Глава 3

В месте, где речка Угерка впадает в Буг много холмов, покрытых густыми лесами. Весной 1236 года Даниил Романович, князь галицкий, охотился здесь. Он взобрался на самый высокий холм и залюбовался окрестностями.

– Как зовётся эта земля? – спросил князь у бортника, собиравшего лесной мёд неподалёку.

– Холм, – ответил тот.

– Место удобное, нужно заложить здесь детинец, – решил князь.

Даниил Романович уехал в Галич, через месяц вернулся с плотниками, стал строить детинец на холме. Спустя пять лет монголы разорили Киев. Даниил Романович забрал оттуда уцелевших после батыева погрома каменщиков, плотников, и прочих мастеров, привёз их к детинцу. Вокруг него вырос посад, и Даниил Романович назвал новый город «Холм».

Каменщики возвели в холмском детинце белокаменную церковь и княжеский дворец. Захотелось Даниилу Романовичу иметь витражи в своём храме. Выписал он мастеров из Страсбурга. Те изготовили витражи для церкви, а заодно вставили их в окна тронного зала. Галицкий князь подумывал над тем, чтобы обнести детинец каменными стенами, да пришлось заняться семейными делами жены.

Вторым браком Даниил Романович женат на Ромуне – дочери литовского князя Довспрунга, старшего брата Миндовга. Прошлой зимой в Холм прискакали её братья Едивид и Товтил, компанию им составил жемайтский князь Витовт. Они сбежали из поруба, куда их засадил Миндовг. Литовские родственники просили у галицкого князя помощь в борьбе с Миндовгом. Даниилу Романовичу много хлопот доставлял этот беспокойный литвин. Стал князь решать, как справиться с Миндовгом. Не зря говорят:

– Ратник на битву, а князь на думу.

Думал князь думу без шуму, решал долго, а тут и лето пришло. 19 июня 1250 года в холмской церкви шёл молебен по погибшему сорок пять лет назад киевскому князю Роману Мстиславовичу, отцу Даниила и Василька. В церкви галицкий князь молился в обществе своего младшего брата волынского князя Василька Романовича и друцкого князя Дмитра. К ним подошёл холмский воевода Митрофан.

– У крепостных ворот посланец тевтонского ландмейстера, – доложил воевода.

***

Солнечные лучи, проникая сквозь витражи в тронный зал, растекались по полу разноцветными узорами. Даниил Романович, залюбовался их замысловатой мозаикой. Он перестал вслушиваться в речь католического священника, тем более немецкого языка галицкий князь не знал.

Брат-капеллан, детина огромного роста, ему больше подходили рыцарские доспехи, нежели чёрная сутана священника. Говорил он монотонно, вот галицкий князь и отвлёкся. Но тут немецкую речь на русский язык стал переводить толмач, новгородский купец Алёша Немчинов, тоже богатырь, как посол тевтонцев.

– Князь, с севера твои земли граничат с язычниками литвинами. Их вождь Миндовг коварен и кровожаден. С юга тебе угрожают не менее свирепые монголы, – Алёша поправил шитый золотыми нитями пояс. Он указал рукой на капеллана Христиана: – Прими дружбу Тевтонского ордена. Вместе вы одолеете всех врагов. Папа римский возложит корону на твоё чело, и ты станешь королём всей Руси.

– Я подумаю над словами ландмейстера Ливонии, – кивнул Даниил Романович. Он улыбнулся: – Пока же послы дорогие, отведайте наш хлеб-соль.

В честь гостей закатили пир. На нём рекой лились рейнские вина и хмельная медовуха. Стол ломился от яств: икра севрюжья с рубленным луком, вяленые осетры и белуги, уха из стерлядки, пироги со сладкими ягодами. Потом слуги подали гусей запечённых в пиявках, жареных поросят и ягнят.

После пира капеллан Христиан предложил жемайтскому князю прогуляться по галерее, соединяющей княжеский дворец с гостевыми палатами.

