2.1. Понятие и состав торгового законодательства. негосударственные формы регулирования торговой деятельности
Построение эффективной системы торгового законодательства в немалой степени способствует реализации инновационного сценария развития экономики России. Необходимость повышения эффективности правового регулирования торговли отмечается в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 годы и на период до 2020 года. Данная задача особенно актуальна в настоящее время при присоединении Российской Федерации к ВТО49, поскольку в первую очередь изменениям условий реализации товаров подвергнется товарный рынок России.
Сложность создания эффективного торгового законодательства заключается в необходимости прогнозирования и учета различных факторов, связанных с динамичным развитием оптовой и розничной торговли, ростом интеграционных процессов и необходимостью принятия мер по «приспособлению» российских участников к происходящим переменам и в то же время созданию механизмов защиты товарных рынков России и др.
Повышение эффективности регулирования торговли, как отмечается в Стратегии развития торговли, заключается прежде всего в проведении систематизации нормативной правовой базы и осуществлении актуализации нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность. С этой целью необходимо исключить пробелы и внести изменения в нормативные правовые акты в тех частях, которые не соответствуют современному уровню развития торговли, исключить двойственное толкование отдельных положений нормативных правовых актов, сделать понятийный аппарат максимально четким и однозначным, исключить избыточное правовое регулирование в области торговой деятельности, разграничить полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по регулированию торговли.
Следует отметить, что современное торговое законодательство, понимаемое в широком смысле, включающее и подзаконные нормативные правовые акты, находится в стадии формирования и значительно отстает от развития оптовой и розничной торговли.
В формировании и развитии торгового законодательства можно выделить несколько этапов, включая дореволюционный этап. Необходимо отметить, что многие торговые понятия и институты, предусмотренные в современном законодательстве, сформулированы с учетом исторического опыта их создания и развития. Хотя наука торгового права до революции 1917 г. появилась в России позднее, чем в зарубежных странах, уже в 1857 г. был принят Устав торговый, действовавший до Октябрьской революции в редакции 1903 г., разработанный с учетом опыта законодательного регулирования торговых отношений в Торговом кодексе Франции и Торговом уложении Германии. Торговый Устав закрепил промысловую организацию торговой деятельности, ликвидировав сословный характер торговли. Устав Торговый был тщательно разработан и состоял из трех книг. Книга первая была посвящена «договорам и обязательствам, торговле свойственным». Книга вторая содержала русское морское право, а книга третья – торговые установления, под которыми имелись в виду учреждения и меры, «кои определены законом, как способы к лучшему и успешнейшему движению торговых дел, как вне, так и внутри Империи»50. Эта книга содержала правила деятельности бирж и ярмарок, требования к ведению купеческих и маклерских книг, требования к мерам и весам, правила о торговле зерном, льном, пенькой, другими товарами. В ней содержались положения о съездах представителей промышленности и торговли, а также представителей торгового посредничества и др. Таким образом, тенденция активного государственного регулирования торговли наблюдается в России еще с дореволюционного периода.
До революции были разработаны такие специальные торговые институты, как торговая сделка, понимаемая как сделка, относящаяся к торговому промыслу купца. Промыслом же считался постоянный вид деятельности, направленный на получение дохода. К субъектам торговли относились торговые деятели, т. е. лица, занимавшиеся производством торговых сделок в виде промысла от своего имени и признаваемые в качестве самостоятельных субъектов торговых отношений, и лица, действовавшие в интересах купца (представители, маклеры, агенты и др.). Торговый промысел осуществлялся в одиночку или лицами, объединившимися между собой в тот или иной образ товарищества. Разграничивалась гражданская и торговая дееспособность и др.
После революции предпринимались попытки принятия специального торгового нормативного акта, и с этой целью в 1923 г. Комиссией по внутренней торговле при Совете труда и обороны РСФСР был внесен в законодательные органы проект Торгового Свода, включающий шесть разделов (о торговой деятельности и торговых предприятиях; торговые сделки; исключительные промышленные права; о несостоятельности; акционерные общества с участием государственного капитала и товариществ с ограниченной ответственностью; о биржах и ярмарках). Развернулась научная дискуссия о целесообразности его принятия. Но, поскольку проект Торгового Свода основывался на многоукладности экономики периода НЭП, после отказа от новой экономической политики работы над проектом Торгового Свода были прекращены.
В условиях централизованной плановой экономики в советский период преобладала точка зрения о правовом регулировании хозяйственных связей торговли и промышленности по поставкам товаров различными отраслями права: планово-организационных отношений – административным правом, а договорных отношений по поставкам товаров – гражданским правом51, вследствие чего правовое регулирование торговли осуществлялось нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности.
С переходом России к рыночному пути развития был принят ряд указов Президента РСФСР, способствующих становлению рыночных отношений, бурному развитию торговли, накоплению первоначального капитала и созданию слоя частных собственников: от 25 ноября 1991 г. № 232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР»52, от 3 декабря 1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен»53, от 12 декабря 1991 г. № 269 «О едином экономическом пространстве РСФСР»54. С данного момента началось, можно сказать, формирование современного торгового законодательства.
Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» была ликвидирована административно-командная система управления торговлей, и всем юридическим и физическим лицам было предоставлено право осуществлять торговую и посредническую деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов55.
Важное значение имело принятие Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», установившего требования, предъявляемые к организациям розничной торговли, к изготовителям товаров и организациям оптовой торговли, направленные на защиту интересов граждан-потребителей, являющегося основным законодательным актом в системе законодательства о защите прав потребителей56. В соответствии с данным Законом приняты постановления Правительства РФ, утвердившие правила продажи отдельных видов товаров или определенным способом57.
Правовое регулирование отношений по купле-продаже товаров на товарных биржах регулирует Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»58, который утрачивает силу с 1 января 2014 г. в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах»59, установившего единые правила по регулированию возникающих отношений на товарных и (или) финансовых рынках.
В принятой в 1993 г. Конституции РФ содержатся положения, являющиеся конституционной основой торгового законодательства. В п. 1 ст. 34 Конституции РФ установлено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, что означает и право каждого на свободное использование своих способностей и имущества, в том числе для осуществления торговой деятельности.
Торговая деятельность вправе осуществляться на основе любой формы собственности, многообразие форм которых и равную их защиту устанавливает Конституция РФ (п. 2 ст. 8).
Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 8). Данное конституционное положение означает и единое правовое регулирование, недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 ст. 74).
Ограничение свободного перемещения товаров устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 74 Конституции РФ в отношении запрещенных к обороту или ограниченно оборотоспособных товаров.
Важнейшим конституционным принципом является поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 34 Конституции РФ), распространяющей свое действие как на рынок товаров, так и на рынок финансовых услуг.
Вместе с тем, хотя в п. «к» ст. 72 Конституции РФ, предусматривающем перечень отраслей законодательства Российской Федерации, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отсутствует законодательство о торговле, п. «а» ст. 72 Конституции РФ устанавливает обязанность обеспечения нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, в связи с чем в соответствии с рассмотренными иными конституционными положениями Закон о торговле, предусмотревший разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, не противоречит Конституции РФ и исходит из ее основ.
