Глава 2 День знаний – 1 сентября

1 сентября во всех российских школах отмечается День знаний. Этот праздник был официально учреждён Верховным Советом СССР в 1984 году. Традиционно этот день начинается с торжественной общешкольной линейки, на которой присутствуют все классы и педагогический коллектив в полном составе. После линейки классы расходятся по аудиториям, где их ждёт самый первый урок нового учебного года. Как правило, это необычный урок, больше напоминающий встречу друзей после длительного расставания. Ребята рассказывают о том, как они провели лето, а классный руководитель поздравляет их с новым учебным годом и вкратце обрисовывает ожидающие школьников перспективы.

Свободная форма первого урока позволяет обыграть его таким образом, чтобы он запомнился подросткам надолго и зарядил их позитивной энергией на предстоящий учебный год. При этом следует учитывать, что возможности классного руководителя как организатора праздничного мероприятия в данном случае сильно ограничены как во временном, так и в пространственном отношении. Это значит, что праздник не должен быть слишком длинным, а проводить его лучше непосредственно в классной аудитории.

При создании праздничного мероприятия на День знаний ни в коем случае нельзя упускать из виду главный повод, по которому ребята "собрались". Праздничный сценарий должен быть тематически связан со школой, учёбой и теми учебными предметами, которые учащиеся либо уже прошли на предыдущей ступени школьного образования, либо будут проходить в наступившем году.

Сценарий торжественной линейки (для всех классов)

Общешкольная линейка проводится перед первым уроком и, как правило, длится не более 30 минут. Учащиеся 1-11 классов, их

родители и педагогический коллектив собираются на школьном дворе или на площадке возле школы (иными словами, на том месте, где будет проходить торжественная линейка). На случай дождливого сентябрьского утра важно предусмотреть вариант проведения торжественной линейки в помещении.

Играет музыка. Школьники группируются вокруг своих классных руководителей, которые держат в руках таблички с обозначением класса. Первоклассники выстраиваются таким образом, чтобы иметь возможность первыми зайти в школу, торжественно пройдя мимо всех остальных классов. Этот момент надо обязательно отрепетировать с классными руководителями первых классов.

Торжественная линейка начинается со звуков фанфар, призывающих учеников, их учителей и родителей к порядку и тишине. Затем звучит гимн страны или города, если таковой имеется.

Протокольная часть линейки состоит из приветственных выступление директора школы и некоторых членов педагогического коллектива. Если на празднике присутствуют официальные гости, например, представители администрации района или города, ветераны Великой Отечественной войны, спонсоры, то им тоже предоставляется короткое слово. Обратите внимание, что выступления не должны быть пространными – максимум пара минут. Первоклассники, присутствующие на линейке, могут заскучать, если протокольная часть будет слишком нудной и длинной.

Чтобы торжественная линейка не была излишне официальной и скучной, её можно разбавить диалогами с лёгким налётом юмора. Например, преамбулой к приветственному выступлению директора может послужить следующий диалог:

Директор (обращаясь к ведущему). Школа к новому учебному году готова?

Ведущий. Готова.

Директор. Учителя рады встретить учеников?

Ведущий. Рады.

Директор. Ученики пришли?

Ведущий. Пришли. Некоторые даже с родителями.

Директор. Значит, можно начинать учёбу!

Ведущий. Нельзя.

Директор. Почему?

Ведущий. Полагается провести перекличку.

Директор (изумлённо). Поимённую?

Ведущий. Ну да! Я всё подготовил. (Протягивает директору кипу листов.) Вот списки учеников всех классов.

Директор растерянно смотрит на списки.

Директор. Вы, что, всех учеников собираетесь перечислять?

Ведущий. Конечно, всех. Или вы можете так сказать, кто присутствует, а кто отсутствует?

Директор. Могу. (Делает вид, что просматривает списки.) Эти присутствуют. Эти тоже. Этих я видел. Эти проходили…

Ведущий. Что-то подозрительно. Неужели все присутствуют?

Директор. А, вот! Этот отпрашивался. (Тычет пальцем в листок.)

Ведущий. И что, отпустили?

Директор. Нет, не отпустил. Так что, все здесь! От первого до последнего.

Ведущий. До последнего? А вот последнего я как раз проверю.

Ведущий называет фамилию последнего ученика 11 "Б" класса. Тот откликается: "Здесь!".

Директор. Ну вот, видите, я же говорил – до последнего! Так что пора начинать учёбу. Но прежде разрешите поздравить учеников с Днём знаний!

Директор произносит приветственную речь, которую можно оформить в виде "Приказа":




Приказ № 1 по школе № от 1 сентября года

1. О выпускниках

В соответствии с датами рождения утвердить в звании "Выпускники" учащихся 11-х классов.