– Витовт, ты просил помощи у рижского епископа, но ведь многие братья-рыцари погибли от твоего меча. Как думаешь, каков будет наш ответ? – католический священник перебирал руками деревянные чётки. Брат-капеллан вздохнул, посмотрев на эти деревяшки. Алекс фон Орге подарил ему жемчужные чётки. Так приятно во время молитвы перебирать пальцами гладкие жемчужины. Но не может капеллан ордена, проповедующего бедность, ходить налюдях с жемчужными чётками. Приходится таскать деревянные.

– То дело прошлое, – нахмурился жемайтский князь. Не понравилось ему упоминание о вражде с немцами: – Миндовг не только мой враг, но и ваш. Коли есть общий недруг, нужно объединяться.

– Слова разумные, если они сказаны от чистого сердца, – кивнул капеллан. Он усмехнулся: – Но как верить язычнику?! Ведь вы никаких законов не блюдёте. Твой племянник Миндовг, тринадцать лет назад приехал в гости к своему родственнику Вишемунту Булевичу. Тот принял его с почестями, как подобает встречать гостя. А чем Миндовг отплатил за гостеприимство?! Убил Вишемунта и всех его братьев, забрал его жену и присвоил вотчинные земли.

– Я тоже едва не погиб от рук Миндовга, – вздохнул Витовт.

– Стоит ли нам доверять тебе?!

– Что же мне сделать, чтобы вы поверили в мою искренность?! – понурил голову Витовт.

– Прими веру католическую, стань нашим братом во Христе, и мы поможем тебе.

– Хорошо, я согласен, – после некоторого раздумья, кивнул жемайтский князь.

– Господь просветил твой разум. Он ниспошлёт тебе победу над недругами, – перекрестил капеллан Витовта.

Проводив гостей в опочивальни, Даниил Романович стал совет держать с братом Васильком, друцким князем Димитром, боярами Вячеславом Толстым и Ермеем Демидовичем.

– Предложение тевтонцев, означает принятие католичества, – Василько Романович любовался своими красными, украшенными жемчугом, сапожками. Он усмехнулся: – Это не понравится митрополиту Кириллу.

– Почему?! – пожал плечами Даниил Романович. Князь погладил каштановую бороду: – Сам патриарх Мануил ищет сближения с папой Иннокентием IV, в надежде, что тот поспособствует вернуть патриарший престол в Константинополь.

В 1200 году венецианский дож Энрико Дондоло убедил папу Иннокентия III призвать европейских монархов в Четвёртый крестовый поход. Венецианские купцы согласились оплатить все расходы по транспортировке войска крестоносцев через Средиземное море. Такое религиозное рвение венецианцев объяснялось просто: византийские купцы были их конкурентами в торговле, а соперника следует уничтожать.

Спустя четыре года армия крестоносцев отправилась в путь. Но рыцари поплыли не в Иерусалим, освобождать от мусульман Гроб Господень, а в православный Константинополь. Захватив город, крестоносцы приступили к грабежу, перебив немало жителей. Разорили православный собор Святой Софии, растащили золотую церковную утварь.

Войском крестоносцев командовал граф Болдуин Фландрский. Он основал свою державу: Латинскую империю, в которую вошли земли Византии. В Константинополе крестовый поход и закончился.

Венецианским купцам не нужны конкуренты, потому в Латинской империи началось притеснение византийских греков. Недовольные засильем католиков, православные греки бежали в Малую Азию. Там основали Никейскую империю. Туда из Константинополя переехал православный патриарх.

Мысль о возвращении патриаршего престола в Константинополь, полвека сидела в головах пастырей православной церкви. Патриарх Мануил вёл переговоры с папой римским Иннокентием IV, о содействии в переносе патриаршего престола в Константинополь. Православный патриарх согласился признать верховенство католической церкви.

– Мануил целиком во власти никейского императора Дуки Ватаца, – отвлёкся от созерцания сапог Василько Романович. Волынский князь вздохнул: – Он хочет взять Константинополь силой. Не в его интересах договариваться с папой римским.

