Государственное управление – сложный и многогранный процесс, направленный на осуществление государственной политики в различных сферах, реализуемой государственными органами, образующими механизм управления. Помимо государственных органов управления общей компетенции, отраслевых и функциональных органов управления в данном процессе участвуют органы управления различных организаций и предприятий, группы граждан и отдельные граждане, образуя единую функционирующую систему.
Между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению, поскольку регулирование – элемент управленческой деятельности, одна из ее функций. В простом смысле регулирование выражается в подчинении тех или иных действий определенному порядку. Фактически речь идет о разном удельном весе участия государства в процессе развития экономики и управления: либо оно непосредственно управляет объектами, либо выступает в роли регулятора наиболее важных в общественном смысле управленческих связей. Тем не менее все это в значительной степени условно, ибо, управляя, государство регулирует, а регулируя – управляет[5]. Государственное регулирование в широком смысле представляет собой установление общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от меняющихся условий. В узком смысле государственное регулирование – одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, их предпринимательской активности без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сегодня данная функция приоритетна в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой, т. е. исполнительная власть, в государственно-управленческом понимании, в некоторых позициях отказывается от функции непосредственного управления, заменяя ее функцией регулирования, предоставляя относительную самостоятельность (в известных пределах).
Переход к новым формам финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, требующий от организаций культуры использования многоканального финансирования для повышения финансовой устойчивости, развитие сектора творческих индустрий, приводит к возрастанию роли предпринимательства в деятельности как организаций культуры, так и отдельных творческих профессионалов. В связи с этим продолжаются изменения в институте административного права и в административно-правовом регулировании, предполагающие новые формы экономического и правового взаимодействия между участниками рынка.
Административно-правовое регулирование является частью общего государственно-правового регулирования. Основой правового регулирования служит нормативный аспект, т. е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм и правил поведения людей и деятельности организаций. Юридические нормы должны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Качество нормативного аспекта правового регулирования зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы[6]. Реализация юридической нормы опирается на соответствующие организационные (государственные) структуры и обеспечивается их возможностями. Таким образом, административно-правовое регулирование есть деятельность государства по изданию юридических норм (правил), обязательных в исполнении, которая обеспечивается возможностями государственного аппарата и общественного мнения.
Рассматривая систему государственного управления, выделяют несколько подсистем, а именно институциональную, нормативную, коммуникативную и культурную подсистемы[7].
Основные элементы системы государственного управления в сфере культуры.
1. Государственные органы, определяющие и реализующие культурную, социальную и экономическую политику (институциональная подсистема).
2. Законодательные и нормативные акты, определяющие правовую основу деятельности в сфере культуры и предпринимательства в данной сфере, формы взаимоотношений и механизм правового регулирования и правовой ответственности участников отношений (нормативная подсистема).
3. Система формальных и неформальных связей и отношений между государственными органами управления и объектами управления (государственные, негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации культуры, творческие коллективы и отдельные творческие профессионалы), общественное мнение (коммуникативная подсистема).
4. Культура и профессионализм субъектов управления (культурная подсистема).
В рамках данного курса важно рассмотреть два первых элемента государственной системы управления.
Институциональная подсистема управления, в том числе в сфере культуры, подразделяется на органы управления:
– общей компетенции;
– отраслевые;
– организаций.
Значительное место в управлении сферой культуры принадлежит Правительству РФ. В соответствии со ст. 13–17 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» правительство осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию. Кроме того, правительство реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
В сфере культуры Правительство РФ обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия.
В сфере экономики, куда относится предпринимательство в сфере культуры, а также вопросы федеральной собственности, правительство обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, прогнозирует социально-экономическое развитие, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг.
Специализированное (отраслевое) государственное управление в сфере культуры осуществляет Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России). Структура управления сферой культуры неоднократно менялась. Последние изменения произошли в 2008 г., когда из сферы ведения были выведены средства массовой информации и массовых коммуникаций (телерадиовещание и др.).
В настоящее время данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет выработку государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия и кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав и нормативно-правовое регулирование (за исключением охраны культурного наследия и осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав).
Структурные подразделения Минкультуры России по основным направлениям деятельности министерства являются департаменты:
– современного искусства и международных культурных связей;
– кинематографии;
– культурного наследия;
– науки и образования;
– нормативно-правовой;
– экономики и финансов.
Кроме того, Минкультуры России выполняет функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии.
