Я самообучающаяся машина, а это – идеальное место для обучения.
Идеи – валюта XXI века. Некоторые люди обладают исключительным даром излагать свои идеи. Это умение повышает их статус и влияние в современном обществе. Нет ничего более вдохновляющего, чем смелая идея, озвученная выдающимся оратором. Убедительно сформулированные и преподнесенные идеи способны изменить мир. Разве не здорово было бы узнать, какими именно приемами пользуются величайшие ораторы планеты, увидеть их невероятные выступления и самому научиться поражать аудиторию с помощью их секретов? Теперь у вас есть такая возможность – благодаря фонду TED (Technology, Entertainment, Design – технологии, развлечения, дизайн), который проводит всемирно известные конференции и публикует лучшие из выступлений в Интернете для бесплатного просмотра. Воспользоваться этой возможностью вам помогут результаты научного анализа сотен TED-выступлений, личные интервью с наиболее популярными ораторами TED и мои собственные рекомендации, в основе которых лежат годы работы в роли консультанта с выдающимися лидерами самых известных брендов мира.
Книга «Презентации в стиле TED: 9 приемов лучших в мире выступлений» написана для всех, кто желает выступать на публике более уверенно и убедительно. Она адресована тем, кто проводит презентации, продает товары и услуги и руководит людьми, которых нужно воодушевить. Если у вас есть достойные идеи, вы сможете оформить и подать их в самой убедительной манере благодаря приемам, описанным в этой книге.
В марте 2012 года правозащитник Брайан Стивенсон выступил с речью перед тысячей слушателей, собравшихся на ежегодную TED-конференцию в Лонг-Бич (Калифорния). Он удостоился самых продолжительных оваций за всю историю TED, а его выступление посмотрели онлайн более 2 млн раз. На 18 минут Стивенсон приковал к себе внимание всей аудитории, обращаясь не только к разуму, но и к сердцам людей. И такой подход принес плоды: Стивенсон рассказал мне, что в тот день слушатели пожертвовали его некоммерческой организации Equal Justice Initiative $1 млн – больше $55 000 за каждую минуту выступления.
Стивенсон не стал демонстрировать презентации PowerPoint. Он не использовал ни слайды, ни наглядные пособия, ни какой-либо вспомогательный реквизит. Он целиком и полностью положился на мощное воздействие своего повествования. Некоторые популярные ораторы TED для усиления эффекта своего рассказа используют PowerPoint. В марте 2011 года после захватывающей 18-минутной TED-лекции на фоне красочных иллюстраций и завораживающей графики профессор Дэвид Кристиан запустил школьный проект под названием «Универсальная история». Лекция «Универсальная история» рассказывает ученикам об истории мира и его месте во Вселенной. Выступление Кристиана, в котором он сумел за 18 минут охватить 13 млрд лет, набрало в Интернете более миллиона просмотров.
Стили выступления Кристиана и Стивенсона выглядят очень разными, и в этой книге вы познакомитесь с ними обоими. Один рассказывает истории, второй выдает тонны информации, подкрепленной образными слайдами, но при этом они оба увлекают, вдохновляют и завораживают – а все потому, что владеют девятью секретами. Они мастера науки и искусства убеждения.
Проанализировав свыше 500 TED-выступлений (более 150 часов видеозаписи) и лично пообщавшись с успешными ораторами TED, я пришел к выводу, что у самых популярных TED-лекций есть девять общих особенностей. Я консультировался с ведущими мировыми нейробиологами, психологами и специалистами по коммуникации, чтобы понять, почему стоящие за этими особенностями принципы столь эффективны. Замечательнее всего то, что знакомство с секретами, известными этим ораторам, позволит вам перенять эти секреты и блеснуть мастерством уже в ходе вашей следующей беседы или презентации. Я сам на протяжении многих лет пользовался этими приемами, чтобы обучать генеральных директоров, предпринимателей и руководителей, чьи изобретения или компании стали неотъемлемой частью вашей повседневной жизни. И пусть даже вам никогда не доведется выступать на настоящей TED-конференции, но если вы хотите преуспеть в бизнесе, то вам стоит обучиться проводить презентации, достойные уровня TED. Их смелый, свежий, современный и неотразимый стиль поможет вам покорить свою аудиторию.
