1.1. Роль торговли в инновационном развитии российской экономики и жизнеобеспечении населения. Государственная политика в области торговли и правовой механизм ее формирования и реализации
Торговля является многоаспектным понятием. Законом о торговле торговля определена как вид предпринимательской деятельности. Вместе с тем торговля является важнейшей отраслью российской экономики, во многом определяющей ее эффективность. Поставленная Концепцией долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации цель перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному пути развития определяет задачи по модернизации не только отраслей промышленности, но и торговли6. Между тем значение торговли в социально-экономическом развитии страны недооценено. До недавнего времени в Российской Федерации отсутствовала государственная торговая политика. В настоящее время долгосрочные мероприятия по развитию торговли и формированию эффективной торговой политики определены Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и на период до 2020 г., утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 31 марта 2011 г. № 422. В данном документе указывается, что торговая отрасль на протяжении последних лет является одной из самых быстро развивающихся отраслей экономики, опережающей по темпам роста многие отрасли. С 2005 по 2010 г. выручка организаций торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2 %, уступая только финансовым услугам, рыболовству, строительству и образованию. При этом среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 года составляли 8,5 % в год, а розничной торговли – 9,7 %.
Торговля вносит весомый вклад в произведенный валовой внутренний продукт. Так, по итогам 2010 г. доля оптовой и розничной торговли в валовой добавленной стоимости составила 18,1 %.
Торговля обеспечивает десятую часть всех налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.
Торговля по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2010 г. находится на четвертом месте. Согласно рейтингу компании AT Kearny за 2010 г., Россия входит в десятку стран с наиболее инвестиционно привлекательным сектором торговли.
Значительна роль торговли в обеспечении занятости населения. Торговля – лидер среди отраслей российской экономики по количеству созданных рабочих мест, общая численность занятых в 2009 г. составила 12 млн человек или 17,8 % от всего занятого населения.
В секторе торговли действует около 2,5 млн хозяйствующих субъектов, 69 % из которых – индивидуальные предприниматели.
В секторе торговли действует около 42 % малых предприятий Российской Федерации, на которых трудятся свыше 3 млн человек. Малые предприятия имеют ряд преимуществ по сравнению с крупными предприятиями, они обеспечивают реализацию специализированных товаров небольшими партиями, обладают знаниями локальных рынков, способствуют удовлетворению потребностей населения в продуктах питания и предметов первой необходимости в формате шаговой доступности.
С экономической точки зрения торговля рассматривается как посредник между сферой производства и сферой потребления, основное назначение которой заключается в продвижении товаров из сферы производства промышленным потребителям и конечным потребителям-гражданам. Именно торговля осуществляет введение в имущественный оборот результатов инновационной деятельности.
Инновационная деятельность направлена на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности – изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, ноу-хау в товары и их последующую реализацию. В процессе инновационной деятельности ее необходимыми этапами являются в том числе формирование концепции нового товара, позиционирование образца нового товара на выставках, реклама, вывод нового товара на рынок. Не случайно в соответствии с внесенными изменениями в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» среди иных видов инноваций впервые предусмотрен новый метод продаж.
Разработка инновационных продуктов и производство новых товаров означает, что на современном этапе развития экономики торговые организации не только осуществляют реализацию новых товаров, но формируют и стимулируют спрос на инновационные товары.
Приведенные показатели убедительно демонстрируют экономическое и социальное значение торговли.
В качестве необходимого связующего звена между сферами производства и потребления торговля является, как указано в Стратегии развития торговли, системообразующим сектором экономики, развитие которого должно обеспечить баланс целей нескольких заинтересованных групп – потребителей, государства, производителей и торговых предпринимателей. При этом основной целью производителей является возможность достижения всех потенциальных потребителей с максимальной эффективностью и минимальными издержками. Основная цель потребителей – возможность получения качественных товаров по доступным ценам и приемлемым уровнем сервиса, а основная цель торговых предпринимателей заключается в наиболее полном удовлетворении спроса покупателей.
Достижению указанных целей препятствуют существующие недостатки как в оптовой торговле, так и в розничной торговле.
Структура розничной торговли характеризуется низким уровнем современных форматов торговли (гипермаркетов, супермаркетов), неоднородным их развитием по российским регионам, недостаточным развитием дистанционной торговли, отсутствием развитой торговой инфраструктуры. В Программе развития конкуренции в Российской Федерации отмечается наличие в ряде регионов затруднений доступа на рынок хозяйствующих субъектов вследствие коррупционной заинтересованности представителей органов власти в поддержке местного розничного бизнеса, а также их аффилированности. Существует проблема сбыта сельскохозяйственной продукции вследствие разрушения ранее налаженных кооперативных связей между всеми участниками рынка, недостаточной развитости инфраструктуры агропродовольственного рынка, дефицита альтернативных форм организаций торговой деятельности и др.7
Так, по основным показателям эффективности розничной торговли продовольственными товарами Российская Федерация отстает от развитых стран ЕС: по обеспеченности современными торговыми площадями – более чем в 7 раз; по доле современных форматов торговли – более чем в 2 раза; по степени консолидации – более чем в 6 раз; по доле дистанционной торговли – более чем в 3 раза8.
В оптовой торговле функционируют многочисленные торговые компании малых размеров, наблюдается недостаточная степень консолидации оптового звена, отсутствие необходимой материально-технической базы и квалифицированных работников, диспропорции в территориальном расположении объектов торговой инфраструктуры, наличие недостатков в транспортной инфраструктуре и др.
Развитие торговой отрасли, которое должно осуществляться целенаправленно, определение перспектив ее функционирования объективно требует выработки государственной политики в отношении торговли. Вместе с тем само понятие государственной торговой политики законодательно и доктринально не определено.
Согласно Конституции РФ основные направления внутренней и внешней политики государства определяет Президент Российской Федерации (ст. 80).
При формулировании рассматриваемого понятия следует основываться на положениях Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»9, который определяет цели, приоритеты и направления социально-экономической политики государства, систему документов программно-целевого планирования социально-экономического развития государства. Хотя в данном Законе отсутствует определение государственной социально-экономической политики, но указаны документы, формализующие экономическую политику государства. Так, Концепция социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей (п. 2 ст. 1). В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяются составные части социально-экономической политики: макроэкономическая политика, инвестиционная и структурная политика, аграрная политика, экологическая политика, социальная политика, региональная экономическая политика, внешнеэкономическая политика (п. 8 ст. 4).
В специальном разделе Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию характеризуется состояние экономики Российской Федерации, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое развитие Российской Федерации на среднесрочную перспективу (п. 5 ст. 4).
Следует отметить, что различные доктрины и стратегии, статус которых не определен в Законе о государственном прогнозировании, выражают официальный взгляд на цели, задачи и основные направления государственной политики в определенных областях.
Таким образом, социально-экономическая политика государства отражается в программных документах индикативного планирования и прогнозирования, которые носят для предпринимателей ориентирующий характер. Д. А. Медведев, выступая на заседании Госсовета, подчеркнул, что «…современная экономическая политика должна создать все условия для экономической свободы и развития предпринимательской инициативы»10.
