Принцесса Александра Петровна (Александра Фредерика Вильгельмина) (21. 05. 1838– 13. 04. 1900) родилась в семье принца Петра Георгиевича Ольденбургского (1812–1881) и принцессы Терезы Вильгельмины Нассауской (1815–1871). Она была первым ребенком в семье, в которой впоследствии появилось еще 7 детей.
Отец Александры, Принц Петр Георгиевич Ольденбургский был младшим сыном вел. княг. Екатерины Павловны (1788–1818), дочери императора Павла I, и принца Петра Фридриха Георга Голштейн-Ольденбургского (1784–1812). Родился он в Ярославле; как член императорской семьи Романовых с рождения был зачислен полковником в лейб-гвардии Преображенский полк и пожалован орденом Святого Андрея Первозванного. После смерти отца четырехмесячного принца доставили в Петербург, где он рос под наблюдением бабушки, вдовствующей императрицы Марии Федоровны. С 1816 года после второго брака матери с королем Вильгельмом I Вюртембергским (1781–1864) до января 1819 года принц Петр Георгиевич жил с матерью, братом Александром и новой семьей в Штутгарте – столице королевства Вюртемберг.
После смерти Екатерины Павловны, принц Петр воспитывался у деда, герцога Петра Фридриха Людвига, в Ольденбурге, где под руководством опытных педагогов получил отличное домашнее образование. Особое внимание уделяли учителя естественным и гуманитарным наукам, юриспруденции, иностранным языкам, к которым у юного принца были незаурядные способности. В результате он стал полиглотом, овладев восьмью языками. Русскому языку его обучал Иван Мартынович Борн, служивший еще у отца принца Петра, а затем последовавший за Екатериной Павловной в Штутгарт в качестве секретаря великой княгини и учителя русского языка ее сыновей.
1. Принц П.Г. Ольденбургский. 1850-е гг.
2. Принцесса Тереза Ольденбургская. 1850-е гг.
В 1829 году умерли его дед, герцог Петр Фридрих Людвиг и старший брат – Александр. В этом же году принц Петр был неожиданно выдвинут определенными европейскими политическими кругами кандидатом на греческий престол в связи с предоставлением Греции независимости в результате Адрианопольского мирного договора (14 сентября 1829 г.) после завершения русско-турецкой войны 1828–1829 г. Однако этот проект не осуществился.
Выполняя завещание матери, Марии Федоровны, заботиться о детях ее дочери Екатерины, император Николай I в 1830 году вызвал осиротевшего принца Петра в Россию и определил на службу в лейб-гвардии Преображенский полк, где он сначала командовал 2-м батальоном полка, а затем всем полком. В августе 1832 года принц был произведен в генерал-майоры, а в декабре 1834 – в генерал-лейтенанты. За время службы в полку Петр Георгиевич показал себя высокогуманным и справедливым командиром. Помимо служебных обязанностей он занимался улучшением солдатского быта: на собственные средства провел водопровод в Красном селе – месте летних военных лагерей, устроил полковую баню, а для солдатских детей – школу. Но военная карьера не привлекала Петра Георгиевича, многое в порядках русской армии было для него неприемлемо. Однажды ему пришлось вести свою роту для публичного наказания женщины шпицрутенами (подобный факт красочно описал Лев Толстой в своем рассказе «После бала»). Свое возмущение Петр Георгиевич выразил в письме тогдашнему министру внутренних дел графу Блудову, а царю подал прошение об отставке. В 1834 году Николай I своим Высочайшим указом оставил его числящимся на прежней службе и повелел ему присутствовать на заседаниях в I-м Департаменте Правительствующего Сената, приобщив тем самым к государственной деятельности.
Новая деятельность привела Петра Георгиевича к решению основать Училище правоведения для пополнения судебного ведомства юристами с высшим образованием, которые должны были не только хорошо знать законы, но и могли бы осуществлять практическую работу в суде от самых низших должностей до высших, овладев всем порядком судопроизводства. Недостаток квалифицированных юристов сказывался на качестве работы судебного ведомства, что особенно остро ощущалось в 1830-е годы. Принц, получив одобрение императора, Сената и Государственного совета, купил для училища дом на набережной реки Фонтанки, 6. Покупка дома и работы по его обустройству обошлись принцу в 1 млн. рублей. По дарственной записи от 21 июля 1837 г. П.Г. Ольденбургский передал его в собственность основанному им Училищу правоведения.
