Ключевой элемент формата TED – непосредственное, практически интимное, единение людей. На сцене вы, можно сказать, стоите обнаженный. Самые удачные выступления – в которых люди ощущают эту человечность, эмоции, мечты, фантазии.
Страстность способствует высочайшему взлету таланта.
У Эйми Маллинз 12 пар ног. Как и большинство людей, она родилась с двумя ногами, но их пришлось ампутировать ниже колена по медицинским причинам. Маллинз живет без ног начиная со своего первого дня рождения.
Девочка росла в семье среднего класса в городе среднего класса под названием Аллентаун в Пенсильвании, однако ни у кого не повернется язык назвать средними ее достижения. Врачи Маллинз полагали, что ранняя ампутация обеспечит ей хоть какую-то возможность двигаться. В детстве Маллинз просто не задумывалась над этим вердиктом, а когда подросла, то отказалась мириться с ярлыком, который приклеили ей окружающие – «инвалид». Она никогда не считала себя ущербной – наоборот: она решила, что протезы наделяют ее суперсилой, о которой другие могут лишь мечтать.
Маллинз разрушила стереотипы об «инвалидах». Как она заявила комику и ведущему ток-шоу Стивену Колберту, у многих актрис в груди больше искусственного материала, чем во всем ее теле, однако «никто ведь не называет пол-Голливуда инвалидами».
Суперсила – протезы – помогла Маллинз принять участие в соревнованиях Национальной студенческой спортивной ассоциации в Джорджтаунском университете. Она установила три мировых рекорда в легкой атлетике на Паралимпийских играх 1996 года, стала моделью и актрисой и попала в ежегодный список 50 самых красивых людей планеты по версии журнала People.
В 2009 году Маллинз, чей рост составляет 1 метр 76 сантиметров, вышла на сцену TED на протезах, которые увеличили ее рост до 1 метра 86 сантиметров. На каждый случай у нее есть своя пара ног. Более практичные – для прогулок по Манхэттену, более стильные – для модных вечеринок.
«TED в буквальном смысле послужил для меня трамплином очередного десятилетия в познании жизни», – сказала Маллинз{7}. Она убеждена, что ее выступление на TED-конференции повлекло за собой обсуждения, в корне изменившие отношение общества к людям с ограниченными возможностями. Изобретатели, дизайнеры и художники, далекие от традиционного производства протезов, заразились идеей исследовать, насколько творчески можно подойти к созданию ног и какой степени правдоподобия добиться. «Речь уже не идет о преодолении физических недостатков – теперь мы обсуждаем открывающиеся возможности. Искусственная конечность перестала быть символом компенсации какой-то утраты. Поэтому люди, которых общество прежде считало физически неполноценными, сегодня становятся творцами собственной личности и продолжают менять ее, вдохновенно конструируя свое тело. Нас делает прекрасными наша человеческая природа и весь тот потенциал, который в ней заложен».
Целеустремленность Маллинз помогла ей стать первоклассной спортсменкой, а ее воодушевление покорило сердца аудитории TED.
Загляните в глубины своей личности, чтобы отыскать неповторимую и полную смысла связь с темой своего выступления. Страстная увлеченность дает силу воздействия, а без нее ваша презентация ничего собой не представляет, однако помните: не всегда очевидно, что именно взволновало вас. Эйми Маллинз вдохновляют не протезы сами по себе – она увлечена идеей раскрытия человеческого потенциала.
В чем тут секрет. Наука показала, что энтузиазм заразителен в буквальном смысле слова. Нельзя вдохновить других, если не испытываешь воодушевления сам. Шансы убедить и вдохновить слушателей существенно повышаются, если вы демонстрируете свою связь с темой выступления, полную смысла, увлеченности и страсти.
В октябре 2012 года Кэмерон Рассел заявила слушателям TEDx: «Внешность не главное»{8}. Клише? Да, если бы это сказал кто-то другой. Однако Рассел – востребованная модель. Через 30 секунд после выхода на сцену Рассел сменила свой наряд. Поверх облегающего сексуального черного платья она надела широкую запахивающуюся юбку, заменила высоченные каблуки туфлями на плоской подошве и натянула свитер с воротником-хомутом.
«Зачем я это сделала? – обратилась она к присутствующим. – Внешний образ имеет большое значение, но он лежит на поверхности. Всего за шесть секунд я полностью изменила ваше представление обо мне».
Рассел рассказала, что демонстрирует нижнее белье на показах Victoria’s Secret и появляется на обложках модных журналов. Признавая, что работа моделью стала для нее благом – позволила оплатить учебу в колледже, – девушка прекрасно отдает себе отчет в том, что ей повезло «выиграть в генетической лотерее».