Общие положения о государственной торговой политике во внешнеторговой деятельности предусмотрены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в ст. 5 которого указано, что торговая политика Российской Федерации является составной частью экономической политики Российской Федерации. Целью торговой политики является создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг11. Реализация внешнеторговой политики Российской Федерации осуществляется с использованием установленных в Законе о торговле методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности (таможенно-тарифного регулирования, нетарифного регулирования, запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью, мер экономического и административного характера).
В Законе о торговле применяется термин «государственная политика в области торговой деятельности». Формы участия органов государственной власти в формировании и реализации государственной политики во внутренней торговле определены в Законе о торговле.
Так, Правительство Российской Федерации осуществляет обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 5).
На субъекты Российской Федерации возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 6).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области торговли, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации12.
Следует отметить, что в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности принимают участие некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, и некоммерческие организации, объединяющие хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров (ст. 7 Закона о торговле). В этих целях они участвуют в разработке проектов нормативных актов в области торговли, а также региональных муниципальных программ развития торговли, принимают участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других формах участия, рассмотренных ниже.
С целью формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации, а также обеспечения взаимодействия Минпромторга России и субъектов Российской Федерации в сфере торговли и выработки рекомендаций по созданию условий для развития потребительского рынка товаров при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации создан Экспертный совет по вопросам развития торговой деятельности в Российской Федерации, основными задачами которого являются:
– выработка согласованных предложений по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли;
– рассмотрение проектов нормативных правовых актов, подготовленных федеральными органами исполнительной власти по вопросам, связанным с организацией и осуществлением торговой деятельности, законодательных и правотворческих инициатив федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, связанных с вопросами торговли;
– подготовка предложений по разработке концепций, стратегий и иных программных документов, определяющих перспективы и направления развития торговой деятельности в России, анализ эффективности применяемых и предлагаемых мер по стимулированию развития торговой деятельности;
– подготовка рекомендаций федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления по реализации основных направлений государственной политики в сфере регулирования торговой деятельности, созданию условий для устойчивого функционирования и динамичного развития торговой деятельности в Российской Федерации13.
Таким образом, государственную политику в области внутренней торговли можно определить как официально выраженную систему представлений о целях, приоритетах и направлениях развития торговли в документах стратегического планирования. Торговая политика является составной частью государственной социально-экономической политики и отражается в документах стратегического и программно-целевого планирования. В настоящее время основным документом, содержащим мероприятия по совершенствованию государственного регулирования торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации, является Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и период до 2020 г., утвержденная приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 42214.
В формировании и реализации государственной политики в области торговли участвует широкий круг субъектов – органов государственной власти, органов местного самоуправления и некоммерческие организации (союзы, ассоциации), объединяющие участников торговой деятельности.
Механизм выработки и реализации торговой политики включает систему средств правового, организационного и экономического воздействия на торговые отношения и их субъектов для достижения целей и решения поставленных задач по эффективному развитию торговли.
1.2. Формирование понятийного аппарата
1.2.1. Понятие торговой деятельности и ее соотношение со смежными понятиями
В Стратегии развития торговли поставлена задача сделать понятийный аппарат в сфере торговли максимально четким и однозначным. Еще одной задачей, как представляется, является необходимость согласования торговых понятий, употребляемых в различных нормативных правовых актах.
Впервые на законодательном уровне основные понятия в сфере торговли определены Законом о торговле. Ключевым понятием, включенным в Закон, является определение торговой деятельности или торговли, поскольку в Законе о торговле эти два термина употребляются как синонимы.
Торговля определяется как вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров (п. 1 ст. 2). Таким образом, в Законе однозначно определено, что торговля является предпринимательской деятельностью. Следовательно, отношения по купле-продаже товаров между гражданами не могут рассматриваться как торговля, в литературе зачастую такие договоры именуют бытовыми сделками.
Характерным признаком торговли как отдельного вида деятельности является отсутствие существенной переработки торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями приобретенных товаров. Данную особенность торговли отмечали еще дореволюционные ученые15.
В отличие от Закона о торговле в Модельном Торговом кодексе для государств – участников СНГ16 торговая деятельность определяется как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей по продаже товаров. Тем самым в определении подчеркивается осуществление особого самостоятельного вида предпринимательской деятельности – торговли, производимого субъектами, занимающимися данным видом деятельности в качестве основного вида – торговыми предпринимателями. Для торговли как самостоятельного вида предпринимательской деятельности требуется наличие навыков, профессионализм, использование специальных знаний различных отраслей экономической науки – логистики, маркетинга и др.
Определение торговли, содержащееся в Законе о торговле, нуждается в конкретизации при участии в торговой деятельности производителей товаров.
По общему правилу производители, реализующие произведенные ими товары и покупающие сырье, материалы, оборудование и другие товары для нужд производства, не считаются осуществляющими торговую деятельность, поскольку производство и сбыт являются неразрывными процессами производственной деятельности, хотя при этом, как и при осуществлении оптовой торговой деятельности, заключается, как правило, один и тот же договор – договор поставки.
В тех случаях когда, помимо производства товаров, производители приобретают товары у третьих лиц и затем продают их без переработки другим производителям, оптовым и розничным торговцам, такая деятельность может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности по отношению в производству товаров и квалифицироваться в качестве оптовой торговли.
При осуществлении деятельности по реализации гражданам производимых производителями товаров и создании с этой целью обособленных структурных подразделений (к примеру, магазинов, торговых домов) такая деятельность может рассматриваться в качестве розничной торговли и регулироваться Законом «О защите прав потребителей». В этих случаях осуществление торговой деятельности регулируется правилами о розничной торговле. Предусмотренные же в Законе о торговле критерии торговли «приобретение и продажа» в отношении розничной торговли, осуществляемой производителями товаров, не действуют.
В законодательстве употребляется и термин «закупки». Данный термин используется в Федеральном законе от 18 июня 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»17 в широком значении и распространяется не только на приобретение товаров путем заключения договоров купли-продажи, но и на выполнение работ путем заключения договоров подряда и оказание услуг по договорам возмездного оказания услуг. Закон установил особые правила закупок товаров, работ, услуг, которые должны соблюдать определенные, перечисленные в нем субъекты: государственные и муниципальные унитарные предприятия, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов; дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным юридическим лицам, и «внучатые» хозяйственные общества с государственным и муниципальным участием в таком же объеме, т. е. юридические лица с государственным и муниципальным участием, а также государственные корпорации, государственные компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, автономные учреждения, т. е. юридические лица, деятельность которых обладает высокой степенью значимости для государства и общества. Закон не содержит ограничения на приобретение товаров только для производственного потребления, следовательно, указанные в нем субъекты вправе приобретать товары по установленным в данном Законе правилам и с целью их перепродажи.
Исследование торговли как отрасли экономики эффективно при применении системного подхода. Необходимыми элементами торговли как системы являются взаимосвязанные между собой два ее подвида – оптовая торговля и розничная торговля, имеющие единую экономическую природу, но различающиеся по формам и методам осуществления. Системный подход позволяет успешно решить задачу создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, затрагивающую как оптовый, так и розничный рынок товаров.