В середине 1990-х гг. и последующие годы был принят ряд федеральных законов, содержащих государственные требования к производству и обороту отдельных видов социально значимых товаров, а также товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей. Приняты Федеральные законы от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»60, от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»61, от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»62 и др.
Упорядочению торговле на розничных рынках способствовало принятие Федерального закона от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», установившего правила по организации розничных рынков, по розничной купле-продаже товаров на розничных рынках, а также участию сельскохозяйственных кооперативов в управлении рынками63.
Таким образом, законодательство о торговле развивалось неупорядоченно, и правовому регулированию подверглись отдельные группы торговых отношений, хотя выделение специальных правил о торговле из общего массива нормативных актов произошло еще в 1993 г.
Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 217 был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства. В нем наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле и тем самым признана необходимость специального регулирования отношений в сфере торговли.
Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 одобрен Классификатор правовых актов. В нем в рубрике «Хозяйственная деятельность» имеется специальный раздел «Торговля», в котором имеются подразделы «Общие положения», «Бытовое обслуживание населения», «Розничная торговля», «Оптовая торговля»64. Таким образом, признано необходимым выделение правовых актов, регулирующих отношения в специальной отрасли товарного обращения – торговле, которая подразделяется на оптовую торговлю и розничную торговлю.
При выделении законодательства о торговле использован специальный критерий – системно-функциональный подход, что представляется весьма продуктивным.
Однако классификация подразделов раздела «Торговля» не является достаточно полной, позволяющей определить круг отношений, складывающихся в сфере торговли, и вместе с тем учесть особенности торговых отношений, требующих специального регулирования. Отсутствие детальной рубрикации не позволяет отразить специфику складывающихся правоотношений и сдерживает развитие законодательства.
Принятый Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»65 можно рассматривать как новый важный этап в развитии торгового законодательства.
Отсутствие четкой государственной политики, контроля и мер поддержки торговли до принятия Закона привело к таким негативным последствиям, как ограничение конкуренции, деформация структуры товарных рынков, распространение нецивилизованных форм торговли, «захват» российских рынков крупными торговыми сетями и вытеснение средних и малых торговых предприятий, распространение недобросовестных практик во взаимоотношениях торговцев с поставщиками. В Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию отмечалось, что «.российский бизнес до сих пор предпочитает торговать тем, что создано в других странах, а конкурентоспособность нашей продукции позорно мала»66.
Принятие Закона о торговле произошло после многолетних обсуждений и споров. При обсуждении его проекта были выявлены значительные противоречия в интересах производителей, переработчиков и торговцев. Было разработано несколько альтернативных вариантов законопроекта. Ко второму чтению поступило 322 поправки к проекту закона от всех субъектов Российской Федерации, заинтересованных министерств и ведомств67.
Впервые на законодательном уровне определен ряд основных понятий в области торговой деятельности: торговля, оптовая и розничная торговля, торговая сеть, торговый объект и др. В Законе определена государственная торговая политика, предусмотрено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. В Законе предусмотрены меры по совершенствованию торговой инфраструктуры и осуществлению торговой деятельности. Большой проблемой является наличие барьеров для входа на рынок российских производителей сельхозпродукции.
Закон содержит ряд норм, направленных на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке товаров розничной торговли, при этом в Законе установлены специальные антимонопольные требования только в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю продовольственными товарами путем организации торговой сети и поставщиков продовольственных товаров (ст. 13). Данные правила направлены на исключение недобросовестных практик, сложившихся между некоторыми крупными розничными торговцами и поставщиками продовольственных товаров, включающими требования с поставщиков платы за право «вхождение в сеть», изменение ассортимента, открытие новых торговых объектов и др.
Специальные правила, отличающиеся от правил ГК РФ о договоре поставки, установлены в Законе в отношении поставки продовольственных товаров в торговые сети.
Наименование данного Закона предполагает, что он должен являться основным законодательным актом, определяющим направления правового регулирования в сфере торговли и содержащим общие положения, поэтому представляется верным, что в нем определены цели правового регулирования, в качестве которых в Законе обозначены:
– обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;
– развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;
– обеспечение соблюдения прав и законных интересов предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность и предпринимателей-поставщиков, обеспечение баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
Одной из целей Закона является разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Четкое разграничение полномочий между органами государственной власти разных уровней и органами местного самоуправления должно привести к устранению административных барьеров на общефедеральном товарном рынке и региональных товарных рынках, формированию открытых и доступных требований к организации и осуществлению торговой деятельности.
Перечень указанных целей предполагает, что Закон должен распространять свое действие на весь круг отношений в сфере оптовой и розничной торговли, однако положения Закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности, деятельности по проведению организованных торгов, торговли на товарных биржах, деятельности по продаже товаров на розничных рынках, купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, отношения при осуществлении торговли товарами, ограниченными в обороте.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закон о торговле регулирует две группы правоотношений – между органами государственной власти и местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговли и между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Таким образом, на отношения между торговцами и гражданами-потребителями в сфере розничной торговли его действие не распространяется.
Обращает на себя внимание, что из сферы применения Закона о торговле исключен оборот продукции производственно-технического назначения. Этот термин, употребляемый в основном в нормативных правовых актах советского периода, означает товары (оборудование, сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. п.), предназначенные для применения в производственном процессе или профессионального использования.
Таким образом, в качестве объектов торговли в Законе понимаются товары, предназначенные для использования гражданами-потребителями.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется прежде всего Гражданским кодексом РФ, данным Законом, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Гражданское законодательство РФ, в соответствии с Конституцией, находится в ведении Российской Федерации (п. 1 ст. 3). Вместе с тем согласно Закону о торговле нормативное правовое регулирование торговых отношений осуществляется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Тем самым в отличие от гражданского законодательства в состав торгового законодательства включаются и нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом следует отметить, что поскольку согласно ч. «ж» ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, основ ценовой политики находится исключительно в ведении России, нормативные правовые акты субъектов РФ не должны противоречить федеральному законодательству. В соответствии со ст. 15 Закона о торговле органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, а также иным органам и организациям, выполняющим их функции, запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного с ее субъектами ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Это предполагает совместную деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, совместное решение ими поставленных задач, определяемых федеральными законами и изданными в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Установление конкретных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам регулирования торговли позволит устранить нечеткость в их определении, которая может приводить к принятию субъектами Российской Федерации правовых актов, ущемляющих интересы предпринимателей и ограничивающих конкуренцию, в том числе через закрытие региональных рынков. Право субъектов Российской Федерации на регулирование торговых отношений в установленных законом пределах защищается в судебном порядке. Так, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в судебном заседании от 7 сентября 2005 г. дело по заявлению ООО «Фрезия-1» об оспаривании п. 1 постановления Правительства Москвы от 21 сентября 2004 г. № 636-ПП «Об упорядочении использования территории метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена» (в ред. постановления Правительства Москвы от 15.02.2005 г. № 84-ПП), по кассационной жалобе заявителя на решение Московского городского суда от 16 марта 2005 г., которым ему отказано в удовлетворении заявленного требования, ссылаясь на то, что данный нормативный правовой акт Правительства Москвы противоречит гражданскому законодательству, ограничивает свободу перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации, чем нарушает право заявителя на осуществление предпринимательской деятельности. С учетом анализа приведенных положений федерального и законодательства Москвы суд обоснованно сделал вывод о том, что оспариваемое заявителем постановление принято Правительством Москвы в пределах своей компетенции и в рамках предоставленных полномочий и постановил решение Московского городского суда от 16 марта 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Фрезия-1» без удовлетворения68. Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил право субъектов Российской Федерации на правовое регулирование торговли на территории соответствующего субъекта при условии непротиворечия нормативных актов федеральному законодательству.