– Но тевтонцы предлагают нам помощь в борьбе с литовцами и монголами, – сложил руки на своём необъятном пузе боярин Вячеслав Толстый.

– А что они за помощь попросят?! – хитро прищурился боярин Ермей Демидович. Он развёл руками: – Это нам неведомо.

– Данила Романович, слышал я стороной, что толмач немецкий, Алёша Немчинов, собрался в Киев, – поклонился друцкий князь Дмитр. – Поеду я с ним, и разузнаю у него, что задумали тевтонцы.

– Хорошо, – кивнул галицкий князь. Он встал: – С ответом спешить не будем. Поезжай Дмитр в Киев вместе с Алёшей Немчиновым. Пошлю я с тобой письмо к митрополиту Кириллу.

***

Почти десять лет прошло с разорения киевской земли войском Батыя. С тех пор Киевское княжество не то чтобы обезлюдело, но народу стало меньше. Дело тут не в монгольском нашествии. Рязанское, Суздальское и Владимирское княжества пострадали от монгольского погрома значительно сильнее. Но Батый освободил их от уплаты дани на двадцать лет, а Киевское княжество должно выплачивать десятину. Потому смерды деревнями снимались с места, переселяясь во владимирские, суздальские и рязанские земли. Кто остался, заново отстраивали свои жилища, пахали землю, собирали урожай. Всё так же на киевщине играли свадьбы, крестили детей, гуляли в праздники. На Чёрном шляхе волы, таскали чумацкие27 телеги набитые мешками с солью и бочками с вином. По Чёрному шляху ехали Алёша Немчинов, друцкий князь и его гридни.28

– Да воистину Бог любит землю русскую, – Дмитр проводил взглядом очередную чумацкую повозку, попавшуюся им на встречу. Он улыбнулся: – Верно, сказано в Писании: «Ибо Я знаю, какие планы имею о вас, говорит Господь, планы на благо, а не во зло, чтобы дать нам будущность и надежду». После батыева погрома, думалось мне: «Всё, погибла земля русская». Но живы мы!

– Говорят, тебе довелось с Батыем разговаривать? – Алёша Немчинов с интересом посмотрел на друцкого князя.

– Довелось, – вздохнул Дмитр.

В сентябре 1240 года галицкий князь Даниил Романович узнал, что его давний враг Михаил Черниговский, сидевший на «золотом столе киевском», покинул Киев. Даниил Галицкий решает захватить «золотой стол киевский». Это ему удалось без труда, а когда он узнал что стоит за такой лёгкостью, спешно покинул Киев. Он оставил в городе своего тысяцкого Дмитра.

В начале декабря войско Батыя подошло к Киеву. Монголы приступили к осаде. Чжурчжэни29 попытались подорвать городскую стену. Земля на валу промёрзла, им не удавалось сделать подкоп. Проломить тараном городские ворота тоже не получалось. От сильных морозов замёрзло Козиное болото у Крещатицкого ручья. По замёрзшему болоту монголам удалось подтащить осадные орудия к Лядским воротам. Они единственные в Киеве были плохо укреплены. Там кругом топь, подобраться к воротам тяжело, потому и не укрепили их. Проломив Лядские ворота, монголы ворвались в город.

Киев защищало ополчение. Кузнецы, бондари и пекари в ратном деле уступали нухурам Батыя. Дмитр с ополченцами отступил к детинцу на Старокиевской горе. Обветшалые стены детинца не смогли сдержать монголов. Они ворвались внутрь крепости. В бою Дмитр был ранен, он лежал без сознания, заваленный телами павших ратников.

Монголы, перебив русских воинов, принялись грабить город. Многие киевляне искали спасение в Десятинной церкви, находящейся на краю детинца. Они забаррикадировались в храме. Монголы решили: раз церковь заперта, значит там много золота. Они принесли таранные орудия и стали ломать дубовые церковные ворота. Десятинная церковь была повреждена землетрясением 1230 года, с тех пор она не ремонтировалась. Храм не выдержал ударов таранных орудий. Стены рухнули, погребя под завалами укрывшихся в ней людей.

