О манипулировании информацией писали многие российские и зарубежные авторы. Эта тема привлекает внимание уже давно. Некоторые приемы описывают классики. Мы же сейчас познакомимся с исследованиями таких ученых, как: П. Экман, Д. Халперн, Ю.В. Щербатых, Р. Гарифуллин, Г.В. Грачев и И.К. Мельник и др.
Манипулирование информационным потоком может привести к тому, что у партнера по общению искусственно создается искаженная модель окружающей действительности. Существуют различные приемы и сейчас мы рассмотрим их более подробно.
Это передача неполной истинной информации, в результате чего жертва совершает ошибку. Человек утаивает какую-то часть информации. Он не обманывает в полном смысле этого слова. Он просто что-то не договаривает, о чем-то умалчивает. Все его слова соответствуют действительности. Только вот сама реальность описывается частично. Из виду упускается что-то очень важное и значимое. Здесь есть одна тонкость: большинство людей считают, что умолчание и ложь – это разные вещи. Совесть спокойно спит в тишине души такого человека.
Именно поэтому, если есть выбор как солгать, люди чаще предпочитают о чем-то промолчать, не говорить, нежели открыто искажать факты. И еще одна хитрость: у сокрытия масса преимуществ по сравнению с откровенной фальсификацией. Во-первых, и это главное – ничего не нужно выдумывать. Нет риска попасться из-за того, что вся «легенда» не отработана заранее. Скрывать легче, чем подтасовывать факты. Да и впоследствии, если такой обман обнаружится, можно будет его легко оправдать: мол, не знал, хотел сказать об этом позже, забыл… Да мало ли что еще можно придумать, когда ложное слово не сказано.
В подобных ситуациях человек не заходит слишком далеко. Говоря о своей забывчивости, становится не нужно запоминать целиком легенду. Все, что необходимо помнить, – это свое утверждение о плохой памяти. Однако, тут важно не переборщить. На потерю памяти можно ссылаться только тогда, когда речь идет о незначительных вещах или якобы незначительных с точки зрения обманщика, либо же о чем-то, случившимся достаточно давно. Иначе вам никто не поверит.
Это избирательный пропуск к другому человеку только выгодной информации. В соперничестве с деловым партнером подчас гораздо проще бывает скрыть от него часть информации, нежели сказать правду, а потом оспаривать ее в полемике.
Способ подачи информации, когда привлекается внимание только к тем фактам, которые выгодны источнику информации. О негативных же для него фактах даже не упоминается. К данному методу можно отнести и «эффект рамки», т. е. создание соответствующего оформления, преподносящего какое-либо явление под определенным углом зрения. Иногда свойство товара, являющееся его недостатком, преподносится авторами рекламы, как его несомненное достоинство.
Этот прием состоит в изменении пропорций. Это может быть явное преуменьшение чего-то важного, либо наоборот, преувеличение незначительного.
Типичным примером этого приема служат сводки с мест боев. Американский психолог Ф. Батлер предложил простой вариант внешне объективной двусторонней аргументации: он советовал приводить в пользу «своей» позиции наиболее сильные, убедительные аргументы, в пользу же «другой» стороны – наиболее слабые. Так можно показать несостоятельность любого оппонента, любой теории.