В Концепции правовой политики Торгово-промышленной палаты указано, что, поскольку государственное регулирование какой-либо сферы деятельности осуществляется в рамках публичных правоотношений (установление прав и обязанностей государства и предпринимателей), такие нормы не могут содержаться в гражданском законодательстве, которое регулирует частные правоотношения, так как в соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников69.
Поскольку Закон о торговле регулирует две группы общественных отношений – отношений по организации торговой деятельности и по осуществлению торговой деятельности, эффективность правового регулирования может быть достигнута за счет системного применения норм и институтов взаимодействующих отраслей права70.
Закон о торговле возлагает на Правительство РФ обязанность по принятию ряда нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность (ч. 1 ст. 5).
Во исполнение Закона о госрегулировании торговли приняты постановления Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. № 754 «Об утверждении Правил установления нормативов обеспеченности населения площадью торговых объектов»71, от 11 ноября 2010 г. № 887 «О Порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации»72, от 15 октября 2010 г. № 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»73; от 29 сентября 2010 г. № 772 «Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов»74 и др.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации75. В соответствии с определенными Законом полномочиями Минпромторг России утверждает форму торгового реестра, утверждает методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли и др. (ч. 2 ст. 5)76.
Субъекты РФ осуществляют разработку и принятие законов, иных нормативных правовых актов в области государственного регулирования торговой деятельности; разработку и реализацию мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ; нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в регионе; осуществляют иные предусмотренные Законом о торговле полномочия (ст. 6 Закона о торговле).
Так, в соответствии со ст. 11 Закона нормативными правовыми актами субъектов РФ утверждаются правила по организации ярмарок и продажи товаров на них, устанавливают порядок разработки схем размещения нестационарных торговых объектов (ч. 3 ст. 10).
Важной задачей, возложенной Законом о торговле на субъекты Российской Федерации, является разработка программ развития торговли в соответствующем регионе.
Во исполнение требований Закона о торговле в субъектах Российской Федерации приняты законы о государственном регулировании торговли в соответствующем регионе. Так, в качестве примеров можно назвать Закон Санкт-Петербурга от 16 ноября 2010 г. № 582–139 «О государственном регулировании торговой деятельности в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в ст. 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления"»; Закон Самарской области от 5 июля 2010 г. № 76-ГД «О государственном регулировании торговой деятельности на территории Самарской области»; Закон Брянской области от 5 августа 2011 г. № 76-З «О полномочиях органов государственной власти в сфере государственного регулирования деятельности в Брянской области»; Закон Чувашской Республики от 13 июня 2010 г. № 39 «О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках"»; Закон Красноярского края от 30 июня 2011 г. № 12-6090 «Об отдельных вопросах государственного регулирования торговой деятельности на территории Красноярского края», Закон Республики Башкортостан от 14 июля 2010 г. № 296-з «О регулировании торговой деятельности в Республике Башкортостан» и др.77
Как отмечается в литературе, единого подхода к структуре и содержанию регионального законодательства не сложилось78. В целом следует отметить, что в принятых законах субъектов РФ конкретизируются полномочия органов государственной власти субъектов РФ, предоставленные Законом о торговле.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о торговле, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 3). Органы местного самоуправления разрабатывают программы развития торговли в соответствующем муниципальном образовании, осуществляют мониторинг за состоянием торговли и тенденциях ее развития и предоставляют ежегодно такую информацию в уполномоченный федеральный орган, разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, в случае если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов РФ.
Таким образом, Законом о торговле предусмотрено создание многоуровневой системы управления розничной торговлей, что должно способствовать ее эффективному развитию.
В отличие от ГК РФ Закон устанавливает преимущественно публично-правовые требования к хозяйствующим субъектам с целью недопущения ущемления прав производителей продовольственных товаров, ликвидации барьеров для входа на товарный рынок, исключения недобросовестных практик во взаимоотношениях торговцев с поставщиками продовольствия.
В сфере осуществления торговой деятельности Закон о торговле, как отмечалось, распространяет действие на достаточно узкий круг торговых отношений, ограничиваясь преимущественно регулированием отношений по поставкам продовольственных товаров субъектам, осуществляющих торговую деятельность путем организации торговых сетей, поэтому, как отмечалось в литературе, он не отвечает требованиям системообразующего акта79. Высказано и противоположное мнение о том, что, поскольку Закон о торговле устанавливает основы регулирования торговых отношений, в нем нет необходимости регулировать весь комплекс отношений80. Следует отметить, что, определяя государственную политику в области торговли, законодатель должен, как представляется, выразить свое отношение ко всем видам и формам торговли – и оптовой, и розничной, включая современные формы торговли, затрагивающие интересы широкого круга покупателей – дистанционную и электронную торговлю.
Закон о торговле не предусматривает разработку и принятие федеральной программы развития торговли. Приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 422 утверждена Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011–2015 гг. и период до 2020 г.81Целью Стратегии является максимально полное удовлетворение населения в торговле путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития российской экономики. Вместе с тем данный программный документ не распространяется на оптовую торговлю несельскохозяйственными товарами, машинами, оборудованием, топливом и некоторыми другими товарами. Таким образом, основное назначение Стратегии развития торговли – разработка мер по обеспечению населения в физической доступности услуг торговли, ценовой доступности и высокому качеству товаров и услуг.
В данном документе содержится развернутый анализ состояния торговли в Российской Федерации в целом и регионах. Приведен зарубежный опыт развития торговли. Приведены критерии эффективности товаропроводящей системы (количество торговых площадей современных форматов, их доля в обороте торговли, степень консолидации отрасли, доля в обороте дистанционной торговли).
В Стратегии развития торговли выявлены и определены основные проблемы, связанные с государственным регулированием торговли, с недостаточным уровнем развития торговой инфраструктуры, с низкой квалификацией кадров и др.
Так, отмечается, что до последнего времени регулирование отрасли торговли характеризовалось низкой степенью вмешательства со стороны государства в процесс взаимодействия производителей и торговых организаций; отсутствие механизмов защиты внутреннего рынка от иностранных розничных компаний; отсутствие ценового контроля по большинству товарных позиций; отсутствие требований экологического контроля для торговых организаций; слабое вмешательство со стороны ФАС России; отсутствие внимания к вопросам подготовки кадров и др.
В качестве недостатка отмечено отсутствие правового регулирования оптовых и дистрибуционных компаний.
