Отмывание денег наносит огромный ущерб экономике любой страны, поскольку тормозит ее экономический рост. И отмывание денег, и финансирование терроризма могут ослабить отдельные банки, и оба явления представляют угрозу для репутации всего финансового сектора той или иной страны1. Таким образом, борьба с отмыванием денег/финансированием терроризма (antimoney laundering/combating the financing of terrorism, или AML/CFT) является ключевым инструментом для поддержания работоспособности и стабильности финансового сектора.
Негативные последствия, с которыми могут столкнуться финансовые учреждения, тем или иным образом задействованные в незаконных операциях, в целом подразделяются на:
♦ репутационные, когда клиенты, обеспечивающие учреждению стабильную депозитную базу и составляющие костяк надежных заемщиков, теряют к нему доверие и переходят на обслуживание в другие банки;
♦ операционные, когда отмывание денег и финансирование терроризма отрицательным образом сказывается на внутренних процессах в финансовом учреждении и его отношениях с другими банками, а также ведет к увеличению операционных расходов и затрат на привлечение средств;
♦ правовые, когда возникает риск судебных разбирательств, вынесения неблагоприятных судебных решений, невозможности предъявить в судебном порядке претензии по некоторым контрактам, наложения штрафов и применения других санкций, включая отзыв лицензии и отстранение от работы руководства финансового учреждения (в некоторых случаях с пожизненным запретом на работу в банковском секторе).
Ключевая задача правительства любой страны – сделать все необходимое, чтобы банковская система не могла быть использована для отмывания денег и финансирования терроризма. Эта цель может быть достигнута лишь при активном участии органов банковского надзора. Преодоление трудностей, связанных с внедрением, контролем и реализацией политики борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма, стало центральной задачей как развитых, так и развивающихся стран. Это подтверждают отчеты по Программе оценки финансового сектора и результаты взаимной оценки финансовых систем региональными структурами типа FATF2 (FSRBs3) за 2002–2008 гг.: в подавляющем большинстве случаев надзор за соблюдением принципов борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма является самым слабым звеном национальных программ (см. рис. 1).
В то же время развивающиеся страны все чаще обращаются во Всемирный банк, МВФ, Межамериканский банк развития (МБР), Азиатский банк развития (АБР) и другие международные и региональные структуры за техническим содействием в вопросах создания эффективной системы финансового надзора, соответствующей международным стандартам в области борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма. Это является ключевой задачей и на внутригосударственном, и на международном уровне.
Всемирный банк изучил около 56 докладов, подготовленных FATF (Международной группой по борьбе с финансовыми злоупотреблениями), FSRBs (региональными структурами типа FATF) и международными финансовыми учреждениями, чтобы создать базу для внедрения международных стандартов борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма в развитых и развивающихся странах. Анализ этих документов позволил сделать ряд важных выводов. Так, на рис. 1 видно, что в большинстве стран уровень соответствия финансовой системы рекомендациям FATF, касающимся надзора в банковском секторе, несколько ниже уровня соответствия всем рекомендациям в целом. Исключение составляет рекомендация 29 (список рекомендаций FATF см. в приложении 9).
Цель этого руководства – содействовать распространению международных стандартов в области борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма, разработанных FATF, Базельским комитетом по банковскому надзору (BCBS) и другими организациями. А также:
♦ привести примеры систем надзора в сфере борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма, действующих в развитых и развивающихся странах;
♦ описать передовой опыт в данной области;
♦ дать практические рекомендации относительно того, как конкретное государство может реализовать предложенные принципы в своей системе надзора (одна система не может подходить всем странам).
В настоящем издании вниманию читателя также предлагаются ключевые принципы эффективной системы надзора в сфере борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма, а также инструменты и методы, которые в связи с этим могут быть использованы.
Важно отметить, что примеры, приводимые в книге, отражают опыт, который, с точки зрения авторов, полезно изучить. Их не следует рассматривать как единственно верные пути решения проблемы. Кроме того, ошибочным был бы вывод о том, что страны, в которых эти примеры взяты, полностью соответствуют применимым стандартам в сфере борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма.