2. О первоклассниках

Посвятить в ученики тех, кто отважился поступить в школу и решил посвятить целых 11 лет своей жизни покорению вершин человеческого знания, – наших первоклассников.

3. Об учителях

Педагогам школы ПРИКАЗЫВАЮ:

– учеников всему научить,

– примером им во всем быть,

– школе верой и правдой служить,

– работу свою любить!

4. О родителях

Дабы мир и согласие были в каждом доме, а изучение наук доставляло радость, ПРИКАЗЫВАЮ:

– детям родителей своих почитать, их терпением не злоупо треблять, выполнять за себя домашние задания не заставлять!

– родителям в любви своей запретов не чинить, по пустякам не командовать и тягу детей своих к знаниям укреплять методами сугубо гуманитарными.

Директор __________(ФИО)

Основной акцент на торжественной линейке делается на крайних классах – первых, которые впервые переступают порог школы, и одиннадцатых, завершающих школьное образование, а также на девятых классов. Ведь для некоторых девятиклассников новый учебный год окажется последним.

Ведущий. В конце прошлого года мы выпустили два 11-х класса. В этом году им на смену пришли аж три (четыре) 1-х класса! Как говорится, нашего полку прибыло! Первоклассники – поистине неиссякаемый источник новых школьных кадров. И мы с удовольствием поздравляем учеников первых классов с их первым в жизни учебным годом!

Желательно, чтобы одиннадцатиклассники подготовили обращение к первоклассникам. Например, с советами, как "выжить" в школе, написанными в стихотворной форме:

Одиннадцатиклассник.

Дорогие первоклассники!

Мы намного старше вас

И горим желанием

Донести до вас советы

И наши пожелания!

Одиннадцатиклассница.

Будьте вежливы со всеми,

Страшим не грубите!

Одиннадцатиклассник.

Всех быстрей на перемену

Мчаться не спешите!

Одиннадцатиклассница.

Чаще, шире улыбайтесь,

Смейтесь звонче, веселей!

На несчастья отзывайтесь

Добротою вы своей!

Одиннадцатиклассник.

"Грызть" науку на потом

Вы не оставляйте!

Одиннадцатиклассница.

На уроки все ходите

И классику читайте!

Одиннадцатиклассник.

Полюбите физкультуру —

В жизни пригодится:

Скорректировать фигуру,

Накачать вам мышцы.

Одиннадцатиклассница.

Что ж, смелее в долгий путь,

Школьный, интересный!

А в дороге не забудьте

Дом, друзей и песню!

Выпускники исполняют песню "Учат в школе" (см. Приложение 2).

На плечи одиннадцатиклассников ложится обязанность приготовить памятные сувениры для новых учеников школы. Это могут быть красивые воздушные шарики, брелоки, маленькие колокольчики (которые первоклассников просят сохранить до конца школы, до их собственного "Последнего звонка") или же тетрадки, подписанные старшеклассниками, а то и самим директором школы. После исполнения песни одиннадцатиклассники вручают первоклашкам подарки.

Первоклассники могут подготовить "ответное слово" одиннадцатиклассникам, но, в принципе, это необязательно.

Завершается торжественная линейка "первым звонком" (по аналогии с последним).

Ведущий последовательно один за другим называет классы. Названные ученики вслед за классными руководителями заходят в школу. Первыми покидают место проведения линейки первые классы.

Уроки Знаний у каждого класса проходит по своему праздничному сценарию.

Сценарий Дня знания "Простые числа" (для учащихся 9 класса)

После общешкольной линейки девятиклассники заходят в класс и рассаживаются по своим местам. Роль ведущего исполняет классный руководитель.

Ведущий. Вы перешли в девятый класс. Это значит, что вам предстоит отчитаться за каждый проведённый в этих стенах год. 8 лет – 8 заданий. Вот такие простые числа!

Ведущий предлагает ребятам разбиться на две команды. Причём команды должны быть равными по возможностям. Чтобы не получилось так, что одна команда целиком и полностью состоит из отличников, а вторая – из одних двоечников, ведущий формирует команды сам, например, по алфавиту (до "Л" – одна команда, с "М" – другая) или просто разбив класс на правую и левую половину. Каждая команда выбирает капитана.

Ниже приводятся 8 заданий, которые должны выполнить обе команды:

ОДИН – "Самый-самый"

Ведущий. Самый большой океан на Земле – Тихий. Самый большой остров – Гренландия. Самая большая пустыня?

Учащиеся. Сахара.

Ведущий. Как вы понимаете, этот список можно продолжать до бесконечности. Самый большой, самый маленький, самый высокий, самый глубокий… И сейчас я проверю, насколько хорошо вы усвоили за эти годы географию. Да и историю заодно!

Ведущий произносит вслух вопросы, один за другим. Задача команд – правильно ответить на них. Первой на вопрос отвечает та команда, капитан которой быстрее поднимет руку.