5 декабря 1835 года состоялось торжественное открытие Императорского училища правоведения, а Петр Георгиевич назначен его попечителем. Вплоть до 1918 г. оно давало юридическое образование юношам из дворянских семей и обеспечивало судебное ведомство высококвалифицированными юридическими кадрами. Петр Георгиевич был награжден орденом святого Владимира 2-ой степени и назначен шефом Стародубовского кирасирского полка.
К этому времени он уже принимал участие в деятельности учебных учреждений в качестве члена Совета военно-учебных заведений, во главе которого стоял великий князь Михаил Павлович. В декабре 1836 года П.Г. Ольденбургский был назначен членом Государственного Совета с присутствием в Департаменте гражданских и духовных дел и с февраля 1842 г. до конца жизни был его председателем.
В сентябре 1839 года он – опекун Санкт-Петербургского Опекунского совета, член Совета Воспитательного Общества благородных девиц (Смольного института. – Авт.) и Санкт-Петербургского училища ордена св. Екатерины, а также управляющий Мариинской больницей для бедных. В 1840 г. – обер-директор Санкт-Петербургского коммерческого училища, а с 1844 г. – председатель Опекунского совета, с января 1845 года – председатель вновь учрежденного Главного совета женских учебных заведений. В 1844 году Царскосельский лицей перевели в Петербург, он стал называться Александровским, а его попечителем стал Петр Георгиевич.
В 1845 году П.Г. Ольденбургскому и его супруге Николай I пожаловал титулы Императорских Высочеств[4]. С 1841 по 1859 г. принц был президентом Вольного экономического общества, а с 1860 г. Высочайшим указом от 14 августа 1860 г. назначен Главноуправляющим IV Отделением Собственной Его Величества канцелярии, куда входило Ведомство императрицы Марии, которое являлось старейшим в ряду благотворительных заведений. Его главные задачи состояли в призрении младенцев, бедных детей-сирот, престарелых, увечных, больных и особо – в развитии женских учебных заведений. У истоков создания этого Ведомства стояла бабка принца императрица Мария Федоровна, супруга Павла I, именем которой оно и было названо. Дела знаменитой российской благотворительницы продолжил внук, принц П.Г. Ольденбургский, возглавляя его более 20 лет. Свою деятельность в Ведомстве императрицы Марии (далее – в Ведомстве – Авт.) он начал в период подготовки кардинальных реформ в женском образовании. Свои педагогические взгляды Петр Георгиевич изложил в «Наставлении для образования воспитанниц женских учебных заведений» (1852). Он считал, что женские училища призваны, прежде всего, воспитывать будущих матерей, от образованности и нравственности которых зависит судьба будущего поколения, а, следовательно, и судьба государства. Поэтому женское воспитание и образование – дело государственной важности, так как «хорошие жены и добрые матери семейств суть твердая опора престола и благоденствия государства»[5]. Взгляды Петра Георгиевича перекликались и явно находились под влиянием передовых педагогических идей создателя отечественной педагогики К. Д. Ушинского. По инициативе известного педагога Н. А. Вышнеградского, при активной поддержке императрицы Марии Александровны и Петра Георгиевича в 1858 году в Петербурге было открыто первое училище для приходящих девочек всех сословий, названное Мариинским в честь императрицы. Вскоре подобные училища стали открываться по всей России, что потребовало в свою очередь хорошо подготовленных учительниц.
Принц открыл с этой целью при Ведомстве императрицы Марии в 1863 году педагогические курсы, а также курсы счетоводов, в 1873 году при Николаевском сиротском институте – двухлетние курсы учительниц французского языка. Будучи попечителем многих учебных заведений, он способствовал их реформированию в духе современных требований к воспитанию и образованию юношества. Введение в 1864 году семилетнего общеобразовательного курса в женских институтах и гимназиях благодаря реформаторской деятельности принца Ольденбургского сделало женское образование доступным для всех сословий, относительно дешевым, а для бедных бесплатным.
