Праздник представляет собой сложное общественно-культурное явление и изучается достаточно широким кругом наук – социологией, психологией, историей, этнографией и пр. Значение праздника для современного человека нельзя недооценивать. Ведь праздник – это не просто отдых, организованный досуг, развлечение. Благодаря особой эмоциональной атмосфере праздник примиряет нас с не всегда лёгкой и безоблачной действительностью, даруя хотя бы на короткое время иллюзию свободы.
В жизни старшеклассника праздник занимает особое место. Он позволяет подростку опробовать разные социальные роли, подвергнуть проверке свои возможности, побыть какое-то время самим собой, а также снять напряжение от постоянной борьбы с окружением (в первую очередь – с взрослыми) за право называться взрослым. К тому же школьный праздник – это эффективное средство учебно-воспитательного процесса, так как он содержит в себе богатые возможности для умственного и нравственного развития детей. Интеллектуальные игры и викторины дают подросткам много новой информации и закрепляют знания, полученные ими на уроках. Наконец, праздник сплачивает ребят, вносит коррективы в их школьную и досуговую жизнь.
Во времена Советского Союза в нашей стране существовала достаточно разветвлённая система досуговой деятельности подростков, начиная разнообразными кружками и спортивными секциями и заканчивая пионерской и комсомольской организациями, воспитательное влияние которых не ограничивалось насаждением советской идеологии. В настоящий момент детские досуговые учреждения переживают не лучшие времена. Бесплатные организации одна за другой закрываются, так как не выдерживают столкновения с рыночной экономикой; платные же кружки далеко не всем родителям по карману. Нередко подростки оказываются предоставленными самим себе, что в их возрасте чревато негативными последствиями – наркоманией, употреблением алкоголя, ранним сексом и девиантным поведением. В таких условиях праздничная жизнь школьного коллектива приобретает особое значение, так как становится чуть ли ни единственной сферой организованного и педагогически продуманного досуга.
В старшей школе отмечаются как праздники общегосударственного значения (Новый Год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День знаний), которые приурочены к важным событиям из истории государства, так и специфические праздники, связанные с конкретной школой или даже с жизнью отдельно взятого класса. К таким праздникам относятся, например, День рождения школы, всевозможные интеллектуальные игры, викторины, литературные вечера и т. п.
Особняком стоят церковные и народные праздники, связанные с земледельческим календарём. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является светским государством, празднование церковных праздников отдаётся на откуп семье и не должно навязываться школой. Родители сами решают, будут ли они давать своему ребенку религиозное воспитание, и в каком виде это будет происходить. Соответственно на уровне семьи рассматривается и вопрос о праздновании значимых церковных дат. Тем более что Россия – мультиконфессиональное государство, и родители-мусульмане вряд ли обрадуются, если их ребёнок будет принимать участие в празднике, посвящённом, например, Троице или Яблочному Спасу.
Старший подростковый возраст – это возраст осмысления взаимоотношений между людьми, возраст вдумчивого отношения к окружающему миру. В так называемый "пубертатный период" подростки впервые влюбляются, начинают осознанно выбирать друзей – по общим интересам и жизненным ценностям, а не по географическому признаку (живём в одном доме или сидим за одной партой). Старшеклассники впервые задумываются над такими понятиями, как любовь, дружба, верность, предательство… К тому же, в преддверии окончания школы они начинают серьёзно относится к выбору будущей профессии, уделяя особое внимание тем предметам, которые смогут оказаться им полезными для поступления в институт, и игнорируя те дисциплины, которые никак не связаны с их интересами. Все эти особенности подростковой психологии необходимо учитывать при создании праздничных сценариев.
В старшей школе можно использовать практически все виды празднично-досуговых мероприятий. Особой популярностью у старшеклассников пользуются интеллектуальные игры и викторины, конкурсно-игровые программы, танцевальные вечера (дискотеки) и театральные постановки. Театрализованные праздники старшеклассники предпочитают организовывать сами: придумывают идею праздника, сочиняют к нему сценарий, создают декорации и костюмы. Чем больше свободы им будет предоставлено, тем более благодарными окажутся старшеклассники. Тем более что к окончанию школы и педагоги, и сами ребята примерно представляют, кто на что горазд: кто хорошо рисует, кто обладает отличными актёрскими способностями, кто пишет стихи, кто сочиняет песни и пр.