Вопросы к первому конкурсу:

1. Самое крупное ущелье. (Большой Каньон в США)

2. Самая длинная горная цепь. (Анды)

3. Самая засушливая пустыня. (Атакама в Чили)

4. Самый высокий водопад. (Анхель в Венесуэле)

5. Самая высокогорная столица. (Ла-Пас, столица Боливии)

6. Самый обширный речной бассейн. (Бассейн реки Амазонки)

7. Самая длинная река (Нил)

8. Самая высокая гора. (Эверест, или Джомолунгма)

9. Самое большое озеро. (Каспийское море)

10. Самое глубокое озеро. (Байкал)

11. Самый длинный коралловый риф. (Большой Барьерный риф у берегов Австралии)

12. Самый крупный монолит. (Айерс-Рок в Австралии)

13. Самое большое государство. (Россия)

14. Самое маленькое государство. (Ватикан)

15. Самое многолюдное государство. (Китай)

16. Самый многолюдный город. (Токио)

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

ДВА – "Двойные фамилии"

Ведущий предлагает девятиклассникам вспомнить все известные им двойные фамилии. Например: Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Сухово-Кобылин, Муравьёв-Апостол, Сетон-Томпсон, Бонч-Бруевич, Кюри-Склодовская и т. д.

Команды по очереди дают ответы. Начинает конкурс команда, набравшая большее количество баллов в предыдущем конкурсе. За каждую двойную фамилию начисляется 2 балла.

ТРИ – "Начни на "три-"

Ведущий предлагает девятиклассникам перечислить все известные им слова, начинающиеся на "три-". Обязательное условие: это должны быть имена существительные в единственном числе, именительном падеже! Например: триатлон, триптих, трилогия, трио, тритон, триумф, трибуна, трибунал, триада, трикотаж, трико, тризна, тригонометрия и пр.

За каждое реально существующее слово начисляется 1 балл.

ЧЕТЫРЕ – "На четыре буквы"

Ведущий предлагает подросткам назвать четыре согласные буквы, желательно из тех, что используются в русском языке чаще всего. Девятиклассники сообща выбирают 4 согласных буквы. После этого ведущий просит их придумать как можно больше существительных, которые включали бы в себя эти буквы, причём все сразу. В слове буквы могут стоять в любой последовательности. Например, названы буквы "К", "Л", "С" и "Т". Слова к ним могут быть следующими: "телескоп", "кислота", "стрелка", "классификатор"…

За каждое слово, содержащее все 4 буквы, начисляется по 2 балла.

ПЯТЬ – "Словесная пятёрка"

Ведущий предлагает всем девятиклассникам написать в столбик слово из пять букв. Это должно быть одинаковое для всех слово. Например:

Б

А

Р

А

К

Задача старшеклассников – дописать к каждой букве ещё несколько букв так, чтобы получилось пять слов. При этом слова подбирают таким образом, чтобы в результате вышло осмысленное предложение. Например:

Бабуся,

Ахнув,

Рванула

Аварийный

Кран.

Когда старшеклассники напишут предложения, они по очереди зачитывают их вслух. За каждое удачное предложение начисляется по 2 балла. Индивидуальные достижения игроков идут в командный зачёт.

В завершение конкурса можно выбрать самое смешное, самое умное, самое нелепое предложение и пр.

ШЕСТЬ – "Назови шесть"

Ведущий просит девятиклассников выполнить следующие задания:

1. Назвать шесть английских писателей.

2. Назвать шесть русских полководцев.

3. Назвать шесть французских художников.

4. Назвать шесть немецких философов.

5. Назвать шесть итальянских композиторов.

6. Назвать шесть американских политиков.

Ведущий озвучивает первое задание. Право ответа получает та команда, капитан которой первым поднимет руку. Если команда даст правильный ответ, то есть правильно назовёт все 6 фамилий, то команда получает 6 баллов. Если не все фамилии будут правильными, тогда право ответа переходит ко второй команде. Если вторая команда назовёт все 6 фамилий правильно, тогда она получает 6 баллов. Если же не все фамилии, предложенные второй командой, будут верными, тогда ни вторая, ни первая команда не получают ни балла.

Ведущий называет второе задание. На этот раз право отвечать первой получает та команда, которая на первый вопрос отвечала второй. В остальном схемы ответов и начисления баллов остаются такими же (для всех шести заданий данного конкурса).

СЕМЬ – "Крылатая семёрка"

Ведущий предлагает вспомнить пословицы, поговорки, крылатые слова, фразеологизмы и устойчивые выражения, в которых встречается слово "семь". Например:

У семи нянек дитя без глаза.

Семь раз отмерь, одни раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Не велик городок, да семь воевод.

