Глава I Проект. Как все развивалось

В этой части мы опишем историю действующих лиц, как проходил процесс принятия решения.

Начало проекта. Действующие лица

«Из пяти смертных грехов бизнеса первым, и как правило, самым распространенным является излишнее стремление к получению прибыли»

Питер Друкер

Описываемый случай, как и любая история подобного рода, уникальна, если говорить о деталях. Но проблемы, описанные здесь, весьма типичны. Более того, сегодня они становятся нормой. Поэтому, когда будете читать, можете задать себе вопрос: а не происходят ли у меня подобные ситуации?

События разворачиваются в небольшом региональном городе с населением всего 140 000 человек, в компании «Авангард», дилерском центре, у которого заключены договоры с производителями ряда известных марок автомобилей. Руководитель компании – молодой человек, Алексей Иванов, 27 лет, с высшим образованием открыл успешный автомобильный бизнес, группа компаний насчитывала до 60 человек, исходя из классификации относился к категории среднего бизнеса. Он был женат, несовершеннолетний ребенок. В целом очень положительная семья. На протяжении 3-х лет компания работала весьма прибыльно, были открыты новые точки продаж, в городах с населением более 1 000 000 человек. Одновременно он открыл сервисную компанию по ремонту автомобилей и компанию по продаже автозапчастей. Не кому не секрет, что создается группа компаний в целях минимизации операционных расходов.

Бизнес он вел, как и многие другие предприниматели, корпоративная система управления у него отсутствовала, он за год мог поменять от 2 до 3 бухгалтеров. Это было связано с тем, что молодой генеральный директор постоянно придумывал новые схемы оптимизации расходов компании.

Напомню, уважаемый читатель, на момент создания бизнеса Иванову А. было всего 27 лет. И у него был ранее опыт создания бизнеса, не совсем успешный. И здесь уместно привести результаты исследования, ученые Кембриджского университета провели исследования мозга и нервной системы и заявили, что до 30 лет люди не могут считаться по-настоящему взрослыми. Они считают, что закон, определяющий наступление совершеннолетия в 18 лет, – это «абсурд», пишет Independent.

Процесс взросления обусловлен прежде всего изменениями, происходящими в головном мозге. Они длятся еще долгие годы после 18 лет и влияют на поведение людей.

«Переход личности от детства к взрослой жизни имеет много нюансов, на это уходят десятки лет. Четкий возраст указать очень сложно», – заключил нейробиолог Питер Джонс, который руководил исследованиями, на конференции в Оксфордском университете.

Как работала бизнес-модель по продаже автомобилей? Заключив договор с производителями определенных марок, компания начала привлекать физических лиц на продажу автомобилей. Если ты захотел купить автомобиль, передаешь всю сумму денег автосалону, и он на эти средства приобретает автомобиль, получается ты на время ему предоставляешь беспроцентный заем, полученные средства он отправляет на покупку машину.

Покупатели же хотят покупать машины, которые уже стоят в салоне, поэтому молодому предпринимателю пришлось оформлять кредиты и передавать в залог банку товары в обороте, автомобили.

Товары в обороте в банковской деятельности являются одним из видов обеспечения возврата кредита и применяются достаточно часто. Причина ясна – у молодых компаний материальные активы отсутствуют, помещение они арендуют, автомобили в обороте, одна партия поступила – реализовалась, следующая. Молодому предпринимателю конечно надоело быть постоянно в кредитах, платить проценты, иметь минимальную прибыль. И он искал другие сценарии развития бизнеса, варианты оптимизации, вывод компанию на новый, более высокий уровень рентабельности.

Встреча, изменившая его жизнь произошла в Санкт-Петербурге. Алексея познакомили с Ириной Алексеевной, генеральным директором небольшой консалтинговой компании, которая оказывала юридические услуги и услуги в сфере недвижимости в Санкт-Петербурге.

Так как компания ООО «Авангард» планировала расширение, на первоначальном этапе своего сотрудничества они заключили договор на оказание услуг по поиску в аренду помещений для автосалонов в городах с численностью жителей более 1 000 000 человек, в пакет услуг было включено и юридическое сопровождение. И у них успешно началась совместная деятельность. Открытие автосалона, согласно требованиям автодилера, достаточно дорогое вложение. Поставщики автомобилей предъявляют много требований к помещению по площади, ремонту, количеству сотрудников. У автомобильного бизнеса Алексея было недостаточно оборотных средств.

Алексей был обеспокоен финансовыми вопросами, он понимал, что его группа компаний долго не сможет существовать в регулярном дефиците денежных средств.

Компания продавала автомобили трех дилеров, одновременно развивался ремонт автомобилей, в том числе и гарантийный, отдельная компания занималась вопросами продажи автомобильных запчастей, обороты росли, но денежных средств не хватало, арендные платежи за салоны, проценты за использование кредитных ресурсов, заработная плата сотрудникам практически сводили к нулю всю прибыль. Алексей даже не мог позволить себе купить собственное жилье для своей семьи, все деньги были вложены в оборот бизнеса. Он мечтал, что когда то, он заживет жизнью успешного человека и он готов был участвовать в рискованных проектах.