При создании праздника для старшеклассников необходимо учитывать запросы и интересы каждого конкретного класса. При этом организаторы праздника не должны идти на поводу у дурных вкусов подростков. Ведь многие учащиеся старших классов частенько не знают меры, что особенно заметно в подростковом юморе и манере одеваться. С другой стороны, важно иметь в виду, что подростки на дух не переносят менторского тона, поэтому воспитательное воздействие организаторов праздника должно быть неочевидным, завуалированным.
Наиболее подходящими сценарными моделями для праздников в старшей школе являются:
1) сюжетно-игровые программы (со сквозным сюжетом и большим набором игр для зрителей);
2) праздничные концерты, во время которых ученики читают стихи, поют песни, танцуют, показывают небольшие инсценировки, часто шуточного содержания;
3) КВНы, турниры и прочие конкурсно-игровые программы;
4) ролевые игры.
Безусловно, сюжетно-игровые программы, пользующиеся огромной популярностью в начальной и даже средней школе, в старших классах менее актуальны. Причина – в активной позиции старшеклассников, которые предпочитают не наблюдать из зала, а принимать активное участие в праздничном действе (в том случае, если это интересно!). С другой стороны, совсем отказываться от этой праздничной модели не стоит. Главное – найти актуальный для подростков сюжет и интересные для них игры. Причём, позвольте это сделать самим подросткам, а на себя возьмите такую важную обязанность, как создание условий для коллективной работы.
Концерт – это тот вид празднично-досуговой деятельности, который старшеклассники могут организовать исключительно собственными силами.
Одно из главных условий любого концерта является жанровое разнообразие номеров. Это значит, что для концерта понадобятся исполнители самых разных жанров: певцы, чтецы, танцоры, актёры и т. п. Если в классе недостаточно талантливых подростков, что невероятно само по себе, то от концертной формы лучше отказаться. Во время школьных концертов старшеклассники частенько исполняют стихи и песни собственного сочинения. Подобная возможность творческого самовыражения делает формат концерт интересным для старшеклассников.
Максимальная продолжительность концерта, включающего в себя элементы разных жанров, – 2 часа. Сверх этого времени подростки не в состоянии выдержать никакое представление!
Концерт может стать наиболее удачной формой проведения праздника в том случае, если на подготовительную работу совсем не остаётся времени. Идеально подходит концертная форма и для небольших утренников, посвящённых 23 февраля или 8 марта. Как правило, такие праздники проводятся в учебное время, поэтому не могут длиться долго. К тому же, в подготовке к празднику принимает участие только половина класса – либо мальчики, либо девочки, что значительно ограничивает возможности праздника.
Ведущим концерта (конферансье) должен быть подросток. Понятно, что не каждый старшеклассник годится на эту роль, но практически в любом классе можно найти артистичных, словоохотливых и сообразительных ребят, этаких массовиков-затейников, которые отлично справятся с обязанностями ведущего.
Большой любовью у учащихся старших классов пользуются конкурсно-игровые программы, во время которых ребята получают возможность "померяться силами". Праздники подобного типа, как правило, не требуют длительной подготовки. Главное – определиться с выбором и последовательностью конкурсов, а также увязать их с общей тематикой праздника.
Состязания могут быть частным элементом сюжетно-ролевого праздника или его основной формой. У старшеклассников в бо́льшем почёте состязания второго типа. И вот почему. Если в первом случае главное – не победа, а участие, не результат, а сам процесс игры; то во втором случае праздник строится таким образом, что главным побудительным мотивом для подростков становится стремление к победе, желание выиграть. И если в первом случае подростки получают удовольствие и радость от того праздничного действа, которое для них придумали организаторы праздника; то во втором случае возникает радость иного порядка – радость за то, что ты сделал сам, за те усилия, которые ты приложил для достижения победы.
Чем больше подростков будет задействовано в играх и конкурсах, тем лучше. При этом желательно, чтобы в разных конкурсах принимали участие разные ученики. Таким образом, удастся охватить максимальное количество присутствующих на празднике. Конкурсы подбираются таким образом, чтобы рядом с интеллектуальными заданиями соседствовали творческие импровизации, а рядом со спортивными эстафетами – логические задачки. Чем более разнообразными будут конкурсы, тем бо́льшее количество подростков они смогут привлечь.