Спустя двое суток Батый вывел войска из города. Киевляне, кто не погиб от монгольской сабли и не сгорел в огне пожарищ, стали выбираться из своих убежищ. Люди принялись хоронить павших. В сгоревшем детинце горожане нашли едва живого Дмитра. Кто-то донёс об этом монголам. Батый потребовал доставить к нему тысяцкого.

– Ты храбро сражался, – сказал ему Батый. Едва живого Дмитра нухуры поставили на колени перед ханом, и придерживали, чтобы он не упал.

– Хочу дать тебе один совет, – поднял голову тысяцкий. Он посмотрел на Батыя одним глазом, другой открыть не мог из-за запёкшейся крови.

– Какой? – упёр руки в бока хан.

– Тебе незачем оставаться на русской земле, она порушена. Здесь тебе нечего брать, ступай к венграм. Промедлишь, они соберутся силами и тебе их не одолеть.

– Я так и сделаю, – засмеялся Батый.

После штурма Киева, хан дал месяц отдыха своему войску. Всё это время Дмитра лечили лекари-китайцы. Когда монголы ушли на запад, тысяцкий уже стоял на ногах. Он поехал в Холм к князю Даниилу Романовичу. Тот встретил Дмитра ласково, посадил княжить в городке Друцк.

– Одни после поражения теряют княжества, ты же приобрёл его, – улыбнулся Алёша Немчинов.

– Да, из грязи в князи, – вздохнул Дмитр. Он положил руку на меч: – Как думаешь, вместе с тевтонцами, сможем мы одолеть монголов?

– Монголы били немецких рыцарей в Венгрии и Польше. Сам император Священной Римской империи предпочёл не воевать с ними, а заключить тайное соглашение.

– Откуда ты это знаешь?!– друцкий князь посмотрел в глаза Алёше Немчинову.

– Знаю, – пожал плечами тот. Он улыбнулся: – Может и нам лучше договориться с монголами?

– После того как они пожгли Киев?! – воскликнул Дмитр.

– Ты прекрасно знаешь, почему монголы сожгли Киев! – нахмурился Алёша.

Весной 1238 года до киевского князя Ярослава Всеволодовича дошли вести: на реке Сить от монгольской сабли погиб его старший брат Юрий. Был он великим князем владимирским, и после его смерти, великокняжеский трон переходил к Ярославу. Оставил князь в Киеве своего боярина Дмитрия Ейковича, и поехал с дружиною во Владимир. Прослышал про это Михаил Черниговский. Он изгоном взял30 Киев, и прогнал боярина Дмитрия Ейковича.

Два года Михаил Черниговский сидел на «золотом столе киевском», а летом 1240 года, приезжает монгольский посол и заявляет:

– Отдай Киев князю Ярославу Всеволодовичу!

Не хотел Михаил Черниговский уступать «золотой стол киевский», но и ослушаться монголов боялся. Знал он, что монголы жестоко наказывают город за убийство своих послов, вот и придумал коварный план. Устроил черниговский князь пир для монгольских послов, а когда ночью они пошли спать, велел гридням зарезать их.

– Получит Ярослав не золотой стол киевский, а головешки, – ухмыльнулся Михаил Черниговский, покидая ночью Киев.

Спустя месяц Даниил Романович услышал, что «золотой стол киевский» свободен, и поспешил занять его. Узнав, почему Михаил Черниговский покинул город, поспешил уехать и галицкий князь. Он оставил тысяцкого Дмитра в Киеве. В конце ноября 1240 года к Киеву подошло монгольское войско. От полного истребления киевлян спасло то обстоятельство, что Батый обещал Киев князю Ярославу Всеволодовичу. Однако пострадал город сильно.

– Что теперь ворошить прошлое! – махнул рукой князь Дмитр.