Минкультуры России уполномочено устанавливать своими нормативными актами:
1) перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и вывозу из Российской Федерации;
2) положение о национальном фильме и порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи;
3) порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда, а также деятельности музеев в РФ;
4) правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов РФ;
5) нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных органам государственной власти субъектов РФ полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, осуществляемой в соответствии со ст. 33 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
6) перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел и др.
Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального архивного агентства, а также Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия.
Федеральное архивное агентство, оказывая государственные услуги в архивном деле, организует:
– исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства; – информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов архивного фонда РФ и других архивных документов, а также публикацию и экспертизу документов архивного фонда. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере охраны культурного наследия, осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав.
Проблема управления сферой культуры заключается в том, что Минкультуры России руководит исключительно ведомственными учреждениями, в большинстве своем бюджетными. Это традиционные культурные институты – музеи, театры, библиотеки, клубно-досуговые учреждения и т. п. Негосударственный некоммерческий сектор, а тем более коммерческий, не попадают в поле зрения органов управления культурой и не задействованы в реализации культурной, социальной и экономической политики государства. И это происходит несмотря на то, что организации негосударственного сектора культуры и творческого предпринимательства по творческому потенциалу, разнообразию и качеству услуг не уступают государственным учреждениям, а по количеству занятых, по вкладу в экономику страны, по популярности (особенно среди молодежи) превосходят бюджетные учреждения.
Правовая система России исходит из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ и поэтому включает международные акты и действующее законодательство РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора[8].
Международные документы, регулирующие отношения в сфере культуры:
– соответствующие позиции Устава ООН (1945, ст. 1 п. 3, ст. 55, 57) и Устава ЮНЕСКО (1945, ст. 1), Всеобщей декларации прав человека (1948, ст. 22, 27), Конвенции о правах ребенка (1989, ст. 13, 31), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966, ст. 15);
– конвенции, декларации и рекомендации ЮНЕСКО (Конвенция Юнеско «Об охране всемирного и природного наследия» (1975);
– Европейская культурная конвенция Совета Европы (1991);
– Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Заключительный акт, п. 3. Сотрудничество и обмены в области культуры) и др.;
– Конвенции, соглашения и договоры по авторскому праву и интеллектуальной собственности:
• Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений;
• Всемирная конвенция об авторском праве;
• Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства;
• Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;
• Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция);
• Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав стран СНГ;
• Конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций;
• Договор ВОИС по авторскому праву (ДАП, 20 декабря 1996 г.);
• Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (ДИФ, 1996);
• Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности.
Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях[9]. Участие в культурной жизни является неотъемлемым правом каждого гражданина. Для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира[10]. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.
В международных документах культурное сотрудничество, межкультурный диалог рассматриваются как залог справедливости и демократии, что является условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн. В соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (1954) культура обладает правом на международную защиту в ситуации войн и конфликтов.
Государства – участники международных соглашений, конвенций, пактов, касающихся культуры, признают свои обязанности в поддержке культуры со стороны государства, в обеспечении равенства возможностей и условий культурного развития граждан, в определении направлений, содержаний и формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня политического и экономического развития общества.[11]
Статья 44 Конституции РФ устанавливает основы государственной политики в области культуры. Нормы данной статьи закрепляют право каждого человека на свободу творчества, на участие в культурной жизни и пользование услугами учреждений культуры, на доступ к культурным ценностям. Реализация культурных прав граждан и исполнение конституционных обязанностей не могут осуществляться без активного участия государства и соответствующих органов и учреждений.
В Конституции РФ разграничиваются полномочия между органами государственной власти РФ и ее субъектов в части регулирования культурной деятельности. Так, к ведению Российской Федерации относятся становление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного развития, правовое регулирование интеллектуальной собственности[12].
В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся охрана памятников истории и культуры и общие вопросы образования и культуры[13].
Указанные задачи решаются совместно в связи с необходимостью наиболее полного учета региональных условий и особенностей. Таким образом, обеспечивается культурная целостность России и самобытность регионов.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Признаваемое особой формой власти местное самоуправление обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий[14].
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Так, в ст. 71 дан исчерпывающий перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Непосредственное отношение к культуре в широком, не отраслевом смысле имеют законы о гербе, флаге, гимне России (ст. 70).
Федеральные законы можно подразделить на общие и специальные.
К общим федеральным законам, составляющим правовую базу деятельности в сфере культуры и культурного предпринимательства, относятся законы, регулирующие различные сферы деятельности, в том числе культуру и предпринимательство в сфере культуры.