Ричард Сол Вурман организовал первую TED-конференцию как разовое мероприятие в 1984 году. Шесть лет спустя этот формат возродился на четырехдневной конференции в Монтерее (Калифорния). За $475 посетители получали возможность прослушать самые разнообразные лекции в таких областях, как технологии, развлечения и дизайн. В 2001 году Крис Андерсон, издатель журнала о технологиях, приобрел право проводить эту конференцию, а в 2009 году перенес ее в Лонг-Бич (Калифорния). В 2014 году TED-конференция была проведена в Ванкувере (Канада), чтобы отразить растущий международный интерес к этому формату.
До 2005 года TED-конференция проходила раз в год: четыре дня, 50 ораторов, 18-минутные выступления. В 2005 году Андерсон запустил родственный проект под названием TEDGlobal, адресованный международной аудитории. В 2009 году организация начала выдавать лицензии третьим сторонам на проведение собственных независимых мероприятий TEDx. За три года на мероприятиях TEDx по всему миру прошло более 16 000 выступлений. В настоящее время ежедневно проходит пять мероприятий TEDx, а их география охватывает более чем 130 стран.
Хотя развитие бизнеса, связанного с проведением конференций, было само по себе поразительным, запуск сайта TED.com в июне 2006 года позволил ораторам TED выйти на еще более широкую мировую аудиторию. Сайт выложил шесть лекций для тестирования рынка. Через шесть месяцев на сайте было опубликовано всего 40 презентаций, однако он набрал уже более 3 млн просмотров. Мир определенно изголодался по увлекательной подаче гениальных идей – и все еще далек от насыщения.
13 ноября 2012 года число просмотров презентаций TED.com достигло одного миллиарда, и сегодня их смотрят 1,5 млн раз в день. Видеоролики переводятся на 90 языков, ежесекундно отмечается 17 новых просмотров TED-выступлений. Крис Андерсон рассказывает: «Раньше на этих презентациях раз в год собиралось 800 человек, а сегодня TED-выступления смотрит онлайн около миллиона человек в день. Когда мы в качестве эксперимента разместили на сайте первые несколько выступлений, то получили столько восторженных откликов, что решили полностью поменять концепцию и позиционировать себя не столько как конференцию, сколько как канал “распространения достойных идей”, положив эту идею в основу веб-сайта. Конференция продолжает оставаться движущей силой, но веб-сайт – это своего рода усилитель, передающий идеи во внешний мир»{1}.
Первые шесть TED-выступлений, выложенных в Интернете, считаются классикой среди поклонников, которые ласково именуют себя тедстерами. В числе ораторов – Альберт Гор, сэр Кен Робинсон и Тони Роббинс. Кто-то из них использовал традиционные презентационные слайды, кто-то нет. Но все выступления отличались эмоциональностью и оригинальностью и надолго западали в душу. Сегодня TED-конференция превратилась в настолько влиятельную платформу, что известные актеры и музыканты, желая поделиться своими мыслями, направляются прямиком на сцену TED. Получив премию «Оскар» за лучший фильм года, режиссер «Операции “Арго”» Бен Аффлек уже через несколько дней выступил на конференции TED в Лонг-Бич, чтобы поведать о своей работе в Конго. Ранее на той же неделе солист группы U2 Боно рассказал об успехе кампаний по борьбе с бедностью в мире. Когда известные люди хотят, чтобы их воспринимали серьезно, они выходят на сцену TED.
Главный операционный директор Facebook Шерил Сэндберг написала бестселлер «Не бойся действовать» (Lean In)[1] после того, как ее TED-презентация, посвященная теме женщин в бизнесе, взлетела на TED.com на пик популярности. TED-презентации меняют наше восприятие окружающего мира и служат трамплином для новых течений в искусстве, дизайне, бизнесе, образовании, здравоохранении, науке, технологиях и глобальных вопросах. Режиссер документальных фильмов Дафна Зунига, посетив конференцию в 2006 году, описала ее как «собрание, где лучшие в мире предприниматели, дизайнеры, ученые и артисты представляют изумительные идеи в стиле, который можно назвать Цирком дю Солей для ума»{2}. Мероприятий, подобных этому, больше нет, говорит Зунига. «Четыре дня обретения новых знаний, страстности и вдохновения… это стимулирует интеллект, но я никогда не думала, что идеи, которые я услышу, так сильно затронут мое сердце». Опра Уинфри выразилась еще лаконичнее: «TED – то место, куда идут талантливые люди, чтобы услышать идеи других талантливых людей».