Следует отметить, что разделение торговли на оптовую и розничную проводилось еще в дореволюционный период. Так, К. П. Победоносцев отмечал, что «…торговля подразделяется на оптовую, розничную и мелочную»18.
Отнесение вида деятельности в качестве оптовой или розничной торговли влечет определенные правовые последствия: заключение различных видов договоров с контрагентами, применение разного режима налогообложения и др.
Оптовая торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (п. 2 ст. 2 Закона о торговле). Таким образом, при осуществлении оптовой торговли товары продаются и приобретаются в целях переработки, перепродажи, но не для реализации гражданам потребителям. Розничная торговля определяется как вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 2 Закона о торговле). Этот же критерий, т. е. цели использования приобретаемых товаров, применяется в ГК РФ для разграничения основных договоров, опосредующих реализацию товаров в оптовой и розничной торговле – договора поставки (ст. 506) и договора розничной купли-продажи (ст. 492).
В Налоговом кодексе РФ розничная торговля определяется как предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27). Таким образом, в целях налогообложения в НК РФ использован юридический критерий квалификации предпринимательской деятельности в качестве розничной торговли.
Законодательные определения оптовой и розничной торговли не позволяют однозначно провести разграничение между видами торговой деятельности, поэтому в ряде случаев на практике возникают споры. Характерным является рассмотренное Президиумом ВАС РФ дело в отношении индивидуального предпринимателя, который исчислял единый налог на вмененный доход, считая, что осуществляет розничную торговлю молочными продуктами, в то время как Федеральная налоговая служба полагала, что осуществляемая им торговля относится к оптовой торговле. Президиум ВАС РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что правовую квалификацию характера осуществляемой деятельности следует давать исходя из анализа совокупности факторов – назначение используемого для торговли помещения, объем и цели использования приобретаемых товаров, вида покупателей, порядка расчетов за товар и др.19
Аналогичный спор по применению режима налогообложения и определению вида осуществляемой индивидуальным предпринимателем торговой деятельности был рассмотрен Президиумом ВАС РФ 4 октября 2011 г. № 5566/1, при этом ВАС РФ, квалифицируя предпринимательскую деятельность, осуществляемую индивидуальным предпринимателем в качестве оптовой торговли, указал в числе прочих аргументов, что реализация товаров не через объекты стационарной торговой сети, а по договору поставки путем доставки этого товара до покупателя относится к оптовой торговле, к которой система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применению не подлежит20.
Сложности разграничения оптовой торговли и розничной торговли возникают при продаже товаров юридическим лицам через объекты розничной торговли.
Так, при рассмотрении спора индивидуального предпринимателя, связанного с определением вида налогообложения при продаже строительных материалов в магазине розничной торговли юридическому лицу по безналичному расчету, суд первой инстанции вынес решение о применении единого налога на вмененный доход, используемого в отношении розничной торговли. Суды апелляционной и кассационной инстанций сочли необоснованным применение предпринимателем специального налогового режима в отношении реализации товаров юридическим лицам и предпринимателям исходя из того, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой продажи, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования товаров в целях ведения предпринимательской деятельности. По результатам же встречных проверок покупателей – юридических лиц и предпринимателей – установлено, что строительные товары приобретались ими для собственных нужд и осуществления уставной деятельности, реализация товаров этим покупателям оформлялась счетом-фактурой и товарной накладной. Такое использование покупателями приобретенных товаров свидетельствует, по мнению судов, об оптовом характере торговли.
Высший Арбитражный Суд РФ в своем постановлении указал, что судами не учтено, что одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, является осуществление этой деятельности через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети, предусмотренные подп. 6 и 7 ст. 346.26 НК РФ, и сделал вывод о том, что осуществляемая предпринимателем деятельность по торговле строительными товарами в магазине как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) они реализуются, относится к розничной торговле и подлежит обложению единым налогом на вмененный доход21.
Анализ данного спора показывает, что основным критерием, учитываемым ВАС РФ при решении вопроса о режиме налогообложения, является вид заключаемого договора.
Понятие мелкооптовой торговли содержится в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009, в соответствии с которым эта разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией товаров, минимальная партия которых не может быть меньше, чем количество единиц в одной упаковке изготовителя для розничной торговли22.
В Законе не раскрывается содержание оптовой и розничной торговой деятельности и видов товаров – объектов оптовой торговли, хотя из содержания ст. 1 Закона можно сделать вывод, что в качестве объектов оптовой торговли выступают не только товары потребительского назначения, но и товары производственного назначения. В литературе сложилось представление, что оптовая торговля осуществляется товарами потребительского назначения, а не товарами производственного назначения. Это проистекает в том числе и из того, что в целях защиты прав населения приняты специальные законы, содержащие требования к обращению социально значимых товаров: от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и др.
Из смысла и содержания различных документов вытекает, что в отличие от советского законодательства, в котором различались материально-техническое снабжение и торговля, в современных нормативных актах такого различия не проводится.
Такой вывод можно сделать и из анализа Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и на период до 2020 г., в которой отмечается, что данный документ распространяется на оптовую и розничную торговлю товарами массового потребления и не затрагивает оптовую торговлю несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами, ломом, машинами и оборудованием.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) в разделе G, посвященном оптовой и розничной торговле, указано, что оптовая торговля в качестве объектов включает не только товары потребительского назначения, но и производственного назначения.
Важнейшее значение в настоящее время приобретает проблема определения функций и операций, включаемых в понятие торговой деятельности, что обусловливает требования, предъявляемые к субъектам торговли и видам заключаемых ими договоров.
Содержание оптовой и розничной торговли в определенной степени можно выявить из таких документов, как Национальный стандарт РФ «Услуги торговли. Общие требования. ГОСТ Р 51304-209», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 769-ст и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1)23.
До принятия Национального стандарта действовал ГОСТ Р 5130399, в котором торговля определялась как вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям24. В данное определение торговли было включено оказание услуг покупателям независимо от того, является ли покупатель коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем либо гражданином потребителем, и это было обосновано, поскольку торговля не может осуществлять функции простого перепродавца, не осуществляя присущие ей функции по доведению товара до состояния, удовлетворяющего покупателей. В противном случае торговля является излишним звеном в цепочке товародвижения от производителя к конечному потребителю. Недостатком такого определения было то, что торговля не отграничивалась от производственной и иной деятельности, недостаточно четко определялся данный вид деятельности как самостоятельный вид предпринимательской деятельности. Оптовая торговля определялась как торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием, т. е. оптовая торговля определялась, по существу, через нераскрытое понятие. Розничная торговля определялась как торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В отличие от розничной торговли в определение оптовой торговли не было включено оказание услуг, хотя в определении предприятия оптовой торговли было указано на оказание данными предприятиями услуг по организации оптового оборота товаров.
