Глава 2 Асоциальный статус предпринимательства в информационной сфере

2.1. Предпринимательство в информационной сфере как особый вид предпринимательства

Значение ИП обусловливается тем, насколько оно будет нужно как для общества в целом, так и для каждого гражданина. Государство и общество вправе предъявлять свои требования к ИП как социально значимой системе [25, 33], исходя из связи социальных проблем и назначения ИП.

Принципиально назначение ИП определяется в основном целями, задачами и функциями ИП, поэтому назначение ИП целесообразно рассмотреть следующим образом:

• назначение ИП в краткосрочной перспективе – предоставление разным потребителям доступа практически к любым источникам информации; организация доступа специалистов, работающих в различных отраслях, к деловой и коммерческой информации, без которой решение задач бизнеса невозможно. Получение массовой информации относится к задаче, которую решают отдельные люди в определенных жизненных ситуациях;

• назначение ИП в среднесрочной перспективе – удовлетворение информационных интересов общества. В этом аспекте для российских потребителей информации и информационных предпринимателей особое значение приобрел Интернет. Предпринимательская деятельность посредством этой сети обеспечила мощный поток деловой и массовой информации и ее использования в различных слоях общества;

• назначение ИП в долгосрочной перспективе связано с тем, что национальные информационные ресурсы являются частью духовной и материальной культуры общества. От их наличия и возможностей широкого и недорогого доступа к ним зависит потенциал развития не только экономики, но общества и страны в целом. Информационные предприниматели, участвуя в реализации этих проектов, способствуют развитию социальной сферы, здравоохранения, охраны труда, образования, культуры, фундаментальной науки, информатизации и др.

Одним из алгоритмов реализации назначения ИП в решении социальных проблем является алгоритм предпринимательской идеи, который состоит из следующих укрупненных этапов:

1) социально-экономическая проблема в информационной сфере;

2) возникновение предпринимательской идеи по проблеме;

3) оценка идеи (изучение спроса, предложения, емкости и динамики рынка ИПУ, цен и других параметров);

4) выбор формы предпринимательской деятельности (индивидуальное или коллективное предпринимательство), выбор организационно-правовой формы ИП;

5) оценка экономического результата будущей деятельности (расчет прибыльности, срока окупаемости, показателей эффективности деятельности и др.);

6) анализ и принятие решения о создании ИПР;

7) организация и реализация предпринимательской идеи;

8) анализ полученных результатов.

2.2. Социальное значение предпринимательства в информационной сфере

Значимость определенного вида предпринимательства зависит от его социального статуса – позиции, которую он занимает в структуре национальной экономики. В существенной мере значимость ИП определяется отношением к нему государства и общества. Для обеспечения результативности ИП государство выполняет следующие основные функции [25].

Создание правовой основы. Государство в законодательных и других нормативных документах определяет право-хозяйственного ведения ИП; определяет субъектов ИП – граждан РФ и других государств; определяет сферы деятельности ИП, предоставляя право действия субъектов не только на территории РФ, но и за рубежом. Вместе с тем государство вводит некоторые ограничения предпринимательской деятельности, например выпуск ИПУ надлежащего качества. Определяя статус потребителя информации, государство тем самым защищает его интересы и т. д.

Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность всех субъектов предпринимательской деятельности. В противном случае в стране возможно развитие криминальной обстановки – уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность.

Стабилизация экономики, т. е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на адекватном уровне основные макроэкономические показатели – объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и уровень безработицы и др.

Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии – сущность активной социальной политики государства, которое обязано гарантировать всем работающим заработную плату не менее минимальной.

Защита конкуренции – одного из основных регулирующих инструментов в рыночной экономике. Конкуренция – основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции.

Совершенствование налоговой системы оказывает существенное влияние на ИП, особенно на малые предприятия.

Создавая условия для информационного предпринимательства, государство вправе рассчитывать на выполнение требований, которые оно и общество выдвигают в адрес ИП. Развитие и усложнение науки, техники и бизнеса, формирование межотраслевых и проблемно-ориентированных знаний порождают потребности в увеличении объемов, улучшении качества ИПУ, создании новых видов ИПУ, применение которых обеспечит повышение производительности труда и эффективности работы ИПР.

Особую социальную значимость ИП приобретает как экономическое явление, как экономический процесс и как особый вид предпринимательского дела.