Предметом справочника является банковский сектор. В книге не рассматриваются ценные бумаги, страхование и сектор микрофинансирования. Таким образом, в издании охвачены следующие темы:
♦ международные стандарты в области борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма применительно к банковскому надзору;
♦ задачи, которые должна решать система банковского надзора;
♦ типы рисков, с которыми сталкиваются банки, когда речь идет об отмывании денег и финансировании терроризма; в соответствии с ними разрабатываются предупредительные меры;
♦ виды высокорискованных операций и секторы, которые требуют более тщательной проверки и мониторинга;
♦ подходы к банковскому надзору (например, в США, Европе, Азии);
♦ лицензирование банковской деятельности и соответствующие критерии;
♦ проведение выездных проверок (определение цели, объема, составление списка задач и т. д.);
♦ примеры методов и инструментов, используемых надзорными органами при выездных проверках на предмет соответствия стандартам борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма;
♦ проведение документарных проверок (составление списка задач, сведений, подлежащих сбору, и т. д.);
♦ примеры методов и инструментов, используемых надзорными органами при документарных проверках на соответствие стандартам борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма;
♦ обмен информацией с банками, за которыми осуществляется надзор;
♦ примеры санкций, которые должны применяться в отношении банков, нарушающих требования в сфере борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма;
♦ наложение санкций (действия надзорного органа путем наложением санкций на банк, роль юридического департамента, публикация сведений о санкциях);
♦ взаимодействие надзорных органов с другими регулирующими и правоприменительными органами.
В команду составителей вошли шесть экспертов Всемирного банка: Пьер-Лоран Шатен – ведущий специалист по финансовому сектору и руководитель авторского коллектива; Седрик Муссе и Эмиль ван дер Дус де Вильбуа – старшие специалисты по финансовому сектору; а также консультанты Джон Макдауэл и Пол Аллан Шотт. Кроме того, в составлении справочника участвовал Камиль Боровик – специалист по финансовому анализу.
На первом этапе работы авторы составили список ключевых вопросов, которые планировалось задать в ходе совещаний и встреч с представителями органов власти каждой страны, с тем обеспечить единообразие используемых в ходе исследования методов сбора информации. Затем члены команды посетили США, четыре европейских (Бельгия, Италия, Нидерланды, Испания) и четыре азиатских государства (Малайзия, Южная Корея, Сингапур, китайский Гонконг), а также такие офшорные центры, как Джерси и Лабуан.
Понятие «банк» используется в справочнике в соответствии с определением, которое было дано Базельским комитетом. Однако это не означает, что предложенные авторами принципы нельзя применять к другим финансовым учреждениям и структурам, которые обязаны соблюдать требования в сфере борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма. Термин «инспекторы по борьбе с отмыванием денег/финансированием терроризма» относится (если не указано иное) к лицам, контролирующим соблюдение банками требований в части противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Обязанность по выполнению этих функций не всегда возложена на основной надзорный орган. Другие термины используются в справочнике в соответствии с определениями, которые содержатся в глоссарии к Методологии FATF по оценке соответствия 40 рекомендациям (с изменениями, внесенными в феврале 2008 г.).
1. См. Brent L. Bartlett, International Development group: Dewey Ballantine, LLP, The Negative Effects of Money Laundering on Economic Development (Asian Development Bank, 2002).
2. Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) – это межправительственная структура, в задачу которой входит разработка и внедрение внутригосударственных и международных механизмов по борьбе с отмыванием денег/финансированием терроризма. Таким образом, FATF, созданная в 1989 г., является директивным органом, стимулирующим законодательные и регуляторные реформы в данной области. Чтобы решить поставленную задачу, FATF были опубликованы 40 + 9 рекомендаций в сфере борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма.
3. Региональные структуры типа FATF (FSRB) имеют схожие с последней форму и функции, хотя работают на региональном уровне. В отличие от FATF, FSRB не устанавливают международные стандарты. Некоторые члены FATF также входят в соответствующие региональные структуры. К FSRB относятся: Группа по борьбе с отмыванием денег в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (APG, http://apgml.org/); Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в странах Южной Америки (GAFISUD, http://www.esaamlg.org/); Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в странах Карибского бассейна (CFATF, http://www.cfatf.org/); Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег/финансированием терроризма (EAG, http://www.eurasiangroup.org/); Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Восточной и Южной Африке (ESAAMLG, http://www.esaamlg.org/); Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (GIABA, http://www.giabasn.org/), Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENAFATF, http://www.menafatf.org/).