Предисловие

Пятый выпуск сборника «Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом» Факультета социальных наук ПСТГУ продолжает серию публикаций интервью и аналитических материалов по приходской жизни Православной Церкви, начатую в первых четырех выпусках 2011, 2013, 2015, 2016 годов. За эти годы уже сформировалась определенная исследовательская перспектива, методологические основы изучения приходов на принципах невмешательства при не просто принятии, но максимальном раскрытии точки зрения участников событий и процессов, самих социальных акторов, учете не только социального, но и личностного измерения церковной жизни. Таким образом, подобные сборники являются не только историографическими материалами, но и летописью жизни приходов современной Православной Церкви. Сама же исследовательская перспектива стала возможной в результате глубинного личностного контакта, переживания исследовательской ситуации в условиях естественной для респондента среды, при погружении исследователя в повседневную жизнь приходов.

Пятый сборник посвящен приходским материалам, собранным преимущественно в православных общинах Греции и Кипра. В отличие от предыдущих лет, когда нас интересовали особенности социальной жизни русскоязычных православных общин, действующих и существующих в инконфессиональной и поликонфессиональной среде, например, таких стран, как Германия, США, сборник этого года посвящен жизнеописанию приходов в странах православной традиции. Прежде всего нас волновали ответы на вопросы, каково место и роль русскоязычных православных приходов в церковном пространстве православных общин Кипра и Греции, как происходит их взаимодействие, посредством каких связей, акторов оно осуществляется, есть ли проблемные области этого взаимодействия, каков их характер, как протекает внебогослужебная деятельность и социальное служение Кипрской и Элладской Церквей, как в нее включены русскоязычные приходы. В связи с этими вопросами были взяты интервью у митрополитов Кипрской и Элладской Церквей, в составе епархий которых имеются русскоязычные православные общины и чья политика нацелена на поддержание и укрепление подобных связей, а также у священников, клириков, прихожан храмов русскоязычных приходов, особенно у их активистов, которые вносят заметный вклад в социальную жизнь своих общин.

В результате в первую часть сборника «Приход в оценках иерархов Кипрской и Элладской Церквей» вошли интервью митрополита Лимассольского Афанасия (Николау), который особое внимание обратил на связь четко прописанных территориальных границ приходов Кипра с эффективностью социального служения Церкви; митрополита Тамасского и Оринийского Исаии (Киккотиса), создавшего в своей епархии разветвленную сеть внебогослужебной деятельности, охватывающую самые разные слои населения; митрополита Морфийского Неофита (Мазураса), чье служение проходит на оккупированных территориях Кипра; и митрополита Неапольского и Ставрупольского Варнавы, поделившегося опытом организации приходской общинной жизни в рабочем районе греческого города Салоники.

Вторую часть сборника – «Православный приход на Кипре и в Греции: взгляд приходского священника» – начинают интервью двух греческих священников, хорошо известных в Греции своей миссионерской и социальной деятельностью. Это интервью потомственного священника протоиерея Константина Влециса, рассказывающего об изменениях, происходящих в воспитании священников в современной Греции в результате перехода большей части приходов в города, и особенностях в связи с этим самой современной приходской жизни, и протоиерея Василия Каллиакманиса, настоятеля прихода, многие годы занимающегося организацией бесплатных обедов для малоимущих, и раскрывающего в своем интервью условия создания крепких общин. Далее эту часть сборника продолжают интервью священника Георгия Видякина, нынешнего настоятеля первого русскоязычного прихода Кипра, который повествует об истории его становления, сложностях и особенностях организации приходской жизни на Кипре; архимандрита Августина (Карраса), рисующего приходскую жизнь в условиях оккупации и модного туризма Айя-Напы; священника Алексея Авсиевича, настоятеля русскоязычных общин, действующих сезонно; священника Сергея Козлова, осуществляющего свое служение в деревенском приходе; и архимандрита Амвросия (Горелова), трудами которого в настоящее время организуется русское монашество на Кипре.

