Иногда нам кажется, что мы несем на своих плечах всю тяжесть мира, и об этом говорит нам наше тело.
«Как же я устала!» – восклицает загруженная работой Мюриэль, жалуясь на сильную боль в спине.
Многие философы пытались установить связь между болезнями тела, эмоциями и физическими сигналами подсознания. В Азии позвоночник называют «древом жизни». Являясь осью тела, позвоночный столб олицетворяет равновесие, без которого мы не можем сохранять вертикальное положение. Анник де Сюзенель, автор книг по расшифровке наших многочисленных болезней, описывает боль в спине как болезнь века: она устанавливает очевидную связь между недостатком у нас «внутренней устойчивости» и нестабильностью нашего общества[1].
Перед важным собеседованием, после каких-либо неприятностей или эмоционального шока большинство из нас страдает такими соматическими расстройствами, как боли в печени, желудке, животе, мигрени, головокружения, экзема, рвота или тошнота.
Влияние нашего душевного состояния на организм испокон веков находило свое отражение в народной мудрости. Во многих метафорах, возникших еще до зарождения психологии, есть упоминание о психосоматике. «Портить себе кровь», «кишками чувствовать», «ломать голову» – все эти обороты речи сегодня научно подтверждены исследованиями биохимиков. Так происходит постепенное стирание границ между физиологией и психикой.
Сильные эмоции всегда отражаются на работе наших внутренних органов. Французский актер и режиссер Луи Жуве на каждой премьере страдал приступами экземы, вызванной сильным волнением. Когда мы встревожены и не в состоянии справиться со своим страхом, он может обернуться аллергией, рвотой, тахикардией или любым другим проявлением дискомфорта в организме. Когда мы подавляем гнев, наше тело может отреагировать люмбаго или воспалением какого-либо органа. Например, из-за сильного огорчения может образоваться киста.
Выражение «иметь камень на сердце» вполне соответствует действительности: переживание снижает частоту сердечных сокращений и параллельно увеличивает венозный застой, что приводит к чувству тяжести на сердце. Психические страдания могут вызвать реальные физические недомогания, которые часто ошибочно принимают за инфаркт. Под воздействием эмоционального шока возникает спазм сердечной мышцы, что вызывает болезненное напряжение в груди, затрудненное дыхание и дергающую боль в руках. Такое состояние, получившее название «синдром разбитого сердца», провоцируется выбросом в кровь адреналина и норадреналина и чаще всего связано с эмоциональным стрессом.
«Ком в горле или в желудке» имеет тот же принцип: стресс высвобождает поток химических веществ, нейромедиаторов, вызывающих спазм пищевода. Во время сильного стресса мозг отправляет их избыток к внутренним органам, которые принимают на себя удар, что приводит к возникновению психосоматических заболеваний.
Кожа – это тоже орган чувств, который также передает наши эмоции и обеспечивает связь между внешним и внутренним миром. Потовые и сальные железы кожи выделяют пахучие вещества, таким образом транслируя то, что мы чувствуем.
«Выступления на публике, – признается очень известный политический деятель, – всякий раз являются для меня настоящим испытанием: после них я чувствую себя совершенно разбитым, мои ладони влажные, лоб взмокший. Я даже ощущаю, как по затылку стекают капли пота, а мое лицо просто не узнать – оно становится искаженным и мертвенно-бледным».
Кровообращение кожи также подвержено эмоциям. Если эмоции позитивные (радость, хорошие новости), сосуды расширяются, приток крови усиливается, кожа краснеет и разогревается. Если эмоции негативные (тревога, страх и т. д.), сосуды сужаются, кожа бледнеет и охлаждается.
Живот тоже принимает активное участие в эмоциональной жизни. Здравый смысл иногда заставляет нас реагировать «нутром». Наш живот является сосредоточением эмоций и содержит нечто вроде встроенного радара, снабженного шестым чувством. Давно известно, что наш мозг состоит из двух полушарий: левое полушарие отвечает за речь, рациональное мышление и логику, а правое – за эмоции, интуицию и творчество. Не так давно американский исследователь Майкл Герсон заинтересовался так называемым брюшным мозгом. Он расположен в глубине нашего живота и содержит миллионы нейронов, которые могут влиять на наше поведение и здоровье. Брюшная нервная система отвечает за поддержание и регуляцию пищеварительного тракта и его слизистого слоя, тесно взаимодействуя с иммунной системой. Физиолог Павел Кучера, утверждая, что «мозг, окружающий наш кишечник, может работать независимо от основного мозга»[2], объясняет, что наше здоровье зависит от слаженной работы этих двух нервных центров. Он констатирует, что некоторые заболевания пищеварительной системы тесно связаны с нашим психическим состоянием. В частности, это касается синдрома раздраженного кишечника, которым страдает около 20 % населения. Этот синдром проявляется болями в животе, нерегулярным стулом и скоплением газов в кишечнике. Примерно 40 % таких больных часто испытывают тревогу и депрессию. Ответственным за это является брюшной мозг, который под воздействием стресса вырабатывает раздражающие вещества. Психологическая атмосфера оказывает огромное влияние на работу нашего кишечника. Восточные учения уже не одно тысячелетие уделяют первостепенное значение «харе» – животу, колесу мудрости, которое они считают центром спокойствия и равновесия.
Наш мозг играет основную роль в работе нашей психики. Центральная нервная система зависит от регуляции функций организма и нашего поведения. Взаимодействуя с лимбической системой, она позволяет нам выживать в разных условиях. Гипоталамус реагирует на шок, приводя в действие целую цепь реакций: ускорение сердечного ритма, всплеск адреналина, повышенная выработка желудочного сока. Каждая из них направлена на то, чтобы справиться с эмоциональным потрясением. По мере снижения тревоги все возвращается в норму.
Когда мы не можем противостоять какому-либо событию, наша психика замирает. Мозг, перегруженный эмоциональным напряжением, выплескивает избыток энергии на наши органы, и мы пропитываемся эмоциями каждой клеточкой тела. У сознания не остается другого выхода, как задействовать боль: таков принцип процесса соматизации.
С помощью симптомов тело посылает нам сигналы, которые сообщают о нарушении внутреннего равновесия. Наши болезни – это послания, а симптомы – это язык. Этот язык тела может быть непонятен несведущему человеку. «Если что-то не может быть выражено словами, нужно, чтобы это выразилось иным способом!» – писал Георг Гроддек[3], современник Фрейда, считающийся отцом психосоматической медицины, которая уделяла огромное внимание языку тела.
Что такое психосоматика
Термин «психосоматика» (от греческого «psukhê» – «душа» и «soma» – «тело») появился в XIX веке. Это новое направление в медицине, которое изучает психологические факторы, влияющие на возникновение телесных заболеваний. Психосоматическая медицина строится вокруг двух теорий:
• теория невроза органа, согласно которой подавленные эмоции вызывают функциональные расстройства, а затем и органические заболевания;
• теория специфичности, которая утверждает, что каждой эмоции соответствует специфический физический синдром. Соматизация – это перенос эмоциональных потрясений на телесный план. Организм ведет себя как зеркало души: при встряске эмоционального состояния страдает энергия какого-либо органа. Тревоги, трудности, огорчения, депрессии превращаются в головокружения, тахикардию, боли в пояснице…