Психоанализ как система монистической психологии // Психология и марксизм / Под ред. К. Корнилова. —М., 1925; Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. Обзор. – Казань, 1923.
Интересно отметить, что А. Н. Леонтьев был также соавтором двух наиболее важных статей, посвященных результатам экспериментов по методике сопряженной моторики.
Lashley K. S. Basic neural mechanisms in behavior // Psychological Review, 1930, 37.
Павлов И. П. Лекции о работе больших полушарий. – М., Гиз, 1927.
Head H. Aphasia and kindred disorders of speech, vol. I–II, – Cambridge Univ. Press, 1928.
См.: Monakow С., Murgue R. Introduction biologique a l’etude de la neurologie et de la psychopathologie. – Paris, Alcan, 1928.
Cannon W. B. The James-Lange theory of emotions: a critical examination and an alternative theory // American Journal of Psychology, 1927, 39, 106–124.
Павлов. И. П. Указ. соч.
Употребляя термин «психологический», мы отнюдь не мыслим себе обязательно субъективного изучения аффектов. Мы просто хотим этим сказать, что сама проблема аффекта вводится в систему изучения личности и ее активного поведения.
Dewey J. The theory of emotion // Psychological Review, 1894, vol. I; 1895, vol. II.
Watson J. B. Psychology from the standpoint of a behaviorist. – Philadelphia: Lippincott, 1919.
Kantor J. R. Principles of psychology. 1924–1926. The psychology of feeling and affective reactions // American Journal of Psychology, 1923; An attempt towards a naturalistic descriptions of emotions // Psychological Review, 1921.
Marston W. M. Emotions of normal people. – New York, 1928.
MacCurdy J. T. The psychology of emotion. – New York: Harcourt, Brace, 1925.
Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedurfnis // Psychologische Forschung, 1926, Bd. 7(4);
Lewin K. Die Entwicklung der modernen Willenspsychologie und Psychotherapie. 1929.
Ср. Lowenstein О. Die experimentelle Hystherielehre. – Bonn, 1923.
Cannon W. B. et al Some aspects of the physiology of animals surviving complete exclusion sympathetic nerve impulses// American Journal of Physiology, 1929, 89, 84—107.
Мы отнюдь не понимаем под психологией науку, изучающую субъективные состояния; существенным для нас является здесь то, что она изучает поведение личности, целостные структуры, механизмы и приемы такого активного поведения.
См.: Лурия А. Р. Сопряженная моторная методика и ее применение в исследовании аффективных реакций // Проблемы современной психологии. – M., 1928, т. 2; Luria A. R. Die Methode der abbildenden Motorik bei Kommunikation der Systeme und ihre Anwendung auf die Affektpsychologie // Psychologische Forschung, 1929, Bd. 12.
В другом месте мы попытались детально обосновать ту мысль, что в этом процессе, искони входившем в главу «ассоциации», мы, собственно, не имеем никакого ассоциативного процесса. Генетический анализ убеждает нас в том, что первичными формами здесь являются некоторые целостные активные речевые акты (кроме примитивных суждений); детальный анализ развитого процесса говорит о его структурном характере и о законах, решительно выходящих за пределы ассоциации, которые регулируют воспроизведение речевых образов. Нам кажется совершенно бесспорным, что детальное изучение закона оптических, речевых и интеллектуальных структур создаст для этих явлений несравненно более крепкую научную базу, чем во многом архаическое учение ассоциационизма. Подробнее об этом см. в специальной работе: Речь и интеллект в развитии ребенка / Под ред. А. Р. Лурии. – М., 1928.
Ср. Binswanger L. Uber das Verhalten des psychogalvanischen Phanomens beim Asso-ciationsexperiment; Jung C. G. Diagnostische Assoziationsstudien. – Leipzig, Вd. II, 1910; Smith W. W. The measurement of emotions, 1923; Lowenstein O. Die experimented Hysterielehre. – Bonn, 1923 и мн. др.