Рассел показала аудитории серию снимков «до» и «после». На фотографиях «до» можно увидеть, как она выглядела до съемок, а фотографии «после» отображают конечную рекламу. Разумеется, эти две категории фотографий совершенно не похожи. На одном снимке Рассел, которой на тот момент было 16 лет, запечатлена в соблазнительной позе рядом с молодым человеком, держащим руку в заднем кармане ее джинсов. (У Рассел тогда даже парня не было.) «Надеюсь, вы понимаете, что эти снимки – не отображают мое истинное “я”. Это продукт, созданный группой профессионалов – парикмахерами, визажистами, фотографами, их многочисленными помощниками, командой подготовки и редактирования материала. Они сотворили этот снимок. Это не я».
Рассел достигла больших высот в своем деле – модельном бизнесе. Но ее волнует не это; она страстно желает, чтобы у юных девочек было больше самоуважения, и поэтому находит отклик в сердцах слушателей. Воодушевление заразительно. «Я стала моделью лишь потому, что выиграла в генетической лотерее. Я получатель наследства. Наверное, вы задаетесь вопросом, о каком наследстве идет речь. Последние несколько столетий мы считали красотой не только здоровье, молодость и симметрию, которыми биологически запрограммированы восхищаться, но также высокие стройные фигуры, женственность и светлую кожу. Именно такое наследство было уготовано мне, и теперь я извлекаю из него выгоду».
Внешний вид Рассел помог ей стать моделью; ее воодушевление помогло ей стать успешным оратором.
Рассел и Маллинз получили возможность выступить на сцене, потому что являются настоящими мастерами своего дела, но контакт со слушателями сумели установить потому, что страстно увлечены своей темой. То, что питает энтузиазм оратора, не всегда связано с его повседневной работой. Рассел не говорила о позировании для фотосъемок, а Маллинз – о соревнованиях по легкой атлетике. Но при этом каждая из них произнесла блестящую речь.
У самых популярных ораторов TED есть качество, которое роднит их с выдающимися коммуникаторами в любой сфере, – страстность, одержимость, которой они обязаны поделиться с окружающими. У самых популярных ораторов TED нет «работы». У них есть страсть, одержимость, призвание – но не работа. Именно таких людей приглашают поделиться своими идеями.
Нельзя вдохновить других, если ты сам не испытываешь воодушевления. «Наша культура склонна отождествлять мышление и интеллектуальные способности с успехом и достижениями. Но во многих отношениях именно эмоциональность отделяет мастеров своего дела от основной массы тех, кто просто выполняет свою работу, – пишет Роберт Грин в книге “Мастерство”. – Сила желания, степень терпения, упорства и уверенности в себе, в конечном счете, играют в достижении успеха куда более важную роль, нежели одни лишь умственные способности. Когда у нас есть стимул и заряд бодрости, мы в состоянии справиться с чем угодно. Когда мы пребываем в тревоге и унынии, наш разум отключается – и на нас наваливается пассивность»{9}. Энергичные и увлеченные ораторы всегда более интересны и увлекательны, чем скучающие и пассивные.
Меня часто просят поработать с генеральными директорами над запуском того или иного продукта или проекта и помочь преподнести историю бренда более убедительно и эффективно. Я разъезжаю по всему миру по заказу таких компаний, как Intel, Coca-Cola, Chevron, Pfizer и многих других, производящих самую различную продукцию. Те ораторы, которые говорят о своей теме, излучая неподдельную страстность и энтузиазм, выделяются из массы как вдохновляющие лидеры – неважно, на каком языке они говорят и в какой стране живут. Именно с ними клиенты хотят вести дела.
Многие годы я начинал свои занятия с клиентами с одного и того же вопроса: «Что вызывает у вас страстную увлеченность?» На ранних этапах создания истории меня волнует не столько сам товар или услуга, сколько причина, по которой оратор увлечен ими. Говард Шульц, основатель компании Starbucks, однажды признался мне, что его увлекала не торговля кофе, а скорее возможность «создать промежуточное место между работой и домом, где сотрудники будут чувствовать уважение и предоставлять клиентам непревзойденное качество обслуживания». Кофе – это товар, но Starbucks – компания из сферы обслуживания. Тони Шей, основатель интернет-магазина Zappos, увлечен не обувью. Он поведал мне, что страстно увлечен «доставкой счастья». Он спрашивает себя: «Как я могу сделать счастливыми своих сотрудников? Как я могу сделать счастливыми своих клиентов?» Результат очень сильно зависит от тех вопросов, которые вы себе задаете. Спрашивать себя: «Какой у меня продукт?» отнюдь не столь эффективно, как задаваться вопросом «Каким бизнесом я занимаюсь на самом деле? Что вызывает у меня настоящую страсть?».