Следует отметить, что некоторые содержащиеся в торговом законодательстве термины употребляются и в экономическом, и в юридическом значении, что влечет неоднозначное их понимание. Так, торговля в экономическом смысле является услугой, поскольку в процессе ее осуществления не производятся новые товары. Но с правовой точки зрения торговля рассматривается как купля-продажа и передача товаров от продавца к покупателю, оформляется договорами купли-продажи, предусматривающими переход права собственности на товар, на продавца к покупателю.
С 1 января 2011 г. действует Национальный стандарт РФ, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 771-ст, который призван определить, какие операции и виды действий включаются в оптовую и розничную торговую деятельность.
В данном документе оптовая торговая и розничная торговая виды деятельности обозначаются в качестве услуг оптовой торговли и розничной торговли, что неудачно, поскольку характеризует основную деятельность торговых предпринимателей по реализации товаров, не имеющих отношения к оказанию услуг.
«Услуга оптовой торговли» определяется в нем как результат непосредственного взаимодействия продавца и оптового покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров для последующей их перепродажи или профессионального использования. В п. 4.4 Национального стандарта перечислены виды торгово-технологических операций, обозначенных как услуги: складские операции; реализация товаров; оказание помощи оптовым покупателям в приобретении (покупке) товаров; информационно-консультационные (консалтинговые) услуги; дополнительные услуги. Содержание складских операций в Национальном стандарте не раскрывается. В п. 3.4 продажа, реализация товаров определяется как передача покупателю товаров на определенных условиях, что противоречит Гражданскому кодексу РФ, в котором купля-продажа товаров понимается как передача товара на праве собственности (п. 1 ст. 454). Перечисленные в п. 4.7 услуги по оказанию помощи покупателям в приобретении (покупке) товаров рассчитаны в основном на розничных покупателей. То же самое можно сказать и о дополнительных услугах, перечисленных в п. 4.9
Национального стандарта (организация мест отдыха покупателей, организация комнаты матери и ребенка, организация справочных бюро, организация питания покупателей и пр.).
Услуга розничной торговли определяется как результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собственная деятельность продавца по удовлетворению потребностей покупателя в приобретении товаров для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, по договору купли-продажи (п. 3.2). В данном определении целесообразно было бы уточнить, что товары в розничной торговле приобретаются гражданами по договору розничной купли-продажи.
В содержание деятельности по розничной торговле включаются реализация товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении; информационно-консультационные (консалтинговые) услуги; дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров (п. 4.3).
Основные производимые продавцами операции по реализации товаров перечисляются в Национальном стандарте (ознакомление покупателей с товарами, показ или демонстрация товаров или образцов товаров, консультации покупателей, организация расчетов за товары, упаковка и выдача товаров, доставка товаров) (п. 4.5).
Таким образом, в содержание торговой деятельности с необходимостью включается оказание тесно связанных с куплей-продажей товаров услуг покупателям.
Вместе с тем решение вопроса, какие из услуг составляют неотъемлемый элемент торговых операций, а какие нет, представляет значительные сложности. Так, по мере развития и укрепления рыночных отношений, повышения качества обслуживания оптовых и розничных покупателей «набор» операций и услуг, включаемых в содержание оптовой и розничной торговли, изменяется. Решение данного вопроса на каждом этапе развития экономики значимо и для предъявления требований к оптовым и розничным торговцам к качественному обслуживанию покупателей, и при решении вопроса о необходимости заключения торговыми предпринимателями дополнительных по отношению к договору купли-продажи договоров по оказанию услуг. Предусмотренные в Национальном стандарте услуги, непосредственно включаемые в содержание торговой деятельности, нуждаются в совершенствовании.
Сложным и неоднозначно решаемым вопросом является соотношение торговой деятельности с коммерческой и посреднической деятельностью.
В переводе с латыни сommercium означает торговля. Исторически с торговлей связано третье разделение общественного труда и обособление данного вида деятельности, появление купеческого торгового права.
Впоследствии торговля стала первым видом профессиональной деятельности, который приобрел предпринимательский характер. С бурным ростом промышленного производства товаров, обострением конкуренции, возникающими кризисами перепроизводства товаров появилась потребность в иных видах деятельности, способствующих увеличению объема продаж, завоеванию новых рынков сбыта, расширению ассортимента товаров, в связи с чем появились и стали развиваться новые виды деятельности – посредническая, рекламная, по оказанию информационно-консультационных услуг и иные, основанные на научных познаниях развивающихся новых подразделений экономической науки – маркетинга, менеджмента, логистики.
С экономической точки зрения коммерческая деятельность включает три направления: сбыт промышленными предприятиями товаров; закупка ими сырья, комплектующих изделий, оборудования и иных материально-технических ресурсов; коммерческо-посредническая деятельность25.
В одном из последних изданий ученых, изучающих торговлю, коммерческая деятельность рассматривается как деятельность, включающая помимо торговой деятельности (реализация и закупка товаров), оказание разнообразных услуг, направленных на продвижение товаров на рынке и эффективное удовлетворение покупательского спроса26. В современном экономическом словаре коммерция определяется «…как торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле слова предпринимательская деятельность»27.
Таким образом, при рассмотрении соотношения понятий «торговая» и «коммерческая деятельность» более широким понятием является «коммерческая деятельность», включающая, помимо торговли, иные виды деятельности, способствующие процессу реализации и продвижения товаров от изготовителей к конечным потребителям, осуществляемые специализированными организациями (рекламными агентствами, маркетинговыми и информационно-консультационными фирмами и др.).
На практике и в ряде нормативных правовых актов термины «коммерческая деятельность» и «предпринимательская деятельность» употребляются как синонимы в случаях, когда осуществляется реализация готовых продуктов предпринимательской деятельности28. Обоснованием этому является широкое понимание товара в рыночной экономике, под которым понимаются не только вещи и иное имущество, но и все объекты, имеющие стоимость и способность нахождения в имущественном обороте, включая работы и услуги, быть объектами купли-продажи. Вместе с тем виды осуществляемой предпринимательской деятельности значительно разнообразнее (строительная, аудиторская, оценочная и др.) и не сводятся только к купле-продаже объектов имущественного оборота.
Еще более запутанной проблемой является выявление соотношения торговой и посреднической деятельности. С экономической точки зрения торговля в качестве отрасли товарного обращения является посредником между сферой производства и сферой потребления. И как вид деятельности торговля в таком понимании рассматривается не только в экономической литературе, но и нередко в различных документах. Так, в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 не разграничены торговая деятельность организаций оптовой торговли и посредническая деятельность по оптовой торговле, осуществляемая торговыми агентами. И тот, и иной вид деятельности обозначается как оптовая торговля. Вместе с тем и требования, предъявляемые к осуществлению торговой и посреднической деятельности, должны быть различными, и правовые формы осуществления данных видов деятельности различаются. Однако, несмотря на широкое распространение посредников на товарном рынке, в ГК РФ не дается понятие посредника и посреднической деятельности. Данные понятия можно выявить из содержания договоров, заключаемых с участием посредников – поверенных, комиссионеров и агентов. Согласно ГК РФ они действуют в интересах своих клиентов (доверителей, комитентов принципалов), выполняя их поручения, но при этом не приобретая право собственности на покупаемый или продаваемый товар.