Секреты презентации Стива Джобса
У меня есть преимущество в анализе TED-презентаций. Я написал книгу под названием «iПрезентация. Уроки убеждения от лидера Apple Стива Джобса»[2], ставшую международным бестселлером. Принципы, изложенные в ней, взяли на вооружение известнейшие генеральные директора. Сотни тысяч профессионалов по всему миру используют описанный метод для совершенствования своих презентаций. Я был польщен таким вниманием, однако мне хотелось показать читателям, что приемы, раскрытые в «iПрезентации», не являются исключительной монополией Стива Джобса. Просто сооснователю Apple и технологическому провидцу отлично удалось собрать их вместе. Эти приемы очень соответствуют стилю TED.
В упомянутой книге я писал о том, что знаменитая речь Стива Джобса на церемонии вручения дипломов в Стэнфордском университете в 2005 году служит прекрасной иллюстрацией его способности пленять аудиторию. По иронии судьбы это выступление относится к числу самых популярных видео на TED.com. Хотя с формальной точки зрения речь Джобса, набравшая более 15 млн просмотров, не является TED-выступлением, она включает в себя те же элементы, что и лучшие TED-презентации.
«Вам отведено не так уж много времени, поэтому не тратьте его зря, проживая чужую жизнь. Не попадайтесь на удочку догмы – не довольствуйтесь плодами мышления других людей, – предупреждал Джобс выпускников. – Не позволяйте помехам чужого мнения заглушать ваш внутренний голос. И самое главное: наберитесь мужества следовать зову сердца и интуиции. Каким-то образом они уже знают, кем вы хотите стать на самом деле»{3}. Слова Джобса были обращены непосредственно к тому типу людей, которых волнуют TED-выступления. Это искатели. Они жаждут знаний. Их не устраивает текущее положение вещей, они находятся в поиске вдохновляющих и новаторских идей, толкающих мир вперед. Слушая Стива Джобса, вы учитесь у одного учителя; в книге «Презентации в стиле TED» собраны уроки всех лучших учителей.
Книга «Презентации в стиле TED» заглядывает в глубины науки коммуникации гораздо дальше любой другой из имеющихся в продаже. Она знакомит вас с очень разными людьми – учеными, писателями, преподавателями, защитниками окружающей среды и известными лидерами, – которые сумели подготовить речь всей своей жизни и выступить с ней. Любая из более чем 1500 презентаций, доступных бесплатно на веб-сайте TED, способна научить вас чему-то новому в том, что касается публичных выступлений.
Когда я впервые задумал написать книгу о секретах публичных TED-выступлений, она представлялась мне чем-то вроде пособия Дейла Карнеги, адаптированного к особенностям XXI века. Свою первую книгу для широкой аудитории, посвященную ораторскому искусству и самосовершенствованию, «Искусство публичных выступлений», Карнеги написал в 1915 году. Его интуитивное понимание вопроса было безупречным. Он советовал ораторам не затягивать речи; напоминал о том, что истории – действенный способ установить эмоциональный контакт с аудиторией; предлагал использовать риторические приемы вроде метафор и аналогий. За три четверти века до изобретения PowerPoint Карнеги писал об использовании визуальных средств. Он прекрасно понимал, насколько важны увлеченность, практика и убедительная подача материала. Все советы, которые Карнеги дал в 1915 году, по сей день остаются ключевыми принципами эффективной коммуникации.