Тони Шей настолько захвачен обслуживанием клиентов и вовлеченностью сотрудников, что его приглашают выступать на мероприятиях и конференциях по всему миру (ему приходится отклонять гораздо больше предложений, чем принимать). На фоне бесчисленных выступлений, которые иссушают мозг, потому что у выступающего нет никакой эмоциональной связи со своей темой, воодушевленные речи увлеченных ораторов подобны освежающему глотку холодной воды в пустыне.
Недавно я изменил первый вопрос, который задаю клиентам-руководителям, желающим усовершенствовать свои навыки коммуникации. В последнем крупном выступлении Стив Джобс сказал: «Наши сердца заставляет петь взаимодействие технологий и гуманитарных наук». Поэтому сегодня я заменил вопрос «В чем ваша страстная увлеченность?» вопросом «Что заставляет петь ваше сердце?». Ответ на второй вопрос еще глубже и увлекательнее, чем на первый.
Например, мне довелось работать с клиентом, занимающимся сельским хозяйством в Калифорнии. Он возглавлял ассоциацию производителей клубники – важной для штата культуры. Вот как он ответил на мои вопросы:
Вопрос 1: «Чем вы занимаетесь?» – «Я исполнительный директор Калифорнийской комиссии по клубнике».
Вопрос 2: «Что вызывает у вас страстную увлеченность?» – «Я увлечен продвижением калифорнийской клубники».
Вопрос 3: «Что в вашей области заставляет петь ваше сердце?» – «Американская мечта. Мои родители были иммигрантами и работали на полях. В конце концов они сумели купить акр земли – с этого все и началось. Клубнике не нужно много земли, и не обязательно владеть ею – можно взять в аренду. Это трамплин к американской мечте».
Уверен, вы согласитесь: ответ на третий вопрос куда интереснее ответов на первые два. От чего поет ваше сердце? Узнайте и поделитесь этим с другими.
Спросите себя: «Что заставляет мое сердце петь?» Ваша страсть – это не мимолетный интерес и даже не хобби. Это нечто глубоко значимое для вашей личности, вашего естества, это ваш внутренний стержень. Определив свою страстную увлеченность, можете ли вы сказать, что она влияет на ваши повседневные действия? Можете ли вы включить ее в свою профессиональную деятельность? Предметом ваших выступлений должно быть то, что вызывает у вас истинную страсть, – это по-настоящему вдохновит ваших слушателей.
Матье Рикар – самый счастливый человек на планете, но он этому совсем не рад. В 2004 году Матье Рикар на некоторое время покинул монастырь Шечен в Катманду, чтобы рассказать слушателям TED в Монтерее (Калифорния) о привычках счастья.
По словам Рикара, счастье есть «глубокое чувство самореализации и безмятежности». Уж кому знать, как не ему: он не просто удовлетворен своей жизнью, а по-настоящему счастлив. С научной точки зрения, он счастлив абсолютно. Рикар согласился принять участие в научном исследовании в Висконсинском университете (штат Мэдисон). Ученые подсоединили к голове Рикара 256 крошечных датчиков, чтобы измерить электромагнитные волны, которые излучает его мозг. В этом исследовании приняли участие сотни людей, практикующих медитацию. Их оценивали по шкале счастья. Рикар не просто набрал баллы гораздо выше среднего; исследователи не сумели найти ничего подобного в научной литературе! Приборы зафиксировали «чрезмерную активность в левой части префронтальной коры мозга по сравнению с правой частью, что обеспечивает в данном конкретном случае аномально развитую способность ощущать счастье и снижает склонность к негативным ощущениям»{10}.
Рикар не в восторге от того, что его окрестили самым счастливым в мире. «По правде говоря, любой может обрести счастье, если начнет искать в правильном месте, – отмечает он. – Истинное счастье приходит только как результат длительного воспитания в себе мудрости, альтруизма и сострадания и полного искоренения таких духовных ядов, как ненависть, жадность и невежество»{11}.
Выступление Рикара под названием «Привычки счастья» на TED.com посмотрели более 2 млн раз. Уверен, его презентацию хорошо приняли потому, что Рикар излучает радость человека, страстно преданного интересующей его теме. Он сказал мне: «Эти идеи дороги мне не только тем, что приносят глубокое удовлетворение, но еще и тем, что я убежден: они могут принести пользу обществу. Я страстно хочу доказать, что альтруизм и сострадание – не роскошь, а насущная потребность, которая поможет решить проблемы современного мира. Поэтому, когда меня просят поучаствовать в конференции, я с удовольствием делюсь своими мыслями»{12}.