И праведник семь раз в день согрешает.

Семеро ворот, да все – в огород.

Лук – от семи недуг.

Ему семерых посади – всех до смерти заврёт!

Старик, да лучше семерых молодых.

Из семи печей хлеб едал.

Семь пятниц на неделе.

Семи пядей во лбу.

На семи ветрах.

Великолепная семёрка.

Семь чудес света.

Седьмое небо.

Семь футов под килем.

Семеро по лавкам.

За каждое названное выражение начисляется по 3 балла.

ВОСЕМЬ – "Быстро и внимательно"

(Конкурс капитанов)

Ведущий приглашает к себе капитанов и даёт им карточки с 8-ю парами слов и словосочетаний. Задача капитанов – быстро (!) просмотреть на свою карточку и отметить пары, состоящие из одинаковых словосочетаний, то есть те пары, в которых составные части абсолютно идентичны. Время выполнения задания – 15 секунд.

Карточка для капитана первой команды:

1. Мосточлегмаш – Мосторглегмаш

2. Компьютеры фирмы "Apple" – Компьютеры фирмы "Apple"

3. ВГТРК "Культура" – ВГРК "Культура"

4. Комсомольско-молодёжные бригады – Комсомольско-молодёжные бригадиры

5. Февральская революция – Февральская революция

6. VI Всероссийский съезд металлистов – VI Всесоюзный съезд металлистов

7. Рекламная кампания – Рекламная компания

8. Америка для американцев – Америка для американцев Карточка для капитана второй команды:

1. Станкомехпромтехбанк – Станкомехпромтехбанк

2. Отчёт ВЦИК и СНК IX – Отчёты ВЦИК и СНК XI

3. Телевизоры марки "Sony" – Телевизоры фирмы "Sony"

4. Демографический бум – Демократический бум

5. АО "ИПК Олдинг" – АО "ИПК Олдинг"

6. Культурно-спортивный комплекс – Культурно-спортивный комплекс

7. Октябрьская революция – Октябрьская революция

8. Руки прочь от Советской России! – Руки прочь от Советской Армии!

Капитан, который за отведённое время правильно справится с заданием, получает 8 баллов. Если ни один из капитанов не справится с заданием полностью, то капитан, правильно отметивший бо́льшее количество пар, получает по 1 баллу за каждую пару. Второй капитан не получает ничего.

По окончании восьмого конкурса ведущий подсчитывает суммарное количество баллов, набранных каждой командой. В результате определяется команда-победительница, в честь которой звучат фанфары и бурные аплодисменты.

Ведущий. Вижу, что вы не зря провели за школьными партами все эти 8 лет и созрели для того, чтобы стать девятиклассниками! Но чтобы получить сей почётный титул, необходимо произнести особую клятву, сочинённую французскими школярами ещё в XIV веке.

Ведущий достаёт рулон, древний на вид, и аккуратно разворачивает его.

Ведущий. Из уст в уста передаётся эта клятва, от поколения к поколению. Вот настал и ваш черёд! Прошу всех встать на клятву-посвящение!

Девятиклассники встают.

Ведущий. Повторяйте за мной. Клянёмся в смирении и неутомимом прилежании!

Ученики. Клянёмся!

Ведущий. Клянёмся, отказавшись от собственной воли, следовать за гласом приказующего, то есть учителя!

Ученики. Клянёмся!

Ведущий. Клянёмся повиноваться с ясным духом, безропотно и безответно!

Ученики. Клянёмся!

Ведущий. Клянёмся не поднимать руку, чтобы бросить! А если бросить, то не попасть!

Ученики. Клянёмся!

Ведущий. Клянёмся выполнять правила хорошего тона!

Ученики. Клянёмся!

Ведущий. Да будет так! Отныне вы – девятиклассники, и это звучит гордо!

Сценарий Дня знаний "Давайте знакомиться!" (для учащихся 10 класса)

Это сценарий предназначен для учащихся 10 классов. Цель праздника – сплотить новый коллектив, возникший в результате объединения ребят из нескольких 9-х классов.

После общешкольной линейки десятиклассники заходят в класс и рассаживаются по местам. Роль ведущего исполняет классный руководитель.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Всего несколько часов тому назад закончилось лето… Ах, лето! Как прекрасно оно было! Как упоительно и восхитительно, не правда ли?

Учащиеся отвечают.

Ведущий (другим тоном). И как быстро оно закончилось! Всего каких-то 3 месяца! Разве за это время можно по-человечески отдохнуть?! Кстати, а как вы провели это лето? Где отдыхали? Как загорали?

Учащиеся отвечают.

Ведущий. А по школе соскучились?

Учащиеся отвечают.