В Стратегии приведены основные нормативные акты, регулирующие организацию и осуществление торговой деятельности, и отмечены основные недостатки нормативной правовой базы по регулированию отношений в сфере торговли. К недостаткам отнесены недостаточная системность нормативного правового регулирования, при этом сделан вывод о невозможности в ближайшее время обеспечить системность регулирования по причине недостижения обозначенной при принятии данного Закона о торговле цели – определение основ государственного регулирования торговой деятельности, избирательности регулирования ограниченного набора вопросов торговой сферы. Установлено, что Минпромторг России не является единым централизованным органом, осуществляющим выработку и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере торговли. Ряд федеральных органов исполнительной власти проводят государственную политику в области оборота отдельных видов товаров (лекарственных средств – Минздравсоцразвития России; сельхозпродукции, табачной продукции – Минсельхоз России; этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции – Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и др.). Одновременно в Стратегии развития торговли отмечается такой недостаток правового регулирования торговли, как избыточность правового регулирования отдельных видов отношений. Так, Законом о торговле предусмотрено принятие не только законов субъектов РФ, но и нормативных правовых актов уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ, что может привести к разрастанию нормативного массива регионов.
В Стратегии развития торговли предусмотрены организационные и экономические меры по развитию торговой инфраструктуры и повышению эффективности осуществления торговой деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В условиях расширения международных торговых связей Россия заключает многочисленные двусторонние договоры по торговому и экономическому сотрудничеству с другими государствами. Российская Федерация присоединилась к таким международным конвенциям, как Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венской конвенции), Конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.82
В настоящее время происходящие интеграционные процессы в сфере экономики выходят на новый уровень и приобретают более сложный характер. На постсоветском пространстве образовано СНГ, в рамках которого активно происходят процессы экономической интеграции и принимаются различные межгосударственные акты.
Экономическая интеграция государств проходит различные этапы и включает таможенный союз, зону свободной торговли, единое экономическое пространство, валютный союз и др. На каждом этапе интеграции происходит все более тесное сближение правовых систем участников.
Для начальных этапов интеграции характерным является заключение различных межгосударственных актов, реализация которых осуществляется путем заключения государствами участниками соответствующих соглашений. Так, еще 10 октября 2000 г. был заключен Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества и 6 октября 2007 г. – Договор о создании единой таможенной территории. В соответствии с Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации83 под Основами законодательства понимаются правовые акты, устанавливающие единые для Сторон Договора нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и которые принимаются путем заключения Сторонами соответствующих соглашений. Заключенные многочисленные соглашения о согласованной макроэкономической политике, о согласованных принципах валютной политики, о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, о единых принципах и правилах конкуренции, о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, о государственных (муниципальных) закупках, о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, и др. способствуют сближению и гармонизации правовых систем стран-участниц и переходу на более высокий уровень экономической интеграции и правового регулирования. Вместе с тем эффективность действия заключенных договоров и соглашений снижается вследствие необходимости их ратификации или иных форм официального признания со стороны государств. В национальную правовую систему постепенно включаются наднациональные нормы, и, таким образом, изменяется механизм национального правотворчества, которое должно осуществляться путем согласования соответствующих норм с межгосударственными соглашениями.
Углублению экономической интеграции государств Таможенного союза способствовало заключение Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г.84 С 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, образована единая таможенная территория государств – участников Таможенного союза.
Соглашением между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 18 ноября 2010 г. «О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации» создана основа законодательной базы в сфере технического регулирования в Таможенном союзе, что предусматривает в том числе разработку единых технических регламентов Таможенного союза. Соглашение предусматривает передачу на наднациональный уровень полномочий по установлению обязательных требований в отношении продукции, обращение которой происходит на территории Таможенного союза. Технические регламенты Таможенного союза имеют прямое действие на территории союза. Так, разработаны и вступили в силу в Российской Федерации Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769, «О безопасности пиротехнических изделий» (ТР ТС 006/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 770, «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 797, «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 798, «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» (ТР ТС 009/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 799, «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 876 и др.
Одним словом, в торговле устраняются технические барьеры и начинает осуществляться принцип прямого действия права Таможенного союза.
Федеральным законом от 1 декабря 2011 г. № 374-ФЗ ратифицирован Договор Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации о Европейской экономической комиссии, в соответствии с которым создана Европейская экономическая комиссия в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства, которая в пределах предоставленных ей полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон и рекомендации. Комиссия осуществляет свою деятельность в различных сферах – таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; технического регулирования; санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; установления торговых режимов в отношении третьих стран; конкурентной политики; естественных монополий; государственных и (или) муниципальных закупок; валютной политики; финансовых рынков и др.85 Из перечисленного перечня сфер деятельности Евразийской экономической комиссии, в которых она вправе принимать обязательные для исполнения Сторон решения, следует, что значительный объем полномочий в различных сферах государства передают на наднациональный уровень.
Так, решением Межгосударственного Совета от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»86 высший орган таможенного союза Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества (высший орган Таможенного союза) на уровне глав государств решил считать вступившими в силу с 1 января 2010 г. ряда соглашений, включая Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.; Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г.; Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.; и утвердил Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положение о применении ограничений.
Комиссии Таможенного союза поручено рассмотреть основания для введения количественных ограничений, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами – участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, применяемых в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в одностороннем порядке, и обеспечить их отмену или введение в отношении таких товаров единых мер регулирования на таможенной территории Таможенного союза. Запреты и ограничения в торговле товарами с третьими странами, направленные на выполнение обязательств, связанных с введением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, а также на реализацию ответных мер, применяются в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством.
Основным международным актом в сфере защиты прав граждан-потребителей является Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 г., целью которого является создание правовых и организационных основ сотрудничества государств – участников Соглашения по проведению согласованной политики в области защиты прав потребителей, направленной на формирование равных условий для граждан государств – участников Содружества по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территориях этих государств (ст. 2)87.
Права потребителей и их защита гарантируются национальным законодательством о защите прав потребителей, а также данным Соглашением. Заключение Соглашения и вступление его в силу дали возможность гражданам каждого государства – участника СНГ, а также иным лицам, проживающим на его территории, пользоваться на территориях других государств – участников Содружества в отношении своих потребительских прав такой же правовой защитой, как и граждане этих государств, и имеют право обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, предъявлять иски в суды и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане этих государств (ст. 3). В соответствии с Протоколом о внесении изменений в данное Соглашение от 19 мая 2011 г. реализацию Соглашения осуществляют соответствующие национальные органы государств – участников настоящего Соглашения в пределах компетенции, установленной национальным законодательством их государств. В целях координации совместной деятельности по реализации настоящего Соглашения Стороны создают Консультативный совет по защите прав потребителей государств – участников СНГ.
Следует отметить, что процесс глобализации мировой экономики вызывает ряд сложных проблем об иерархии правовых актов региональных объединений, в частности, СНГ и Таможенного союза в соотношении их с соответствующими актами ВТО.