Успешным ораторам не терпится поделиться своими идеями. Они обладают харизмой, а харизма непосредственно связана с тем, насколько страстно оратор увлечен темой выступления. Харизматичные ораторы излучают радость и воодушевление – радость от возможности поделиться опытом и воодушевление от того, какую пользу их идеи, товары или услуги принесут слушателям. «Я считаю, самый удачный способ наладить коммуникацию с любым человеком – начать с проверки своей мотивации: эгоистична она или альтруистична? Мои дары предназначены единицам или многим? Благо, которое они несут, долгосрочно или преходяще? Как только мотивация проясняется, коммуникация протекает легко», – говорит Рикар.
Поразительно, но если вами движет желание поделиться своим страстным увлечением с аудиторией, скорее всего, вы будете меньше нервничать по поводу публичного выступления или исключительно важной презентации перед начальством. Я спросил Рикара, как ему удается оставаться спокойным и расслабленным перед огромной аудиторией. По мнению Рикара, любой в состоянии убедить себя испытывать счастье, блаженство и радость, стоит только захотеть. Все зависит от мотивации. Если ваша единственная цель – заключить сделку или повысить свой статус, вы вряд ли установите контакт с аудиторией (и будете слишком сильно нервничать). Если же вы преследуете более альтруистичную цель – снабдить слушателей информацией, которая может изменить их жизнь к лучшему, – ваша связь с аудиторией будет глубже, а вы сами почувствуете себя комфортнее в своей роли. «Я счастлив делиться своими идеями, и мне нечего терять или приобретать, – отмечает Рикар. – Меня не волнует мой имидж, мне не нужно закрывать никаких сделок, и я не пытаюсь произвести впечатление. Просто меня переполняет радость, что я могу сказать несколько слов о том, как сильно мы недооцениваем силу трансформации сознания».
Если вы несчастны и не увлечены своей работой, то вряд ли сделаете хорошую карьеру, а если вы не можете похвастаться увлекательной работой и прекрасной карьерой, вам будет труднее пробуждать энтузиазм на публичных выступлениях. Вот почему карьера, счастье и умение вдохновлять людей взаимосвязаны.
Тема карьерного успеха входит в сферу интересов Ларри Смита – профессора экономики Университета Ватерлоо. Современные студенты огорчают Смита. Его расстраивает то, что большинство студентов колледжа при выборе той или иной карьеры руководствуются ложными мотивами: деньги, статус и прочее в том же духе. По мнению Смита, таким студентам не видать блестящей карьеры. Блестящую карьеру, утверждает профессор, можно сделать, только занимаясь любимым делом. Свое недовольство Смит выплеснул во вдохновляющей, страстной и юмористической TEDx-лекции под названием «Почему у вас не будет блестящей карьеры».
Я беседовал со Смитом о популярности его TED-презентации, которая на момент нашей беседы набрала более 2 млн просмотров. Реакция его удивила. Смит согласился выступить по просьбе своих студентов. Поскольку его лекции длятся обычно по три часа, необходимость уместить все идеи в 18 минут он воспринял как личный вызов. Презентация имела бешеный успех, потому что слушатели видели перед собой человека, охваченного безудержной страстью, что сделало его выступление захватывающим. В презентации Смита нашла выход неудовлетворенность существующим положением вещей, которая копилась на протяжении 30 лет и достигла точки кипения. «Растраченный понапрасну талант – это потеря, с которой я не могу мириться, – пояснил мой собеседник. – Мои студенты хотят разработать технологию. Я хочу, чтобы они разработали “нереально крутую” технологию. Я хочу, чтобы они были страстно увлечены тем, что делают»{13}.
Предпосылка Смита проста. Есть много плохих мест работы, заявляет он. Мы говорим про них, что они «изматывают, высасывают кровь, разрушают душу». А еще есть прекрасные места работы. Но между этими двумя категориями почти ничего нет. По утверждению Смита, большинству людей не светит ни выдающаяся работа, ни выдающаяся карьера, потому что они боятся следовать зову сердца. «Сколько бы людей ни говорили вам, что для классной карьеры необходимо быть верным своей страсти, необходимо идти за мечтой… вы все равно решите ничего не делать». Оправдания, говорит он, тянут людей назад. Каков его совет? «Найдите свое страстное увлечение, дайте ему выход – и вас ждет прекрасная карьера. Если вы не сделаете этого, карьеры вам не видать».