Хотя Карнеги мыслил в верном направлении, в его распоряжении не было тех средств, которые доступны нам сегодня. С помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) ученые могут сканировать человеческий мозг, чтобы определить, какие конкретно области активизируются при выполнении тех или иных заданий – например, говорения или слушания. Эта технология и другие методы современной науки породили лавину исследований в области коммуникации. Секреты, которые раскрывает эта книга, подкреплены самыми свежими данными от лучших умов планеты и вместе с тем совершенно практичны. Заразителен ли энтузиазм? Узнаете. Могут ли истории «синхронизировать» ваше сознание и сознание слушателей? Узнаете и об этом. Почему 18-минутное выступление лучше 60-минутного? Почему видео с Биллом Гейтсом, напускающим москитов на зрителей, мгновенно разошлось по Сети? На все эти вопросы вы получите ответы.
Карнеги был лишен наиболее действенного инструмента, позволяющего постигать искусство публичных выступлений, – Всемирной сети, которая была поставлена на коммерческую основу лишь через 40 лет после смерти писателя. Сегодня благодаря существованию широкополосного Интернета люди могут зайти на TED.com и посмотреть видео с бесподобными выступлениями лучших умов человечества. После того как вы познакомитесь с девятью секретами, прочтете интервью с популярными ораторами TED и разберетесь в научных доказательствах, зайдите на TED.com, чтобы увидеть, как ораторы на практике применяют навыки, о которых вы только что прочли.
Выступления самых популярных ораторов TED заметно выделяются в море идей. Как отмечает Дэниел Пинк в книге «Людям свойственно продавать» (To Sell Is Human): «Нравится вам это или нет, но сегодня мы все что-то продаем»{4}. Если вас пригласили выступить на TED-конференции, эта книга должна стать для вас настольной. Но даже если вы не получали такого приглашения и у вас нет намерения там выступать, она все равно принесет вам несомненную пользу, научив продавать себя и собственные идеи с убедительностью, о которой вы и не мечтали. Она подскажет, как применить на практике обязательные элементы всех вдохновляющих выступлений, и поможет по-новому взглянуть на себя как лидера и оратора. Помните: не важно, насколько выдающимися являются ваши идеи, если вы не можете никого вдохновить ими. Идеи хороши ровно настолько, насколько хороши действия, к которым побуждает изложение этих идей.
Книга «Презентации в стиле TED» разделена на три части, в каждой из которых рассмотрены три компонента вдохновляющей презентации. Вот отличительные черты самых впечатляющих презентаций:
• эмоциональность – они затрагивают мое сердце;
• новизна – они учат меня новому;
• незабываемость – их содержание подано так, что его трудно забыть.
Талантливые ораторы умеют достучаться и до сознания, и до сердца. Большинство людей, выступающих с речью, забывают о «сердце». В первой главе вы узнаете, как раскрыть в себе мастера, определив, что вызывает у вас наибольший душевный подъем. Вы прочтете об одном исследовании, которое никогда не публиковалось в широкой прессе и которое объясняет, почему сильные чувства – ключевое условие для освоения таких навыков, как умение выступать на публике. Вторая глава повествует о том, как овладеть искусством рассказывать истории и почему истории помогают слушателям эмоционально проникнуться темой вашего выступления. Вы узнаете о новых данных, доказывающих, что истории в буквальном смысле «синхронизируют» ваше сознание и сознание слушателей, позволяя устанавливать невиданно прочный и значимый контакт. В третьей главе вы прочтете о том, как ораторам TED удается добиться такой естественности и непринужденности в речи и жестах, что кажется, будто они ведут неформальную беседу, а не обращаются к огромной аудитории. Вы познакомитесь также с ораторами, потратившими 200 часов на репетиции, и узнаете, как они отрабатывали свои навыки. Вы изучите приемы, благодаря которым ваш облик и манера подачи станут более уверенными и впечатляющими.
По утверждению нейробиологов, которых я интервьюировал, новизна – самый действенный способ привлечь внимание. Тренд-менеджер YouTube Кевин Аллокка рассказал аудитории TED, что в мире, где пользователи ежеминутно загружают 48 часов видео, «выделиться из общей массы могут лишь по-настоящему оригинальные и неожиданные ролики». Мозг не может игнорировать новое, поэтому, применяя описанные в этом разделе приемы, вы обязательно привлечете внимание слушателей. В четвертой главе мы увидим, как величайшие ораторы TED увлекают аудиторию новой информацией или оригинальным подходом к тому или иному вопросу. В пятой главе, посвященной сенсационным моментам, в фокусе нашего внимания окажутся те ораторы, которые вдумчиво и со знанием дела включают в свое выступление вызывающие изумление моменты, запоминающиеся слушателям на долгие годы. Шестая глава рассказывает о деликатном, но важном элементе – искреннем юморе: когда и как следует его использовать и как вызвать смех, не рассказывая анекдотов. Своеобразие юмора – яркая отличительная черта для любого оратора, поэтому вам следует сделать его частью своего личного стиля выступлений.