Третью часть сборника – «Роль православной общины в обществе. Оценка прихожан» – составляют интервью и фокус-группа прихожан, причем как русскоязычных, так и греческих общин. О сохранении православных традиций сначала в советской Грузии, а затем современной Греции рассказывают прихожанки храма прп. Серафима Саровского в Салониках, понтийки старших возрастов, пронесшие веру через всю свою жизнь в условиях эмиграции и поиска родины. Традиции бесплатных обедов как социальной миссии приходов Элладской Православной Церкви посвящено групповое интервью с женщинами-волонтерами, прихожанками храма св. Георгия Победоносца (г. Салоники). Заключает эту часть сборника интервью прихожанки русскоязычного храма святителя Николая в Лимасоле, знакомящего читателя со взглядом прихожан на роль священника в приходе за рубежом.

Существенно дополнили этот сборник, став определенным фоном для сравнения, материалы, взятые на приходах в России, – своим многолетним опытом социального служения и борьбы с алкоголе- и наркозависимыми делятся на страницах пятого сборника священники, благотворители, прихожане Тихвинской епархии Санкт-Петербургской митрополии. Их интервью составляют четвертую часть сборника – «Приход в России. Опыт Санкт-Петербургской митрополии в работе с социально не защищенными группами населения». Начинает ее интервью молодого священника, настоятеля храма Рождества Христова подворья Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря г. Санкт-Петербурга, иерея Сергея Лявда, чье священническое служение осуществляется в одном из неспокойных районов Санкт-Петербурга – так называемом «Веселом поселке». В своем интервью он делится опытом организации на приходе групп помощи алкоголе- и наркозависимым. Продолжает тему социального приходского служения в помощи алкоголе- и наркозависимым исполнительный директор благотворительного фонда «Диакония» Елена Рыдавлевская, которой удалось создать системный проект подобной помощи с привлечением церковной и государственной власти, бизнеса, благотворителей. Еще одно интервью священника этой части сборника рассказывает о буднях реабилитационного центра алкоголе- и наркозависимых, действующего при приходе в с. Сологубовка Кировского района Ленинградской области. Интервью прихожанки храма Рождества Христова подворья Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря Екатерины Башкировой раскрывает еще одну страницу приходского социального служения – работу «Автобуса милосердия», осуществляющего помощь бездомным. В своем интервью она делится опытом общения с бездомными, тем, как возможна организация подобной миссии на приходе. Завершает эту часть сборника интервью с женщиной 50-ти лет, прихожанкой храма Рождества Христова подворья Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря, в недавнем прошлом алкоголезависимой. В нем раскрывается жизненный путь алкоголезависимого и роль православного прихода в преодолении этой зависимости.

Заключительная, пятая часть сборника – «Приход в научных исследованиях» – представлена переводом статьи известного греческого богослова, заслуженного профессора Афинского университета, протопресвитера Георгия Металлиноса, в котором дается подробное описание православного прихода в греческой традиции. Продолжают эту часть статьи И.В. Орловой, в работе которой рассматривается история русскоязычных приходов в составе Кипрской Православной Церкви, и доцента кафедры современной социологии, заместителя декана по учебной работе социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова С.В. Трофимова, раскрывающего особенности структуры и социального служения католических приходов, социологических исследований, проведенных в этом направлении.

В заключение хотелось бы поблагодарить руководство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета за оказываемую финансовую и моральную поддержку, всех координаторов данного проекта, живущих и служащих в самых разных странах мира, но действенно поддерживающих и встречающих нас в момент наших исследовательских командировок.

Отдельной строкой хотелось бы отметить помощь и поддержку священника Георгия Видякина, который организовал полевую работу на Кипре, священника Льва Ефремидиса, оказавшего нам теплый прием и организацию исследования в Салониках (Греция), Г.А. Климова и И.В. Орлову за финансовую и организационную помощь проекту, и всех тех, кто принял участие в сборе, расшифровке интервью, в работе с материалами.

Д-р экон. наук, проф. И.П. Рязанцев

Загрузка...