Как экономическое явление ИП отражает:

• весь комплекс отношений – экономических, социальных, производственных, управленческих, организационных и др., связанных с созданием, ведением и развитием предпринимателем собственного информационного дела;

• систему отношений, которые возникают у предпринимателя со всеми другими субъектами рынка ИПУ. Как экономический процесс ИП:

• создает новые информационные товары, услуги, обладающие особой значимостью для потребителя, являющегося элементом информационного общества;

• добивается максимальной эффективности информационного производства на основе применения рациональных методов решения задач, комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов;

• генерирует творческие идеи по созданию инновационных информационных продуктов и услуг и реализации их на информационном рынке с получением повышенной прибыли.

Как особый вид предпринимательского дела ИП характеризуется:

• особым видом производимой продукции – информационная продукция и услуги отличаются повышенной востребованностью обществом в силу его интеллектуально высокого уровня;

• ответственностью за принимаемые решения, повышенным риском ИП в силу его интеллектуального и вероятностного характера;

• ориентацией на повышенный коммерческий успех и стремлением к получению повышенной нормы прибыли за свой интеллектуальный труд;

• повышенным профессионализмом, информированностью в теории и методологии бизнес-процессов, независимостью и оперативностью в принятии нужных решений.

Критерием успеха ИП, видимо, является соответствие потребностей общества и деятельности ИП. Частными критериями выступают производство ИПУ адекватного содержания, диверсифицированной номенклатуры, ее хорошего качества, обоснованной цены и др.

2.3. Социальный статус информационного предпринимателя

Социальный статус самого важного компонента в структуре ИП – информационного предпринимателя как субъекта правоотношений определяют общество и государство [5]. В этом плане между государством и информационным предпринимателем существует как бы социальное соглашение. Согласно закону, информационный предприниматель может позиционировать себя как юридическое лицо. Статус юридического лица в общем случае предполагает: имущественную обособленность, самостоятельную имущественную ответственность, самостоятельное выступление в хозяйственном процессе от собственного имени, организационное единство. Только при этих условиях возможна реализация информационного предпринимателя как креативного субъекта экономической системы.

Государство устанавливает права и ответственность информационного предпринимателя, порядок его деятельности, реализации произведенной продукции и др. Предприниматель должен соблюдать требования социального соглашения: он организует и осуществляет свой бизнес в правовом поле и на основе этических стандартов.

Если говорить об отношении общества к информационному предпринимателю, то оно определяется отношением вообще к предпринимателям как социальной страте. Следует отметить, что это отношение не однозначно. Во-первых, само общество по своей сути неоднородно и каждый имеет собственное мнение о предпринимателях вообще и об информационных предпринимателях в частности. Во-вторых, часть общества относится положительно к информационному предпринимательству, особенно к таким его традиционным видам, как книжный бизнес.

Решение индивида стать информационным предпринимателем далеко не всегда зависит от мнения общества. Кроме того, существуют и другие факторы: желание предпринимателя улучшить материальные условия семьи, осуществить собственный информационный проект, утвердить себя как личность, проявить солидарную ответственность и др.

От того, насколько информационный предприниматель будет социально ответственным в своем деле, зависит его положение в социальной структуре не только предпринимательства, но и общества в целом.

2.4. Социальный портрет информационного предпринимателя

Информационный предприниматель является субъектом и продуктом трудовой деятельности в обществе.

Успешность предпринимателя в значительной мере определяется тем, насколько он соблюдает нормы деловой этики, которые всегда связываются с честностью и порядочностью, насколько он толерантен, готов к развитию корпоративной культуры для всех категорий работников своего ИПР. В деловом мире и особенно в информационном, имеется много противоречивых идей, позиций, мнений. Поэтому предприниматель должен уметь понять и оценить мнение других специалистов, а следовательно, быть коммуникабельным.

Решая задачи, предприниматель выступает в нескольких ролях:

• управляющий, облеченный властью, руководящий трудовым коллективом;

• лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;

• дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние барьеры;

• воспитатель с высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло;

• инноватор, который может оценить роль науки в современных условиях, внедрить в производство то или иное новшество;

• человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих, готовым понять проблемы подчиненных и оказать помощь в их решении.

Лидерство – это искусство влияния на людей, способность вдохновить людей на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь целей информационного предпринимателя. Заметим, что в системе управления эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими.

Совокупность качеств информационного предпринимателя как руководителя можно разделить на три группы – профессиональные, личные и деловые.

К профессиональным относят качества, которые характеризуют любого грамотного специалиста и наличие которых является лишь необходимой предпосылкой для выполнения обязанностей руководителя:

• культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая;

• способность предвидеть ситуацию, решительно и ответственно решать возникающие проблемы;

Загрузка...