В соответствии с Соглашением о создании Всемирной торговой организации ВТО обеспечивает общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанных с ними правовыми документами, включенными в состав документов Соглашения. Соглашения о ВТО представляют собой совокупность правовых документов, которые приводятся в действие актами государств-участниц. Соглашения и связанные с ними правовые документы (многосторонние торговые соглашения) являются неотъемлемыми частями Соглашения о создании ВТО и обязательными для всех членов. Таким образом, правила ВТО оказывают существенное воздействие не только на внешнеторговую деятельность государств-участников, но и на внутреннюю государственную торговую политику. Основным направлением заключенных соглашений в рамках ВТО является создание равных конкурентных условий на товарных рынках и недопущение льгот и преференций как отечественным, так и иностранным товаропроизводителям.
В соответствии с Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы88 с момента присоединения Российской Федерации к ВТО89 условия соглашений ВТО стали частью правовой системы Таможенного союза. При этом Российская Федерация, как первое присоединившееся к ВТО государство, обязана информировать другие государства и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. При последующем присоединении к ВТО другого государства – участника Таможенного союза ее обязательства, принятые в качестве условия присоединения к ВТО, также становятся частью правовой системы Таможенного союза. Действия по принятию обязательств должны быть согласованы с остальными членами Таможенного союза.
Каждая вновь присоединившаяся к организации Сторона должна стремиться к формированию такого объема обязательств, который максимально соответствовал бы обязательствам страны Таможенного союза, первой вступившей в ВТО. Принципиальные отклонения от таких обязательств Стороны должны обсуждать и согласовывать.
Кроме того, Договор предусматривает принятие Сторонами мер по приведению правовой системы Таможенного союза в соответствие с Соглашением о присоединении к ВТО. До этого момента положения Соглашения (включая обязательства Сторон, взятые при присоединении к ВТО) будут иметь приоритет над международными договорами Таможенного союза и решениями его органов (п. 1 ст. 2). При этом права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения, не могут быть отменены ни по решению органов Таможенного союза (включая суд ЕврАзЭС), ни международным договором, заключенным Сторонами. Если правовые нормы Таможенного союза более либеральны по сравнению с Соглашением и не противоречат ему, то Стороны могут применять такие нормы.
Таким образом, заключая в рамках Таможенного союза международные договоры, Стороны должны обеспечить их соответствие Соглашению о присоединении к ВТО. Правила ВТО имеют преимущественное действие не только перед нормами национального права, но и правилами Таможенного союза.
Так, Соглашением по техническим барьерам в торговле 1994 г., являющимся неотъемлемой частью Соглашения о ВТО, предусмотрено, что государства – члены ВТО обеспечивают, чтобы технические регламенты не разрабатывались, не принимались или не применялись таким образом, чтобы создавать или приводить к созданию излишних препятствий в международной торговле. С этой целью технические регламенты не оказывают на торговлю более ограничивающее воздействие, чем это необходимо для достижения законных целей, с учетом рисков, которые возникали бы, когда такие цели не достигаются. Такими законными целями являются inter alia: требования национальной безопасности; предотвращение обманной практики; защита здоровья или безопасности людей, жизни или здоровья животных или растений, или охрана окружающей среды. При оценке подобных рисков учитываются такие факторы, как inter alia, имеющаяся научная и техническая информация, соответствующая технология или предполагаемое конечное использование товаров.
В случае, если возникает потребность в технических регламентах и существуют соответствующие международные стандарты или завершается их разработка, члены используют их или их соответствующие разделы в качестве основы для своих технических регламентов, за исключением случаев, когда подобные международные стандарты или их соответствующие разделы были бы неэффективными или неподходящими средствами для достижения поставленных законных целей.
В соответствии с Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер 1994 г. применяемые в государствах – участниках ВТО санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, не должны противоречить данному Соглашению. Санитарные или фитосанитарные меры не должны служить средством произвольной или неоправданной дискриминации между государствами-членами, в которых преобладают идентичные или схожие условия, включая их собственную территорию и территорию других членов. При этом санитарные и фитосанитарные меры не применяются таким способом, который являлся бы скрытым ограничением международной торговли.
В целях гармонизации санитарных и фитосанитарных мер государства – члены ВТО основывают свои санитарные или фитосанитарные меры на международных стандартах, руководствах или рекомендациях.
При возникновении угрозы серьезного ущерба отрасли национального производства при импорте соответствующих товаров государства – члены ВТО вправе применять защитные меры, но в соответствии с правилами, установленными Соглашением по специальным защитных мерам. Защитные меры применяются при импорте товара на территорию государства в таких возросших количествах, в абсолютном или относительном выражении к его национальному производству и в таких условиях, которые наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отрасли национального производства, производящей аналогичные или непосредственно конкурирующие товары (ст. 2). Таможенный союз может применять специальную защитную меру как единое объединение или от имени его государства-члена.
Защитные меры применяются только после проведения расследования компетентными органами государства на основе заранее установленных и преданных гласности процедур и только в таких масштабах, которые необходимы для предотвращения или устранения серьезного ущерба.
Соглашение по связанным с торговлей инвестиционным мерам ВТО 1994 г. направлено на облегчению доступа иностранных инвестиций на рынки государств-участников и применяется к инвестиционным мерам (ТРИМс), применяемым только в торговле товарами90. В качестве общего правила Соглашением установлен национальный режим инвестиций (ст. 2).
Одним из соглашений, применяемых в Российской Федерации в связи со вступлением в ВТО, является Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г., содержащее правила об импорте товаров по демпинговым ценам, влекущим ущерб отечественным товаропроизводителям, в соответствии с которыми предусмотрена возможность применения временных или антидемпинговых пошлин.
В современный период усиливается тенденция воздействия на отношения по осуществлению торговой деятельности различных негосударственных форм регулирования, норм «мягкого права». Данный процесс обусловлен особенностью самой торговли как наиболее подвижного и динамичного вида деятельности, постоянно требующего разработки и применения новых правил и форм регулирования, так и процессом глобализации, тенденцией образования мирового экономического пространства, усилением влияния внешних факторов на развитие национальных правовых систем. Интернационализация проявляется в усилении влияния международного публичного права на торговое право отдельных стран, в сближении не только нормативного регулирования, но и источников права, понятийного аппарата, унификации торгового права91.
Авторитетные международные организации издают различные акты рекомендательного характера в области внешнеторговой деятельности. Так, Международная торговая палата периодически переиздает сборник «Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС)», действующие в настоящее время в редакции ИНКОТЕРМС-2010. Постановлением Правления Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 28 июня 2001 г. № 117-13 термины ИНКОТЕРМС признаны торговым обычаем.
При формировании практики договорных отношений учитываются и Принципы европейского договорного права, поскольку данный акт «вобрал в себя наиболее ценные элементы не только европейских, но и других развитых правовых систем»92.
Принципы международных коммерческих организаций, разработанные международным институтом унификации частного права, имеющим статус неправительственной организации (Принципы УНИДРУА)93, нашли широкое признание и часто рассматриваются как основные принципы торгового права, которые зачастую восполняют пробелы в нормативном правовом регулировании торговых отношений и учитываются при заключении внешнеторговых договоров, а также связанных с ними договоров.