Состязания перестают быть интересными для подростков в двух случаях.
Во-первых, когда в классе слишком много сильных игроков, среди которых практически невозможно выбрать лучших.
Во-вторых, когда победитель известен заранее. И дело даже не в том, что результаты состязания "куплены", а все выигрышные места распределены между игроками ещё до начала игра. Если в классе есть один подросток с выдающимися спортивными способностями, который с малолетства занимается в спортивной секции и побеждает на всех городских и общероссийских соревнованиях, то понятно и без гадалок, что победителем на предстоящем спортивном празднике станет он, а не кто-то другой. Отсюда напрашивается вывод: состязания следует проводить между игроками с приблизительно равными возможностями. С другой стороны, наличие подростка с выдающимися способностями не означает, что в данном классе вообще нельзя проводить праздники, построенные по принципу состязаний. Можно и даже нужно, просто при создании конкурсной программы важно учитывать наличие сильных игроков в классе и выбирать те конкурсы, которые не давали бы им фору уже на старте. К тому же, сильных игроков всегда можно привлечь к судейской деятельности, предоставив возможность померяться силами более слабым ребятам.
В самом начале каждого конкурса ведущему необходимо очень подробно и доходчиво объяснить, что представляет собой задание. Далее, если необходимо, ведущий может показать технику выполнения задания. Если задание выполняется на время, то ведущему следует время от времени напоминать конкурсантам о том, сколько минут (секунд) осталось до конца задания. Все необходимые материалы и инструменты следует приготовить заранее, дабы не тратить время на их поиски.
Соревнования можно проводить как между одиночными игроками, претендующими на тот или иной титул, так и между командами. При этом команды не должны быть слишком большими. Важно, чтобы каждый член команды был включён в конкурсную программу, а не присутствовал на ней, как говорится, "для красоты". Иное дело – состязания между классами, например, одной параллели. В данном случае даже формальное отношение к команде сопровождается чувством сильной идентификации с ней. Победа же в игре способствует росту групповой сплоченности класса, базирующейся на чувстве гордости за свою команду.
Отдельное слово следует сказать о жюри – людях, которым придётся оценивать состязания. С одной стороны, это не должны быть "люди с улицы", так как присутствие посторонних людей всегда напрягает. С другой стороны, члены жюри должны пользоваться авторитетом и доверием у игроков, в противном случае их мнение окажется под сомнением. В некоторых ситуациях судьёй может стать ведущий праздника. Тогда от него потребуется не только стандартный набор качеств "хорошего ведущего", но также объективность и беспристрастность. Именно по этой причине в роли ведущего-судьи желательно задействовать взрослого.
Завершается конкурсно-игровая программа церемонией награждения победителей и вручением призов. При вручении призов важно учитывать два момента:
что вручать (награда как предмет),
за что вручать (номинация).
Чем больше будет номинаций и, как следствие, наград, тем лучше. Это значит, что больше подростков уйдёт с праздника счастливыми. Тем более что придумывать номинации – достаточно увлекательное занятие! Призы же при этом могут быть чисто символическими и недорогими. Ведь в любом подарке главное не его стоимость, а внимание, то, что усилия подростка были замечены и высоко оценены. Старшие школьники оценят приз с юмористическим подтекстом.
В командном состязании главный приз должен быть коллективным, то есть таким, чтобы удовольствие от него смог получить каждый член команды, включая тех ребят, которые на сцене не стояли, но в подготовке к конкурсам принимали самое активное участие (делали костюмы, писали стихи, придумывали шутки и пр.). Оптимальные коллективные призы – торт или большой набор конфет, которые позволят отметить победу совместной праздничной трапезой.
В последние несколько лет особую популярность в подростково-юношеской среде приобрели так называемые сюжетно-роле-вые игры – игры, в которых игроки в условиях вымышленной ситуации примеряют на себя строго заданные роли. Ярким примером сюжетно-ролевых игр являются так называемые Хоббитские игры, разыгрываемые в Нескучном саду.
Само название сюжетно-ролевой игры указывает на её специфику.