Помимо деятельности в Ведомстве императрицы Марии Петр Георгиевич Ольденбургский много личных средств вкладывал в создание детских приютов («Детский приют принца П.Г. Ольденбургского» (1846) на улице 12-ой роты Измайловского полка, «Приют в память Екатерины, Марии, Георгия» (1866) на ул. Гороховой, 20 в здании Александровской гимназии (ныне средняя школа № 211. – Авт.), в строительство и усовершенствование больниц (Мариинской, Покровской, Александровской, Обуховской, Петропавловской). Большей частью на его личные средства и по его инициативе была построена на Лиговском проспекте Детская больница принца П.Г. Ольденбургского, предназначенная для детей бедных родителей. На международной выставке в Брюсселе в 1876 году она была удостоена высшей награды – Почетным дипломом за лучшую детскую больницу.
Будучи попечителем первой в России Общины сестер милосердия Святой Троицы, основанной в 1844 году, он жертвовал для ее развития крупные суммы, привлекая также и других благотворителей. Ряд благотворительных заведений был основан им и в Москве, среди них наиболее важную роль сыграло открытие Ремесленного училища при Московском Воспитательном доме, преобразованного по инициативе принца в соответствии с новыми требованиями постановки технического образования. При Ремесленном училище учредили высшее техническое отделение, ставшее впоследствии известным Высшим техническим училищем им. Баумана. О размахе деятельности принца Ольденбургского в Ведомстве императрицы Марии говорят следующие цифры: в 1860 г. в него входило 104 учреждения, а в 1881 г. – 496 в обеих столицах и в 86 городах России.
Занимаясь обширной благотворительной деятельностью, принц Ольденбургский как член Государственного совета принимал активное участие в работе государственных учреждений, продолжая деятельность на юридическом поприще. Участвуя в работе Комиссии по рассмотрению проекта «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных», он способствовал принятию положения о смягчении телесных наказаний, активно обсуждая и отстаивая важнейшие моменты законодательства об освобождении крестьян от крепостной зависимости, в реформах судебной и земской. В вопросах международной политики принц был горячим поборником мира. Он стал председателем созданного в 1880 году «Русского общества международного права».
Мать Александры, принцесса Тереза, была сподвижницей благотворительных дел супруга. Когда в 1841 году принц учредил на Петербургской стороне училище для девочек из малообеспеченных семей, то по ее просьбе он передал его в ее ведение.
Для первоначального устройства учебного заведения Тереза использовала свои «туалетные деньги», с воодушевлением занимаясь приобретением необходимых предметов мебели, учебников, подбором учительского персонала. Училище получило впоследствии название «Институт принцессы Терезы Ольденбургской».
Принцессу Терезу всегда волновала судьба женщин из беднейших слоев населения. Помочь им найти средства существования, обрести свое место в обществе, направить их деятельность во благо самих себя и своих детей она считала своим христианским долгом. Эти идеи Терезы разделяли и близкие ей по духу великие княгини Александра и Мария Николаевны. Вместе с ними она содействовала основанию Свято-Троицкой общины сестер милосердия и несколько лет была его попечительницей. Главной задачей этой первой в России Общины сестер милосердия было дать возможность вдовам, бедным женщинам и девушкам получить профессию сестры милосердия.
Открытие Общины, для которой был куплен дом между 2-ой и 3-ей улицами Рождественской части на Песках (сегодня 2-я и 3-я Советские. – Авт.), намечалось в марте 1844 года, Дом следовало переоборудовать для намеченной цели. Пока в здании велись строительные работы, во дворце принца П.Г. Ольденбургского кипела работа по изготовлению необходимых вещей для первоначального обустройства будущих сестер милосердия. Сами основательницы Общины кроили и шили белье и одежду. Их благородная деятельность заразила даже детей, пытавшихся помочь взрослым. Маленькая принцесса Александра Ольденбургская, ей было тогда 6 лет, подавала куски материи, ножницы и очень переживала, что не умела еще шить. Эта благая деятельность ее матери и теток – великих княгинь Александры и Марии – накрепко врезалась в память юной принцессе и послужила ярким примером бескорыстного и самоотверженного служения благородной идее, которому она и последовала в своей жизни.