Необходимые условия для осуществления торговой и посреднической деятельности значительно различаются. Из мелких, с небольшим количеством работников, без необходимой материально-технической базы организаций оптовые торговые организации должны превратиться в подлинных операторов товаропотоков. Таких условий для осуществления посреднической деятельности не требуется. Возникает вопрос, каким образом можно добиться функционирования на товарных рынках «полноценных» организаций оптовой торговли, а не простых перепродавцов, не выполняющих полезных функций для производителей и потребителей, – излишнего звена в движении товаров. Институт лицензирования торговой деятельности для этих целей не годится, поскольку его применение не соответствует современным условиям и является чрезмерным вмешательством государства в торговую деятельность. Представляется, что для этих целей в настоящее время следует использовать институт саморегулирования. Опыт создания саморегулируемых организаций, устанавливающих для своих членов определенные требования и обеспечивающих действенный контроль за их деятельностью, имеется в других сферах экономической деятельности, и его можно распространить на оптовое звено.
1.2.2. Понятие товара как объекта торговой деятельности
Товар является важнейшей категорией рыночной экономики. Для рыночной экономики характерно широкое понимание товара. Товарами признаются объекты, имеющие стоимость и включаемые в имущественный оборот. В таком понимании товарами признается большинство объектов гражданских прав, включая результаты работ и услуги29.
Гражданское право оперирует в основном понятием «вещь». В перечне объектов гражданских прав товар не упоминается (ст. 128 ГК РФ). Среди других объектов гражданских прав указаны вещи.
Понятие товара определено в ГК РФ применительно к договору купли-продажи. В соответствии с п. 1 ст. 455 ГК РФ товаром по договору купли-продажи могут быть любые вещи с соблюдением правил ст. 129 ГК РФ. Правила о договоре купли-продажи применяются и к продаже ценных бумаг, валютных ценностей, имущественных прав, если иное не предусмотрено специальными правилами.
В отличие от гражданско-правового широкого понимания товара при осуществлении торговой деятельности товаром применяется узкое понимание товара как движимой вещи. В оптовом торговом обороте обращению подлежат товары, определяемые родовыми признаками и реализуемые оптовыми партиями. В розничном торговом обороте купле-продаже подлежат также товары, определяемые индивидуальными признаками. Недвижимое имущество не является объектом торгового оборота.
Вместе с тем для включения в торговый оборот товары должны быть оборотоспособными, т. е. соответствовать правилам ст. 129 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 129 объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Перечень продукции и отходов продукции, свободная реализация которых запрещена, установлен Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»30 и постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена»31.
Постановлением Правительства РФ утверждены два перечня: продукции, поставки которой в РФ осуществляются на основе квот, и продукции, поставки которой осуществляются потребителям, имеющим разрешение на ее применение. В первый перечень включена лишь одна позиция – спирт этиловый из пищевого сырья. Во второй перечень включены вооружение, военная техника, лекарственные средства (ядовитые и сильно действующие), яды и наркотические вещества, взрывчатые вещества и некоторые иные. Отдельными законодательными актами могут устанавливаться правила по обороту объектов, свободная реализация которых запрещена (к примеру, Закон РФ от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности»)32.
В действующих нормативных актах преимущественно употребляется термин «товар», а в некоторых случаях – «продукция» (например, сельскохозяйственная), однако различия между ними не проводится. Вместе с тем термин «продукция» имеет и специальное значение. В соответствии со ст. 136 ГК РФ продукция, наряду с плодами и доходами, рассматривается как поступления, полученные в результате деятельности человека. Иными словами, в данной статье под продукцией понимается «техническое приращение имущества, полученного в результате его производительного использования (например, готовая продукция)».
По цели использования товары подразделяются, во-первых, на товары потребительского назначения, используемые гражданами для домашнего, семейного и личного потребления, и, во-вторых, товары, предназначенные для производственного потребления.
В свою очередь товары потребительского назначения подразделяются на продовольственные и промышленные. Товары производственного назначения подразделяются на различные виды в зависимости от их назначения в производственном процессе: оборудование, основные средства, сырье, полуфабрикаты и т. п.
Основное значение для ведения промышленной и торговой деятельности имеет общегосударственная классификация товаров, проводимая в виде Общероссийского классификатора продукции (ОКП), который принят постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 и действует с 1 июня 1994 г. на территории РФ. Он составлен на основе использования системы цифрового кодирования информации о товарах, что позволяет автоматизировать информацию о товарах всех отраслей хозяйства и обеспечить их статистический учет.
Для осуществления торговой деятельности важными характеристиками товаров является их конкурентоспособность, ассортимент (промышленный и торговый, укрупненный и развернутый), безопасность и качество.
Немаловажное значение для осуществления торговой деятельности имеет подразделение товаров на класс (совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональное назначение, к примеру, швейные изделия); группу (совокупность товаров определенного класса, обладающих сходным составом потребительских свойств и показателей, к примеру, верхняя одежда); вид (совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением – костюм); разновидность (совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков конкретных моделей, марок, артикулов, сортов)33.
Кроме того, важнейшей характеристикой и знаком качества товаров в условиях модернизации экономики и энергосбережения является класс энергетической эффективности. Правительством РФ утвержден перечень товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в маркировке, на этикетках34. Правила определения класса энергоэффективности товара утверждены приказом Минпромторга России от 29 апреля 2010 г. № 3535.
1.2.3. Торговый объект, виды торговых объектов, торговая сеть
Одним из основных торговых понятий, определяемых Законом о торговле, является понятие торгового объекта. Содержащееся в Законе определение торгового объекта и его видов (стационарного и нестационарного) позволяет обеспечить учет торговых объектов и разработать меры по развитию торговой инфраструктуры, предоставить определенные меры по поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, осуществление торговой деятельности путем использования различных видов торговых объектов учитывается судебными органами при решении вопроса о разграничении оптовой торговли и розничной торговли.
Однако содержащиеся в Законе о торговле понятия «торговый объект», «торговая сеть» носят довольно абстрактный характер и имеют ряд недостатков, вследствие чего они мало используются в других нормативных актах и не конкретизируются в документах по стандартизации. Так, в Национальном стандарте РФ «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли» ГОСТ Р 51773-2009 хотя и имеется ссылка на Закон о торговле, но определяются и конкретизируются иные торговые термины и предусмотрены различные критерии классификации торговых понятий, более приближенных к торговой практике.
Одним из недостатков действующего законодательства является отсутствие единой терминологии и согласованности при определении основных торговых понятий, что препятствует однозначному пониманию их правоприменителями. Такая несогласованность терминов касается прежде всего Закона о торговле и Налогового кодекса РФ.
Торговый объект определяется в Законе о торговле как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров. Нетрудно заметить, что данное определение рассчитано в основном на розничную торговлю, поскольку не все виды специального торгового оборудования требуются предприятиям оптовой торговли (к примеру, не требуется оборудование для выкладки товаров).
Понятие «здания и сооружения» содержится в Техническом регламенте «О безопасности зданий и сооружений», утвержденном Федеральном законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ36. Определение строения в законодательстве не содержится.