Ведущий. Как бы то ни было, лето закончилось, и впереди нас ждут осень, зима и весна. Начинается новый учебный год. И хотя вы уже в некоторой степени привыкли каждый год 1-го сентября приходить в школу, этот год не совсем обычный. Во-первых, он предпоследний. А во-вторых, в этом году вам предстоит учиться в новом классе, с новыми ребятами. Конечно же, вас нельзя назвать совсем уж незнакомцами, так как шапочно вы друг с другом знакомы. Как минимум, видели издалека. Тем не менее, за одними партами сидеть вам не приходилось. Между тем грядущие 2 года вам предстоит провести вместе, и новые одноклассники, возможно, станут вашими новыми друзьями. Хорошо, если у вас обнаружатся общие интересы и взаимные симпатии. Ведь в сплочённом классе учиться значительно приятнее, чем в разобщённом! Так что, давайте знакомиться поближе!

Первым делом ведущий предлагает десятиклассникам представиться, но сделать это не совсем обычным способом. Каждый ученик должен назвать своё имя и самую характерную черту характера. Например: "Меня зовут Алик, и я – оптимист" или "Я – Ирэн, и моё главное качество – общительность". Подростку необязательно называть своё полное имя (Александр или Ирина). Это может быть сокращённое, уменьшительно-ласкательное имя или даже прозвище, если оно важно́ для самого подростка.

Можно попросить ребят назвать не главную черту своего характера, а любое присущее им качество, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например: "Меня зовут Алик, и я – аккуратный человек".

Далее ведущий проводит более сложную и развёрнутую игру на знакомство, например, "5 интересных вещей".

Игра "5 интересных вещей"

Ведущий предлагает десятиклассникам разбиться на пары. Желательно, чтобы это не были соседи по парте. Предпочтительнее пары из подростков, которые раньше практически не общались, так как учились в разных классах.

Ребята в парах мимикой и жестами, то есть без слов (!), "рассказывают" друг другу о пяти самых интересных для них вещах. Это могут быть любимые виды деятельности, предметы, люди и пр. Иными словами, всё, что может интересовать подростка и о чём можно поведать другому человеку без слов. Время выполнения задания – 5 минут. После этого каждый подросток в паре должен представить своего напарника всему классу, опять же используя только мимику и жесты, "рассказать" то, что он понял сам.

Игра завершается всеобщим обсуждением по поводу того, насколько хорошо ребята поняли то, что им пытались поведать одноклассники.

Ведущий. А сейчас посмотрим, насколько близки ваши интересы.

Ведущий предлагает каждому подростку взять листок бумаги и на одной стороне листка написать свой воображаемый адрес, а на другой – своё хобби, которое он хотел бы разделить с другими ребятами. После этого ведущий собирает все записки и пускает их по классу. Если подросток готов разделить то увлечение, которое написано на листке, то он пишет под ним своё имя и свою фамилию; если не готов, то просто передаёт лист бумаги следующему ученику. Когда каждая записка обойдёт весь класс, она снова попадает в руки ведущего. Собрав все записки, ведущий раздаёт их первоначальным адресатам. Для этого он громко зачитывает адрес, на который должен откликнуться подросток, указавший его. Подростки изучают свою почту в течение нескольких минут, после чего им предлагается создать группы по увлечениям – с теми одноклассниками, которые разделяют их хобби.

Если у подростка несколько увлечений, то он вправе пустить по классу несколько записок со своим адресом. Правда, при разбивке на группы ему придётся ради одного увлечения "пожертвовать" всеми остальными своими хобби.

Когда группы по увлечениям будут созданы, ведущий предлагает каждой группе придумать то, как она может выразить общность интересов её членов. Например, группа любителей караоке может исполнить какую-нибудь песню, группа поэтов – сочинить оду…

Ведущий. Ну вот, теперь мы знаем друг друга значительно лучше! Только насколько лучше – вот вопрос! Предлагаю провести небольшой тест на тему "Насколько хорошо мы друг друга узнали".

Ведущий проводит игру "Объявление в газету".

Игра "Объявление в газету"

Ведущий просит каждого десятиклассника написать о себе объявление в газету. Подросток может написать в объявлении всё, что ему взбредёт в голову, всё, что он захочет рассказать о себе одноклассникам. Никаких ограничений по форме и по содержанию нет! Готовые объявления сдаются ведущему, который зачитывает их вслух, одно за другим. Задача ребят – узнать, кто автор объявления.

Ведущий. Похоже, что за эти 30–40 минут вы успели неплохо друг друга изучить! Настало время составить общий свод принципов, согласно которым ваш класс будет жить и учиться в этом учебном году. Предлагайте свои принципы, и мы все вместе рассмотрим их: подходят ли они для нашего нового класса или нет. Начинайте идею со слова "можно". Например: "Можно каждый день желать друг другу доброго утра".