Стартап был и у юридической компании, генеральный директор Ирина Смирнова была озабочена вопросами привлечением клиентов и повышением доходов. Она переехала в Санкт-Петербург и искала сферы применения своего опыта. В 2012 году она создала юридическую компанию, арендовала офис в бизнес-центре. Основные клиенты приходили по рекомендации, в том числе руководители малого и среднего бизнеса, просто состоятельные люди, которые зарабатывали на инвестициях в недвижимости.

У Ирины был опыт работы в администрации регионального города в регионе, где она курировала достаточно интересный инвестиционный проект в сфере недвижимости. И поэтому, постепенно вникая в бизнес Алексея, у нее появился проект по приобретению земли сельскохозяйственного назначения, изменения категории земельного участка. Для реализации проекта требовались финансовые вложения. И знакомство с Алексеем состоялось своевременно. Подобный проект она и предложила осуществить Алексею, как собственнику бизнеса. На период начала их совместной деятельности собственники испытывали недостаток денежных средств на личные нужды. И у них было огромное желание заработать… Не важно какими путями.

Как принимались решения

Общая встреча руководителей компании состоялась осенью 2012 года, и они обсудили варианты совместной деятельности. Регулярные встречи, совместные совещания в ресторанах, активное обсуждение путей развития инвестиционного проекта…Да, да, все решения принимали вдвоем. О привлечении специально обученного человека, обладающего навыками фасилитатора, который мог бы безоценочно и не заинтересовано вести данные встречи, конечно, не было и речи, о сотрудниках просто забыли.

В чем заключался проект? Все достаточно просто, схема была не новая.

Многие из нас знают, что согласно Земельному Кодексу, в нашей стране различают несколько категорий земельных участков.

Сельскохозяйственной земли в регионах достаточно много, стоит она не дорого. Понятно, что в нашей стране нецелесообразно вкладывать в развитие сельского хозяйства, поэтому многие предприниматели меняют категорию земель и используют земли под другие коммерческие цели. В этом случае приобретенная земля, включается в границы населенных пунктов, вид землепользования меняется на земли населенных пунктов и происходит смена разрешенного вида использования, например под строительство объектов коммерческой деятельности, стоимость земельного участка возрастает в десятки раз. Так и в задуманном проекте, после изменения категории земельного участка кадастровая стоимость земельного участка подорожала в десять раз.

Купить землю сельхозназначения и изменить ее категорию, повышается стоимость земли в десятки раз (кто о такой прибыли не мечтает?) и себе построить автосалон, остальную продать и конечно погасить кредиторскую задолженность.

Мы с вами позднее разберем, почему собственники так себя ведут с помощью доктора И. Адизеса, мировой методологии, которой более 48 лет на рынке. Все объясняется достаточно просто с научной точки зрения. Я познакомилась с методологией еще в 2008 году, работая в банке, использую его инструменты в работе.

Схема совместного бизнес-проекта была достаточно проста. Компания Алексея берет кредит на пополнение оборотных средств, покупает землю, передается в залог банку, так как другие активы отсутствовали.

Чтобы обосновать изменение категории земельного участка и обозначить конкретную социальную пользу для общества, в целях планируемого развития региона был разработан проект, согласно которому должен был быть построен огромный Деловой бизнес-центр, ряд автосалонов и Торговый центр.

Насколько задуманный проект был изначально дееспособный? Приобретенный земельный участок располагался на территории деревни, до областного города было недалеко, всего 8 км. И возможно когда-нибудь, в далекой перспективе, этот населенный пункт могли включить в границы города… Но на момент приобретения земельного участка в деревне жили всего 250 жителей, насколько им нужен был Деловой бизнес-центр и Торговый центр огромной площади? Поэтому изначально задуманный проект не отвечал требованиям инвестиционной политики. Руководители города недоумевали, для чего инвесторам вкладывать денежные средства в неперспективное направление. Реальных денег у партнеров на данный утопический проект не было… Все строительство планировалось начинать за счет денежных средств, полученных от продажи хотя бы одного земельного участка.

Что делать с земельным участком 24 гектара, если нет денежных средств на строительство? Партнеры поступили, как и планировали изначально. Земельный участок был разделен на четыре участка, три из которых планировалось продать инвесторам, на последнем построить автосалон-дилерский центр. Но продавать от имени юридического лица не совсем выгодно, более 30 % уйдет в налоги. Данный вопрос по оптимизации налогов был решен достаточно быстро. Многие юридические лица, представители малого и среднего бизнеса, выводят активы на физических лиц, которые зарегистрированы в статусе предпринимателя, в этом случае налог составит всего 6 % от суммы продажи, что существенно меньше, если бы продажа осуществляется от имени юридического лица.