Мне редко доводилось встречаться с более вдохновляющими ораторами TED, чем Смит, – хотя, должен признать, я немного пристрастен. Я проповедую ту же самую мысль еще с тех пор, как передумал поступать на юридический факультет и занялся журналистикой. Поначалу мои заработки и сравниться не могли с доходами на юридическом поприще, и меня преследовали определенные сомнения по поводу выбранной стези. Верность своему страстному увлечению требует мужества, в особенности если результаты заметны не столь быстро, как вам бы хотелось. Сейчас моя жизнь совершенно не похожа на те ранние годы, и я с удовольствием делюсь своими идеями с людьми по всему миру. Самое приятное – у меня нет ощущения, что я «работаю». Писать эти строки, смотреть презентации, изучать стоящие за ними научные свидетельства, интервьюировать известных ораторов и доносить их мысли до вас – все это для меня сплошная радость. А самое главное – я понял, что самыми лучшими ораторами зачастую становятся те, кто получает удовольствие от работы.
Будьте верны своей страсти. Определитесь, что вы любите, кто вы есть. И наберитесь мужества заниматься любимым делом. Я убеждена, что мужество требуется каждому из нас лишь для того, чтобы осуществлять свои мечты.
В своей TEDx-лекции Смит процитировал известную речь Стива Джобса на церемонии вручения дипломов в Стэнфордском университете в 2005 году, когда Джобс советовал студентам выбирать дело по душе. «Работа будет занимать много места в вашей жизни, а потому единственный способ быть по-настоящему довольным жизнью – делать то дело, которое считаешь великим. А единственный способ сделать великое дело – любить то, что ты делаешь. Если вы еще не нашли того, что любите, – продолжайте искать, не успокаивайтесь. Как и со всеми делами сердца, когда найдете – поймете, что это – то самое. И как любые настоящие отношения, эти отношения с годами будут только улучшаться. Так что ищите. Не успокаивайтесь».
Смит согласен с Джобсом, но считает, что этот совет зачастую не находит отклика. «Неважно, сколько раз вы скачали Стэнфордскую речь Джобса: вы ее слушаете и ничего не предпринимаете, – обратился Смит аудитории TED. – Вы боитесь следовать за своей страстью. Боитесь показаться смешным. Боитесь пытаться. Боитесь возможной неудачи».
Посвятив четверть века журналистике, писательству, ораторскому искусству и коммуникации, могу без колебаний утверждать: самые вдохновляющие речи произносят такие люди, как Ларри Смит, Эйми Маллинз и большинство тех, с кем вы познакомитесь в следующих главах. Их объединяет богатый опыт и пламенное желание поделиться своими идеями, чтобы помочь другим в достижении успеха.
С какой проблемой вам пришлось столкнуться в недавнем прошлом? Определив проблему, перечислите три повода считать ее перспективной возможностью. Счастье, как известно, – это выбор, отношение, которое передается от человека к человеку; ваше умонастроение окажет позитивное влияние на восприятие слушателей. Матье Рикар сказал мне: «Естественное состояние нашей души, когда оно не искажено негативными мыслями, – совершенство. Крайне важно вселять в других надежду и уверенность, поскольку именно их нам сегодня больше всего недостает».
Страстная увлеченность и публичные выступления неразрывно связаны. Французский философ Дени Дидро однажды сказал: «Только страсти, великие страсти могут возвысить душу до великих свершений». Успешные лидеры в истории человечества не раз утверждали, что великие страсти возвышают душу. Сегодня наука подтвердила их правоту. Нейробиологи установили – и смогли выразить эти данные в количественной форме, – почему страстные люди, подобные ораторам TED и выдающимся лидерам, вдохновляют, заряжают энергией и оказывают влияние на других людей.
Прежде чем писать и произносить страстные речи, необходимо понять, что такое страсть и почему она столь действенна. В течение десяти лет предметом страсти Мелиссы Кардон – профессора менеджмента в Пэйсовском университете – является сама страсть. В ходе новаторского исследования «Природа и переживание предпринимательской страсти» Кардон вместе с четырьмя коллегами из престижных университетов выяснила, что страсть играет решающую роль в успехе предпринимателей. Прежде всего страсть мобилизует энергию человека и поддерживает его приверженность цели. Но это далеко не все. По словам Кардон, «предпринимательская страсть катализирует полноценные эмоциональные переживания вкупе с активным участием мозга и реакцией тела»{14}.
Кардон начала свое исследование с выработки определения предпринимательской страсти. Типичное определение страсти совершенно не подходило для научных исследований и оценок. Страсть традиционно определяется как «сильная влюбленность» или «сексуальное желание» – не совсем то, чем интересовалась Кардон в своих академических изысканиях. Тем не менее страсть