Если ребята не слишком активны в выработке принципов, то рекомендуется предложить им групповую форму работы. Каждая группа, созданная на базе общих увлечений, должна будет разработать несколько принципов общежития, а затем вынести их на всеобщее обсуждение. Одобренные всем классом принципы записываются на доске. Позже их можно будет написать на бумаге и вывесить в классной аудитории, чтобы старшеклассники имели к ним доступ на протяжении всего года. В разрешении конфликтных ситуаций, то и дело возникающих на протяжении учёбы, всегда можно будет обратиться к означенным принципам.

Ведущий. А сейчас я предлагаю вам представить, какими будут предстоящие годы совместного обучения. Для этого я прошу каждого из вас по очереди назвать одно прилагательное. Я впишу эти прилагательные вот в этот текст (ведущий показывает лист бумаги с текстом), а затем прочитаю то, что получилось.

Десятиклассники по очереди называют прилагательные. Ведущий вписывает их в следующий текст:

"Прошло ________________ лето, закончились ______________ каникулы, наступил _____________________ учебный год. ______________

школа распахнула свои ______________ двери для ________________

ребят. Здесь их встретили ___________________ классы,

________________ столовая и __________________ спортивный зал. Ах,

какая ______________ жизнь начнётся в этих _____________ стенах!

Вместе со своими __________________ учителями _______________

ученики будут вгрызаться в гранит знаний, постигать

________________ науки и осваивать новые _______________ виды деятельности. ______________ повара будут готовить им

___________________ обеды, а _________________ врачи будут следить

за их ____________ здоровьем. И когда __________________ учебный

год закончится, ___________________ ученики забросят свои

______________ рюкзаки с _________________ учебниками и побегут на

________________ речку. Снова придёт ______________ лето, а вместе

с ним – и ________________ каникулы"


Когда текст будет готов, ведущий зачитывает его вслух. Чтобы текст получился весёлым, необходимо изначально сориентировать подростков на то, чтобы они предлагали нетривиальные и смешные прилагательные. Ведущий непринуждённо комментирует текст, после чего желает десятиклассникам удачного учебного года.

Сценарий Дня знания "Энциклопедия школьной жизни" (для учащихся 11 классов)

После общешкольной линейки одиннадцатиклассники заходят в класс и рассаживаются по своим местам. Роль ведущего исполняет классный руководитель.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Вот и наступил последний учебный год. Он не обещает быть лёгким, как и все предыдущие годы. Но без сомнения, это будет особенный и очень волнительный год. Последний в вашей школьной биографии. У многих из вас впереди ещё не один год учёбы – в институте, на курсах, в аспирантуре, но это уже совсем другая история. Я же вам предлагаю сейчас оглянуться назад и вспомнить все те годы, что вы провели в стенах этой школы, надеюсь, любимой. А плодом наших воспоминаний станет "Краткая энциклопедия школьной жизни". Ведь кому, как не вам, одиннадцатиклассникам, знать, что такое школьная жизнь! Ну что, готовы?

Одиннадцатиклассники. Готовы!

Ведущий. Тогда предлагаю экспертам школьной жизни разделиться на две научные команды.

Дабы не затягивать процесс деления на команды, ведущий может это сделать самолично, например, по половому или по географическому признаку.

Ведущий. И начнём мы нашу работу по составлению энциклопедии с определения некоторых школьных понятий.

Конкурс "Школьный словарь"

Конкурс состоит из двух этапов.

На первом этапе ведущий зачитывает подросткам "каверзные" определения и просит их сказать, о чём идёт речь. Отвечает тот подросток, который первым поднимет руку.

Определения:

1. Школьный абориген, о ковёр которого лучше не вытирать ноги. (Директор)

2. Самый "тёртый калач" в школе. (Выпускник, одиннадцатиклассник)

3. Пропуск на волю, подтверждающий отсидку 11-летнего срока. (Аттестат об окончании средней школы)

4. Место, у которого можно и ответить (в том числе за "базар"), и получить (в том числе по шее). (Доска)

5. Урок, во время которого можно на законных основаниях подцепить вирус или поймать глюк. (Урок информатики)

6. Красная цена знаний нерадивых учеников. ("Двойка")

7. Непродолжительная, но регулярная "расслабуха". (Перемена)

8. Место, где едят то, не знаю что, и запивают тем, не знаю чем. (Столовая)

9. Место, из которого во время урока можно выудить часть лиц, не достающих на нём. (Столовая или туалет)

10. В нём можно найти всё, что угодно, даже остатки прошлогоднего завтрака, но только не то, что необходимо для учёбы. (Рюкзак, портфель)

11. Главный звеняще-вибрирующий раздражитель учителей на уроке. (Мобильный телефон)

12. Любимая всеми возрастами одежда, часто потрёпанная и дырявая, неофициально ставшая школьной формой, причём не только среди учеников, но и среди учителей. (Джинсы)

Чтобы справиться с этим задание, старшеклассникам придётся проявить не столько эрудицию, сколько смекалку и чувство юмора.