В отсутствие законодательно предусмотренных моделей договоров все чаще участники торговых договоров, заключаемых при осуществлении внутренней торговли, используют типовые контракты и проформы, разработанные Международной торговой палатой (к примеру, дистрибьюторного контракта). Международная торговая палата (МТП) разработала Типовой контракт международного франчайзинга (The ICC Model International Franchising Contract, 2000, публикация МТП № 557).
Кроме того, важным элементом современных рыночных отношений в сфере потребительского рынка является развитие саморегулирования, взаимодействия общественных организаций, объединяющих производителей товаров потребительского назначения и розничных торговых предпринимателей.
Так, в соответствии со ст. 12 Закона о торговле между ассоциациями, союзами, иными некоммерческими организациями, объединяющими торговых предпринимателей, и некоммерческими организациями, объединяющими поставщиков товаров, заключаются соглашения в целях формирования принципа добросовестности и честной деловой практики в договорных отношениях поставщиков и розничных торговцев. При заключении таких соглашений учитываются требования антимонопольного законодательства.
В настоящее время процесс создания и укрепления союзов и ассоциаций товаропроизводителей, оптовых и посреднических организаций продолжается. Так, действуют Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация союзов АПК, Российский союз товаропроизводителей, Российский союз выставок и ярмарок, потребительские союзы и др. Такие объединения могут оказывать предпринимателям весьма существенную информационную поддержку, консультационные услуги, инициировать принятие законов и иных нормативных правовых актов и участвовать в законопроектной деятельности, представлять интересы субъектов товарных рынков во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами.
Кодексом добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания 2009 г. предусмотрено, что данный документ представляет собой свод ненормативных правил (стандартов), регламентирующих взаимоотношения торговых сетей и поставщиков продуктов питания, целью которого является налаживание надежного сотрудничества между ними для обеспечения потребителей высококачественными продуктами питания по справедливым ценам при соблюдении общих правил конкурентного поведения на оптовом и розничном товарных рынках.
Формы участия организаций, объединяющих субъектов, функционирующих на товарных рынках, установлены ст. 7 Закона о торговле.
В современных условиях значительно повышается и роль договора как регулятора торговых отношений94.
2.2. Тенденции развития торгового законодательства в условиях региональной и мировой экономической интеграции
Торговля обладает рядом особенностей по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности, прежде всего динамичностью и постоянным применением новых форм и методов организации продаж товаров. Еще известный русский ученый Ю. С. Гамбаров отмечал, что торговля особенно нуждается в специальных нормах и учреждениях, способствующих быстроте заключения сделок и легкости их доказательств95.
В настоящее время принятые нормативные акты, регулирующие торговые отношения, разрознены, а в ряде случаев противоречивы. Не создана единая система регулирования торговых отношений. Как отмечается в Стратегии развития торговли, анализ положений Закона о торговле позволяет сделать вывод, что в ближайшее время системность правового регулирования в сфере торговли не может быть в полной мере обеспечена как по причине недостижения обозначенной при принятии Закона о торговле цели – определение основ государственного регулирования торговой деятельности, избирательности регулирования ограниченного набора вопросов торговой сферы, так и в связи с несовершенством распределения полномочий по выработке и реализации государственной политики в сфере внутренней торговли.
При решении проблемы оптимизации правового регулирования общественных отношений в сфере торговли необходимо учитывать, что понятие торговли является многоаспектным и рассматривается как важнейшая отрасль экономики, и как вид предпринимательской деятельности.
Отношения по организации торговой деятельности диктуют необходимость активного государственного вмешательства и использования публично-правового типа правового регулирования.
В Законе о торговле и Стратегии развития торговли определены мероприятия по созданию эффективной товаропроводящей системы, обеспечивающей свободное продвижение товаров на рынке и удовлетворению спроса населения на основные продукты питания.
К таким мероприятиям относятся:
– разработка региональных и муниципальных программ развития торговли;
– стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами;
– поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности;
– стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок;
– обеспечение более активного участия субъектов малого и среднего предпринимательства в торговле и др.
Как показал анализ состояния и развития торговли в зарубежных странах, отраженный в Стратегии развития торговли, в своем развитии торговля проходит несколько стадий. Стадия становления торговли характеризуется малым размером розничных компаний, что делает оптовиков и дистрибьюторов критически значимыми, поскольку они обеспечивают эффект масштаба в системе. На этапе роста появляются первые крупные розничные сети и производители, которые работают напрямую друг с другом. Рынок посредников постепенно сужается. На стадии зрелости розничная торговля консолидируется, на долю посредников остаются узкие продуктовые ниши, а также малые и отдаленные населенные пункты и малый торговый бизнес. На стадии насыщения крупные розничные сети или производители охватывают большинство регионов, посредники уходят с рынка или меняют бизнес-модель.
В настоящее время российский сектор оптовой торговли, так же как и розничной торговли, находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), товарами отдельного ассортимента или удаленными территориями.
Правовое регулирование торговли как предпринимательской деятельности должно основываться на конституционных принципах, и прежде всего принципе свободы предпринимательской деятельности, поэтому вмешательство государства в деятельность торговых предпринимателей и других участников торгового товарооборота должно осуществляться только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Основные направления государственного регулирования торговой деятельности, обозначаемые в Законе о торговле как методы государственного регулирования, состоят, как указывалось, в установлении требований к ее организации и осуществлению антимонопольного регулирования, информационного обеспечения, государственного надзора и муниципального контроля в области торговли (ст. 4 Закона о торговле).
Проблемы совершенствования законодательства о торговле стали обсуждаться в научной литературе уже в 90-х гг.96 При этом учитывался успешный многолетний опыт параллельного действия во многих зарубежных странах гражданских и торговых кодексов и предлагалось принять в России торговый кодекс в качестве кодифицированного акта, содержащего специальные правила, отражающие особенности торговой деятельности.
Принципиальная возможность принятия Торгового кодекса РФ в качестве продолжения Гражданского кодекса РФ, который будет допускать субсидиарное применение норм ГК РФ, допускается многими учеными97.
Необходимость разработки и принятия Торгового кодекса РФ последовательно отстаивает в устных выступлениях и письменных исследованиях Б. И. Пугинский98. Принятие Торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство, привести в соответствие многие институты коммерческого права с зарубежными аналогами.
Необходимо отметить, что Межпарламентская ассамблея государств – участников СНГ постановлением от 3 декабря 2009 г. № 33–24 приняла Модельный Торговый кодекс для государств – участников СНГ, носящий рекомендательный характер99. Его разработка сопровождалась спорами о том, какой круг общественных отношений должен регулировать Кодекс, следует ли распространить его действие только на частноправовую сферу отношений по осуществлению торговой деятельности либо включить и правила по государственному регулированию торговли. Итогом дискуссий стало включение в Кодекс специальной главы 4 «Государственное регулирование торговой деятельности» Торгового кодекса, в которой определены принципы и методы государственного регулировании торговли, основные направления государственного воздействия на торговлю: защита конкуренции в сфере торговли, защита прав потребителей, общие положения по техническому регулированию в сфере торговли; ограничения торговой деятельности (лицензирование, квотирование). Достоинством Кодекса является и включение в него основных положений об оптовой торговле, розничной торговле, биржевой и электронной торговле. Тем самым Модельный Торговый кодекс регулирует отношения по осуществлению как оптовой, так и розничной торговли. В регулировании торговых отношений Кодекс сочетает публично-правовые требования и частноправовые начала.