Время неумолимо стирает в памяти даже самые трагичные события. Жизнь непременно возьмёт своё: там, где был слышан плач по погибшим, теперь смех и веселье. Чернели сгоревшие стены детинца на Старокиевской горе, заросли бурьяном руины Софийского собора и Десятинной церкви. На Киселёвке сквозь траву и крапиву виднеются головешки сгоревших теремов. Но на Подоле белеют свежими срубами избы, а на Торговище гомонит народ. Здесь можно купить: жито31и скотину, конскую сбрую и глиняную посуду, сочные яблоки и сладкие груши, пышные пироги и настоянный на травах душистый олус.32 Продавцы на все лады расхваливают товар. Рыжий, курносый малый орёт:

– Сбитень33горяч! Кипит горяч! Вот сбитень, вот горячий! Пьют его князь, псарь, да пономарь! Ты тоже мил человек отведай.

– Сколько просишь? – улыбнулся Алёша Немчинов.

– Для хорошего человека почти даром, векша34 за чарку, – парень зачерпнул глиняной кружкой сбитень из бочонка.

– Как идёт торговля? – Алёша дал монетку торговцу.

– Нам лишь бы сбыть, да покупателю угодить, – рассмеялся парень. Он положил денежку в мошну:35 – Князья в платье, и бояре в платье: будет платье и на нашей братии. Теперь в городе посадником боярин Дмитр Ейкович. Он был у нас до батыева разоренья. У боярина светлая голова, а норов не суровый. Вон видишь, рубят терем, это его хоромы.

После смерти князя Ярослава Всеволодовича, великий хан Монгольского улуса Гуюк призвал в Каракорум Александра Невского и его брата Андрея. Князь Александр Ярославович как старший из братьев расчитывал получить ярлык на великое владимирское княжение. Гуюк русских князей принял ласково, но ярлыков не дал. Заявил: он решит, кто из братьев станет великим князем после того, как приедет из Самарканда. Однако вернуться оттуда Гуюку не довелось. Весной 1248 года его отравили.

Регентшей Монгольского улуса стала Огул-Гаймыш, жена Гуюка. Она знала, что Александр Невский старше Андрея. По кочевым обычаям младший сын всегда остаётся у очага отца, и получает в наследство его улус. Исходя из кочевой логики, она объявила:

–Андрей сядет князем во Владимире, а Александр в Киеве.

О том, что владимирский престол является великокняжеским, регентша не ведала. Обязанности джун шу лина36 исполнял кераит37 Чинкай. Ему много забот доставляли споры между сыновьями Гуюка: Наку и Ходжа-Огулом. Каждый из них возомнил себя великим ханом, издавал указы. Это злило остальных чингизидов.38 Ведь только на курултае39 решится, кто станет великим ханом. Чинкай старался сглаживать конфликты, на это уходило много сил. Не было у него желания заниматься ещё и русскими делами. Услышав волю Огул-Гаймыш, он не стал переубеждать регентшу, а выдал Андрею ярлык на великое княжение. Александр Невский решил в Киев не ехать, он послал туда посадником боярина Дмитра Ейковича, а сам отправился в Новгород. Всё это Алеша Немчинов знал, и предложил друцкому князю заехать на Торговище, разузнать, где искать посадника.

– Мне к Дмитру Ейковичу нужно, – попив сбитня, Алёша подъехал в друцкому князю.

– Тогда расходятся наши пути-дороженьки, – улыбнулся Дмитр. – У меня дело к митрополиту Кириллу. Он в Выдубицком монастыре. Поеду туда.

Друцкий князь поехал к Днепру. Там на берегу дубовая роща, возле неё Выдубицкий монастырь. Алёша поскакал к строящемуся терему. Плотники покрывали крышу тёсом, а киевский посадник орал, стоя внизу. Он указывал мастерам, как подгонять доски.

– Дмитр Ейкович, у тебя, что плотники своему ремеслу не обучены? – Алёша Немчинов спешился.