Вторая часть конкурса заключается в том, что каждая команда должна за 5-10 минут придумать свои определения для школьного словаря и предложить их команде-сопернице.

Конкурс "Школьные ассоциации"

Ведущий предлагает обеим командам 2 одинаковых набора карточек: один – с реалиями школьной жизни, второй – с крылатыми выражениями. Задача команд – найти между ними соответствия, то есть подобрать к каждой реалии крылатое выражение, которое наиболее точно и остроумно выражало бы её суть. Конкурс продолжается до тех пор, пока обеими командами не будут найдены все соответствия. После этого капитаны команд зачитывают свои варианты вслух.

Примеры ассоциаций:

1. Дорога в школу – "Звериной тропой"

2. Дорога из школы – "Светлый путь"

3. Завхоз – "Скупой рыцарь"

4. Классный руководитель – "Укротительница тигров"

5. Класс – "Беспокойное хозяйство"

6. Классное собрание – "Много шума из ничего"

7. Родительское собрание – "Суд народов"

8. Выпрашивание денег у родителей – "Хождение по мукам"

9. Кабинет до уборки – "На графских развалинах"

10. Кабинет после уборки – "Поднятая целина"

11. Массовый опрос – "Молчание ягнят"

12. Ответ у доски – "Репортаж с петлёй на шее"

13. Классное сочинение – "Записки сумасшедшего"

14. Отличник, получивший плохую отметку, – "Не всё коту масленица"

15. "Двойка" за подсказку – "Горе от ума"

16. Вызов на педсовет – "Укрощение строптивого/строптивой"

17. Буфет – "Доходное место"

18. Гардероб – "Куликовская битва"

19. Дискотека – "Ярмарка невест"

20. Воскресенье – "Луч света в тёмном царстве"

Конкурс "Иллюстраторы"

Ведущий. Для нашей энциклопедии понадобятся иллюстрации. Приглашаю по два "художника" от каждой команды. Им предстоит проиллюстрировать энциклопедическую статью "Учитель начальных классов".

"Художники" одной команды обсуждают между собой, что они будут рисовать. Изображение не должно быть слишком сложным, так как рисовать придётся с закрытыми глазами. После этого каждой паре необходимо решить, кто из них будет рисовать, а кто – объяснять, что рисовать. Первому игроку завязывают глаза, дают в руки фломастер и подводят к доске, на которой висит лист ватмана. Второй игрок внимательно следит за тем, что рисует его товарищ, и словами подсказывает ему, в каком направлении вести фломастером.

Второй вариант конкурса. Ведущий приглашает к доске по одному "художнику" от каждой команды. Задача "художников" – выполнить требуемый рисунок фломастером, привязанным в лыжной палке. При этом лыжную палку нужно держать на весу, а не класть на плечо! Данный конкурс выполняется на время, что добавляет ему остроты.

Конкурс "Реклама – двигатель учёбы"

Ведущий. Ответьте-ка мне, пожалуйста, на следующий вопрос. Как называется наука о том, кто, когда, зачем, почему и во что нам всё это встало?

Ответ – история. Ответ не слишком очевиден, но после конкурса "Школьный словарь" ребята должны с ним справиться.

Ведущий. Если зелёное или дёргается, то это изучает…

Старшеклассники. Биология!

Ведущий. Если дурно пахнет, то…

Старшеклассники. Химия!

Ведущий. А если не работает, то…

Старшеклассники. Физика!

Ведущий. А какой новомодный предмет призван научить, "как стать миллионером"?

Старшеклассники. Экономика!

Ведущий. Великолепно! Вы схватываете самую суть школьных предметов! Видно, не зря провели в стенах средней школы 10 лет! И вот вам следующее задание – придумайте завлекающую рекламу для основных школьных предметов. Излишне говорить, что не все ученики одинаково ретиво вгрызаются в гранит науки. Немало и таких, кто стремится увильнуть от учёбы. Ваша задача – убедить последних, что рекламируемый вами предмет не только нужен, но и очень интересен.

Ведущий предлагает старшеклассникам подготовить короткие рекламные тексты по основным школьным предметам: литературе, русскому языку, математике, истории, физике, химии, биологии, географии, информатике, физкультуре, иностранному языку, ОБЖ. При создании роликов можно пользоваться "шпаргалками" – цитатами из известных телевизионных роликов, которые ведущий раздаёт командам. В качестве шпаргалок лучше использовать нейтральные цитаты, которые, при желании, можно применить к чему угодно. Например, такие:

Лучше, чем деньги!

Жизнь в твоём вкусе.

Почувствуй разницу!