Во-первых, такая игра обязательно имеет сюжет. Причём, сюжет может быть взят откуда угодно, необязательно из литературного произведения. Сюжет во многом определяет форму игры. Обычно сюжетно-ролевые игры бывают фантастическими, историческими, военными, спортивно-военными, играми-отношениями и пр.
Во-вторых, участники таких игр играют определённые роли, то есть выполняют определённые игровые функции. Роли раздаются в самом начале игры. Количество ролей зависит от количества игроков, а не наоборот. Существует большие игры, в которых принимает участие до нескольких сот игроков. Роль может быть очевидной или скрытой. В последнем случае, никто не знает, кроме самого игрока, кого он играет на самом деле. Например – роль шпиона или мафиози. Все роли тесным образом взаимосвязаны. Это значит, что все действия игроков в той или иной роли оказывают влияния на остальные роли, а решение ролевой задачи зависит от характера отношения игроков друг с другом.
Сюжетно-ролевые игры во многом напоминают театральные постановки, поэтому их ещё называют "играми-драматизациями" или "театральными играми". Однако в отличие от театрального актёра игроку сюжетно-ролевой игры не даётся никакого сценария. Его лишь знакомят с темой игры, объясняют правила, вводят в место действия и ставят перед ним ролевую задачу, которую он должен решить в течение игры. Всё остальное – на совести игрока. Все слова, действия и поступки игрока естественным образом возникают по ходу игры, т. е. сюжетно-ролевая игра представляет собой "спектакль", сценарий которого каждый игрок пишет самостоятельно по ходу действа. Именно поэтому финал сюжетно-ролевой игры практически невозможно предсказать, как и то, какое направление она примет.
Главным достоинством сюжетно-ролевой игры является то, что она позволяет подростку, с одной стороны, проявить все свои способности, причём зачастую непривычным для него способом и в необычной обстановке, а с другой стороны, позволяет ему реализовать своё "Я" в ситуациях и ролях, недоступных ему в реальной жизни. Так, подросток, занимающий в обычной жизни позицию аутсайдера, в сюжетно-ролевой игре может примерить на себя роль лидера, "вожака стаи". И всё же, несмотря на большую свободу самовыражения, здесь нельзя говорить о полной импровизации игроков. Скорее, это импровизация в пределах правил. Сюжетно-роле-вые игры достаточно жёстко ограничены целым сводом правил: игроки обязаны действовать в рамках определённой территории, им предписаны определённые правила внешнего вида, каждая роль диктует свои правила поведения – что игрок может делать, а что нет… Подобная необходимость строго следовать правилам воспитывает в подростках сознательную дисциплину. И чем сложнее по сюжету и по своей структуре игра, тем более дисциплинированными должны быть игроки. В противном случае она рискует превратиться в хаос. За соблюдением правил следят взрослые – ведущие и организаторы игры.
Впрочем, испортить сюжетно-ролевую игру – задача практически невыполнимая. Этот вид игр просто обречён на успех. Даже если какому-то игроку не удаётся решить свою игровую задачу, игра от этого не пойдёт под откос. Более того, у каждого игрока всегда есть возможность попробовать ещё раз, начать всё с начала. Повторение одной и той же сюжетно-ролевой игры не только не вызывает скуку, но, наоборот, стимулирует ребят выполнять свои роли всё лучше и лучше. Тем более что в отсутствие жёсткого сценария повторение игры, как таковое, становится практически невозможным.
Школьный праздник – это не стихийное мероприятие. Оно имеет свою строго определённую структуру и требует кропотливой подготовительной работы.
Подготовка к празднику вызывает у старшеклассников не меньший, а то и бо́льший, эмоциональный подъём, чем само праздничное действо. Участие в организации и подготовке праздничного мероприятия приносит старшеклассникам много пользы, так как:
• позволяет им проявить по максимуму их знания, умения и способности;
• позволяет проявлять самостоятельность, что особенно ценно в данном возрасте;
• учит организованности;
• развивает чувство ответственности за свои действия;
• воспитывает умение согласовывать свои действия с действиями других людей;
• сплачивает класс, рождает полезное и плодотворное сотрудничество между подростками.
В идеале подготовка к празднику должна стать плодотворным результатом взаимодействия взрослых и подростков. При этом основной груз подготовительных работ должен приходиться на плечи подростков, в то время как главные функции взрослых – это координации и направление, а также техническое обеспечение праздника (в том случае, если требуется специальная и дорогостоящая аппаратура).
