Две тысячи седьмой год… Я только что закончил стажировку в ГИТИСе по специальности «Режиссура музыкального театра». Уже работаю диктором на студии, уже играю в небольшом театре, но, как всегда, хочется большего.
И вот очередной кастинг. Очередной, но далеко не проходной. Кастинг на ведущего новой программы на НТВ. Задание простое – нужно представить себя (пресловутая самопрезентация, основ которой у нас вообще никто не знает) и сказать, почему именно я должен вести эту программу.
Краем уха слышу, как представляют себя конкуренты. Некоторые по традиции забывают назвать свое имя (удивительный эффект, который я потом обнаружу на тренингах, – люди считают, то, что знают они, обязательно знают все остальные), кто-то перечисляет роли в театре и рассказывает о своем опыте.
Понимаю, что все – не то. Нужно удивлять, привлекать к себе внимание. Уже тогда я знал о правилах 7 и 30 секунд.
Правило 7 секунд – в первые 7 секунд необходимо произвести приятное впечатление на аудиторию. Именно в этот короткий миг наши слушатели решают, вернее, бессознательно дают нам оценку – интересен или не интересен, достоин или не достоин внимания. Как только вы попадаете в поле внимания человека, вы немедленно получаете оценку. Наша задача – чтобы эта оценка была высокой.
Правило 30 секунд – ваши первые слова должны захватить внимание аудитории. Они очень важны! Именно от них зависит, будут ли вас слушать дальше. Это так называемый зачин, о котором мы еще поговорим.
Итак, придумываю яркий зачин и три аргумента. Да, не забыть финал… Это очень важно. С улыбкой выхожу к продюсерам и выдаю.
«Что бы вы сделали, если бы увидели, как крокодил подкрадывается к спящему людоеду? Сложный выбор, правда? На самом деле у вас сейчас выбор не легче. Вам предстоит выбрать человека, который будет не просто лицом, он будет еще и голосом и даже в каком-то смысле мозгом новой программы. И мне кажется, я гожусь на эту роль. Знаете, почему?
Во-первых, у меня прекрасная дикция, без диалектных особенностей и дефектов. Я тренирую технику речи с 16 лет.
Во-вторых, я умею формулировать мысли нетривиально, ярко, креативно. Последние 7 лет изучаю риторику и занимаюсь ораторским искусством.
Ну и наконец – кого хотят видеть телезрители в телевизоре? Правильно – такого же простого человека, как они, без киркоровского выпендрежа. В общем, я подхожу как никто. Я готов делать лучшую программу на отечественном телевидении. И сделать все, чтобы она таковой стала. Вы не пожалеете».
Детали этой исторической речи, конечно, могли быть другими, но примерный смысл моего спича был именно таким.
В итоге я получил предложение быть не просто ведущим программы, но еще и диктором, и соавтором.
Я попал в так называемую «риторическую ситуацию», когда что и как мы говорим, влияет на исход.
В такие обстоятельства мы попадаем буквально каждый день, когда от того, что мы скажем, зависит, увеличат ли нам зарплату, повысят ли по службе, будут ли к нам благосклоннее, пойдут ли с нами на свидание и т. д. и т. п.
Ежегодно тысячи туристов со всего мира приезжают в деревушку Бларни в южной части Ирландии с единственной целью – подняться на одну из башен местной полуразрушенной крепости и поцеловать расположенный на высоте 30 метров Камень Красноречия.
Старинная легенда гласит: поцеловавший этот камень обретает удачу, умение красиво говорить и очаровывать людей. Есть мнение, что сюда приезжал даже сам сэр Уинстон Черчилль. Но это не точно.
Ораторами рождаются или становятся?
Во все времена умение красиво, стройно и уверенно излагать свои мысли было не только неоспоримым конкурентным преимуществом, но и свидетельствовало о принадлежности человека к элите, и не только интеллектуальной.
Но верно ли полагать, что красноречие – это некий сакральный дар или способность, данная людям от рождения?
Можно ли стать оратором или им нужно родиться?
Мой опыт показывает: красноречие можно натренировать, как мышцы или, например, память.
Что для этого нужно делать?
Во-первых, не думать, что если у вас не получится сразу (например, через десять минут тренировок), то не получится никогда. Красноречие – это навык. Он не возникает на пустом месте. Здесь работает классическая педагогическая триада – знание обязательно должно трансформироваться в умение, а оно, в свою очередь, – в навык.
Во-вторых, нужно этот навык в себе натренировать. Самостоятельно, с помощью тренингов, педагогов – как угодно. Причем делать это ежедневно (см. во-первых).
Хотел было придумать еще и в-третьих, но понял, что это будет лишним. Единственная преграда на пути к красноречию – лень желающих им обладать. Все остальное – исправимо!
Да, иногда труден, порой даже мучителен путь к овладению ораторским искусством.
Вспомним классическую историю про Демосфена, который, избавляясь от привычки дергать плечами во время произнесения речей, вешал меч рукоятью вверх и упирался плечом в его острие. Это ж сколько кровищи он пролил, пока научился не дергать плечом… страшно подумать. Но это случай экстремальный, из ряда вон.
В каждой шутке, или Для чего нам ораторское мастерство
Начиная писать эту книгу, я задал себе вопрос: а что можно назвать главной проблемой ораторского искусства? Ответ пришел сразу – понимание. Речь всегда произносится не только кем-то, но и, в первую очередь, для кого-то.
И вот надо, чтобы этот кто-то не просто тебя послушал. Необходимо, чтобы он «въехал» в то, что ты говоришь, убедился в том, что ты прав, и принял твою позицию. Непростая задача. А непростая она потому, что все мы очень и очень разные. Прямо вот совсем разные. И я даже не о внешности, а скорее, наоборот – о внутренности, о том, что составляет наш образ мыслей, воспитание, жизненный опыт и т. д. Именно поэтому в процессе разговора мы часто не понимаем друг друга.
Помните классический анекдот, когда жена просит у мужа шубу, а он обещает ей сейчас же купить свеклы, селедки и… что там еще для «шубы» нужно? В каждой шутке есть только доля шутки.
Так вот, все приемы ораторского мастерства служат только одной цели – сделать себя понятнее для других, а значит – убедительнее. В этой книге мы постараемся рассмотреть если не все эти приемы, то по крайней мере большую их часть.