Для тех, кто и вправду крут.

Не просто, а очень просто.

Имидж – ничто, _____________ – всё!

Время выполнения задания – не более 10 минут.

Конкурс "Дневниковые записи"

Ведущий. Скажите мне, ребята, как называется канцелярский предмет, моментально пропадающий куда-то при каждом требовании учителя положить его на стол?

Старшеклассники. Дневник!

Ведущий. Ну, кто бы сомневался! И даже можете объяснить, почему он всегда мистическим образом пропадает?

Подростки отвечают.

Ведущий. Так дело всё в этих маленьких циферках и безобидных записях?! Господа, ну не мне вас учить, как вывести "двойку" или исправить гневную запись! Как-никак одиннадцатый класс! Кстати, о дневниковых записях…

Ведущий раздаёт командам листочки с записями, типичными для школьных дневников. Задача команд – переделать записи таким образом, чтобы они приобрели противоположный смысл: не ругали, а хвалим ученика. Например: упрёк "Опоздал на урок" одним росчерком пера легко превратить в похвалу "Ваш сын ни разу не опоздал на урок! Молодец!"; а гневное "Нет домашнего задания!" не составит труда переделать в победное "Нет такого домашнего задания, которое бы не сделала ваша дочь!". Время выполнения задания – 5 минут, после чего ведущий собирает листочки и зачитывает самые смешные и остроумные варианты переделанных записей.

Конкурс "Объяснительная"

Ведущий. На что у каждого порядочного ученика найдётся тысяча и одна причина?

Одиннадцатиклассники перечисляют наиболее частые случаи, когда им приходится оправдываться перед учителями (например: опоздание на урок, прогул, разбитое стекло, сломанный стул и пр.).

Ведущий. А теперь представьте себе ситуацию, что вы три дня подряд опаздываете в школу. Классный руководитель просит вас написать объяснительную записку. Ваша задача написать самую фантастическую объяснительную, какую только можно придумать. При этом она должны звучать достаточно убедительно.

Время выполнения задания – 2–3 минуты.

Конкурс "Подсказка"

Ведущий. Иногда приходится оправдываться и за подсказку! Вроде бы сделал доброе дело – помог товарищу, но никто не торопится за это хвалить! Впрочем, это никоим образом не относится к нашему следующему конкурсу, во время которого вы не только можете подсказывать, вам даже придётся это делать, чтобы выполнить конкурсное задание.

От каждой команды приглашается по 2 игрока. Ведущий просит их представить следующую ситуацию. Урок литературы. Оба игрока (от каждой команды) отвечают на уроке. Один подросток знает стихотворение, а другой – нет. Задача первого игрока – с помощью мимики и жестов передать второму игроку текст стихотворения. Причём делать это надо ловко, чтобы второй игрок успел достаточно быстро и ладно прочесть стихотворение, дабы учитель ничего не заподозрил. Текст стихотворения первый игрок получает от ведущего.

Конкурс "Экзамены"

Ведущий. У нас осталась неохваченной ещё одна статья будущей энциклопедии. Наверное, самая сложная. На букву "Э".

Старшеклассники делают предположения, какую статью имеет ввиду ведущий.

Ведущий. В конце учебного года вас ожидают экзамены. А экзамены – это всегда стресс, даже если ты знаешь ответы на все вопросы и чувствуешь себя достаточно уверенно. Сегодня, в самом начале года, я предлагают провести предварительную репетицию экзаменов. Быть может, она поможет вам немного ослабить страх перед грядущими экзаменами. У меня в руках "билеты" с вопросами, на которые вам придётся публично ответить. Кто готов рискнуть? Кто самый смелый?

Желающие ученики по очереди тянут "билеты" и отвечают на вопросы. Понятно, что это не должны быть сложные вопросы, так как речь не идёт о настоящих экзаменах!

Вот примерные вопросы для данного конкурса:

1. Вспомните о самом смешном случае из школьной жизни.

2. Продолжите предложение: "Если бы я был директором школы…"

3. Каковы ваши планы на предстоящее десятилетие?

4. Вы смотрите в будущее с оптимизмом или с пессимизмом? Почему?

5. Чем отличаются учащиеся 9-го класса от учащихся 11-го класса?..

Несмотря на то, что праздник носит конкурсный характер, в нём нет ни победителя, ни проигравшего. Принцип "Главное – не победа, а участие!" в данном случае актуален, как никогда, так как основная задача праздника – поднять старшеклассникам настроение и помочь им взглянуть на свои школьные годы с юмором и любовью.

Ведущий. С Днём Знания вас, дорогие ребята! С первым школьным днём последнего учебного года! Уверен, что на одиннадцатом году школьной жизни вы проявите максимум старания и прилежания! Хорошего вам настроения и успехов в учёбе!

Загрузка...