Торговые объекты подразделяются на два вида – стационарные и нестационарные. Стационарный торговый объект определяется Законом как торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и присоединенные к сетям инженерно-технического обеспечения. Таким образом, в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ стационарный торговый объект может рассматриваться в качестве объекта капитального строительства.
Нестационарным торговым объектом признается торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение. Данное определение следует дополнить, указав на то, что перемещение нестационарного торгового объекта возможно без нанесения несоразмерного ущерба его назначению. Права на нестационарные торговые объекты не подлежат государственной регистрации. Исходя из законодательного определения торговых объектов, можно сделать вывод, что торговый объект, как стационарный, так и нестационарный, является имущественным комплексом, специально предназначенным и оборудованным для проведения торговых операций, осуществления торговли, т. е. в соответствии со ст. 132 ГК РФ он может рассматриваться в качестве предприятия.
Признанию торгового объекта в качестве функционирующего предприятия соответствует и содержащееся в п. 7 ст. 2 Закона о торговле понятие площади торгового объекта, рассмотренное ниже. Вывод о признании торгового объекта предприятием торговли подтверждается также и тем, что в качестве средства индивидуализации торгового объекта в Законе о торговле указано прежде всего коммерческое обозначение, используемое согласно ст. 1538 ГК РФ для индивидуализации принадлежащих предпринимателям предприятий.
Вместе с тем общему понятию предприятия, предусмотренному ст. 132 ГК РФ, которое в целом признается недвижимостью, не соответствует понятие торгового предприятия, действующего в качестве нестационарного торгового объекта.
Следует подчеркнуть, что предприятие торговли является основным понятием, предусмотренным в Национальном стандарте РФ «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли. ГОСТ Р 51773-2009». Оно определяется как объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям. Несмотря на ошибку, связанную с тем, что объект не может осуществлять продажу товаров, данное определение имеет общие признаки с понятием торгового объекта.
Одним из распространенных видов предприятий розничной торговли, хотя и не упоминаемый в Законе о торговле, является магазин. Национальный стандарт ГОСТ Р 51773-2009 не определяет понятие магазина, а содержит ссылку к решению данного вопроса к недействующему в настоящее время ГОСТ Р 51 303, который определяет магазин как специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже. Следует отметить, что аналогичное определение магазина предусмотрено и в Налоговом кодексе РФ (п. 3 ч. 3 ст. 346 (43)).
Следующим понятием, определяемым Законом о торговле, является площадь торгового объекта – помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Следует отметить логическую ошибку в данном определении, поскольку площадь торгового объекта определяется как помещение. Более точно отражает смысл выделения данного понятия определение площади торгового зала, содержащееся в Налоговом кодексе РФ, в соответствии с которым понятие площадь торгового зала – это часть магазина, павильона, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов покупателей. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Одним из отличительных признаков магазина является наличие торгового зала. Его наличие также требуется и для павильона – строения, имеющего торговый зал и рассчитанного на одно или несколько рабочих мест. Среди других общих требований к осуществлению торговли Национальный стандарт ГОСТ Р 517732009 требует, чтобы архитектурно-планировочные решения и конструктивные элементы зданий и строений предприятий торговли и используемое оборудование соответствовали строительным нормам и правилам (п. 6.5). Кроме того, целесообразно было бы дополнить данные требования требованием о специальном торговом назначении помещений, в которых осуществляется торговля.
Согласно Закону о торговле информация о торговых объектах необходима для разработки нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов (п. 2 ст. 5). Данные нормативы являются основным критерием доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары. Утверждение методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов возложена на Правительство РФ37.
Уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 6).
В Законе о торговле установлены особые правила по размещению нестационарных торговых объектов (ст. 10). В схемах размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться обязательное размещение не менее чем шестидесяти процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов, что представляется одной из мер их государственной поддержки.
Информация о торговых объектах содержится в торговом реестре.
Прерогатива утверждения формы торгового реестра, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре, Законом возложена на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли – Минпромторг России (п. 2 ч. 2 ст. 5). Во исполнение указанного требования Закона Минпромторгом России издан приказ от 16 июля 2010 г. № 602 «Об утверждении формы торгового реестра, порядка формирования торгового реестра и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре»38. В разделе I торгового реестра должны содержаться сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, включая информацию о форме собственности, вида деятельности, способа торговли, типа и вида торгового объекта. Раздел II включает информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей), раздел III содержит основные показатели, характеризующие состояние торговли на территории субъекта РФ. Регламентирован также порядок предоставления информации, содержащейся в торговом реестре.
Оценивая положительно требование Закона о ведении торгового реестра, который позволяет обеспечить открытость и прозрачность информации о торговых объектах, представляется целесообразным также обеспечить ведение реестра, содержащего информацию о производителях товаров.
Информация, включаемая в торговый реестр, преимущественно основана на классификации торговой деятельности и торговых объектов, предусмотренной в Законе о торговле. В соответствии со ст. 8 Закона:
– вид торговли означает оптовую или розничную торговлю;
– форма торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);
– способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);
– специализация торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);
– тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект).
Целый ряд классификационных критериев используется в Национальном стандарте РФ ГОСТ Р 51773-2009 «Услуги торговли. Классификация предприятий торговли».
Предприятия торговли подразделяются на классификационные группы в зависимости от различных признаков, в том числе:
– по формам собственности (частные, государственные, муниципальные);
– по видам торговли (предприятия оптовой и розничной торговли);
– по специализации торговой деятельности (универсальные, специализированные, неспециализированные: с комбинированным ассортиментом и со смешанным ассортиментом);
– по виду торгового объекта (стационарные и нестационарные);
– по формам торгового обслуживания покупателей (с полным самообслуживанием, с частичным самообслуживанием, с индивидуальным обслуживанием, обслуживанием по образцам, по предварительным заказам и др.);
– по условиям реализации товаров (наличию или отсутствию торгового зала);
– по типам предприятий торговли.
Одной из основных является группировка предприятий торговли по типам. При этом применяются в совокупности несколько критериев в зависимости от размеров площадей торговых объектов, ассортимента товаров и форм торгового обслуживания покупателей.
В соответствии с данной группировкой выделяются:
1. Предприятия, осуществляющие как оптовую, так и розничную торговлю:
– магазин-склад;
– торговый дом и др.
2. Предприятия оптовой торговли:
– центр оптовой торговли;
– универсальный общетоварный склад;
– специализированный склад.
3. Предприятия розничной торговли:
– гипермаркет;
– универмаг;
– универсам;
– гастроном;
– специализированные торговые предприятия (продовольственные магазины «Рыба», «Мясо»; «Одежда», «Обувь» и др.) и пр.
Национальный стандарт установил как общие требования к предприятиям торговли, так и специальные требования (к стационарным торговым предприятиям, предприятиям торговли, расположенным в жилых домах, и пр.).
