ГЛАВА 2 РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ОПЫТ МОЛДОВЫ И ПРИДНЕСТРОВЬЯ

2.1. Понятие и конституционно-правовой статус общественных объединений в Республике Молдова

После распада Советского Союза на политической карте мира появились новые субъекты международных отношений – новые национальные государства. Практически все они столкнулись с проблемами формирования собственных конституций, национальных интересов, определения места и роли в глобальных и региональных процессах развития.

Молдова (Республика Молдова) в соответствии с Конституцией207, принятой парламентом 29 июня 1994 г., – суверенное и независимое, единое и неделимое государство, в котором достоинство человека, его права и свободы, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм являются высшими ценностями и гарантируются (ст. 1). Провозглашается также принцип разделения и взаимодействия властей – законодательной, исполнительной и судебной (ст. 6)208. Государство гарантирует всем гражданам страны, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на его территории, права и свободы, предусмотренные Конституцией Республики Молдова, другими законодательными актами, а также общепризнанными принципами и нормами международного права.

Перечень прав и свобод в Конституции Республики Молдова209 довольно обширен и содержит помимо общепринятых прав и свобод такие, как: право на признание правосубъектности (ст. 23), право на знание своих прав и обязанностей (ст. 23), право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения прав, свобод и законных интересов (ст. 20), право на безопасные продукты питания и предметы быта (ст. 37) и др.

Конституция Республики Молдова устанавливает в качестве первостепенной обязанности государства уважение к личности и ее защиту; соблюдение принципа равенства всех граждан страны перед законом и властями, независимо от расы, национальности, языка, вероисповедания, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или происхождения; обеспечение свободного доступа граждан к правосудию; обеспечение права на подачу петиций, а также права на восстановление в своих правах и возмещение государством ущерба, причиненного действиями следственных и судебных органов либо органов власти210.

Государство гарантирует всем политическим партиям, общественно-политическим организациям и движениям, а также гражданам, действующим в рамках Конституции, равные возможности и права для беспрепятственного осуществления своей деятельности. Государство гарантирует реализацию социальных, экономических, культурных прав и политических свобод всем гражданам Республики Молдова, этническим и языковым группам.

Основной закон страны провозглашает, что конституционные положения о правах и свободах человека толкуются и применяются в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, международными договорами, одной из сторон которых является Республика Молдова, и устанавливает приоритет международных норм по правам человека над внутренними нормами (ст. 4). На основании этого при отправлении правосудия судьи Республики Молдова могут непосредственно применять положения международного законодательства.

Подтверждая приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, стремление к соблюдению прав человека, Парламент Республики Молдова постановлением № 217-XII от 28 июля 1990 г. принял решение о присоединении к Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., о ратификации Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.211. 24 июля 1997 г. Парламент Республики Молдова принял постановление № 1298-XIII о присоединении государства к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г.212. После этого был ратифицирован ряд других международных актов, регламентирующих основные стандарты прав человека в отдельных областях, таких как права ребенка, права женщин, беженцев, национальных меньшинств, а также большое число конвенций Международной организации труда (МОТ)213.

Ряд основных международных конвенций и пактов, участницей которых является Республика Молдова214, предусматривают процедуру представления государствами периодических отчетов о выполнении ими обязательств, взятых при ратификации конвенций.

Молдова прилагает значительные усилия для того, чтобы национальное законодательство и практика соблюдения прав человека в стране соответствовали стандартам и нормам, содержащимся в документах, принятых ООН, МОТ, Советом Европы, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В последнее время в Республике Молдова активно ведется процесс гармонизации местного права с законодательными нормами Европейского союза. Европейская интеграция стала основополагающим требованием внутренней и внешней политики Республики Молдова215. 28 ноября 2013 г. Молдова парафировала соглашение об ассоциации с ЕС216 на саммите «Восточного партнерства» в Вильнюсе.

Принятие и ответственное выполнение обязательств, вытекающих из европейского вектора, накладывают определенные требования гармонизации молдавского законодательства с европейским. 26 декабря 2013 г. Правительство Молдовы утвердило Национальный план по гармонизации законодательства на 2011–2014 гг.217 Инициатива была разработана Министерством юстиции для того, чтобы обеспечить взятые правительством обязательства по постепенному приведению молдавского законодательства в соответствие с европейским. Национальный план призван адаптировать 83 документа Евросоюза. Законодательные меры для реализации этого процесса включают 58 проектов, из которых 16 – законы, 31 – постановления правительства, 11 – ведомственные акты218. Гармонизация включает в себя такие важные направления, как: стандартизация; коммерческие и некоммерческие общества; бухгалтерский учет и аудит; финансовые услуги; сельское хозяйство; интеллектуальная собственность; охрана здоровья и безопасности труда; охрана окружающей среды; конкуренция; авиатранспорт; энергетика; безопасность и правосудие.

Значительная часть нормативных актов, принятых в Молдове в последние годы, прямо указывает на то, что они «создают необходимую базу для применения» тех или иных нормативных актов, принятых в Европейском Союзе. В нормативных актах, принимаемых по европейскому образцу, постоянно делаются ссылки на то, что эти акты принимаются с целью их воплощения в молдавском законодательстве. Например, в преамбуле к новому Закону о конкуренции от 2012 г., прямо указывается, что он «воплощает положения статей 101–106 Договора о функционировании Европейского cоюза от 25 марта 1957 г., Регламента Совета Европы (СЕ) № 1/2003 от 16 декабря 2002 г. <…> и частично Регламента Совета Европы (СЕ) № 139/2004 от 20 января 2004 г. <…>»219.