Однако разработка и принятие Торгового кодекса РФ являются сложной задачей, решение которой зависит от многих факторов и прежде всего от воли законодателя.
Актуализация действующих нормативных правовых актов необходима не только в области оптовой, но и в розничной торговле.
Так, в Концепции правовой политики, разработанной Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, отмечается, что нормы Гражданского кодекса РФ и Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» дублируются, и в связи с этим отдельные публично-правовые нормы, содержащиеся в законодательстве о защите прав потребителей (например, относящиеся к правилам продажи отдельных видов товаров, режиму работы торговых объектов, порядка предоставления информации для потребителей и т. д.), должны быть исключены из сферы действия законодательства о защите прав потребителей, и на их основе может быть разработан и принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внутренней торговли в Российской Федерации»100.
Кроме того, и на это обращено внимание в Стратегии развития торговли, появление новых форм реализации потребителям товаров, включая дистанционную торговлю, вызывает необходимость законодательного их регулирования, прежде всего, с целью обеспечения прав потребителей.
Следует отметить, что во многих зарубежных странах принято специальное законодательство, регулирующее новые современные формы осуществления розничной торговли.
В условиях происходящей региональной интеграции государств – участников СНГ большое значение для сближения законодательства в области защиты прав граждан-потребителей приобретают принятые совместные соглашения и документы.
13 мая 1995 г. постановлением Межпарламентской ассамблеи государств – участников СНГ был утвержден Модельный закон «Об общих принципах регулирования защиты прав потребителей в государствах – участниках Межпарламентской ассамблеи». Данный Закон носит рекомендательный характер, но имеет большое значение в целях создания общих правовых и организационных основ осуществления защиты прав потребителей и создания равных условий для граждан-потребителей государств Содружества, достижения унификации и соответствия мировой практике регулирования отношений, возникающих между потребителями и предпринимателями101.
Соглашением об основных направлениях сотрудничества государств – участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 г., которое вступило в силу для России 2 июня 2000 г.102, установлено, что граждане каждого государства – участника СНГ, а также иные лица, проживающие на его территории, пользуются на территориях других государств – участников Содружества в отношении своих потребительских прав такой же правовой защитой, как и граждане этих государств, и имеют право обращаться в государственные и общественные организации по защите прав потребителей, другие организации, предъявлять иски в суды и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане этих государств.
Права потребителей и их защита гарантируются национальным законодательством о защите прав потребителей, а также настоящим Соглашением (ст. 3).
Реализацию настоящего Соглашения осуществляют соответствующие национальные органы государств – участников настоящего Соглашения в пределах компетенции, установленной национальным законодательством их государств.
В целях координации совместной деятельности по реализации настоящего Соглашения Стороны создают Консультативный совет по защите прав потребителей государств – участников СНГ (ст. 6).
Данные положения свидетельствуют о большом достижении региональной интеграции по обеспечению гармонизации законодательства в сфере защиты прав граждан стран СНГ.
Как было показано в параграфе 1 данной главы, в рамках региональной экономической интеграции наблюдается активный процесс передачи полномочий в области публично-правового регулирования (таможенного, технического и др.) на наднациональный уровень, что создает условия для эффективного функционирования общего товарного рынка. И данные процессы затрагивают прежде всего торговлю, что свидетельствует о том, что в правовом регулировании торговых отношений наблюдаются новые тенденции, сочетание и взаимодействие национального и наднационального регулирования.
Можно отметить, что новым уровнем интеграционного процесса в рамках СНГ является заключение Договора о зоне свободной торговли государств – участников СНГ, ратифицированного Федеральным законом от 1 апреля 2012 г. № 21-ФЗ103 и вступившего в силу для Российской Федерации 20 сентября 2012 г.104 Положения Договора соответствуют соответствующим правилам ВТО и направлены на формирование условий для свободного движения товаров и интегрирования в международную торговую систему.
Сложность задачи по оптимизации законодательства о торговле объясняется необходимостью при его инвентаризации и совершенствовании согласовывать соответствующие нормы не только с законодательством СНГ, но и с правилами ВТО. В связи с этим первоочередной задачей является инвентаризация нормативных правовых актов, устанавливающих требования к безопасности и осуществлению торговой деятельности с целью приведения их в соответствие с нормами ВТО. Требуется внесение изменений в ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, в том числе Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»105, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»106 и др.
При этом следует учитывать, что система ВТО основывается на нескольких противоположно направленных парах принципов107. Так, действуют принцип либерализации торговли и принцип защиты внутреннего рынка. Существо принципа либерализации международной торговли раскрывается в преамбулах ГАТТ и Марракешского соглашения: снижение тарифов, устранение препятствий дискриминационного режима. Соответственно каждый участник ВТО вправе требовать от других участников выполнения аналогичных действий.
Особенно актуальным для вступающих в ВТО государств является принцип защиты национального рынка, который означает право государства на защиту внутреннего рынка и обязанность осуществлять эту защиту только теми способами и в тех пределах, которые установлены соглашениями ВТО. Адаптация России к условиям ВТО требует применения мер защиты отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Так, в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717, предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку отечественных товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции в условиях ВТО, и мер по адаптации сельского хозяйства к условиям ВТО и по нейтрализации рисков108.
Второй парой принципов являются принцип взаимности и принцип преференций для развивающихся стран.
Как отмечается в литературе, взаимность в отношениях, регулируемых международным правом, предопределена принципом суверенного равенства государств. В международной торговле различают два вида взаимности: равенство в правах и обязанностях участников правоотношения (формальная взаимность) и равенство результатов реализации прав и обязанностей (материальная взаимность)109.
Преференции, предоставляемые менее развитым странам в виде тарифных и нетарифных уступок, предполагают отказ от взаимности, что означает, как отмечает В. М. Шумилов, отступление от формального равенства в пользу равенства фактического110.
Как показало исследование, поставленные цели Закона о торговле оказались невыполненными.
Проведенный анализ данного Закона и других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере торговли, позволяет сделать вывод о том, что первоочередной задачей является совершенствование норм Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» путем внесения в него изменений и дополнений. Концепция данного Закона, предполагающая решение важных задач по определению государственной политики в области торговли, разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности, определению мероприятий по совершенствованию организации и осуществлению торговой деятельности, представляется верной. Вместе с тем достаточно узкий предмет регулирования данного Закона отношений по осуществлению торговой деятельности, сведенный, по существу, только к регулированию взаимоотношений между поставщиками продовольственных товаров и субъектами, осуществляющими розничную торговлю путем организации торговых сетей (ритейлерами), не позволяет данному Закону стать системообразующим законодательным актом.
Для решения данной проблемы необходимо расширить предмет регулирования Закона о торговле и определить в нем не только цели, но и принципы государственного регулирования торговли и решить следующие основные задачи.