Следует отметить, что в Национальном стандарте, помимо определения нестационарного торгового объекта, аналогичного содержащемуся в Законе о торговле, перечислены виды нестационарных торговых объектов, которые подразделены на непередвижные (павильоны, киоски, палатки, торговые автоматы и иные временные торговые объекты) и передвижные (лотки, автомагазины, автофургоны, автолавки, автоцистерны, тележки и другие аналогичные объекты). В пп. 3.15—3.19 Национального стандарта раскрываются понятия различных видов передвижных нестационарных торговых объектов.
В Федеральном законе от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» определено понятие торгового места на розничном рынке, которое определяется как «место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией)» (п. 8 ст. 3)39. Данное определение содержит закрытый перечень нестационарных торговых объектов, определяемых в качестве торгового места, состоящих как из непередвижных, так и передвижных объектов. Следует отметить, что оборудованные торговые объекты, квалифицируемые в качестве торгового места, создаются не только на розничных рынках, вследствие чего данное понятие следует предусмотреть в Национальном стандарте.
Недостатком Национального стандарта является отсутствие в нем понятия и характеристики распространенных на практике торгового комплекса и торгового центра, что представляется неверным, поскольку осуществление торговли в составе совокупности торговых предприятий обладает определенными особенностями.
В целях сохранения баланса интересов поставщиков продовольственных товаров и крупных розничных торговцев (ритейлеров)40, организующих осуществление торговли путем создания сети, а также в целях проведения антимонопольного контроля в Законе о торговле включено понятие торговой сети. Следует отметить, что употребляемый термин не является новым термином, однако в Законе о торговле его смысл и содержание изменилось. ГОСТ Р 51303-99 определял торговую сеть как совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением. Нетрудно заметить, что в данном определении сгруппированы две группы предприятий торговли, не имеющих общих признаков. В первую группу включены предприятия, находящиеся на одной территории и не связанные между собой. Во вторую группу включены предприятия торговли, находящиеся под общим управлением, но не расположенные на одной конкретной территории. В Законе о торговле оставлен один признак из указанного определения – нахождение под общим управлением.
Содержащиеся в НК РФ определения стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, и стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (ст. 346 (27)), не согласованы с Законом о торговле и имеют другое значение, вследствие чего данные понятия следует привести в соответствие с Законом о торговле.
Торговая сеть определяется Законом как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (п. 8 ст. 2).
Следует отметить, что Закон о торговле распространяет свое действие, включая сформулированное в нем определение торговой сети, на торговые сети в сфере розничной торговли. Кроме того, содержащиеся в Законе о торговле правила рассчитаны на взаимоотношения хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю путем создания торговых сетей, и поставщиков продовольственных товаров.
Создание торговой сети, таким образом, может происходить путем общего управления торговыми предприятиями либо путем индивидуализации двух и более торговых предприятий с помощью единого коммерческого обозначения и иного средства индивидуализации, что соответствует правилам параграфа 4 главы 76 части IV ГК РФ.
В соответствии с п. 5 ст. 1539 ГК РФ хозяйствующий субъект вправе заключить договор аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) либо договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), в соответствии с которыми он может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения. Следовательно, при таком варианте организации торговой сети в ее создании принимают участие несколько субъектов. Реализация этого варианта построения торговой сети без внесения изменений в ст. 132 ГК РФ невозможна, поскольку договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации (ст. 658 ГК РФ). По существу, единственной договорной формой, специально предназначенной для организации торговой сети, является договор коммерческой концессии. Именно данный договор позволяет использовать пользователя в качестве одного из звеньев правообладателя и обеспечить единые условия продажи товаров для покупателей.
Следует отметить необходимость совершенствования указанного определения, поскольку требуется пояснение в Законе, как следует понимать термин «общее управление». Управление принадлежащим собственнику имуществом возможно и путем заключения договора доверительного управления.
Недостатком рассматриваемого определения является также отсутствие конкретизации вида торгового объекта. Необходимо, как представляется, в определении торговой сети ограничить торговые объекты только стационарными. При существующем в Законе о торговле определении торговой сети торговой сетью могут быть признаны, к примеру, две палатки, принадлежащие индивидуальному предпринимателю. Возможно, следует подумать и об установлении количественного критерия – объема годового оборота.
1.3. Принципы правового регулирования торговой деятельности
Правовая природа торговой деятельности, являющейся одним из видов предпринимательской деятельности и носящей публичный характер, определяет общий вектор правового регулирования торговли, а также принципы торгового законодательства.
В Законе о торговле, являющемся основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере торговли, не содержатся принципы правового регулирования торговли, в нем определены цели и методы ее правового регулирования. Вместе с тем некоторые из указанных в ст. 2 Закона целей можно рассматривать в качестве руководящих начал в регулировании торговли (обеспечение единства экономического пространства, поддержка российских производителей товаров, баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов – участников торгового оборота).
Закон о торговле регулирует комплекс частноправовых отношений и публично-правовых отношений, складывающихся по организации и осуществлению торговой деятельности. Принципы правового регулирования торговой деятельности должны выражать ее предпринимательскую природу и социальное назначение. Основными задачами является обеспечение надлежащих условий осуществления торговли, соблюдение прав и законных интересов предпринимателей и граждан. Руководящие начала правового регулирования торговли в качестве общих положений закреплены в Конституции РФ.
Так, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, предусмотренное в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, означает и право каждого на свободное использование своих способностей и имущества, в том числе и для осуществления торговой деятельности.
Принцип признания многообразия форм собственности и равной их защиты означает право осуществлять различные виды предпринимательской деятельности, в том числе и торговли на основе любой формы собственности (частной, государственной, муниципальной и иной (п. 2 ст. 8). Вместе с тем Конституция РФ допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства только федеральным законом (ч. 3 ст. 55).
Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Данное конституционное положение предполагает и единое правовое регулирование, недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74). Однако еще встречаются случаи, когда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации нарушают этот конституционный принцип, запрещают предпринимателям осуществлять свободный вывоз своих товаров за пределы региона либо препятствуют ввозу определенных товаров в регион. Ограничение свободного перемещения товаров устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 74 Конституции РФ в отношении запрещенных к обороту или ограниченно оборотоспособных товаров.
Принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции РФ), применительно к торговле получил свое развитие в Законе о торговле, установившем антимонопольные правила для поставщиков продовольственных товаров и розничных торговцев.
Указанные конституционные начала получили свое развитие и закрепление в Гражданском кодексе РФ (ст. 1) и других законодательных и иных нормативных правовых актах.
При правовом регулировании предпринимательской деятельности общим принципом можно считать выбор государством средств регулирования, которые не должны служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности, при этом права торговых предпринимателей и других участников торгового оборота могут быть ограничены в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 1 ГК РФ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Правовой формой осуществления торговой деятельности является договор, поэтому в числе других принципов правового регулирования торговли большое значение имеет принцип свободы договора. Содержание принципа свободы договора, предусмотренного в ст. 1 ГК РФ, раскрывается в ст. 421 ГК РФ. Данный принцип означает, что предприниматели свободны в решении вопроса о заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Актуальным для торговых отношений является право сторон заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законодательными и иными нормативными правовыми актами (так называемый непоименованный договор), поскольку в отсутствие кодифицированного законодательного акта о торговле при осуществлении торговой деятельности заключается большое количество не предусмотренных нормативными правовыми актами договоров. Стороны вправе заключить и смешанный договор, т. е. договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Принцип свободы договора означает также право сторон определять условия договора по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Следует отметить, что ГК РФ устанавливает приоритет действия договора перед обычаем делового оборота (п. 2 ст. 5 ГК РФ).