– Митяй поставь в стойло коня гостя! – велел боярин вихрастому пареньку, стоящему поодаль. Тот забрал у Алёши поводья, а посадник взял с пенька горшок с квасом: – Без пастуха, овцы не стадо.

– Я смотрю, оживает понемногу город, – Алёша указал на избы на Подоле.

– Обмельчал Киев, двух тысяч не наберётся, – вздохнул посадник. – Все на Подоле живут, а на Старокиевской горе по ночам волки воют.

Дмитр Ейкович выпил квасу:

– Бог даст, урожай в этом году смерды соберут богатый, будет, чем монголам десятину платить. Баскак40 у нас мусульманин, но по-русски хорошо говорит, и к православным ласково относится.

– Мне нужно повидать его, – улыбнулся Алёша Немчинов, радуясь встрече с другом юности. Батый назначил в Киев баскаком Мубарака аль Ясина, бывшего эмира египетских мамлюков, перешедшего на службу к монгольскому хану.

Много лет назад Алёша и его друг Ефим Ясинич стояли рабами на александрийском невольничьем рынке. Алёшу купил чёрный араб Мустаким и отправил в Аламут, а Ефима приобрёл эмир мамлюков Каска-беки. Ефимка стал мамлюком, и получил имя Мубарак аль Ясин. Спустя годы он выбился в эмиры. Ефим отпросился у султана со службы, и поехал с семьёй на Русь. В Сарае повстречал друга юности Якова Износкова, который служил у Батыя. Тот представил Ефима хану. Оценив его ум, хан отправил Ефима баскаком в Киев.

– За трапезой увидишь баскака, – кивнул киевский посадник. Он улыбнулся: – Позвал я его в гости, а митрополит от моего приглашения отказался. Сказал, что не хочет вкушать яства в обществе магометанина, когда монастырская братия довольствуется одной пареной репой.

Пока Алёша Немчинов с боярином Дмитром Ейковичем обсуждали киевские дела, в келье Выдубицкого монастыря митрополит Кирилл держал пергаментный свиток и беседовал с монахом.

– Сафоний, прочитал я твоё «Слово о полку Игореве», – митрополит положил пергамент на лавку. Стола в кельи не было, он не полагался ни кому в монастыре, даже митрополиту. Кирилл посмотрел на восточный угол кельи, где находились иконы и распятие: – Честной брат, почему ты рассказ ведёшь про поход новгород-северского князя Игоря Святославовича?! Он ничего выдающегося не совершил.

– Владыко, в «Слове» я призываю русских выступить против поганых монголов, – смиренно склонил голову чернец Сафоний.

– Слишком глубоко ты спрятал призыв свой, вряд ли кто разглядит его, – покачал головой митрополит.

– Иначе нельзя Владыко, – развёл руками монах. Он кивнул в окно кельи: – Пишу скрытно, чтобы «Словом» не навлечь беду. Баскак Мубарак, читает и говорит по-русски. Он углядит призыв к бунту.

– Может ты и прав, – задумался Кирилл.

К его келье примыкали небольшие сенцы, где находился диакон Никанор, писец митрополита.

– Владыко, друцкий князь Дмитр, просит дозволения говорить с тобой, – заглянул диакон в келью митрополита.

– Оставь у меня «Слово», отдам его писцам переписывать, – кивнул Кирилл. Монах поклонился и вышел. Митрополит крикнул в сени: – Отец Никанор зови князя!

Дмитр привёз митрополиту письмо от Даниила Романовича. Галицкий князь знал, что Кирилл собирается перенести кафедру митрополита во Владимир на Клязьме. Кириллу казалось бесперспективным оставаться в разорённом Киеве. Даниил Романович в своём послании просил митрополита посодействовать браку его дочери Устиньи с великим князем Андреем Ярославовичем.

– Передай Даниилу Романовичу, вскоре поеду я во Владимир. Там приложу все силы, чтобы выполнить наказ его.

Загрузка...