Учебное пособие по дисциплине «Предпринимательство в информационной сфере» подготовлено для студентов вузов с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Прикладная информатика», а также учебной программы по указанной дисциплине.
Функциональная часть информационного предпринимательства представлена посредством рассмотрения управления предприятием, информационным производством, инновационными процессами в области создания новых видов информационной продукции и услуг, маркетинга информационного товара, управления качеством информационной продукции и услуг и др.
Экономическая часть информационного предпринимательства раскрыта посредством рассмотрения ресурсов, применяемых в информационном производстве, порядка расчета себестоимости информационной продукции и услуг, ценообразования информационного товара. Кроме того, в пособии рассмотрены методы и порядок проведения экономического анализа и определения критериев эффективности предпринимательства в информационной сфере.
В методическом плане программа дисциплины предусматривает обучение студентов в режиме знать – владеть – уметь. Усвоение программы проводится в форме лекций и практических занятий. Практические занятия могут выполняться в виде компьютерных лабораторных работ, семинарских занятий в форме деловых игр и др.
Отличительной чертой настоящего издания является то, что здесь впервые с позиций системного подхода представлен комплекс вопросов предпринимательства в информационной сфере. Приводятся определение сущности предпринимательства в аспекте информационной индустрии, его социальное назначение, цели, задачи, функции, структура и технология функционирования. Изложены вопросы создания и управления информационным предприятием, организации информационного производства, оценка качества, разработки бизнес-плана, его ресурсного обеспечения, маркетинга информационного товара, обеспечения безопасности информационного бизнеса и др.
Информативно новым и логически обоснованным является рассмотрение вопросов обеспечения качества производимой информационной продукции и услуг с учетом требований стандартов ISO 9000:2000. Представлена система управления качеством информационной продукции и услуг как механизм непрерывного развития информационного производства.
Особое внимание в работе уделено анализу и оценке эффективности хозяйственной деятельности информационного предприятия посредством системы показателей, а также поиску резервов повышения эффективности информационного производства, увеличению объема производимой продукции, снижению затрат и др. Рассмотрены вопросы инновационной деятельности информационного предприятия, разработки новых видов информационной продукции и услуг, инвестирования капитала предприятия.
Работа представляет несомненный интерес для достаточно широкого читательского круга – аспирантов, преподавателей, специалистов, руководителей, деятельность которых связана с вопросами организации и развития информационной индустрии.