Правовые реформы и постепенное развитие институтов гражданского общества определенно сказываются на деятельности общественных объединений в Республике Молдова. Государство нормативно определяет основы их статуса и деятельности в интересах обеспечения целостности, конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы и политические партии, закреплено в ст. 41 и 42 Конституции РМ.

Статья 41 Конституции Молдовы называется «Свобода партий и других общественно-политических организаций» и определяет следующее:

1. Граждане могут свободно объединяться в партии и другие общественно-политические организации, способствующие выявлению и выражению политической воли граждан и участвующие в выборах в соответствии с законом.

2. Партии и другие общественно-политические организации равны перед законом.

3. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов партий и других общественно-политических организаций.

4. Партии и другие общественно-политические организации, цели или деятельность которых направлены против политического плюрализма, принципов правового государства, суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова, являются неконституционными.

5. Тайные объединения запрещены.

6. Запрещается деятельность партий, состоящих из иностранных граждан.

7. Государственные должности, занятие которых несовместимо с членством в партиях, устанавливаются органическим законом.

Статья 42 Конституции Молдовы наделяет правом создавать профессиональные союзы и вступать в них:

Любой работник вправе создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов.

Профессиональные союзы создаются и осуществляют свою деятельность согласно своим уставам и в соответствии с законом. Они содействуют защите профессиональных, экономических и социальных интересов работников.

В целях регулирования общественных отношений, связанных с реализацией права лиц на объединение, и определением принципов образования, регистрации, функционирования и прекращения деятельности общественных объединений был принят Закон от 17 мая 1996 г. № 837-XIII «Об общественных объединениях»220.

Согласно ст. 1 Закона «Об общественных объединениях», «Общественным объединением является некоммерческая, независимая от органов публичной власти организация, добровольно созданная не менее чем двумя физическими и/или юридическими лицами (общественными объединениями), объединенными общностью интересов в целях реализации законных прав в соответствии с законом. Общественными объединениями считаются объединения пацифистов, объединения, защищающие и продвигающие права человека, объединения женщин, ветеранов, инвалидов, молодежные и детские объединения, научные, технические, экологические, культурно-просветительные, спортивные общества, творческие союзы, национально-культурные общества, другие законно образованные объединения физических и/или юридических лиц (общественных объединений)»221.

Закон «Об общественных объединениях» называет две правовые формы общественных объединений: общественные объединения (ст. 5); союзы (ассоциации) общественных объединений (ст. 6).

Гражданский кодекс Республики Молдова222 от 6 июня 2002 г. дает определение некоммерческой организации как юридического лица, преследующее иную цель, нежели извлечение прибыли (п. 1 ст. 180). Гражданский кодекс называет организационно-правовые формы некоммерческих организаций: ассоциация, фонд, учреждение (п. 2


ст. 180).

Гражданский кодекс Республики Молдова также вводит понятие ассоциации (ст. 181): «Ассоциацией признается некоммерческая организация, добровольно учрежденная физическими и юридическими лицами, объединившимися в предусмотренном законом порядке на основе общности интересов, не противоречащих основам правопорядка и нравственности, для удовлетворения нематериальных потребностей».

Если провести анализ существующего законодательства Молдовы, то можно выявить десять видов организационно-правовых форм, существующих общественных объединений и некоммерческих организаций в РМ:

1. Общественные объединения (Закон «Об общественных объединениях»).

2. Союзы (ассоциации) общественных объединений (Закон «Об общественных объединениях»).

3. Фонды (Закон «О фондах» от 28 октября 1999 г.223).

4. Частные учреждения (Гражданский кодекс от 6 июня 2002 г.224).

5. Публичные учреждения (Гражданский кодекс от 6 июня 2002 г.225).

6. Патронаты (Закон «О патронатах» № 976 от 11 мая 2000 г.226).

7. Профсоюзы (Закон «О профессиональных союзах» от 7 июля 2000 г.227).

8. Политические партии (Закон «О политических партиях» от 21 декабря 2007 г.228).

9. Религиозные организации (Закон «О свободе совести, мысли и вероисповедания» от 11 мая 2007 г.229).

10. Периодические издания (Закон «О печати» от 26 октября 1994 г.230).

По мере развития общественных структур и правоотношений в Закон «Об общественных объединениях» были внесены изменения и дополнения231 с целью приведения его в соответствие с положениями Гражданского кодекса и создания более благоприятных условий для приобретения общественными объединениями статуса организации общественной пользы.

Постановлением Правительства № 559 от 17 июня 1997 г.232 в целях выполнения некоторых мер по реализации Закона «Об общественных объединениях» были утверждены образец свидетельства о государственной регистрации общественного объединения и образец государственного сертификата, выдаваемого Сертификационной комиссией. Позже постановлением Правительства Республики Молдова от 10 апреля 2009 г. № 275 был принят единый образец сертификата о регистрации некоммерческих организаций233.

С 2009 г. в Молдове был упрощен порядок регистрации общественных объединений и некоммерческих организаций234. Для этого Правительство 30 апреля 2009 г. постановлением № 345 учредило Государственный регистр некоммерческих организаций235

Загрузка...