Опорой взрослых организаторов праздника должен стать актив класса или созданная по случаю инициативная группа, в которую входят:
• сценаристы,
• музыканты (для подбора и/или создания музыкального сопровождения),
• художники (для декоративного оформления праздника),
• ведущие,
• актёры,
чтецы,
танцоры,
мастера на все руки (те, кто умеет шить, столярничать и т. д.)… Важно, чтобы каждый участник инициативной группы хорошо знал свой участок работы и нёс полную ответственность за него.
Впрочем, в подготовке к празднику должен участвовать весь класс! В подготовительных работах важно задействовать не только активных ребят, но и тех, кто робеет или предпочитает отсиживаться в тени. Последних можно подключить к оформительской работе – рисованию афиш и пригласительных билетов, созданию декораций и праздничных костюмов, украшению помещения и т. п.
Совместно с подростками решается вопрос о дате проведения праздника, уточняется круг приглашённых гостей, составляется программа, пишется сценарий и т. п.
В целом, в подготовительной работе праздничного мероприятия можно выделить следующие этапы:
1. Определение целей и тематики праздника.
2. Работа с литературой по выбранной тематике.
3. Поиск формы праздника и подбор игр и конкурсов.
4. Работа над сценарием.
5. Решение технических вопросов, в том числе декоративного и музыкального оформления праздника.
У каждого школьного праздника должна быть тема. Тема – это то, чему посвящён праздник. В качестве темы может выступать какое-то памятное событие из истории человечества, страны, школы или класса. Либо какое-нибудь природное явление (праздник осени). Либо феномен культурной жизни народа (праздник сказок или ярмарка).
Если праздник имеет общегосударственное значение, то тематика праздника задаётся тем историческим событием, которое нашло отражение в праздничной дате. Основная проблема таких праздников – их ежегодная повторяемость. Если каждый год повторять один и тот же заезженный сценарий, то праздник перестаёт быть таковым и превратится в простую формальность. С другой стороны, с каждым годом становится всё труднее и труднее придумать что-нибудь новое и оригинальное. Да этого делать и не надо!
Зачем каждый год изобретать велосипед, если достаточно просто немного изменить имеющийся сценарий?! Сохранив "рыбу" сценария и меняя только детали (игры, стихи, персонажей), можно добавить заезженному праздничному сценарию новые краски.
У любого праздника должен быть сценарий – план, в соответствии с которым будет развиваться праздничное действо. Этот план может представлять собой подробное и последовательное описание действий всех персонажей праздника, а может выглядеть как свёрнутая сюжетная схема, предполагающая значительную свободу для импровизации. В первом случае участники праздника вынуждены учить тщательно прописанные роли. Во втором случае игроки выстраивают праздничное действо по мере его развития в реальном времени. В данной книге представлены сценарии обоих типов.
Праздничный сценарий составляют таким образом, чтобы в него можно было легко и достаточно безболезненно внести изменения! Ошибочно относиться к сценарию праздничного мероприятия, как к строгой инструкции для применения. Это всего лишь алгоритм действия, который допускает вольные отклонения от него. Данное обстоятельно особенно актуально, учитывая тот факт, что приходится иметь дело с подростками – существами во многом непредсказуемыми.
С другой стороны, следует учитывать, что любая незапланированная импровизация – это риск, особенно при проведении торжественного мероприятия. Ведь неудачная по форме и по содержанию импровизация может превратить продуманное действо в плохо отрепетированный балаган.
Общий сценарный замысел и конкретное наполнение сценария могут быть самыми разными и зависят от многих факторов. Главное, чтобы любой элемент сценария был не отдельным художественным произведением, а частью общей драматургии. Весь праздник должна пронизывать одна сквозная идея, которая и будет связывать между собой все элементы праздника.
Последовательность событий в сценарии, содержательная канва праздничного мероприятия называется "сюжетом". Воспитательный эффект праздника напрямую зависит от выбора сюжета.
Сюжет предполагает завязку, основное развитие хода действия, включая кульминацию и концовку, а также финал праздника.