Среди общих федеральных законов особое место занимает Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Это один из основополагающих юридических гражданских документов государства, состоящий из свода гражданских законов РФ, определяющий отношения физических и юридических лиц всех форм собственности с государством и между собой.
Важным моментом, заложенным в ГК РФ, выступает то, что большинство гражданско-правовых норм в той или иной степени привязано к рыночной экономике и регулирует основные понятия предпринимательской деятельности. В ст. 2 ГК РФ приводится определение предпринимательской деятельности: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Данное определение имеет основополагающее значение для обозначения правового статуса хозяйствующих субъектов и регулирования тех рыночных отношений, которые возникают с их участием.
На сегодня приняты четыре части ГК РФ. Часть первая принята Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. В документе изложены общие положения гражданского законодательства, права, обязанности и защита прав физических лиц, в том числе вопросы опеки и попечительства, дано определение юридического лица и регламентирован порядок их деятельности. Кроме того, § 2 определяет исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут выступать коммерческие юридические лица. Много положений содержится в ГК РФ по вопросам, относящимся к объектам гражданских прав и праву собственности, другим вещным правам. Подробно и четко регламентированы все основания возникновения права собственности и основания его прекращения. Раздел III ГК РФ «Общая часть обязательственного права» делится на подразделы «Общие положения об обязательствах» и «Общие положения о договоре». Наряду с традиционными положениями, касающимися принятия и исполнения обязательств, способов обеспечения обязательств и ответственности за их нарушение, в разделе заложено немало положений, вызванных к жизни прежде всего переходом к рыночным методам хозяйствования. В нормах, посвященных общим положениям о договоре, заложены принципы и стандарты, используемые в международной практике, дается классификация некоторых разновидностей гражданско-правовых договоров, а также регламентируется порядок заключения, изменения и расторжения договора.
Часть вторая ГК РФ принята Федеральным законом от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. Глава «Отдельные виды обязательств» посвящена детальной регламентации применяемых в гражданском обороте гражданско-правовых договоров. Здесь даны новые положения, касающиеся внедоговорных (деликтных) обязательств.
Часть третья ГК РФ принята Федеральным законом от 26 ноября 2001 г. № 146, состоит из двух разделов и регулирует правоотношения в сфере наследственного и международного частного права. Раздел «Международное частное право» впервые появился в ГК РФ, что вызвано переходом нашего государства к функционированию в условиях рыночной экономики и активным участием в предпринимательской деятельности иностранных индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций. Кроме того, в гражданско-правовых отношениях участвуют иностранные государства, международные организации, организации, не являющиеся юридическими лицами, и лица без гражданства, не проживающие в Российской Федерации.
Часть четвертая ГК РФ принята Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (действует с 1 января 2008 г.). Раздел «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» заменил собой все прежние, касающиеся авторских прав регламенты. Его введение считается одним из условий вступления нашей страны в ВТО.
Подавляющее большинство организаций культуры не имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли и поэтому относятся к категории некоммерческих. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (от 22 января 1996 г. № 7-ФЗ) определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (от 8 августа 1991 г. № 129-ФЗ) совместно с ГК РФ регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы. Закон также регулирует государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственную регистрацию при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. В законе отражены положения, связанные с ведением государственных реестров – Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ) поставил точку в затянувшемся споре органов культуры и органов по управлению государственным имуществом о принципах приватизации в сфере культуры. В соответствии со ст. 29 и 30 Закона объекты социального и культурного назначения, а также объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) приватизируются в особом порядке и при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (охранное обязательство).
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ) устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в РФ.
Федеральный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ) регулирует отношения по созданию и управлению целевым капиталом для повышения финансовой устойчивости некоммерческих организаций, в том числе государственных (муниципальных) и негосударственных организаций культуры. Закон ограничивает закрытым исчерпывающим перечнем цели формирования целевого капитала (ЦК) и использования дохода от него. Так, п. 1 ст. 3 закона предусматривает, что формирование ЦК и использование дохода от него могут осуществляться в сфере образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела, социальной помощи (поддержки). Формирование ЦК и использование дохода от него на иные цели не допускается.
Федеральный закон «Об автономных учреждениях» (от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ) стал важным шагом на пути реформирования бюджетного сектора и повышения эффективности расходования бюджетных средств. Он определяет новый тип государственных учреждений наряду с бюджетными: автономные учреждения, правовое положение автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования их имущества, основы управления автономными учреждениями, основы отношений автономных учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность автономных учреждений по своим обязательствам.