Неважно, насколько свежи и оригинальны ваши мысли, если впоследствии аудитория не сможет вспомнить, о чем вы говорили. В седьмой главе я объясняю, почему 18 минут формата TED-выступления являются идеальным промежутком времени для того, чтобы донести до слушателей свою мысль. И да, тому имеются научные подтверждения. Восьмая глава рассказывает о том, как яркие впечатления, затрагивающие несколько каналов восприятия, помогают аудитории прочнее запомнить содержание выступления. В девятой главе я подчеркиваю важность собственного стиля – и это главный секрет, который позволяет стать убедительным оратором, вызывающим доверие аудитории.
Каждая глава посвящена одному конкретному приему из арсенала самых популярных ораторов TED и содержит практические примеры, теоретические выкладки и интервью с людьми – авторами презентаций. Я включил в тексты всех глав «TED-примечания» – конкретные советы, которые помогут вам применить описанные секреты уже в ближайшей речи или презентации. В этих примечаниях указаны имя оратора и название выступления, что облегчит вам поиск на сайте TED.com. Кроме того, в каждой главе представлены научные сведения, которые объясняют эффективность описанных приемов и подсказывают, как с их помощью сделать выступление более совершенным. За последние десять лет мы узнали о человеческом мозге больше, чем за все предыдущие столетия, – и эти знания окажут серьезное влияние на ваше следующее выступление.
В своей книге «Мастерство» (Mastery) Роберт Грин утверждает, что все мы наделены способностью раздвигать рамки человеческих возможностей. Сила, интеллект и творчество обладают неограниченной мощью, но чтобы высвободить ее, нужны навык и правильный образ мышления. Мастера своего дела (например, в живописи, музыке, спорте, ораторском искусстве) видят мир иначе. Грин убежден, что слову «гений» следует придать новое значение, поскольку у нас есть «доступ к информации и знаниям, о которых мастера прошлого могли только мечтать»{5}.
TED.com – золотое дно для тех, кто желает отточить свое мастерство в сфере коммуникации, убеждения и ораторского искусства. Книга «Презентации в стиле TED» даст вам нужные инструменты и покажет, как правильно ими пользоваться, чтобы обрести собственный голос и, возможно, даже призвание.
Талантливые ораторы, как правило, более успешны по сравнению с остальными людьми, однако определяют ход событий великие ораторы. Их чтят и помнят по одной только фамилии: Джефферсон, Линкольн, Черчилль, Кеннеди, Кинг, Рейган. Неэффективная коммуникация в бизнесе – прямая дорога к провалу. На ее обочине – стартапы, не получившие финансирования, товары, не нашедшие спроса, проекты, которые не снискали поддержки, и карьеры, которые так и не состоялись. Умение подготовить презентацию уровня TED – та грань, которая отделяет бурные аплодисменты от прозябания в безнадежной безвестности. Вы живы, а значит, в вашей жизни есть смысл. Вам предначертан грандиозный успех. Не ставьте под угрозу свой потенциал неумением четко изложить собственные идеи.
В ходе своей TED-презентации 2006 года гуру мотивационных выступлений Тони Роббинс сказал: «Успешные лидеры наделены способностью побуждать к действию себя и других, поскольку хорошо представляют себе те невидимые силы, которые нас формируют»{6}. Воодушевленная, мощная и вдохновляющая коммуникация – одна из тех сил, что формируют нас и заставляют двигаться вперед. Новый подход к решению застарелых проблем, дарящие надежду истории, захватывающие способы подачи информации и бурные аплодисменты известны как «моменты TED». Создавайте такие моменты. Увлекайте аудиторию за собой. Вдохновляйте ее. Меняйте мир. Сейчас я расскажу, как это сделать.