Начинаться праздник должен ярко и эмоционально, чтобы все присутствующие на нём старшеклассники максимально быстро настроились на праздничную волну. Лучше всего с этой целью справляются массовые разминочные игры. Впрочем, в отличие от взрослого подросток, даже ничего не знающий о празднике и морально не подготовленный к нему, способен включиться в праздничное действо практически мгновенно. И то, что для любого взрослого, даже самого игривого, может стать реальной стрессовой ситуацией, никоим образом не смутит подростка, который охотно, как ни в чём не бывало, погрузится в "нестандартную" ситуацию.
Дальнейшее действо должно развиваться по нарастающей, иначе интерес к празднику затухнет, не успев возникнуть. Это значит, что праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и пляски должны чередоваться с сольными выступлениями, стихи – с активными развлечениями, игры на ловкость – с интеллектуальными играми. Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием.
Наивысшая точка эмоционального напряжения называется кульминацией. В этот момент участники праздника чувствуют, что должно произойти что-то значимое и важное. Кульминацией может быть либо наиболее яркий, эмоционально-насыщенный и часто самый сложный конкурс программы, либо особо любимая, как правило, массовая игра, либо сюжетный поворот, который приводит к столкновению главного героя с противоборствующими силами и далее – к его преображению.
Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом – раздачей призов и подарков, что желательно обставить в игровой форме. Сам процесс раздачи подарков должен проходить быстро, но без суеты.
Роль – это сценарный образ, воплощаемый участником праздника. Подавляющее большинство праздников предполагает как минимум одну роль – роль ведущего. Сюжетные праздники требуют большого количества ролей. Желательно, чтобы на школьном празднике не было пассивных зрителей и сторонних наблюдателей. Подростки должны чувствовать себя хозяевами праздника, принимать активное участие в нём и играть определённые роли, необязательно главные. На каждом празднике требуются ребята, которые встречают и провожают гостей, зазывают на праздник, награждают победителей, организуют праздничное застолье, показывают фокусы, поют песни, рассказывают стихи и т. д. и т. п.
Присутствие на празднике исторических, мифологических или литературных персонажей усиливает зрелищность праздничного мероприятия. Один сквозной персонаж может взять на себя роль ведущего или выступить в роли его помощника. Первое появление такого персонажа должно быть эффектно обыграно.
Уже на этапе написания сценария важно иметь в виду конкретных детей, которые больше всего подойдут на ту или иную роль. Нередко роли в сценарии пишутся с оглядкой на тех или иных подростков, с учётом их индивидуальных особенностей и типажа. Это как при создании фильма, когда какая-то роль создаётся специально под конкретного актёра. Если вы берёте готовый сценарий, то роли распределяют между детьми с учётом их пожеланий, психологических особенностей и реальных возможностей. Наиболее сложные роли, которые, как вам кажется, подростку – не по зубам, достаются взрослым.
Ведущий школьного праздника должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим психологию подросткового возраста (если ведущий – взрослый). Это должен быть общительный, эмоциональный и находчивый человек с сильной нервной системой, которого не так-то просто выбить из равновесия. Он должен уметь держаться непринуждённо в любой обстановке, чтобы ни случилось. В арсенале ведущего всегда должны быть разнообразные игры и приёмы активации участников праздника, которые выручат его в непредвиденных ситуациях, например, когда праздник забуксовал или пошёл в нежелательном направлении. Ведущий должен постоянно пополнять свою личную "игротеку", расширять арсенал технических и художественных средств, читая специальную литературу и "подглядывая" за чужими праздниками. Если же говорить о технических возможностях, то хороший ведущий должен свободно владеть русской речью, иметь чёткий и красивый голос, подвижную пластику и выразительные жесты.
Особенно велико значение ведущего при таких форматах школьных праздников, как концерт и конкурсно-игровая программа. В данном случае ведущий должен быть хорошим организатором и обладать исключительной способностью к импровизации, так как ему придётся связывать разрозненные номера (конкурсы) между собой.
Хороший сценарий – это половина успеха, но всё же не весь успех! Чтобы праздник удался, хороший сценарий должен получить хорошее воплощение, что требует от организаторов праздника режиссёрских способностей, умения достаточно чётко представлять себе то, как будет выглядеть праздничное мероприятия в окончательном виде, умения претворять в жизнь написанное на бумаге, наконец, умения организовывать репетиционный процесс. Как правило, режиссёрские обязанности берёт на себя кто-нибудь из взрослых.