Нужны были четыре физических лица, на кого переписать разделенные участки, родственники собственника бизнеса Алексея не подходили, в случае проверок сделки могли быть обжалованы, признаны недействительными, так как родственники относятся к аффилированным лица, к ним со стороны налоговых органов особое внимание.

Партнеры не долго думали, решение было найдено достаточно быстро. Было установлено вознаграждение в размере 200 000 рублей лицам, кто решится переоформить на свое имя земельные участки. Первый участок решили оформить на генерального директора и собственника юридической компании, второй на ее сына, на остальные тоже нашлись. На последний участок искали долго доверенное лицо. В памяти партнеров возникла Светлана Петровна, женщина, которая однажды воспользовалась услугами Ирины в качестве юриста. Она была уже на пенсии. Светлана Петровна была надежным человеком, рисков, что впоследствии она откажется продавать участок и отдаст полученные средства, не было. Начался процесс переоформления земельных участков. Каждый участок был продан за 1 000 000 рублей, денежные средства опять же были выведены из оборота компании, возвращены по договорам купли продажи.

Земельные участки были выставлены в открытой продаже, особо желающих покупать их не было. Компания Ирины провела большую работу по реализации, всем сетевым магазинам было сделано предложение о покупке земли. Привлекались другие агентства. Заинтересованных лиц не было.

У Алексея финансовые показатели критически падали, все денежные средства он вывел из оборота, которые необходимо было чем-то восполнять. Он еженедельно звонил Ирине и уточнял в чем дело, когда начнется реализация участков, стоимость понижалась, но потенциальных покупателей не было. У него начиналась паника, денег никто уже не давал, даже по серым схемам.

Вопрос: оцените самостоятельно, какие действия руководителей привели к отрицательным результатам?

События развивались не по задуманному плану

У компании Алексея образовалась значительная кредиторская задолженность, кредиторы начали предъявлять к нему требования. И в итоге, один из кредиторов, неожиданно подает заявление о признании его банкротом и возбуждается процесс. На практике одновременно подается заявление в правоохранительные органы о возбуждение дела по факту мошенничества. В результате, 02 сентября 2014 в офисе компании начался обыск, наложен арест на имущество. И как следствие, паника в офисе и выстроенный кое-как бизнес покатился под откос. Стало ясно, что ничего не восстановить… Алексей, которому было всего 30 лет, скрывается, правоохранительными органами объявлен в розыск.

Казалось бы, можно поступить просто: признайся, что сделки фиктивные, отдай банкам заложенную землю. Возможно, Алексей так бы и поступил. Но в этом случае, ничего не зарабатывает Ирина, директор юридической компании, а она, по ее мнению, вложила много сил в данный проект.

И они снова принимают решение. Насколько оно качественное, можете оценить сами, уважаемые читатели.

По рекомендации Ирины разрабатывается соглашение, что двое партнеров, Ирина и Людмила, с которыми принималось первоначальное решение, внесли в компанию несколько миллионов в качестве инвестиций в проект и когда категорию земли изменили, переоформили на третьих лиц по указанию инвесторов. Надо же было так закрутить… Коллеги Ирины, юристы с большим опытом работы, предупреждали, что данный шаг повлечет признание всех сделок недействительными, но партнеры упорно шли к цели и затягивали уголовный процесс.

Алексей находился в федеральном розыске. А 3 декабря 2014 года в офис юридической компании в Санкт-Петербурге зашло несколько человек, предъявили свои удостоверения и постановление на обыск. В офисе начался обыск. Сотрудники были очень шокированы, предоставили сотрудникам правоохранительных органов свои компьютеры для анализа. Все системные блоки, документы, материалы были изъяты, документация просмотрена.

Когда Ирина Алексеевна приехала в офис, обыск подходил к концу, сотрудников опросили, составили протокол изъятия техники. И уполномоченный сотрудник приступил к допросу генерального директора. И какое же было ее удивление, когда в конце ее опроса, Ирине было предъявлено постановление о ее привлечение в качестве обвиняемой и аресте… Такого исхода она даже не представляла. Правоохранительные органы вполне логично сделали выводы, что подобную схему Алексей не мог разработать, у него не было опыта ввиду его молодого возраста и понятно, что без более старшего советника в этом проекте не обошлось.

Что же спасло Ирину от ареста? Если бы ее арестовали и увезли в город, где происходили все действия, неизвестен был бы исход дела в отношении ее. Спас ее сотрудник, он подсказал, что выход только один – госпитализация. Ирина Николаевна действительно страдала гипертонией, ей достаточно было выпить пару чашек кофе и давление поднималось. Вызвали скорую помощь и Ирину госпитализировали. После больницы она сразу улетела в Индию, благо билеты были приобретены заранее. Целый год продолжалось расследование уголовного дела в отношении генерального директора юридической компании Ирины.

Вопрос: вы можете спросить себя, принимаете ли и вы иногда такие решения? Какие риски не были учтены при принятии решений?

Загрузка...