При правовом регулировании торговли должен соблюдаться принцип баланса интересов предпринимателей – участников торгового оборота. Данный принцип иначе именуется как принцип эквивалентности. В Законе о торговле указано в качестве одной из целей обеспечение баланса экономических интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (хозяйствующих субъектов), осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности. При этом правовое регулирование взаимоотношений поставщиков товаров и розничных торговцев основывается на данном принципе, на что прямо указано в Законе о торговле (ст. 7, 9).
В ст. 1 ГК РФ в числе основных начал гражданского законодательства, которые можно рассматривать в качестве принципов, не указан такой принцип, как добросовестность, хотя в ряде статей ГК РФ и предусмотрено, что граждане и юридические лица при осуществлении гражданских прав должны действовать добросовестно (ст. 220, 234 и др.).
Важность добросовестного взаимного поведения предпринимателей при осуществлении торговой деятельности обусловила потребность включения данного принципа в Закон о торговле, в ст. 12 которого предусмотрено право ассоциаций, союзов, иных объединений торговцев и поставщиков товаров заключать между собой соглашения в целях формирования принципа добросовестности при заключении и исполнении договоров.
Следует отметить, что в проекте федерального закона о внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую ГК РФ, рассмотренном в первом чтении Государственной Думой, предусмотрены дополнения ряда статей ГК РФ о добросовестности действий участников гражданских правоотношений (пп. 4 и 5 ст. 1; ст. 10 в новой редакции). Необходимо отметить, что принцип добросовестности рассматривается в качестве одного из основных принципов в ряде западных правопорядков. Принцип добросовестности и честной деловой практики предусмотрен в ст. 1:201 Принципов европейского договорного права, и установлена обязанность сторон действовать в соответствии с этим принципом, причем стороны не могут исключить или ограничить эту обязанность. Указанный принцип рассматривается в качестве краеугольного камня всего документа, ибо применение и толкование всего документа должно основываться на этом принципе, как указано в ст. 1:10641.
Целью коммерческой деятельности является не только получение прибыли, но и удовлетворение потребностей в товарах соответствующего ассортимента, высокого качества, в необходимом потребителям количестве, по доступным ценам. Получение прибыли при осуществлении торговли обусловлено удовлетворением потребностей покупателей.
Государственная торговая политика направлена, как указывается в Стратегии развития торговли, на создание эффективной товаропроводящей системы, имеющей целью максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров). Во взаимоотношениях предпринимателей – участников торгового оборота с потребителями принципом правового взаимодействия является приоритет интересов потребителей.
Необходимо отметить, что государством проводится политика защиты национального товарного рынка, что приобретает особую актуальность в связи с присоединением России к ВТО. Проводимая государством протекционистская политика реализуется путем применения различных защитных мер (квотирования, лицензирования, тарифного регулирования), предусматриваемых в законодательных и иных нормативных актах42. Государством применяются и специальные меры ограниченного срока действия по защите производителей отдельных видов товаров43. Правительством РФ утвержден перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта44. Вместе с тем применяемые меры в настоящее время необходимо согласовывать с правилами ВТО45.
8.3. Лекарственные средства
1.4. Методы правового регулирования торговой деятельности
Многоаспектность торговли, являющейся и отраслью экономики, и одним из видов предпринимательской деятельности, участниками которой является широкий круг субъектов – производителей товаров, оптовых и розничных торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, посредников, других субъектов и граждан потребителей, обусловливает необходимость применения различных методов правового регулирования отношений между ними.
При правовом регулировании торговых отношений применяются и метод автономных решений, и метод предписаний, и метод рекомендаций.
Руководствуясь основными принципами правового регулирования торговли, государство при регулировании отношений по осуществлению торговой деятельности в качестве основного метода применяет метод автономных решений. Субъекты коммерческой деятельности свободны в решении вопроса о выборе вида заключаемого договора, его содержании, порядке заключения и исполнения и др. Вместе с тем в процессе осуществления торговли предприниматели обязаны выполнять различные устанавливаемые государством требования к безопасности производства и обращения товаров, санитарно-эпидемиологические, ветеринарные и др., поэтому наряду с методом автономных решений применяется и метод предписаний.
Таким образом, применение различных методов правового регулирования торговых отношений обусловлено тем, что торговая деятельность имеет два правовых режима: частноправовой и публично-правовой режимы, находящиеся в тесной взаимосвязи46.
В литературе отмечается, что «из ряда отраслей, которые вроде бы без особых сомнений причисляются к частному праву (предпринимательское, коммерческое и др.), буквально "выпирают", демонстративно и массивно, публичные начала»47.
Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что для защиты общественных интересов федеральный законодатель вправе применять публично-правовой тип регулирования рыночных отношений, конкретные требования к субъектам экономической деятельности, которые бы отвечали критериям соразмерности и пропорциональности государственного вмешательства и обеспечивали бы частные и публичные начала в сфере экономической деятельности48.
Применение метода предписаний превалирует при определении правового режима ограниченно оборотоспособных товаров, установлении антимонопольных требований к организации и осуществлению торговой деятельности.
С развитием различных видов рыночных отношений наблюдается тенденция к передаче государством части своих полномочий по регулированию деятельности отдельных субъектов общественным объединениям предпринимателей. Образованные в торговом сообществе различные общественные объединения начинают оказывать заметное влияние на коммерческую деятельность и способны решать задачи по организации и контролю за деятельностью участников товарного обращения.
Так, в Законе о госрегулировании торговли установлены формы участия некоммерческих организаций поставщиков и торговцев в формировании и реализации государственной политики в области торговли.
Некоммерческие организации вправе принимать участие в разработке проектов нормативных правовых актов РФ в области торговой деятельности, осуществляя региональные и муниципальные программы развития торговли; участвовать в анализе показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований, в оценке эффективности применения мер по ее поддержке, в подготовке прогноза развития торговли на территориях, муниципальных образований РФ; в распространении российского и иностранного опыта в области торговли; предоставлять необходимую информацию для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности; разрабатывать для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложения о совершенствовании торговой деятельности и др.
В целях недопущения произвольного вмешательства в предпринимательскую деятельность субъектов торговли в Законе установлены методы государственного регулирования торговли, к которым Закон относит установление требований к организации и осуществлению торговли, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение и государственный и муниципальный контроль (надзор) в этой области (п. 1 ст. 4). Предусмотрено, что применение иных методов государственного регулирования торговой деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.
Следует отметить, что обозначаемые в Законе о торговле методы регулирования, по сути, являются сферами государственного регулирования, в которых применяются различные методы правового воздействия на предпринимателей.