Практически любой праздник требует репетиционной работы. Однако нет ничего хуже, если подготовка к празднику сводится к утомительным репетициям, сменяющим одна другую! От многочисленного повторения одних и тех же слов и действий у любого ребёнка пропадёт интерес к тому, что он делает. Поэтому режиссёр всегда должен держать в голове ту мысль, что он имеет дело не с профессиональными актёрами, а всего лишь с детьми, от которых не следует требовать невозможного. Вполне возможно, что перед ним будущие химики, финансисты и спортсмены, для которых актёрское мастерство – не самая необходимая в жизни вещь. С другой стороны, именно школьные праздники и школьные постановки – те мероприятия, в которых может заявить о себе подросток с выдающимися актёрскими способностями.
Праздник должен хорошо смотреться, быть ярким и визуально запоминающимся. По своему декоративному оформлению он должен разительно отличаться от повседневной жизни, что достигается всевозможными праздничными стенгазетами, транспарантами, рисунками, гирляндами, флажками, цветами, особой подсветкой, праздничными костюмами и т. п. Грамотное художественное оформление праздника может вытянуть довольно-таки слабый сценарий, а неверное оформление – полностью завалить отлично сделанное представление.
Праздничное оформление должно начинаться уже на входе, чтобы подростки издалека видели, что их ждёт особое, праздничное действо. Для праздника общешкольного масштаба необходимо продумать оформление школьного двора и тех аудиторий, в которых будет проходить праздничное действо. Их следует не только убрать, но и красиво декорировать.
Внимание! Всё декоративное оформление помещения рекомендуется крепить при помощи двухстороннего скотча или лейкопластыря, но никак не клея! Клей придётся долго и утомительно отдирать.
В особом оформлении нуждается главное место проведения праздника. Для него могут требоваться особые декорации! Особые – не значит, дорогие и помпезные. Даже если материально-технические возможности школы или организаторов праздника неограниченны, дорогим и малоподвижным декорациям желательно предпочесть декорации лёгкие и мобильные, с которыми смог бы справиться даже маленький ребёнок. Хорошо, если одни и те же декорации можно будет использовать в разных сценах, слегка трансформировав их. Часть декораций ребята могут создать собственными руками.
Неплохо бы сделать для праздника рекламу, которая привлечёт внимание и вызовет у старшеклассников интерес к самому празднику. Реклама может быть плоскостной (в виде афиши или объявления) или объёмной. Допускается даже "ходячая" реклама – ребята, которые будут ходить по школе и раздавать рекламные листовки. Чем необычнее будет реклама или рекламная акция, тем больший интерес она вызовет, и тем больше человек придёт на праздник. Для привлечения ребят на общешкольные праздники также удобно использовать школьное радио и телевидение (если такое есть). На небольшое праздничное мероприятие в рамках класса можно разослать приглашения, которые должны быть выполнены в общей стилистике праздника. Вручать приглашения рекомендуется лично – из рук в руки. Если в школе есть школьный почтамт, то можно воспользоваться его услугами для массовой рассылки приглашений.
Если праздник предполагает специальные костюмы, то забота о них целиком и полностью ложится на плечи самих старшеклассников. Подростков необходимо заранее предупредить о том, что праздник будет костюмированным, чтобы они имели достаточно времени в запасе, чтобы придумать и сделать/купить себе костюмы.
Летние праздники лучше всего проводить на свежем воздухе. При этом участок, на котором планируется провести праздник, украшают в соответствии с его тематикой. При проведении праздника на открытом воздухе важно учитывать прогноз погоды. И даже в том случае, если погода ожидается сухой и тёплой, необходимо продумать запасной вариант праздника – в помещении, так как точность метеорологических прогнозов весьма условна, особенно если эти прогнозы делаются за несколько недель вперёд. При наличии запасного варианта плохая погода не испортит праздничного настроения ребят.
Огромное значение для подростков имеет музыкальное оформление праздника. Оно не может быть случайным, но должно чётко соответствовать общему замыслу организаторов праздника и рождать именно то эмоциональное настроение, которое требуется на данном этапе праздничного действа.