В сфере осуществления оптовой торговли должна быть определена государственная политика в отношении торговли товарами производственного назначения. При этом правовое регулирование отношений в сфере оптовой торговли должно основываться на принципах минимально допустимого государственного вмешательства в данную деятельность, обеспечения баланса прав во взаимоотношениях торговых предпринимателей, регулирование наиболее значимых отдельных форм оптовой торговли (франчайзинг, дистрибьюторство) и др.
В сферах оптовой и розничной торговли необходимо внести изменения в законодательное определение основных торговых понятий с целью устранения выявленных недостатков и расширить понятийный ряд; определить основные направления государственного регулирования торговли (поощрения и защита конкуренции, ограничение монополистической деятельности на товарных рынках, защита прав потребителей, ценообразование, техническое регулирование и др.), включить в Закон общие положения о приоритетных направлениях развития прогрессивных видов и форм осуществления торговой деятельности, включая электронную торговлю, другие формы дистанционной торговли, указать основные положения государственной поддержки торговой деятельности и др.
В систему торгового законодательства включаются также законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие оборот отдельных видов товаров (лекарственные средства, пищевые продукты, включая алкогольную продукцию и другие виды товаров), и форм осуществления торговли, которые нуждаются в систематизации и приведению в соответствие с нормами ВТО. Внесение изменений и дополнений в Закон о торговле не снимает необходимости в перспективе принятия Торгового кодекса, а, учитывая укрепление интеграционных процессов на евразийском пространстве и решение в перспективе задачи вступления в ВТО и иных государств – участников СНГ, оптимальным вариантом было принятие общего Торгового кодекса государств – участников СНГ, разработанная модель которого сочетает публично-правовые требования к осуществлению торговой деятельности и диспозитивные правила, регулирующие договорные отношения.
8.3.1. Понятие и виды лекарственных средств
Лекарственные средства – это вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.
Это определение нашло закрепление в ст. Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»360.
Лекарственные средства неоднородны. Законодатель выделяет два самостоятельных рода – фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
Фармацевтические субстанции – лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность.
Лекарственные препараты – лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.
Под лекарственной формой понимают состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта.
Лекарственные средства поступают в оборот под своими названиями.
Торговое наименование лекарственного средства – наименование, под которым препарат поступает в гражданский оборот и которое служит существенным элементом системы обеспечения качества и безопасности этого оборота. Торговое наименование лекарственного средства присваивается его разработчиком.
Торговое название должно идентифицировать товар (лекарственное средство) и опосредованно – его производителя.
Торговое наименование может быть как оригинальным (т. е. специально придуманным или выбранным для определенного препарата, его можно зарегистрировать как знак для товаров и услуг), так и «несобственным» – международным непатентованным или общепринятым.
Под международным непатентованным наименованием лекарственного средства понимают наименование фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения.
Лекарственные средства могут быть классифицированы по различным основаниям.
По оборотоспособности различают свободно обращаемые лекарственные средства; ограниченные в обороте; изъятые из оборота лекарственные средства.
Свободное обращение объектов гражданских прав – общее правило. Ограничение оборотоспособности объектов гражданских прав или тем более полное их изъятие из оборота – исключение из этого правила. Такие исключения допускаются в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Перечень изъятых из оборота объектов гражданских прав (вещей, имущества) должен быть прямо указан в федеральном законе. Перечень ограниченных в обороте объектов гражданских прав определяется в порядке, установленном законом. При этом в отличие от изъятых из оборота объектов ограниченность в обороте может означать ограничение числа субъектов таких правоотношений либо необходимость лица получать специальное разрешение на их приобретение и возможность использования.
Большинство современных лекарственных средств, за исключением некоторых лекарственных трав, относятся к продукции, свободная реализация которых запрещена.
Отдельные вещества (часть из них в прошлом была лекарственными средствами, к примеру, героин, кокаин) в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»361 и издаваемым на его основе Перечнем являются изъятыми из гражданского оборота362.
Кроме того, в Российской Федерации лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот, если они зарегистрированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В Российской Федерации ведется государственный реестр лекарственных средств363.
Лекарственные средства могут быть классифицированы также на оригинальные лекарственные средства и воспроизведенные лекарственные средства.
Оригинальное лекарственное средство – лекарственное средство, содержащее впервые полученную фармацевтическую субстанцию или новую комбинацию фармацевтических субстанций, эффективность и безопасность которых подтверждены результатами доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов.
Воспроизведенное лекарственное средство – лекарственное средство, содержащее такую же фармацевтическую субстанцию или комбинацию таких же фармацевтических субстанций в такой же лекарственной форме, что и оригинальное лекарственное средство, и поступившее в обращение после поступления в обращение оригинального лекарственного средства.
Оригинальные лекарственные средства – лекарственные средства, поступившие в обращение с зарегистрированными собственными названиями. Воспроизведенные лекарственные средства – лекарственные средства, поступившие в обращение после истечения срока действия исключительных патентных прав на оригинальные лекарственные средства.
Для практики все большее значение приобретает деление лекарственных средств на рецептурные и безрецептурные или отпускаемые по рецепту и без рецепта врача.
В соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» информация о лекарственных препаратах, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, должна содержаться только в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских, фармацевтических, ветеринарных работников. Информация о лекарственных препаратах для специалистов в области обращения лекарственных средств может содержаться в монографиях, справочниках, научных статьях, в докладах на конгрессах, конференциях, симпозиумах, научных советах, а также в инструкциях по применению лекарственных препаратов.
Информация о лекарственных препаратах, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат, может содержаться в публикациях и объявлениях средств массовой информации, специализированных и общих печатных изданиях, инструкциях по применению лекарственных препаратов, иных изданиях субъектов обращения лекарственных средств.
Кроме того, при рекламе лекарственных средств следует учитывать особенности рекламы отдельных видов товаров (в частности, ст. 24 Федерального закона «О рекламе»).
Перечень безрецептурных лекарственных средств определяется уполномоченным органом. Лекарственные средства, не включенные в данный перечень, являются рецептурными.
Как можно убедиться, деление лекарств на препараты рецептурного и безрецептурного отпуска имеет первостепенное значение для определения возможностей их рекламы для конечного потребителя (гражданина, пациента).
Рецепт на лекарственный препарат – письменное назначение лекарственного препарата по установленной форме, выданное медицинским или ветеринарным работником, имеющим на это право, в целях отпуска лекарственного препарата или его изготовления и отпуска.
Рецептурные препараты должны отпускаться в аптеках только по рецепту. Порядок отпуска рецептурных препаратов определяется компетентным органом.
Исследуя вопрос о рецептурных и безрецептурных лекарственных средствах, нельзя не упомянуть и о нормах Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», где также используется термин «рецепт».
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпускаются в медицинских целях по рецепту. В целом оборот наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, допускается по назначению врача в медицинских целях, а также в целях, предусмотренных ст. 34–36 указанного Закона (т. е. для использования в научных и учебных целях, экспертной и оперативно-розыскной деятельности).