задумывались, друзья, что одна и та же вещь может служить и добру, и злу? Из скрипки можно извлечь божественные звуки, которые будут радовать меломана, а можно ей же довести соседа до больничной койки с нервным срывом… В нашей жизни все не так однозначно, как многим бы этого хотелось. С алкоголем та же история, и сегодня я докажу вам, что алкоголь – это хорошо.
2. Скажите, друзья, а вы завтракали сегодня? Да? Замечательно. А вы знаете, что в нашей пище содержится большое количество углеводов? В кишечнике под действием микроорганизмов происходит их частичное брожение (ферментация), в результате образуется некоторое количество этилового спирта. Он просто необходим нам для нормальной жизнедеятельности, и сегодня передо мной стоит нереальная задача: доказать вам, что алкоголь – это хорошо.
Главный всегда тот, кто задает вопрос. Это закон коммуникации.
Кстати, не торопитесь с ответом. Пусть его дадут люди в аудитории. Слушателям приятно помогать, особенно если им это ничего не стоит.
Еще совет: задавайте вопрос дружелюбно, без высокомерия – дескать, вы-то не знаете, а я вас сейчас научу.
Шутка, анекдот
Опасный момент, как любят говорить спортивные комментаторы. К сожалению, не у всех есть чувство юмора. Но даже если у вашей аудитории есть, непонятно, какая шутка им понравится, а какая нет. То есть вам нужно самим иметь отличное чувство юмора, а еще чувство меры и понимание, зайдет или не зайдет шутка.
В общем, способ хороший, но только в умелых руках. Поэтому совет: возьмите проверенных сатириков и юмористов и сделайте ссылку на них.